Методическое сопровождение деятельности педагогов по организации работы по речевому развитию дошкольников 3-7 лет
методическая разработка по развитию речи

Ватутина Вероника Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад № 1общеразвивающего вида с приоритетным направлением познавательно-речевого направления

развития воспитанников»

Методическое сопровождение деятельности педагогов

 

по организации работы по речевому развитию дошкольников 3-7 лет

Подготовила  старший воспитатель

Ватутина Вероника Николаевна

Озерск

  2020 год

Методическое сопровождение деятельности педагогов

 по организации работы по речевому развитию дошкольников 3-7 лет

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование опыта работы …………………… ...6

1.1.  Нормативное обеспечение речевого развития детей в системе дошкольного образования.………………………………………. …6

1.2. Развивающие возможности речевой среды………………………..7

1.3. Требования к речи педагогов ДОУ………………………………... 8

1.4. Составляющие аспекты в управлении речевым развитием дошкольников. …………………………………………………….…9

1.5. Требования к проведению методической работы для достижения оптимального результата. …………………………………………..10

Глава 2. Практический опыт работы по теме

«Методическое сопровождение деятельности педагогов по организации работы по речевому развитию дошкольников 3-7 лет»…………………….15

2.1.  Методическая подготовленность педагогов к организации профессиональной деятельности в речевой работе с детьми……...16

2.2. Создание благоприятных условий в речевой развивающей среде для развития речи детей………………………………………………20

2.3. Организация методической работы с педагогами………………….22

2.4.  Анализ диагностических данных обследования речи дошкольников в структурном подразделении……….......................30

2.5. Контрольно-аналитическая деятельность в управлении речевым проектом………………………………………………………………33

2.6. Результаты методической работы в рамках проекта………………37

3. Заключение………………………………………………………………… 38

Список литературы……………………………………………………………41

Приложения…………………………………………………………………43


Введение

Работа дошкольного учреждения в режиме развития в современной системе дошкольного образования, его переход в новое качественное состояние не может осуществляться без нововведений. Инновационный процесс может осуществляться стихийно или организованно                                (с разработкой образовательного проекта, определением общей проблемы и т.д.). Исходя из этого, работа МБДОУ ДС № 1 направлена на реализацию образовательного проекта по развитию речи, который предполагает коллективный поиск решения методических проблем речевого развития дошкольников для выполнения социального заказа на формирование речи детей. Это и является целью проекта.

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать, пользоваться языком, развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Л.Е. Журова, Ф.А. Сохин и др.).

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, В.С. Мухина, С.Л. Рубенштейн и др.).

Проблема речевой запущенности детей при поступлении в школу вызвало к жизни образовательный проект «Речевое развитие дошкольников», целью которого является создание модели психолого-педагогического сопровождения речевого развития дошкольников 3-7 лет и оптимизация условий в ДОУ для речевого развития дошкольников.

В качестве объекта проектирования выступает содержание речевого развития дошкольников, методы, технологии, образовательная программа речевого развития дошкольников. Субъектом проектирования выступают педагоги МДОУ.

Структура проекта зависит от поставленных задач:

1. Определение путей оптимизации речевого развития дошкольников в условиях ДОУ общеразвивающего вида:

- создание в ДОУ условий, способствующих эффективному речевому развитию дошкольников;

- разработка системы комплексного взаимодействия специалистов ДОУ;

- формирование у педагогов мотивации профессиональной деятельности по речевому развитию.

2. Профессиональная готовность педагогов к проведению речевой работы с детьми.

3. Повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста:

- разработка критериев, уровней, показателей речевого развития дошкольников;

- систематизация, осуществление подбора и разработки диагностических методик;

- осуществление теоретического обоснования содержания и методов речевого развития дошкольников.

Для их решения необходимо эффективное управление образовательным проектом в ДОУ, что предполагает достижение высокой эффективности образовательной речевой работы с детьми на уровне современных требований.

Управление методической работой в детском саду является системой, если базируется на важных принципиальных требованиях:

  • связь с жизнью;
  • научность;
  • комплексность;
  • систематичность;
  • единство теории и практики;
  • оперативность, гибкость, мобильность,

поэтому с учётом специфики СП разработана структура образовательным проектом.

В результате реализации образовательного проекта ожидается:

• совершенствование образовательных программ педагогов по развитию речи дошкольников;

• улучшение и разнообразие содержания речевой работы в МДОУ;

• создание единой системы диагностических методик;

• единство сопровождения речевого развития детей в МДОУ;

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

• улучшение речевой среды в МДОУ.

Глава 1. Теоретическое обоснование опыта работы

Проблема развития речи является комплексной, так как основывается на знании не только педагогики и психологии, но и общего языкознания, психолингвистики, социолингвистики.

Отбор, мотивация знаний для общего развития умственной и познавательной деятельности способствует развитию личностных качеств вместе с усвоением форм и функций речи (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К.И. Чуковский отмечал: «... воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка, отражается на его деятельности и поведении.

Одно из условий нормального развития ребёнка и его успешного обучения в школе – своевременное, полноценное формирование речи.

1.1. В документах по нормативно-правовому, научно-методическому обеспечению системы дошкольного образования придается огромное значение развитию речи детей дошкольного возраста:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста,

- Концепция дошкольного воспитания.

В Концепции дошкольного воспитания, определившей принципиально новый личностно-ориентированный подход к ребёнку, и являющейся основополагающим ориентиром в деятельности каждого дошкольного учреждения, говорится следующее:

«Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5 – 6 годам, то это путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры».

В Законе Российской Федерации «Об образовании» указывается, что «обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы… устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом».

1.2. При анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей, развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдение правил речевого этикета, поэтому педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо продумывать и организовывать в своей группе речевую среду. Необходимо в первую очередь думать о том, что речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в дошкольном учреждении.

Ребенок бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст других. Складывается стихийная речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Такая среда называется естественной речевой средой. Она может быть благоприятной для речевого развития ребенка, если речь взрослых правильная, если они постоянно реагируют на его речь, а может быть неблагоприятной.

Развивающие  возможности речевой среды, в которой растет ребенок, называется развивающим потенциалом. В дошкольном учреждении специально организуют речевую среду таким образом, чтобы развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени.

Речевая среда со специально установленным высоким потенциалом называется искусственной речевой средой.

1.3. Развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от речи воспитателя. Для воспитателя ДОУ владение связной речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Воспитатель обязан развить в себе совершенное владение речевыми навыками, которые потом передаст детям. Обязательное условие – дети должны слышать хорошую, правильную, выразительную речь, образную речь без ошибок и недостатков.

К речи педагогов ДОУ предъявляются особые требования.

  1. Содержательность речи. Необходимо избегать многословия в употреблении лишних слов. Важным качеством хорошей речи считается сжатость, одну и ту же мысль можно выразить короткими и сложными предложениями. Использование развернутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения.
  2. Логичность речи – важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неконкретности, неопределенности рассуждений.
  3. Богатство речи, т.е. какое количество слов мы используем. У каждого человека есть свой словарный запас, который он должен пополнять. Так, например, у А.С.Пушкина словарь составлял 2.100 слов, а у Даля – 250.000 слов. Язык, как достояние науки, требует нашей постоянной заботы. Необходимо сохранить данное нам наследие.
  4.  Чистота речи. По данному требованию хочется привести в пример стихотворение Расула Гамзатова, в котором он показывает желание найти нужное, новое слово:

Время, время, о нем горячо

И правдиво писали иного.

Но все кажется мне, что еще

Не сказали мы верного слова.

Где болит у тебя, мой сынок?

Мать над люлькой склоняется снова.

Так во власти любви и тревог

Я ищу это верное слово!

И пускай даже завтра умру

Мне ль бояться удела такого?

Если я призвавший к добру

Отыщу это верное слово.

  1. Уместность речи – теснейшим образом связано с её стилем. Употребление языка в разных сферах общения выработали определенный набор языковых средств, в соответствии с задачами общения. Общению людей в быту соответствует разговорный стиль, а официально – деловой стиль – в государственном учреждении, в научной же деятельности соответствует научный стиль.
  2. Правильность. Требования к правильной речи касается всех сторон языка, слова следует использовать в соответствии с их точным значением, изменять по правилам.
  3. Образность. В художественном произведении образность присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи различных выразительных средств – сравнение метафор, эпитетов. Искусству образной речи учат нас поэты и писатели.
  4. Живость, эмоциональность, выразительность.
  5. Благозвучие. Забота о культуре речи предполагает работу над ее звуковой стороной. Исходя из требований, педагог постоянно должен работать со словарями, по возможности радиопередачи, спектакли, так как речь артиста считается грамматически правильная.

1.4. Отсутствие у педагогов достаточного объема речевых знаний и умений, должного осознания и адекватной оценки своей роли в развитии речи детей, преодолении её недостатков организовать эту работу на оптимальном уровне не всегда представлялось возможным (Н.В.Новоторцева, В.И.Селивёрстов, О.А.Степанова). Сегодня опора на проведенные в разное время научно-методические исследования, и опыт работы с детьми позволяют определить направленность в деятельности на содержательно-технологическом уровне. Её цель: создание воспитательной среды для преодоления речевых затруднений у детей.         Для достижения этой цели в ДОУ при организации учебно–воспитательной работы должны решаться задачи:

- диагностическая;

- профилактическая;

- коррекционно – речевая.

При этом следует определить набор знаний и умений, которыми должен овладеть педагог дошкольного учреждения в целях формирования полноценного речевого развития дошкольника. В сочетании с творческим подходом к применению знаний в условиях ДОУ выводит деятельность педагогов на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании развивающего стиля их деятельности.

1.5. Основная цель управления ДОУ – достижение высокой эффективности образовательной речевой среды с детьми на уровне современных требований.

Образование – это процесс передачи определённой общественно значимой информации. Он происходит при обучении детей на занятиях, прогулках, в процессе игр, в процессе общения с родителями. Эффективная технология управления этими процессами в ДОУ предполагает активное совершенствование конкретных профессиональных умений педагогов, поскольку именно они осуществляют педагогический процесс.

Понятие «организация» в теории и практике управления рассматривается в зависимости от ситуации в широком или узком смысле. В широком смысле организацию понимают как синоним управления в целом, а потому она содержит обширный круг функций: изучение, анализ состояния дел с учетом нового социального заказа, целеполагание – выбор цели и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм  и методов, путей и средств достижения целей, создание рациональной организационной структуры управления, расстановку людей по участкам, постановку перед ними рабочих задач, их инструктирование, стимулирование, оказание им конкретной помощи по ходу работы, контроль, проверку исполнения дел, анализ и оценку результатов и т.д. Все эти функции имеют очень большое значение и в процессе оптимального управления методической работой в детском саду.

Общеизвестна прямая зависимость качества образования от уровня сформированности профессиональных умений педагогов.

Объективные реалии и потребности совершенствования речевого образования воспитанников обусловливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой. Управление методической работой по развитию речи занимает особое место в системе управления ДОУ, тесно связано с его основными задачами и функциями. Её особая роль в управлении проявляется в активизации человеческого фактора – личности и в творческой деятельности педагогов и воспитателей, поэтому не текущие поправки и коррективы, а серьёзный управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива педагогов – вот главные ориентиры методической работы в детском саду.  Руководитель ДОУ должен видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности по речевому развитию дошкольников, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других.

        Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание действенной и своевременной помощи педагогам.

        Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога в развитии речи дошкольников по-прежнему остается одной из самых сложных.

        Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо хорошо понимать саму ее сущность, основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать наиболее важные, принципиальные требования к ее организации и осуществлению. Возьмем за исходную точку понятие сущности методической работы, сформулированное С.Ф.Багаутдиновой. Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ.

        Задачи методической работы по речевому развитию дошкольников можно представить следующие:

  • управление образовательным процессом (ведущая);

управленческий аспект позволяет построить систему в виде следующего комплекса взаимосвязанных элементов: программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – анализ – стимулирование – коррекция.

  • деятельный аспект может выделить такую структуру: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

В содержательном аспекте структура выглядит как взаимосвязь направлений методической работы: мировоззренческая подготовка – частномеодическая – дидактическая – воспитательная – психолого-физиологическая – этическая – общекультурная – техническая подготовка.

  • Организационный аспект предполагает систему, построенную из форм методической работы  или объединений педагогов по возрастным группам воспитанников и т.д.

        Все рассмотренные аспекты и соответствующие им структуры органично взаимосвязаны между собой таким образом, что все реализуются в каждой и каждая структура реализуется во всех. Такое многоаспектное, многомерное, объемное видение системы методической работы по организации речевой деятельности позволяет руководителю ДОУ «высветить» слабые места системы и лучше добиваться ее эффективности.

        Контроль за качеством педагогического процесса должен осуществляться не только и не столько управленцами, сколько самими педагогами. Эффективность педагогической деятельности определяется также и умением педагога оперативно и адекватно оценивать уровень усвоения программы детьми по развитию речи.

        Чтобы проанализировать эффективность методической работы в ДОУ, необходимо сформулировать критерии ее оценки. Существует ряд общих критериев, которые и нужно всегда учитывать:

  • результаты развития детей, достижение оптимального  уровня для каждого ребенка;
  • рост мастерства воспитателей;
  • в коллективе наблюдаются улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.

        Руководитель должен исходить из понимания того, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Целостность системы управления речевым развитием дошкольников в детском саду предполагает создание условий для эффективности повышения мастерства педагогов.

        Управление методической работой в детском саду только тогда будет целостной системой, если будет базироваться на важнейших принципиальных требованиях, а именно:

  • связь с жизнью;
  • научность;
  • системность;
  • комплексность;
  • систематичность;
  • единство теории и практики;
  • оперативность, гибкость, мобильность;
  • коллективный.                                                                          

                Таким образом, реализация в управлении речевым развитием дошкольников названных требований должна обеспечить оптимальные результаты, что следует рассматривать в качестве одного из показателей эффективности методической работы в управлении современным ДОУ.

        Управлению методической работой в настоящее время придается большое значение, так как «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его прогрессивное развитие. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления ДОУ, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности. Только через совершенствование управления речевым развитием, поднятия ее на более высокий уровень можно изменить содержание в системе.

Глава 2. Практический опыт работы по теме «Методическое сопровождение деятельности педагогов по организации работы по речевому развитию дошкольников 3-7 лет».

        Дошкольный возраст – это период бурного развития всех сторон речи и выводы педагогов Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. и др. говорят о развитие речи ребенка, которая зависит от его восприятия речи взрослых и собственной речевой активности.

        Основная задача речевого развития дошкольников – это овладение нормами и правилами родного языка, поэтому педагогическим сообществом решаются следующие задачи:

  • создание полноценных условий для речевого развития детей дошкольного возраста.
  • повышение уровня речевого развития дошкольника.
  • формирование у педагогов стремления добиваться высоких результатов в речевой деятельности ребенка.

        В целях оптимизации работы, с учетом специфики МБДОУ и структурного подразделения, разработана система управления образовательным проектом с распределением обязанностей заведующего, старшего воспитателя, педагогов.

        Вся работа стоится на основе нормативно-правовой базы.

Локальные акты:

  • Программа развития МБДОУ ДС № 1
  • Образовательная программа МБДОУ ДС № 1
  • Положение о ПМПК МБДОУ ДС № 1
  • Положение о внутренней контрольной деятельности МБДОУДС № 1
  • Положение о творческой лаборатории МБДОУ ДС № 1
  • Положение о смотрах-конкурсах речевых зон в группах и книжных уголков МБДОУ ДС № 1
  • Годовой план МБДОУ ДС № 1, СП «Радуга»

        Локальные акты задают общие направления и требования к организации работы ДОУ. В 2015 году разработана «Программа реализации раздела «Речевое развитие детей дошкольного возраста в МБДОУ ДС № 1», рассчитанная по 2019 год. В ней прослеживается ряд последовательных этапов:

  • Аналитический
  • Практический
  • Этап регулирования и коррекции
  • Внедренческий

        2.1. Педагогический коллектив нашего СП «Радуга» на протяжении ряда лет с 2016-2020 учебного года решает проблемы речевого развития.

Проработаны темы:

  • Воспитание ЗКР у детей разных возрастных групп в течение 2 лет;
  • Организация, оснащение развивающей речевой среды;
  • Формирование словаря у дошкольников в разных видах деятельности;
  • Формирование грамматического строя речи у дошкольников;
  • Развитие связной речи дошкольников.

Управление деятельностью педагогов осуществляется по блокам.

Аналитический блок.                                                                                                   Для проведения качественной работы по разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред.М.А.Васильевой и других авторов «Развитие речи» необходим высокопрофессиональный, образовательный уровень педагогов, достаточная их готовность для проведения речевой работы с детьми.

        В СП «Радуга» трудятся 10 педагогических работников, из них имеют:

высшее образование – 60% (6 человек)

среднее специальное – 40% (4 человека).

        Аттестовано – 100% (10 человек), из них 50% (5 человек) на высшую и первую квалификационную категории.

        Для получения данных диагностики по готовности педагогов к работе по речевому развитию детей регулярно проводятся: тестирование, анкетирование знаний основ развития речи детей по методикам Ю.Н.Родионовой, Н.В.Микляевой, Л.Р.Болотиной, С.Г.Молчанова, О.А.Скоролуповой и др.

        На пять блоков тестовых заданий получены правильные ответы – 72- 99%, неправильные – 28 – 1%.

        Это позволяет сделать вывод:

- педагоги достаточно грамотно владеют методикой развития разных сторон речи в возрастных группах,

- успешно используют знания в практической деятельности,

- умеют создавать мотивацию к речевой деятельности,

- грамотно создают речевую развивающую среду.

        Результаты опроса педагогов подтверждаются проводимой углубленной работой по развитию речи, как отдельными педагогами, так и педагогическим коллективом в целом (Приложение)

Темы углубленных работ педагогов

МБДОУ ДС № 1 СП «Радуга» на 2016-2020 г.г.

ФИО

Должность

Тема работы

1.Ветошкина Е.Г.

Воспитатель

«Формирование и активизация словаря старших дошкольников»        

2.Кузнецова Е.И.

Воспитатель

«Использование дидактических игр в развитии речи детей»

3. Матвиенко К.А.

Воспитатель

«Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»

4. Сигаева Р.Х.

Воспитатель

«Формирование всех сторон речи посредством воспитания детей на русском народном творчестве»

5. Борисова Т.П.

Музыкальный руководитель

«Развитие образной речи у дошкольников на музыкальных занятиях»

6. Новикова Л.В.

Учитель-логопед

«Организация взаимодействия с педагогами по развитию речи детей»

7. Соколова Я.Ю.

Инструктор по Ф.К.

«Народные игры как средство воспитания у дошкольников положительного отношения                              к физкультуре»

8. Филинкова Е.Б.

Воспитатель

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

9.Щукина О.В.

Воспитатель

«Развитие речи дошкольников посредством экологического воспитания»

        Темы опытов работы педагогов с учетом приоритетного направления по речевому развитию представлены:

- на методических объединениях для педагогов ОГО, ДС № 1, логопедов ОГО, инструкторов ФК,

- при прохождении аттестации на квалификационную категорию,

- педагогических советах в структурном подразделении.

        При посещении мероприятий, проводимых педагогами ДОУ, а также при организации предметно-развивающей среды по развитию речи и осуществлении контрольной деятельности за работой педагогов по планированию, проведению речевой работы с детьми проанализированы знания, умения, навыки педагогов по проблемам речи дошкольников:

- все педагоги знают программу и методику диагностирования развития речи детей, направления данной работы,

- учитывают индивидуальные особенности ребенка,

- осуществляют дифференцированный подход к детям с разным уровнем освоения родного языка,

- воспитывают положительные нравственные качества в работе с книгами, иллюстрациями и т.п.,

- используют различные формы взаимодействия с родителями по речевому развитию детей.

        Отдельные педагоги владеют высокой культурой речи, коммуникативными умениями.

        Наряду с этим имеются трудности педагогов:

- недостаточное владение научной терминологией,

- не в полном объеме владеют об инновациях в методике развития речи,

- недостаточно ориентированы в специфике средств обучения развитию речи, нетрадиционных форм организации обучения детей родному языку,

- у отдельных педагогов речь эмоционально обеднена, неполное соответствие культуры речи современным требованиям.

        В связи с этим требуется активизировать работу:

  1. По расширению знаний педагогов об инновациях в методике развития речи и умении оперировать научной терминологией.
  2. По теоретическому просвещению педагогических кадров о нетрадиционных формах организации обучения дошкольников родному языку.
  3. По формированию умений педагогов отбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию по речевому развитию дошкольников.
  4. Повышению своего профессионального уровня в данной области.

        2.2. Следующим этапом аналитического блока является оценка уровня речевой развивающей среды в группах.

Ее основная цель – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду с взрослыми, сверстниками и детьми младшего и старшего возраста, а также определение особенностей развивающей среды во всех группах детского сада. Анализ речевой среды за показал, что оснащение групп недостаточное, педагоги плохо ориентировались в выборе пособий, литературы, предметов для развития речевого общения детей, поэтому для обеспечения методически правильной речевой среды были разработана памятка по оснащению центров речевого развития для всех возрастных групп. Ежегодно проводятся смотры речевых зон, книжных уголков в структурном подразделении, а в МБДОУ ДС № 1 – с 2015 года.

Цель проведения смотров: стимулирование активности педагогов в совершенствовании, актуализации, обновлении содержания и оформления речевых уголков в соответствии с современными требованиями. Результаты оценивания смотра конкурсов речевых уголков оформлены таблицей по показателям:

  • Соблюдение требований к организации речевого уголка;
  • Подбор материала с учетом их идейно-художественной ценности;
  • Жанровое разнообразие книг;
  • Тематический принцип подбора материала;
  • Наличие книг-самоделок, ширм с картинками, иллюстраций, портретов писателей и художников-иллюстраторов, детских журналов, газет, рисунков детей;
  • Связь с театрализованной деятельностью.

Выявлено следующее:

- содержание годового плана структурного подразделения отражает вопросы руководства по речевому развитию детей;

- персональные планы по ознакомлению с художественной литературой представлены в полном объеме и соответствуют требованиям реализуемой программы;

- в перспективно-календарную модель планирования образовательного процесса в течение всего дня включена разнообразная деятельность детей по развитию речи;

- педагогами группы № 1 структурного подразделения активно ведется пропаганда педагогических знаний по вопросам речевого развития среди родителей;

- качественная подготовка и разнообразие материала в соответствии с возрастом в группах № 1, 3, 4.

Рекомендовано:

- продолжать обновление содержания книжных уголков книгами-панорамами в группах № 3,4;

- пополнение разных видов театра в группах № 1, 4;

- продолжать работу по словотворчеству в группе № 2.

На основании распоряжения руководителя СП проходят тематические проверки, такие как:

  • «Состояние работы по ЗКР в группах»,
  • «Оснащение речевых зон»,
  • «Готовность уголков по развитию речи»,
  • «Организация речевой среды в группах»,
  • «Формирование словаря  у детей в разных видах деятельности»,
  • «Эффективность организации работы по овладению детьми нормами грамматического строя речи».                                                                  

Цель:

- определение уровня организации речевой среды в группах;

- оценка воспитательной, образовательной, развивающей работы с детьми по отдельным направлениям раздела «Развитие речи».

(Материалы проверок и смотров сопровождаются аналитическими справками).

Для пополнения банка методических материалов (конспекты занятий; дидактический, наглядный, демонстрационный материал) создан каталог с перечнем дидактических игр, картин к занятиям автора Н.В.Нищевой (приложение).

При осуществлении практического блока Программы реализации проекта «Развитие речи дошкольников» продолжается работа с педагогами, детьми:

  • Составлены и уточнены перспективные планы по разделам развития речи детей;
  • Оформляется передовой педагогический опыт по данному направлению;
  • Обновляется содержание работы с детьми (проведение конкурсов чтецов, оформление альбомов словотворчества, изготовление книжек-самоделок).

        2.3. При реализации «речевого проекта» помимо создания полноценных условий, способствующих речевому развитию дошкольников, обработки полученной информации мы приступили к созданию и внедрению методического сопровождения проекта. Для этого в структурном подразделении «Радуга» ежегодно перед педагогами ставятся поэтапно годовые задачи по отдельным подразделам раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой «Развитие речи». Для их выполнения в годовых планах ДОУ намечаются и проводятся различные формы методической работы:

  • Участие и посещение мероприятий в рамках Недели передового педагогическогоопыта и Панорамы педагогических достижений;
  • Педагогические советы;
  • Семинары-практикумы по развитию речи;
  • Методические объединения для воспитателей ДС № 1;
  • Заседания творческой лаборатории;
  • Консультации для педагогов;
  • Коллективные просмотры мероприятий в СП, ДС № 1;
  • Педагогические часы;
  • Смотры речевых уголков в ДОУ, СП ДС № 1;
  • Выставки методической литературы и дидактических пособий.

Годовая задача

Методические мероприятия в ДОУ в 2015-2016 уч.году

Дата проведения

1.Способствовать развитию речевых коммуникаций ребенка через обобщение материала по созданию речевой развивающей среды.

2. Обогащать речевую развивающую среду с учетом образовательных программ и национально-регионального компонента.

  • Консультация «Творчество педагогов в создании речевой развивающей среды в ДОУ».
  • Семинар-практикум «Планирование работы  по развитию речи детей».
  • Консультация «Особенности и формы организации речевой среды с учетом новой программы, возраста детей».
  • Открытые просмотры занятий в группах по развитию речи.
  • Смотр речевых уголков в СД Д/с № 1.
  • Педагогический совет «Развивающая речевая среда как новая рубрика усовершенствованной программы».
  • Пополнение педагогической копилки разработанными методическими и педагогическими материалами.
  • Научно-методическое обеспечение педагогов.

Сентябрь 2015 г.

Октябрь 2015 г.

Декабрь 2015 г.

Ноябрь, февраль 2015-16 г.г.

Январь 2016 г.

Февраль 2016 г.

В течение года

В течение года

Годовая задача

Методические мероприятия в ДОУ

в 2016-2017 уч.году

Дата проведения

Развивать речь детей через обогащение и активизацию словаря

  • Консультация «Речевая развивающая среда».
  • Педагогический час «Планирование работы по развитию речи».
  • Консультация для педагогов «Формирование словаря у дошкольников в разных видах деятельности».
  • Коллективные просмотры занятий по развитию речи.
  • Педагогический совет «Формирование словаря у дошкольников в разных видах деятельности».
  • Смотр книжных уголков в СП    и ДС № 1
  • Семинар «Культура речи педагогов».
  • Выставка методической литературы и наглядно-дидактических пособий по развитию речи детей, создание каталога за 2017 год.
  • Подбор и оформление материалов по детскому словотворчеству.

Сентябрь 2016 г.

Октябрь 2016 г.

Ноябрь 2016 г.

Декабрь 2016 г.

Декабрь 2016 г.

Январь 2017 г.

Февраль 2017 г.

Февраль 2017 г.

Март 2017 г.

Комплекс методических мероприятий по развитию речи

 за 2017-2018 уч.года в СП «Радуга»

Мероприятия

Тема

Дата проведения

Обследование речи детей

Диагностика развития речевых сторон у детей во всех возрастных группах

Сентябрь

Консультация

Задачи, методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей в разных возрастных группах

Октябрь

Беседы и консультации с родителями

Возрастные нормы по развитию речи у детей

Октябрь, по необходимости

Педчас

Создание теоретической и методической базы для проведения работы по развитию граммстроя  речи у дошкольников

Ноябрь

Консультация

Использование дидактических игр по формированию граммстроя   речи у дошкольников

Декабрь

Мастер-класс

Знакомство с опытом работы инструктора по ФК Соколовой Я.Ю. по развитию физических качеств детей на основе народного творчества

Декабрь

Педагогический совет

Овладение детьми дошкольного возраста грамматическим строем речи

Январь

Контрольно-аналитическая деятельность

Тематическая проверка и контроль

Эффективность организации работы по овладению детьми нормами граммстроя речи (взаимопосещения занятий, диагностические карты уровня сформированности ГСР детей, речевые зоны, карта профмастерства  педагогов, составление каталога дидактических игр)

Ноябрь-декабрь

Систематический контроль

Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию детей

Октябрь-ноябрь

Итоговый контроль

Посещение открытых занятий педагогами и специалистами; анализ диагностических данных формирования ГСР у детей всех групп на начало и середину учебного года

Декабрь

Работа логопункта

Выписка детей с нормой произношения звуков

Декабрь

Проведены семинары-практикумы:

  1. Планирование работы по развитию речи дошкольников – 2015 год.

Полученный результат:

- позволил применить полученные знания в практической деятельности;

- молодые специалисты и педагоги с большим стажем работы проанализировали раздел «Развитие речи» утвержденной «Программы…» М.А.Васильевой и других авторов;

- воспитатели составили перспективный план работы по всем возрастным группам с учетом речевых особенностей детей с применением новых методических и наглядных пособий.

  1. Культура речи педагога – 2017 год.

Полученный результат:

- педагоги ДОУ проявили активность в подборе высказываний ученых-лингвистов, в работе со словарями, учебными пособиями;

- обобщили знания о культуре речи педагогов;

- возможность применить в работе знания о культуре общения, морфологии, синтаксисе.

3. Дифференцированный подход в развитии речи детей – 2018 год.

Полученный результат:

- семинар явился итоговым этапом в решении годовой задачи по формированию ГСР у детей;

- педагоги получили теоретические знания о понятии дифференцированного подхода в развитии речи детей;

- определены наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми разного уровня ГСР;

- получены знания о внедрении в работу фронтальных занятий дифференцированного вида.

Проведены консультации:

  1. Планирование и ведение работы по ЗКР в разных возрастных группах.
  2. Работа по формированию правильных произносительных навыков у детей 3-4 лет.
  3. Индивидуальная работа по ЗКР с детьми 4-5 лет.
  4. Методы и приемы словарной работы с детьми  в разных видах деятельности.
  5. Развитие речи ребенка 4-го, 5-го года жизни.
  6. Развивающая речевая среда в группах массового детского сада.
  7. Обследование речи детей в массовом детском саду.
  8. Задачи, методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей в разных возрастных группах.
  9. Использование дидактических игр по формированию грамматического строя речи у дошкольников.

Проведены педагогические часы:

  1. Анализ развития словаря детей на конец учебного года. Перспективы работы.
  2. Создание теоретической и методической базы для проведения работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
  3. Анализ методической литературы по овладению детьми грамматическим строем речи, составление каталога дидактических игр.
  4. Развитие лексико-грамматической стороны речи в разных возрастных группах.

Методическое объединение для воспитателей ДС № 1 проводилось с целью повышения профессионального мастерства, объединения творческих инициатив педагогов для повышения качества образования в ДОУ.

Задачи мероприятия.

  • Пропагандировать опыт работы педагогов через методические мероприятия ДОУ.
  • Информировать педагогов о новейших достижениях психолого-педагогической науки.
  • Организовать деятельность педагогов по теоретическому, программно-методическому обеспечению.

Результат:

Педагоги получили материалы специалистов о психолого-педагогических особенностях возраста с 3-4, 4-5 лет; познакомились с созданными условиями в речевой развивающей среде в группах, повысили свой профессиональный уровень, обменялись опытом работы по созданию условий работы с детьми, оснащению наглядно-дидактическими и методическими пособиями для организации проведения речевой работы с дошкольниками.

Педагогический совет «Овладение детьми дошкольного возрасти грамматическим строем речи» - январь 2018 года

Цель мероприятия

Факторы, способствующие достижению цели

Индикативные показатели, подтверждающие достижение цели

1.Проанализировать воспитательно-образовательную работу с детьми по развитию грамматического строя речи.

2.Проанализировать итоги исследования ГСР детей всех возрастных групп.

3.Оценить предложенные и наметить дальнейшие пути совершенствования ГСР у детей.

  • Проведение в СП организованных мероприятий с детьми (взаимопосещения, самоанализ  педагогов и анализ занятий коллегами).
  • Организация и проведение М.О. по развитию речи для педагогов ДС № 1.
  • Диагностические карты обследования ГСР детей.
  • Консультации педагогам.
  • Педагогический час.
  • Мастер-класс по опыту работы педагога.
  • Просветительская работа с родителями.
  • Практический материал по развитию речи (каталог дидактических игр по возрастам).
  • Письменные консультации ДС № 1 о возрастных особенностях детей 3-4-5 лет.
  • Повышение профмастерства.
  • Конспекты мероприятий.
  • Диагностические данные развития ГСР детей на оптимальном и допустимом уровне.
  • Письменные консультации по развитию лексико-грамматического строя речи на основе предложенной лексической темы для родителей.

        Проведенные педагогические советы дали определенный результат, они способствовали:

- ежегодному решению поставленных перед педагогическим сообществом задач;

- обобщению опыта работы по данной теме;

- повышению профессионального уровня педагогов;

- возможности углубленного изучения и расширения работы по каждому направлению речевого развития дошкольников;

- сбору и систематизации методического, наглядно-дидактического материала для развития речи детей.

        2.4. Неотъемлемой частью практического блока Программы реализации раздела «Речевое развитие детей дошкольного возраста» является мониторинг развития речи детей.

        В нашем СП «Радуга» обследование речевого развития детей проводится по технологиям, разработанным учителем-логопедом Новиковой Л.В. на основе методик Стребелевой Е.А., Фотековой Т.А., Гербовой В.В., «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и других авторов, и разработок по обследованию речи детей, представленных Коротовских Л.Н. Технологии соответствуют возрастным нормам речевого развития и программным требованиям.

        Диагностика развития речи дошкольников проводится по 5-бальной шкале оценок. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (построке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Балловый диапазон:

От 4, 5 до 5 баллов – высокий уровень развития

От 3, 8 до 4, 4 баллов – уровень выше среднего

От 3, 0 до 3, 7 – деятельность на среднем уровне;

От 2,3 до 2, 9баллов – уровень выше среднего

Ниже 2, 2 балла – деятельность низкого уровня.

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации

Анализ динамики речевого развития детей с 3 до 7 лет за последние три учебных года в сравнении с программными требованиями, выявлением проблем по возрастным группам показал: по результатам мониторингового исследования речи детей наибольший процент нарушения речи приходится на 2 младшую, среднюю группы (от 70% до 100%).

Причина: физиологическая несформированность правильного звукопроизношения, фонематических процессов в данном возрасте и недостаточное использование сензитивного периода воспитателями. Также в этом возрасте отмечается большой процент детей с ОНР (от 14% до 28%). Это дети, которые были не направлены в ГПМПК в более раннем возрасте для определения в коррекционное учреждение, либо их родители отказались от специализированной помощи, либо дети не попали в рекомендованное коррекционное учреждение. Все они были направлены в ГПМПК в случае согласия родителей посещения комиссии и, в дальнейшем, посещения коррекционного учреждения.

Результаты  исследования в каждом учебном году показывают стабильную динамику в развитии речи детей:

- 2017-2018 уч.год – 20%;

- 2018-2019 уч.год – 45%;

- первое полугодие 2019-2020 уч.года – 35%.

        Результаты обследования показали, что в старшем дошкольном возрасте количество детей с нарушением речи уменьшается. Это определяется грамотным планированием и едиными требованиями к методической организации речевой работы в ДОУ в соответствии с программными и возрастными требованиями, результатами диагностики и тесной взаимосвязью в работе логопеда и воспитателей. На детей, которые не попали в коррекционное учреждение по тем или иным причинам, на ПМПК в структурном подразделении «Радуга» составляется индивидуальный план-программа, по которому и работают все педагоги ДОУ.

Рекомендации педагогам:

  • Проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в овладении норм родной речи.
  • Ежедневно закреплять знания детей по разделу «Развитие речи» (словарь, ЗКР, ГСР).
  • Развивать психические процессы (память, мышление и др.) при использовании дидактических игр, заучивании стихотворений, пересказывании сказок, произведений.
  • Регулярно взаимодействовать с родителями по вопросам речевого развития детей.

        2.5. Для отслеживания результатов проводимой работы педагогами разработан план контроля мероприятий по организации работы педагогов и выявлению проблем развития речи детей.

Анализ контрольной деятельности по развитию речи дошкольников

        Контроль в ДОУ СП «Радуга» осуществляется системно при наблюдении и проверке соответствия воспитательно-образовательного процесса целям, задачам образовательной программы, Устава МБДОУ ДС №1, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Составляющими контроля являются:

  • Разработка системы контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми.
  • Наблюдения за деятельностью воспитателя в работе с детьми.
  • Фиксация и анализ результатов воспитательно-образовательной работы, плановой документации воспитателей.
  • Выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы.
  • Диагностика профессиональной компетентности педагогов, развития детей.
  • Разработка мероприятий по устранению недостатков работы педагогов.
  • Обсуждение результатов контроля с педагогами для принятия решения педсовета, планирование работы коллектива.

Контроль проводится регулярно, систематически, действенно и гласно.

Используя рекомендации авторов К.Ю.Белой, Л.В.Поздняка, А.И.Васильевой, в ДОУ осуществляется следующие виды контроля:

  • Оперативный контроль.
  • Тематический контроль.
  • Итоговый контроль.

В СП «Радуга» в рамках развития речи проводится оперативный контроль (предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностика) по темам:

  • Готовность педагогов к рабочему дню.
  • Владение методикой обучения детей.
  • Помощь молодым воспитателям (стаж – до 5 лет).
  • Анализ календарных планов (планирование на текущий день) и др.

Предупредительный контроль проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом, бесед с педагогом, анализа документации.

Сравнительный контроль труден из-за разности опыта работы воспитателей. С молодыми педагогами (три воспитателя) проводятся консультации, наблюдения на рабочем месте; они участвуют во взаимопосещениях педагогов СП «Радуга» и других СП ДС № 1, изучают новинки методической литературы, направляются на методические мероприятия в СП ДС № 1 и города, периодически выступают на педагогических советах, педагогических часах, ПМПК по темам методических мероприятий.

Экспресс-диагностика включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование). При этом выявляется уровень педагогического мастерства педагогов.

Отмечается недостаточная ориентация:

- в специфике средств обучения развитию речи;

- владении знаний об инновационных методиках развития речи;

- неполное соответствие культуры речи отдельных педагогов современным требованиям;

- в умении оперировать научной терминологией.

Для определения срезовых данных по формированию умений, навыков детей и их уровня развития организуются итоговые занятия. Но наши педагоги склонны к индивидуальному тестированию ребенка, что позволяет определить уровень и динамику речевого развития за определенный период на начало, середину, конец учебного года.

Оперативный контроль проводится ежедневно, понедельно, помесячно; оформляется графически; по трем уровням отслеживается работа педагогов (знание программного содержания, хода занятия, подготовка наглядно-демонстрационного и раздаточного материала, эстетика и целесообразность его размещения, соблюдение санитарно-гигиенических требований к рабочей зоне, помещению в целом).

Недостаточная работа:

- проведение индивидуальной работы с детьми;

- не всегда качественная подготовка к проведению занятия;

- нецелесообразное размещение наглядности;

- нарушения санитарно-гигиенических требований к групповому помещению, длительности занятий.

Рекомендации предлагаются оперативно, реакция всех педагогов на них положительная.

В СП «Радуга» используется и взаимоконтроль между воспитателями второй младшей и средней групп, т.к. воспитатели близки по стажу работы и уровню педагогического мастерства. Эта форма контроля способствует распространению эффективного опыта и улучшению воспитательно-образовательного процесса. Благодаря высокой сознательности, педагоги Сигаева Р.А., Гребнева Л.В., Матвиенко К.А., Соколова Я.Ю., Щукина О.В., имеющие высокую квалификацию и профессионализм, переведены на режим доверия и самоконтроль (четыре воспитателя, один специалист из 10 педагогов).

Критериями профмастерства педагогов для перехода на режим самоконтроля были приняты:

  • Достижение оптимального результата педагогом (стабильный уровень знаний, умений, воспитанности детей; их низкая заболеваемость; достаточно высокие показатели при поступлении в школу детей).
  • Грамотное планирование и организация образовательного процесса.
  • Владение педагогом активными методами работы.

        Но это не значит, что педагоги не под контролем администрации ДОУ. Для руководителя  цель их посещения – обобщение передового опыта для того, чтобы сделать его достоянием педагогического коллектива.

Тематический контроль проводятся в соответствии с поставленными задачами годового плана на учебный год.

Рекомендации педагогам:

  • Учитывать дифференцированный подход к детям по результатам их обследования при овладении нормами родной речи.
  • Продолжать планировать работу по развитию речи в разных видах деятельности и при взаимодействии со специалистами, используя разные формы организации (самостоятельная художественно-речевая деятельность, работа в книжном уголке и т.п.).
  • Корректировать планы взаимодействия с родителями по развитию всех сторон речи детей в соответствии с годовыми задачами.
  • Приобретать и пополнять речевую развивающую среду дидактическими, настольно-печатными играми по разделу «Развитие речи», согласно разработанных каталогов игр по возрасту.

        В структурном подразделении «Радуга» при организации речевой развивающей среды осуществляется систематический контроль по ее обогащению в соответствии с годовыми задачами в текущем году по формированию звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя речи дошкольников и с учетом опыта работы педагогов.

В МБДОУ ДС № 1 разработана циклограмма итогового контроля по результатам деятельности педагогов:

  • Открытые занятия с детьми.
  • Анализ диагностических данных по разделу «Развитие речи» на начало и конец учебных годов, в целом выполнение «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» М.А.Васильевой и др.
  • Пополнение и обогащение речевой развивающей среды.
  • Организация режимных моментов в каждой возрастной группе.
  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
  • Взаимодействие с родителями по речевому развитию детей.

Результаты  итогового контроля озвучиваются на педагогических советах, административных совещаниях, методических объединений воспитателей ДС № 1, при прохождении педагогами аттестации. 

  1. Результаты методической работы:

С педагогами:

  1. Составлен каталог наглядно-дидактических и методических пособий.
  2. Систематизирован материал методических мероприятий.
  3. Разработан и упорядочен материла тематического планирования и методической документации по управлению над разделом «Развитие речи».

С детьми:

  1. Составлены альбомы словотворчества в старшем возрасте.
  2. Отмечается достаточный уровень развития речи детей во всех возрастных группах.
  3. Взаимодействие с Центральной городской детской библиотекой, Станцией юных техников способствовало познавательному и речевому развитию по теме «Наш край -  Урал», экологическому воспитанию.

С родителями:

  1. Составлены письменные и устные консультации по развитию речи и познавательному развитию детей разных возрастных групп.
  2. Разработаны сценарии родительских собраний в подготовительной к школе группе по вопросам речевой и общей подготовки детей к школе.
  3. Составлены перспективные планы по педагогическому просвещению родителей в вопросах речевого развития по каждой возрастной группе.

  1. Заключение.

        В результате проводимой активной, систематической работе педагогического коллектива над реализацией проекта «речевое развитие дошкольника», приоритетным направлением остается развитие речи детей, так как в современных условиях эта проблема наиболее актуальна, необходима для педагогов, детей и их родителей.

        Можно подвести некоторые итоги управления организацией педагогического коллектива. Накопленный опыт ДОУ способствует созданию и внедрению методического и дидактического сопровождения речевого развития ребенка – дошкольника, и в нашем структурном подразделении достаточно серьезно решаются проблемы данного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду». Этому способствуют: полноценная теоретическая и практическая база, грамотное просвещение педагогических кадров по вопросам обучения дошкольников родному языку, умение педагогов перерабатывать необходимую информацию по развитию речи с учетом специфики ДОУ с круглосуточным пребыванием детей и их уровня развития.

Общий вывод по предоставленному аналитическому материалу

Отмечаются положительные тенденции в реализации приоритетного направления деятельности учреждения и городского образовательного проекта «Речевое развитие дошкольников» в ДОУ, но остаются проблемы и определены предложения:

Эффективность проводимой методической работы:

- педагоги активизировали и пополнили имеющиеся теоретические знания по всему разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой и др. «Развитие речи»;

- повысился профессиональный уровень и самооценка педагогов при проведении методических мероприятий, прохождении аттестации отдельными педагогами;

- значительно обогатилась речевая развивающая среда;

- разработаны и составлены диагностические карты по развитию всех сторон речи детей;

- составлены каталоги дидактических игр по грамматическому строю речи, формированию словаря детей;

- пополнились знания родителей о развитии речи детей.

Проблемное поле в организации методической работы:

- ведущая роль культурной речевой среды и речевого диалогического общения в социуме недостаточно признается для развития личности ребенка;

- недостаточное использование информационно-коммуникативных технологий в организации обучения детей;

- поверхностный анализ текущей работы отдельных педагогов, самоанализ проводимых мероприятий, умение прогнозировать конечный результат;

- ограниченное использование приемов, активизирующих различные анализаторы, развивающие психические процессы, поддерживающие интерес к организованной деятельности.

Перспективы для успешной реализации развивающей речевой работы:

- продолжить работу по овладению педагогами структурного подразделения культурой речи, навыками владения грамотной связной речью;

- использовать в практике работы педагогов новые педагогические технологии;

- содействовать распространению инновационного опыта развивающей речевой работы.

Осуществление этих предложений обеспечит качество образовательного процесса, и в частности, улучшит речевое развитие каждого ребенка, а также будет способствовать эффективному труду педагогов и руководителя детского учреждения.

 

Список литературы:

  1. Андреева В.Н., Стеркина Р.Б. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе. Дошкольное воспитание. 1991. № 4.
  2. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. Дошкольное воспитание. 1995. № 4.
  3. Богославец Л.Г. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа. Автореф. Барнаул, 1999.
  4. Богославец Л.Г., Майер А.А. Основы управления качеством дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. Барнаул, 2006.
  5. Гребнев Е.П. Управление нововведением. М., 1985.
  6. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. М. 1997.
  7. Ившина З.И., Шишкина Е.С. Инновационные формы воспитательной работы. Дошкольное воспитание. 1997. № 8.
  8. Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой. М., 2008.
  9. Концепция дошкольного воспитания. ВНИИК «Школа». Дошкольное воспитание. 1989. № 5.
  10. Концепция дошкольного воспитания. НИИ дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание. 1989. № 9.
  11. Майер А.А., Богославец Л.Г. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ: учебно-методическое пособие. Барнаул, 2006.
  12. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ. М., 2008.
  13. Микляева Н.В. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ. М., 2007.
  14. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ. М., 2008.
  15. Мониторинг в образовании: В 2 кн. Под ред. А.Н. Майоровой. СПб., 1998.
  16. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
  17. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 1999.
  18. Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения. Педагогика. 1995. № 2.
  19. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.
  20. Фалюшкина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.
  21. Яковлева Г.В. Условия организации самообразования педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации. Челябинск. 2005.

Приложение 1.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

ОО «Познавательное развитие»

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений  в средней группе. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.
  5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
  6. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа./авт.сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
  7. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. — М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
  8. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.  — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

Автомобильный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Бытовая техника. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Посуда. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Спортивный инвентарь. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Домашние животные. —М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Животные жарких стран. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Космос. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Обитатели океана. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Насекомые. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Овощи. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Фрукты.-М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия «Рассказы по картинкам»

Времена года. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Курочка Ряба. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Распорядок дня. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Профессии. - М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Мой дом. - М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

В деревне. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,

ОО «Речевое развитие»

1. Программа  по развитию речи в детском саду. О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи для детей 4-5 лет. – М: Вента-Граф, 2010 г.

3. Юдаева М.В. Хрестоматия для средней группы. – М: Самовар, 2014 г.

4. Гербова В. В. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2012г.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет. – М.: Гном, 2007 г.

Серия «Грамматика в картинках»

Говори правильно. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Один — много. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Словообразование. — М.: Мозаика-Синтез, 2007—2010.

Приложение 2

Оценочный лист

«Создание условий в группах для развития связной речи детей»

Перечень условий и элементов

предметно-развивающей среды

Возрастные

группы

1. Книжный уголок:

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

1.1. Оборудование (хорошо освещённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)

       

1.2. Соответствие содержания возрасту детей

1.3. Наличие художественной литературы, её грамотный подбор

 ( несколько книг одного наименования и автора разных издательств, подборки загадок, потешек, возможно, оформленные в виде картотеки, хрестоматии, красочные сборники)

       

1.4. Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой

1.5. Материалы о художниках – иллюстраторах

       

1.6.Тематические выставки

1.7. Сменяемость материала

       

2. Наличие детской литературы в группе

3. Оборудование для театрализованной деятельности:

3.1. Ширма

       

3.2. Фланелеграф

3.3. Соответствие возрасту видов театра

       

 3.4. Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр

4. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту), картотека игр

5. Методическая литература (учебники по развитию речи дошкольников и по детской литературе сборники игр)

         

6. Пособия для занятий

6.1. Материалы по ознакомлению с окружающим по тематике, возможно, с картотекой

         

6.2 Сюжетные картины (с картотекой) с простым и сложным сюжетом

6.3. Серии картин (5 – 7 серий)

7. Набор материалов для диагностики детей

         

Приложение 3 

Образовательная область «Речевое развитие»

Воспитатели   ____________________Группа II младшая

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном

Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

Использует все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами

Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Приложение 4 

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Называет некоторые жанры «детской литературы» имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине

Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность

При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Приложение 5 

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки

Имеет предпочтение в литературных произведениях Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть

Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами

Поддерживает беседу, использует все част речи. Понимает и употребляет слова-антонимы

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Приложение 6 

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения

Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком

Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Итоговый показатель по группе (среднее значение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба".

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба"....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Материал раскрывает взаимосвязь речевого развития с другими видами деятельности. Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей на тему:«Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

консультация для педагогов "Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...