Главные вкладки

    Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».
    методическая разработка

    Пономаренко Надежда Григорьевна

    Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».

    Согласно годовому плану  в ДОУ была проведена тематическая проверка с 10.03.2019 года по 24.03.2019 года.   Проверку проводили заведующий МДОУ С.Е. Ильченко и старший воспитатель Н.Г. Пономаренко.

    Цель:

    Выяснить состояние работы учреждения по организации работы с детьми по формированию экологических навыков у детей.

    Содержание контроля:

    просмотр ООД, прогулок;

    - анализ  развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию дошкольников;

    - изучение системы планирования работы с детьми и родителями по данной теме.

         В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. Во всех возрастных группах имеются природные уголки. В природных уголках имеется специальная литература, альбомы по ознакомлению дошкольников с представителями флоры и фауны. Во всех возрастных группах есть определенная подборка растений, за которыми осуществляется тщательный уход. Для проявления инициативы педагоги создали условия, побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для вытирания пыли, леечки и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте. Вся работа с детьми по экологическому образованию ведется как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности   (наблюдения, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение литературы).

    Во время проведения прогулок педагоги используют подвижные игры по экологическому воспитанию дошкольников: «Веснянка»,   «Птички и птенчики», «Съедобное не съедобное», «Кто быстрее добежит до дерева», «Через болото», «Море волнуется», «Перелет птиц», «Рыбаки и рыбки», «Ручеек», «Грачи», «Совушка», «Волк и ягнята», «Сокол и лисица», «Бездомный заяц».

          С детьми были проведены дидактические игры: «Деревья, куст»,  «Из чего сделана игрушка», «Когда это бывает?», «Подбери картинку», «Нарисуй приметы весны», «Коврик для насекомых», «Весенние месяца», «Весенние цвета», «Что изменилось?», «Собери букет в вазу», «Что лишнее?», «Найди различия».

          Воспитатели планомерно и последовательно знакомят детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, об обязанностях человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю. Воспитатели  систематически организуют труд детей в уголке природы. В подготовительной, старшей,  средней, второй младшей  группах воспитатели оформили « Огород на подоконнике»,  в котором посадили зелень и лук. Педагоги с детьми систематически проводят наблюдения за ростом растений, которые фиксируются в схематичном виде.

    Посещение занятий   по  экологическому воспитанию. В ходе просмотренных занятий выявился ряд положительных моментов. В старшей группе воспитатели А.В.  Чеховских и Л.В. Терещенко систематически проводят занятия по экологическому воспитанию, планируя их с учетом сезонного принципа. Каждая тема преподносится детям небольшими порциями на многих занятиях (лепка, рисование, ручной труд), что способствует более прочному усвоению материала. Для проведения занятий в группе проделывается необходимая предварительная работа: чтение различной литературы, заучивание стихов, рассматривание наглядного материал, наблюдения. Воспитатели провели открытое занятие « Свойства воздуха». Вначале дети вместе с воспитателем отметили, что вокруг нас есть воздух, «ловили» его с помощью ткани. Затем к ним пришёл профессор (Алла Васильевна) и пригласил их к себе в лабораторию.   Здесь дети с помощью и под руководством профессора проводили опыты. Профессор помогал  им делать выводы. НОД была хорошо организована, много было соответствующего для опытов материала. После работы в лаборатории Любовь Валериевной была проведена рефлексия в форме интервью. Воспитатель задавала вопросы, чем дети занимались, что узнали нового. Дети, отвечая на вопросы, закрепляли материал. Совет: давать возможность больше говорить самим детям, пусть они сами выдвигают предположения, а затем их проверяют с помощью опытов.   В средней группе воспитатели  Л.Ф Пуленец и  О.Ф Вишнякова создают интерес у детей к природному окружению с помощью игровых приемов, активно используя наглядный материал. В работе по ознакомлению с природным окружением в полной мере используются дидактические, словесные, подвижные игры. Открытая  ООД называлась « Апельсин». Дети вместе с воспитателем определяли свойства апельсина. Они сравнивали его с яблоком, обследовали со всех сторон, провели  с ним опыты.   Все дети были активны, высказывали свои предположения, проверяли их опытным путём. Воспитатели выслушивали каждого ребёнка, ненавязчиво им подсказывали. В конце Любовь Фёдоровна показала презентацию « Движение апельсина к соку». Дети увидели деревья, на которых растут апельсины, как за ними ухаживают, как убирают. Затем детей угостили апельсиновым соком. Сама ООД очень тщательно была подготовлена. Дети одеты как лаборанты. В лаборатории много специального оборудования. Во второй младшей группе дети  определяли свойства воды. Наталья Николаевна своими вопросами побуждала детей к диалогу. Дети активны, громко высказывались. Воспитатель помогала им делать выводы. Занятие было тщательно подготовлено. Всё проходило в лаборатории с соответствующим оборудованием.   Дарья Ивановна знакомила детей со свойствами мыла. Дети определяли цвет, форму, ощупывали его, определяли его гладкость.                                                                                                     Вывод: все открытые ООД проходили с использованием опытов, тщательно подготовлены. Использовалось  много специального оборудования. Воспитатели побуждали детей высказывать своё предположение, а затем оно проверялось опытным путём. Небольшое замечание было высказано Алле Васильевне – давать больше времени на высказывания детей, чтобы они сами пробовали делать выводы.

    Развивающая предметно – пространственная среда во всех группах соответствует требованиям. В группах имеется уголок природы с комнатными растениями и с оборудованием для ухода за ними. Растения расположены с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности. Есть календарь природы с условными обозначениями. Дети сами отмечают соответствующую погоду. Есть уголок экспериментирования с необходимым оборудованием, соответствующим возрасту детей.  Имеются   картотеки экспериментов, опытов, дидактических игр, необходимое количество природного материала, наглядного материала (картины, альбомы, энциклопедии).

         Анализируя планы воспитательно – образовательной работы во всех группах можно сделать следующие выводы: работа по экологическому воспитанию во всех группах планируется каждый день. На прогулках планируются различные наблюдения, как за живой природой, так и неживой, с различными целями и за различными объектами. Во вторую половину дня планируется экспериментальная деятельность, работа по проектам. Проекты часто бывают на экологическую тему. Планируется также труд в природе. В первую половину дня планируется уход за растениями. Прививаются  навыки заботливого отношения к растениям. Также дети наблюдают за состоянием погоды и отмечают в календаре.  Вывод: работа по экологическому воспитанию планируется в достаточном количестве.

        Немного проанализирую знания и умения детей по вопросам экологического воспитания в   средней и старших группах. Средняя группа:  умеют ухаживать за растениями; знают названия домашних и диких животных и их детёнышей, умеют их различить; владеют простейшими навыками наблюдения за объектами природы и навыками проведения простейших опытов с водой, песком; проявляют интерес к явлениям природы.  Но некоторые навыки им даются ещё с трудом, например, знание времён года, их последовательность, умение устанавливать причинно – следственные связи, различать деревья, кустарники, травы. У детей старших групп больше знаний о свойствах воздуха, воды, земли, об их значении для живого.   Они различают деревья, кустарники и травы, знают условия произрастания растений, могут и хотят ухаживать за растениями в уголке природы и на участке. Дети знают животных всех природных зон нашей страны и других стран мира. Но вместе с тем у них слабо выражен интерес к объектам и явлениям природы, не очень активно участвуют в  наблюдениях. Вывод: дети имеют определённые знания по экологии, умеют ухаживать и заботиться о  комнатных растениях, знают  названия животных и их детёнышей, знают животных и птиц разных уголков нашей планеты согласно возраста и целей.

    Работа с родителями. Во всех группах размещена информация для родителей на темы  экологического  воспитания. Родители получали информацию и из консультаций, и из бесед, заполняли анкеты. Проанализировав анкеты можно сделать следующие выводы: дома у всех детей есть домашние животные – это кошки, собаки, у некоторых хомячки и рыбки.  Все родители отметили, что дети их кормят и выгуливают. У всех есть комнатные растения, здесь дети помогают ухаживать.  На природу выезжают все, но только с целью отдохнуть. Только один родитель написал, что с целью ознакомления и наблюдения за растениями, насекомыми.  Все дети проводят лето дома, иногда ненадолго выезжают к бабушке. Отношение к приобщению детей к природе у всех родителей положительное.  И предложения по организации экологического воспитания следующие: ещё лучше озеленить детский сад, приобрести теплицу, завести живой уголок, проводить эконедели в саду.

       

    Вывод: В детском саду созданы определенные условия для экологического воспитания дошкольников, педагоги строят работу по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями программы. Вместе с тем имеется ряд недочетов, связанных с воспитанием осознанного отношения детей к сохранению и улучшению природы, за состоянием погоды и   среды, формированию инициативы, самостоятельности, а также организации наблюдений и труда в природе.

    Рекомендации:

    1. Всем воспитателям:

    1.1. Постоянно поддерживать свой профессиональный уровень через самообразование, повышение знаний по экологической проблеме. Систематически.

    1.2. Разнообразить тематику занятий и методы обучения экологического воспитания. В течение учебного года.

    1.3. Изучить результаты диагностического исследования, принять меры к организации индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы по отдельным разделам экологии.    В течение учебного года.

    1.4.Подготовить отчет о проделанной работе по экологии к итоговому педсовету. Май, 2019г.

    1.5 Разнообразить формы и методы работы с родителями по воспитанию у детей экологической культуры. Систематически.

    1.6 Продолжать проводить опытно – исследовательскую работу с детьми. Систематически.

     

     

     

    Справку составил

    старший воспитатель Н.Г. Пономаренко

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analit_sp.docx19.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».

    Согласно годовому плану  в ДОУ была проведена тематическая проверка с 10.03.2019 года по 24.03.2019 года.   Проверку проводили заведующий МДОУ С.Е. Ильченко и старший воспитатель Н.Г. Пономаренко.

    Цель:

    Выяснить состояние работы учреждения по организации работы с детьми по формированию экологических навыков у детей.

    Содержание контроля:

    просмотр ООД, прогулок;

    - анализ  развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию дошкольников;

    - изучение системы планирования работы с детьми и родителями по данной теме.

         В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. Во всех возрастных группах имеются природные уголки. В природных уголках имеется специальная литература, альбомы по ознакомлению дошкольников с представителями флоры и фауны. Во всех возрастных группах есть определенная подборка растений, за которыми осуществляется тщательный уход. Для проявления инициативы педагоги создали условия, побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для вытирания пыли, леечки и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте. Вся работа с детьми по экологическому образованию ведется как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности   (наблюдения, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение литературы).

    Во время проведения прогулок педагоги используют подвижные игры по экологическому воспитанию дошкольников: «Веснянка»,   «Птички и птенчики», «Съедобное не съедобное», «Кто быстрее добежит до дерева», «Через болото», «Море волнуется», «Перелет птиц», «Рыбаки и рыбки», «Ручеек», «Грачи», «Совушка», «Волк и ягнята», «Сокол и лисица», «Бездомный заяц».

          С детьми были проведены дидактические игры: «Деревья, куст»,  «Из чего сделана игрушка», «Когда это бывает?», «Подбери картинку», «Нарисуй приметы весны», «Коврик для насекомых», «Весенние месяца», «Весенние цвета», «Что изменилось?», «Собери букет в вазу», «Что лишнее?», «Найди различия».

          Воспитатели планомерно и последовательно знакомят детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, об обязанностях человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю. Воспитатели  систематически организуют труд детей в уголке природы. В подготовительной, старшей,  средней, второй младшей  группах воспитатели оформили « Огород на подоконнике»,  в котором посадили зелень и лук. Педагоги с детьми систематически проводят наблюдения за ростом растений, которые фиксируются в схематичном виде.

    Посещение занятий   по  экологическому воспитанию. В ходе просмотренных занятий выявился ряд положительных моментов. В старшей группе воспитатели А.В.  Чеховских и Л.В. Терещенко систематически проводят занятия по экологическому воспитанию, планируя их с учетом сезонного принципа. Каждая тема преподносится детям небольшими порциями на многих занятиях (лепка, рисование, ручной труд), что способствует более прочному усвоению материала. Для проведения занятий в группе проделывается необходимая предварительная работа: чтение различной литературы, заучивание стихов, рассматривание наглядного материал, наблюдения. Воспитатели провели открытое занятие « Свойства воздуха». Вначале дети вместе с воспитателем отметили, что вокруг нас есть воздух, «ловили» его с помощью ткани. Затем к ним пришёл профессор (Алла Васильевна) и пригласил их к себе в лабораторию.   Здесь дети с помощью и под руководством профессора проводили опыты. Профессор помогал  им делать выводы. НОД была хорошо организована, много было соответствующего для опытов материала. После работы в лаборатории Любовь Валериевной была проведена рефлексия в форме интервью. Воспитатель задавала вопросы, чем дети занимались, что узнали нового. Дети, отвечая на вопросы, закрепляли материал. Совет: давать возможность больше говорить самим детям, пусть они сами выдвигают предположения, а затем их проверяют с помощью опытов.   В средней группе воспитатели  Л.Ф Пуленец и  О.Ф Вишнякова создают интерес у детей к природному окружению с помощью игровых приемов, активно используя наглядный материал. В работе по ознакомлению с природным окружением в полной мере используются дидактические, словесные, подвижные игры. Открытая  НОД называлась « Апельсин». Дети вместе с воспитателем определяли свойства апельсина. Они сравнивали его с яблоком, обследовали со всех сторон, провели  с ним опыты.   Все дети были активны, высказывали свои предположения, проверяли их опытным путём. Воспитатели выслушивали каждого ребёнка, ненавязчиво им подсказывали. В конце Любовь Фёдоровна показала презентацию « Движение апельсина к соку». Дети увидели деревья, на которых растут апельсины, как за ними ухаживают, как убирают. Затем детей угостили апельсиновым соком. Сама НОД очень тщательно была подготовлена. Дети одеты как лаборанты. В лаборатории много специального оборудования. Во второй младшей группе дети  определяли свойства воды. Наталья Николаевна своими вопросами побуждала детей к диалогу. Дети активны, громко высказывались. Воспитатель помогала им делать выводы. Занятие было тщательно подготовлено. Всё проходило в лаборатории с соответствующим оборудованием.   Дарья Ивановна знакомила детей со свойствами мыла. Дети определяли цвет, форму, ощупывали его, определяли его гладкость.                                                                                                     Вывод: все открытые НОД проходили с использованием опытов, тщательно подготовлены. Использовалось  много специального оборудования. Воспитатели побуждали детей высказывать своё предположение, а затем оно проверялось опытным путём. Небольшое замечание было высказано Алле Васильевне – давать больше времени на высказывания детей, чтобы они сами пробовали делать выводы.

    Развивающая предметно – пространственная среда во всех группах соответствует требованиям. В группах имеется уголок природы с комнатными растениями и с оборудованием для ухода за ними. Растения расположены с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности. Есть календарь природы с условными обозначениями. Дети сами отмечают соответствующую погоду. Есть уголок экспериментирования с необходимым оборудованием, соответствующим возрасту детей.  Имеются   картотеки экспериментов, опытов, дидактических игр, необходимое количество природного материала, наглядного материала (картины, альбомы, энциклопедии).

         Анализируя планы воспитательно – образовательной работы во всех группах можно сделать следующие выводы: работа по экологическому воспитанию во всех группах планируется каждый день. На прогулках планируются различные наблюдения, как за живой природой, так и неживой, с различными целями и за различными объектами. Во вторую половину дня планируется экспериментальная деятельность, работа по проектам. Проекты часто бывают на экологическую тему. Планируется также труд в природе. В первую половину дня планируется уход за растениями. Прививаются  навыки заботливого отношения к растениям. Также дети наблюдают за состоянием погоды и отмечают в календаре.  Вывод: работа по экологическому воспитанию планируется в достаточном количестве.

        Немного проанализирую знания и умения детей по вопросам экологического воспитания в   средней и старших группах. Средняя группа:  умеют ухаживать за растениями; знают названия домашних и диких животных и их детёнышей, умеют их различить; владеют простейшими навыками наблюдения за объектами природы и навыками проведения простейших опытов с водой, песком; проявляют интерес к явлениям природы.  Но некоторые навыки им даются ещё с трудом, например, знание времён года, их последовательность, умение устанавливать причинно – следственные связи, различать деревья, кустарники, травы. У детей старших групп больше знаний о свойствах воздуха, воды, земли, об их значении для живого.   Они различают деревья, кустарники и травы, знают условия произрастания растений, могут и хотят ухаживать за растениями в уголке природы и на участке. Дети знают животных всех природных зон нашей страны и других стран мира. Но вместе с тем у них слабо выражен интерес к объектам и явлениям природы, не очень активно участвуют в  наблюдениях. Вывод: дети имеют определённые знания по экологии, умеют ухаживать и заботиться о  комнатных растениях, знают  названия животных и их детёнышей, знают животных и птиц разных уголков нашей планеты согласно возраста и целей.

    Работа с родителями. Во всех группах размещена информация для родителей на темы  экологического  воспитания. Родители получали информацию и из консультаций, и из бесед, заполняли анкеты. Проанализировав анкеты можно сделать следующие выводы: дома у всех детей есть домашние животные – это кошки, собаки, у некоторых хомячки и рыбки.  Все родители отметили, что дети их кормят и выгуливают. У всех есть комнатные растения, здесь дети помогают ухаживать.  На природу выезжают все, но только с целью отдохнуть. Только один родитель написал, что с целью ознакомления и наблюдения за растениями, насекомыми.  Все дети проводят лето дома, иногда ненадолго выезжают к бабушке. Отношение к приобщению детей к природе у всех родителей положительное.  И предложения по организации экологического воспитания следующие: ещё лучше озеленить детский сад, приобрести теплицу, завести живой уголок, проводить эконедели в саду.

       

    Вывод: В детском саду созданы определенные условия для экологического воспитания дошкольников, педагоги строят работу по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями программы. Вместе с тем имеется ряд недочетов, связанных с воспитанием осознанного отношения детей к сохранению и улучшению природы, за состоянием погоды и   среды, формированию инициативы, самостоятельности, а также организации наблюдений и труда в природе.

    Рекомендации:

    1. Всем воспитателям:

    1.1. Постоянно поддерживать свой профессиональный уровень через самообразование, повышение знаний по экологической проблеме. Систематически.

    1.2. Разнообразить тематику занятий и методы обучения экологического воспитания. В течение учебного года.

    1.3. Изучить результаты диагностического исследования, принять меры к организации индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы по отдельным разделам экологии.    В течение учебного года.

    1.4.Подготовить отчет о проделанной работе по экологии к итоговому педсовету. Май, 2017г.

    1.5 Разнообразить формы и методы работы с родителями по воспитанию у детей экологической культуры. Систематически.

    1.6 Продолжать проводить опытно – исследовательскую работу с детьми. Систематически.

    Справку составил

    старший воспитатель Н.Г. Пономаренко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Значение художественной литературы в воспитании дошкольников через театрализацию»

    Цель контроля:·         Использование методов и приемов для  развития у детей интереса к театрализованным играм;·...

    Аналитическая справка по итогам тематического контроля в ДОУ "Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

    Цель: провести анализ организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (анализ реализации дорожной карты)...

    Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

    Вступительное слово:    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем ...

    Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

    Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...

    Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

    Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...

    Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду»

    Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду»Программа тематического контроляСроки: с 21января по...

    Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему:

    Состояния работы учреждения по организации работы с детьми по формированию экологических навыков у детей....