Организация работы по речевому развитию дошкольников в группах ДОО
консультация

Торопова Светлана Фёдоровна

Методические материалы направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. Материал представлен в виде описания компонентов, критериев и содержания работы по речевому развитию у детей дошкольного возраста. Данные методические материалы предназначены для педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна учреждение

«Кагаöс сöвмöдан шöрин - челядьöс 112 №-а видзанiн» - школаöдз велöдан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара  

Организация работы по речевому развитию

дошкольников в группах ДОО

консультация

Составитель:

Торопова С.Ф. –

старший воспитатель МАДОУ

«ЦРР – детский сад № 112»

г. Сыктывкара

                                         

Сыктывкар, 2023

Проблема развития речи детей дошкольного возраста особенно актуальна в настоящее время.

Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие ребенка в целом. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости 4 компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д).

2. Систематическое проведение образовательной деятельности по развитию речи. Включение задач по развитию речи и их выполнение во всех режимных моментах, через все виды детской деятельности.

3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10 - 15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть. так называемое, «чутье на момент».

4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ - правильная организация предметно-пространственной среды. Предметно пространственная среда - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевые центры способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

Критериями оснащения при подборе дидактического материала являются:

- наполняемость речевого уголка (центра);

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту детей данной возрастной группы;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка или центра). Она является «другом», «партнером» детей. Ее способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы, загадывать загадки, изображать правильное и неправильное произношение звуков вызывает живой интерес, побуждает к речевой активности. Например, героем речевого уголка может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, попугай Гоша, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи

Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке производится в соответствии с темами занятий по развитию речи.  Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Содержание речевого уголка (центра) в группе:

1. картотека артикуляционных упражнений.

2. комплект зеркал (с ручкой).

3. картотека дыхательных упражнений.

4. картотека пальчиковых игр.

5.картотека динамических пауз со стихотворным текстом (физкультминутки)

6. дидактические пособия на развитие речевого дыхания

7. дидактические игры на обогащение словаря.

8. дидактические игры на развитие грамматического стоя речи

9. дидактические игры на развитие связанной речи

10. дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи

11. картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

12. предметы на развитие мелкой моторики (сухой бассейн; прищепки, трафареты; пальчиковые игры, игры на штриховку, мозаики; игры-шнуровки и др.

13. массажные мячики и картотека упражнений с ними.

В заключение хотелось бы напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Если захочет взрослый, то захочет и ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба".

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба"....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Материал раскрывает взаимосвязь речевого развития с другими видами деятельности. Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей на тему:«Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

Методическое сопровождение деятельности педагогов по организации работы по речевому развитию дошкольников 3-7 лет

Опыт работы представлен по двум направлениям: теоретические вопросы управления по организации речевого развития дошкольников; управление работой педагогов в рамках образовательного проекта по развитию...