Выступление на заседании Совета педагогов на тему: Организация работы по речевому развитию в средней группе.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Ольховик Светлана Васильевна

 

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом - развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

·        от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

·        развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

·        развития дикции;

·        развития фонематического слуха;

·        умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.

В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovet_po_rechevomu_razviiyu.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании Совета педагогов МБДОУ№1 «Алёнушка»

на тему: Организация работы по речевому развитию в средней группе.

Автор: Ольховик С.В., воспитатель высшей квалификационной категории

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом - развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

  • от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;
  • развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;
  • развития дикции;
  • развития фонематического слуха;
  • умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.

В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Развитие речи ребёнка неотъемлемо от знакомства с книгой. Чем больше читаем малышам, тем красивее он говорит, тем больше его словарный запас. Прочитав произведение, я обязательно беседую с детьми о прочитанном, мы анализируем поступки героев, разбираем непонятные слова, подбираем сравнительные обороты,  моделируем или модифицируем сказки, стих, рассказ.

Для развития речи детей моей возрастной группы я стараюсь использовать следующие моменты:

  1. Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
  2. Сочетание речевых ответов с практическими действиями (ощупать предмет, согнуть его, помять - (тесто, пластилин) разгладить ткань, бумагу разрезать) делает обстановку более разнообразной и интересной.
  3.  Используем разнообразные игровые моменты. Целесообразно использовать ситуацию (обучаю любимую игрушку) – при изучении посуды, сезонная одежда для куклы.
  4. Приобщение детей к народным традициям. Совместный досуг детей и взрослых, родителей: - «ярмарка»,  игры, потешки.

5) Использование  физкультурных пауз.  

Неоценимую помощь мне оказывает демонстративный материал:

  • плакаты, например, на плакате фломастером рисуем состояние погоды на каждый день;
  •  Буквы магниты, разные по размеру и цвету, форме;
  • сюжетные картинки «Времена года»;
  • шумовые музыкальные инструменты;
  • кукольный театр, настольный театр.

Но самым удачным методом, на мой взгляд, являются – СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. Речевые, словесные игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Предлагаю вашему вниманию наиболее удачные в этом отношении Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:

Дидактическая, речевая игра «Дополни предложения»

  • Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью...
  • Зайчик летом, а зимой...
  • Грибы растут..., а огурчики - на...
  • Рыба живет в..., а медведь - в...
  • Сахар сладкий, а лимон...
  • Днем светло, а ночью...

Дидактическая, речевая игра «Закончи предложение»

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею...

Я помогу...

Я принесу...

Я спою...

Дидактическая, речевая игра «Догадайся и подскажи»

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

  • воронье, серое... - крыло;
  • зеленый, прожорливый... - крокодил;
  • хищный, ширококрылый... - орел;
  • блестящее, гладкое... - зеркало.

Дидактическая, речевая игра «Скажи какой»

  • Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…
  • Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
  • Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
  • Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
  • Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме «Организация работы по музыкальному развитию детей в проектной деятельности»

Как организовать работу по музыке с использованием проектной деятельности...

Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

Вступительное слово:    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем ...

консультация для педагогов "Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

Обобщение опыта работы по речевому развитию в средней группе

Данный материал может помочь воспитателям в работе...

Рабочая программа углубленной работы по речевому развитию в средней группе «Говорушечки»

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее...

Организация работы по речевому развитию дошкольников в группах ДОО

Методические материалы направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. Материал представлен в виде описания компонентов, критериев и содержания работы п...