Аналитическая справка по итогам тематического контроля в ДОУ "Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
методическая разработка на тему

Шумакова Ольга Олеговна

Цель: провести анализ организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (анализ реализации дорожной карты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_org-iya_obr-go_protsessa_v_dou_v_sootv_s_fgos_do.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

По итогам тематической проверки «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО в МКДОУ «Золотой петушок»»

от 31 марта 2016 г.

Цель: провести анализ организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (провести анализ реализации «Дорожной карты» по введению ФГОС ДО).

С 25 по 31 марта 2016 г. в МКДОУ «Золотой петушок» была проведена тематическая проверка по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В ходе контроля были рассмотрены следующие вопросы:

Для изучения соответствия требованиям ФГОС ДО предметно-развивающей среды: в группах было проведено  обследование (инвентаризация) предметно – развивающей среды.

Для оценки планирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО: осуществлялся анализ перспективного и календарно — тематического планирования воспитателей.  

Для оценки знаний педагогами ФГОС ДО проводилось тестирование «ФГОС ДО: требования, структура, реализация»

Для оценки сформированности у воспитанников подготовительной группы интегративных качеств: диагностика «Сформированности у воспитанников подготовительной к школе группы интегративных качеств».

Анализ и самоанализ воспитателями предметно — развивающей среды в группах показал:

Во всех группах МКДОУ «Золотой петушок»  пространственная предметно – развивающая среда соответствует требованиям ФГОС ДО, и обеспечивает:

1. Реализацию образовательных программ, используемых  в образовательном процессе ДОУ (литература и методические и диагностические пособия к реализуемым программам собраны, систематически обновляются и пополняются). В качестве инвариантной части в основной образовательной программе МКДОУ «Золотой петушок» представлена «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Вариативная часть основной образовательной программы представлена следующими программами: «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста», под ред. Р.Б. Стеркиной и авторскими программами дополнительного образования:        «Золотая рыбка», авт.  О.В. Дегальцева – программа дополнительного образования по развитию у воспитанников плавательных навыков; «Сказка», авт. В.В. Сивоволова – программа дополнительного образования по театрализованной деятельности воспитанников; «Катание на роликовых коньках», авт. Н.И. Власенкова -  Программа дополнительного образования по обучению воспитанников катанию на роликах. Коррекционная работа в МКДОУ «Золотой петушок» представлена следующими программами: «Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «Цветик-семицветик», Н.Ю. Куражевой, А.С. Тузаева, И.А. Козлова.

Для оценки полноты обеспечения групп необходим инвентарем, игровыми и развивающими пособиями было проведено обследование предметно-развивающей среды, в котором приняли участие воспитатели возрастных групп и старший воспитатель, по результатам обследования был составлен протокол. Анализ обследования показал, что группы наполнены необходимым материалом и оборудованием не полностью (не на 100%). Например, во второй группе раннего возраста «Клубничка» (воспитатели Сапижко Т.А., Максимова Е.А.) наполняемость предметно-развивающей среды составляет 47% (в наличие представлены только 256 предметов из 545), потребность в игровом и дидактическом оборудовании составляет 53% (289 предметов), кроме того, в данной группе недостаточно методической и дидактической литературы к реализуемой программе. Необходимо отметить о наличии в групповой комнате условного зонирования на развивающие центры: речевого и познавательного развития, чтения художественной литературы, строительства и конструирования, ознакомления с окружающим миром, сюжетной игры, есть место для ИЗО деятельности, свободных и подвижных игр, отсутствует музыкальный центр и центр физической культуры. Весь игровой и дидактический материал безопасен, соответствует возрастным особенностям детей.

 В первой + второй группе «Солнышко» (воспитатели Проц Г.Д., Удалова Е.Г.) наполняемость предметно-развивающей среды составляет 71,2% (590 предметов из 829), потребность в игровом и дидактическом оборудовании составляет 28,8% (239 предметов); методическая литература к программе в данной группе представлена в полном объеме. Жизненное пространство группы условно разделено на развивающие центры: познавательного и речевого развития, чтения художественной литературы, трудовой деятельности, ознакомления с окружающим миром и родным краем, строительства, сюжетно-ролевой игры, есть «кабинеты» для экспериментирования и творческие мастерские (с книгами, головоломками, материалом для продуктивной и ИЗО деятельности), есть необходимое пространство для свободной деятельности детей и подвижных игр, оформлен уголок уединения. В каждом из этих центров собраны необходимые материалы и оборудование, которые соответствуют требованиям СанПиН и возрастным особенностям детей группы. Отсутствуют центры музыкального и физического развития.

В средней + старшей + подготовительной группе «Радуга» (воспитатель Брянская Л.В.), наполняемость предметно-развивающей среды составляет 28% (370 предметов из 1324), потребность в игровом и дидактическом оборудовании группы составляет 82% (945 предметов); методическая литература к программе в данной группе представлена в полном объеме. В групповой комнате присутствует условное зонирование на развивающие центры: ИЗО деятельности, ознакомления с окружающим миром (календарь природы), трудовой деятельности и поручений (график дежурства, атрибуты для дежурства по столовой, лейки для полива комнатных растений, лопатки для труда в природе), присутствует оборудованный центр строительства и конструирования, оформлено пространство для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр, есть необходимое пространство для свободной деятельности детей и подвижных игр. Наполняемость данных центров материалом и оборудованием не полная, но соответствует возрастным особенностям детей группы и нормам СанПиН. Отсутствуют центры: по речевому, музыкальному и физическому развитию, ознакомлению с природой и культурой России и Якутии, мастерские для экспериментирования и творческой деятельности, уголок уединения, собран материал, но нет подходящего оформления для центра по чтению художественной литературы.  Так же анализ протокола обследования предметно-развивающей среды данной группы показал «острую» нехватку дидактического раздаточного и наглядного материала для проведения ООД по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП.

Таким образом, анализ и самоанализ предметно — развивающей среды в группах ДОУ показал, недостаточное обеспечение игровым, дидактическим материалом и оборудованием всех возрастных групп,  в особенности группы «Радуга» (воспитатель Брянская Л.В.), где потребность в игровом и дидактическом материале составляет более 80%. Также необходимо отметить не рациональное использование пространства помещения данной группы (очень большое место в группе занимает обеденный стол для взрослых, полное отсутствие в групповой комнате полок, для хранения детского игрового и дидактического материала и др.).

Анализ перспективного и календарно — тематического планирования воспитателей, показал, что планирование образовательной деятельности во всех возрастных группах  соответствует требованиям ФГОС ДО, а именно:

  1. Перспективное планирование ведется по программе «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, согласно расписанию организованной образовательной деятельности и учебному плану ДОУ. Во всех возрастных группах прослеживается печатный вариант планирования. Темы, даты проведения и программное содержание указаны, методическая литература прописана и соответствует УМК ООП МКДОУ «Золотой петушок».
  2. Календарно – тематическое планирование соответствует перспективному планированию (темы ООД и даты проведения совпадают), прописана самостоятельная деятельность детей и деятельность с педагогом в режимных моментах, работа с родителями и индивидуальная работа так же учтены, ведется графа «интеграция», где указывается интеграция различных видов детской деятельности во время ООД и при проведении режимных моментов. Воспитатели групп «Радуга» и «Солнышко» перешли на печатный вариант планирования, педагоги группы «Земляничка» (вторая группа раннего возраста) ведут календарное планирование «от руки».
  3. Кроме этого, был проведен анализ по написанию «Рабочих программ» всеми педагогами МКДОУ «Золотой петушок», который показал, что рабочие программы находятся на стадии разработки у следующих педагогов: Сапижко Т.А, Максимова Е.А., Проц Г.Д., Удалова Е.Г., Брянская Л.В., Сивоволова В.В., Дегальцева О.В. У педагогов: Павлович М.И., Власенкова Н.И. рабочие программы написаны и утверждены заведующей ДОУ.

 Таким образом, проведя анализ, соответствия ведения документации требованиям ФГОС ДО педагогами, можно сказать о том, что планирование образовательной деятельности во всех возрастных группах,  в целом, соответствует требованиям ФГОС ДО, но необходимо написать и утвердить «Рабочие программы» всех педагогов ДОУ.

Анализ знаний педагогами  ФГОС ДО, проводился в форме тестирования «ФГОС ДО: требования, структура, реализация», в тестировании приняло участие 7 педагогов (из 10), что составляет 70%. По результатам проведённого тестирования, было выявлено следующее: в целом все участники тестирования справились с заданиями, дав подавляюще большинство правильных ответов, у некоторых педагогов возникли небольшие затруднения с вопросом №5 (принципы дошкольного образования) и один педагог не правильно определил образовательные области по ФГОС ДО (вопрос № 10). Можно сказать, что знания педагогами  ФГОС ДО составляет 95%, оценка «отлично».

Для оценки сформированности у воспитанников подготовительной группы интегративных качеств была проведена диагностика «Сформированности у воспитанников подготовительной к школе группы интегративных качеств».

Цель: определить степень развития интегративных качеств воспитанников в освоении ООП ДО.

Объектом мониторинга являются интегративные качества ребенка.

Предметом мониторингового исследования являются знания, навыки и умения ребенка.

Субъект мониторинга – дети подготовительной к школе группы.

Характеристика группы воспитанников:

Всего человек – 2

Формы мониторинга (методы):

•        наблюдения за ребенком,

•        беседы,

•        экспертные оценки,

•        критериально-ориентированные  методики не тестового типа.

Результат по группе:

Интегративное качество

Уровень сформированности

В

С

Н

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

50%

50%

-

Любознательный, активный

50%

50%

-

Эмоционально отзывчивый

-

100%

-

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

-

100%

-

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

-

50%

50%

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

-

50%

50%

Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе

-

50%

50%

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

-

100%

-

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что интегративные качества воспитанников подготовительной к школе группы сформированы в основном на среднем уровне, т.к. в 2015-1016 уч. году воспитанников в подготовительной группе было 2 человека, которые мало посещают детский сад по причинам «болезнь» и «отпуск». Низкий балл сформированности интегративных качеств у часто болеющего воспитанника, состоящего на учете ПМПк.

На основании выше изложенного, рекомендовано:

  1. Воспитателям всех возрастных составить перечень необходимых материалов, оборудований и пособий для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО и передать его заведующей МКДОУ «Золотой петушок» в срок до 18.04.2016г.
  2. Воспитателям всех возрастных групп оформить и оборудовать в групповой комнате недостающие центры развития воспитанников, а именно педагогам: Проц Г.Д., Удалова Е.Г. (группа «Солнышко»), Сапижко Т.А., Максимова Е.А. (группа «Земляничка») - центры музыкального и физического развития; Брянской Л.В. (группы «Радуга») пересмотреть организацию пространства групповой комнаты, оформить и оборудовать следующие центры развития детей: по речевому, музыкальному и физическому развитию, ознакомлению с природой и культурой России и Якутии, мастерские для экспериментирования и творческой деятельности, уголок уединения, по чтению художественной литературы.
  3. Старшему воспитателю Шумаковой О.О., подготовить информацию по организации предметно-развивающей среды для всех возрастных групп, оказать содействие педагогам в оформлении и организации  группового пространства ДОУ.
  4. Педагогам всех возрастных групп вести документацию группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  5. Педагогам Сапижко Т.А, Максимова Е.А., Проц Г.Д., Удалова Е.Г., Брянская Л.В., Сивоволова В.В., Дегальцева О.В. в срок до 01.05.2016г. представить рабочие программы заведующей МКДОУ «Золотой петушок» на утверждение.
  6. Старшему воспитателю Шумаковой О.О., оказать содействие данным педагогам в разработки программ, провести оперативный контроль «Наличие рабочих программы всех педагогов ДОУ», назначить его проведение на 26.04.2016г.
  7. Воспитателям всех возрастных групп обратить внимание на формирование интегративных качеств дошкольников, провести диагностику по формированию интегративных качеств детей в срок с 16.05 по 20.05.2016.г, результаты диагностики и анализ, предоставить старшему воспитателю Шумаковой О.О. в срок до 23.05.2016г.
  8. Старшему воспитателю Шумаковой О.О. оказать содействие педагогам в проведении мониторинга по формированию интегративных качеств дошкольников, провести оперативный контроль «Проведение диагностики во всех возрастных группах ДОУ» 17-18.05.2016г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме ДОУ»

В  аналитической справке подробно описывается проведение тематической проверки, направления работы (с педагогами, с детьми, родителями, планирование воспитательно-образовательной работы, организа...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

Материал содержит аналитическую справку по итогам тематического контроля "Организация коррекционно-логопедической работы в ДОУ"...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

Представляю аналитическую справку по итогам тематического контроля "Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию у детей элементарных математических представлений" . ...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».

Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».Согласно годовому плану  в ДОУ была проведена тематическая про...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

План тематического контроля: Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, вы...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Система работы ДОУ по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников при реализации ФГОС ДО»

План тематического контроля: 1 Обследование нравственно – патриотическому воспитанию, выборочная диагностика детей2.Оценка профессионального мастерства воспитателя3. Создание усло...