Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей  предметно -   пространственной среды »
учебно-методический материал

Новикова Елена Александровна

Аналитическая справка № 2

по итогам тематической проверки на тему:

« Организация развивающей  предметно -   пространственной среды »

06.09.2021г.

Цель проверки:

Выполнение  требования к  развивающей предметно-пространственной среде ОДО  МБОУ- ООШ №12 п. Малая Горка.

Основные методы контроля:  анализ,  беседы,  наблюдения.

     Сроки проведения:  05.09.2021 по 09.09. 2021г.

    Объекты контроля: все возрастные группы, музыкальный и физкультурный залы.

В соответствии с планом работы на 2021 – 2022 учебный год  в ОДО проведен тематический контроль состояния работы по  организации  развивающей предметно -  пространственной  среды   в   группах, в музыкальном и физкультурном залах.

         Были проанализированы следующие  вопросы:

        1. Анализ  развивающей  предметно -  пространственной  седы  в  группах  для  обеспечения  развития  детей  дошкольного  возраста,  охраны  и  укрепления  их  здоровья,  учета  особенностей  и  коррекции недостатков  их  развития.

        2. Учет  национально -  культурных,  климатических  условий  в  развивающей  предметно -  пространственной  среде  в  группах.

        3. Анализ  организации  образовательного  пространства  и  разнообразие  материалов  оборудования  и  инвентаря  в  здании  и на  участке.

                 Комиссией  в  составе  директора МБОУ-ООШ №12 п.Малая Горка Липунцовой-Стихарной Т.И., зам. директора Краевой Н.Н и Новиковой Е.А.  были  проанализированы   данные  вопросы.

        Анализ развивающей предметно-пространственной  среды  группы  младшего  возраста( воспитатель Рустамова С.А.)  показал,  что оборудование группового пространства    соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

     В группе  создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

     Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, в уголке для девочек используется такие игры как: «Дочки-матери», «Кухня».

     Развивающая предметно-пространственная среда в   данной группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей в различных видах детской деятельности. В  соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками("Угадай животное");

-экспериментирование с материалами и веществами(песок, крупы);

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

     В развивающей среде группы младшего  возраста  отражены основные направления образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

     Пространство групповых  комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;

  • уголок для театрализованных игр;

  • книжный уголок,

  • уголок познавательно-исследовательской деятельности;

  • уголок конструктивной деятельности;

  • сенсорный уголок;

  • уголок для родителей

     Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

1.Уголок для сюжетно ролевых игр.

В уголках  имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим  детям или куклам) и готовые к использованию,

комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики:

1) посуда, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

2) Уголок «Дочки-матери», пара кукольных кроватей, с постельными принадлежностями , стульчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

Остальные игровые материалы размещаются на низких стеллажах, пластмассовых емкостях, в открытых полках шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения,  и доступны детям.

 В группе имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей. Изготовлен уголок «Парикмахерская».

2.Уголок для театрализованных игр:

-Настольный театр (Колобок, Теремок, Репка)

- Маски персонажей

3. Книжный уголок:

         - Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

         - Настольно-печатные игры по развитию речи

         - Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

4. Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

В группе   имеются наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.

 Материал  для познавательно-исследовательской деятельности размещён  в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

5. Уголок конструктивной деятельности:

В доступном для детей месте в группе создан центр конструктивной деятельности. В него вошли мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, элементарные игрушки-вкладыши, яркий красочный дидактический материал. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт.

6. Сенсорный уголок:

Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.

В групповой комнате  все  пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, тележки).

7. В уголке для родителей, информация регулярно меняется.

8. Уголок уединения, это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. «Уголок уединения» - это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать.

9. Имеется уголок «Рисуем смело». Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Оборудован уголок «Времена года». Цель: сформировать у детей дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе 

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы младшего  возраста  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Анализ  развивающей  среды в  средней  группе (воспитель Шорипова Р.А..) показал, что в данной  группе обеспечивается личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей  со  взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

В раздевалке группы, находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется; соответствует возрасту детей);

Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.  Воспитание и обучение дошкольников,  их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе,   возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной); в уголках активности размещены знаки, напоминающие об аккуратном и безопасном обращении с тем или иным предметом; педагоги  регулярно проводят инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной деятельности (обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке).

В группе размещён  уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Предметно – пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Это – кукольный уголок, строительный, транспортный. Дидактические уголки – книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранный материал и оборудование. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. Математический уголок с яркими и наглядными пособиями и играми.

Изготовлен театральный уголок важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить воспитанников интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель.  За рабочими столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Образовательное пространство группы оснащено необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Все пространство предметно – развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

В группе педагоги  организовали различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Предметно – развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой  ОДО  (созданы условия реализации образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).

Зона для проведения образовательной деятельности. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей).  В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, уголок сенсомоторного развития.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

 Центр искусства и художественного творчества  стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения,художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В центре есть трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели), папка с детскими рисунками; карандаши, краски, пластилин.

Мини-библиотека представляет собой шкафчик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям.

В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

Уголок  природы «Мы защитники природы» расположен непосредственно у окна. Основное место занимает календарь природы, которые помогает знакомиться с временами года, их признаками, живой и неживой природой. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры.

 Рядом  находится уголок для экспериментирования, в котором есть материалы для экспериментирования с водой; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки, песок, крупы);

Информационный стенд с оформленной стендовой информацией и материалом для родительского уголка, обновляется раз в два месяца.

    Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Есть уголок, где мальчики могут поиграть с машинками, заняться конструированием. Для девочек актуальны игры с куклами, создание атмосферы дома с помощью различных атрибутов(Кроватки с постельными принадлежностями и др.).

Присутствуют уголоки «Аптека» и «Магазин». Изготовлена «Парикмахерская».

Цель: развивать и обогащать сюжетно-ролевые игры детей. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Для этого был создан уголок по ПДД.

Был обновлён уголок «Кухня».

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, образовательной программы.

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

ВЫВОД: Предметно-развивающая среда средней группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

     Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды  старшей- подготовительной  группы (воспитатель Хабибова З.А..)

Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное,  и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей- обеспечивает максимальный для данного возраста развивающий  эффект.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности.

Имеется уголок познания, мотивирующий детей  к познавательной активности.

Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх ( в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. В учебной зоне размещены: центр творчеств, центр конструирования, мини-библиотека, уголок сенсомоторного развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

  Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. В уголке имеются: гуашь, акварель, бумага разной фактуры, пластилин, палитры, фломастеры, карандаши, дидактический материал из серии « Искусство детям», схемы смешивания красок, раскраски по темам.

   В центре конструирования  имеются конструкторы разных размеров, форм и материалов, мозаика разных форм и размеров, схемы построек, бумага для оригами. В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения.

     В центре для театрализованных игр и музыкальной деятельности педагогами собраны разные виды театров: кукольные (« Репка», «Кот в сапогах); настольный (« Теремок», « Маша и медведь»), маски персонажей и костюмы.

   Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых  умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого,   помимо  конструкторов  имеется большой выбор различных видов транспорта, наборы  детских инструментов. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», куклы, коляски, наборы игрушечной посуды, муляжи продуктов питания, овощей, фруктов.  Для изучения и закрепления правил дорожного движения воспитателем Шориповой Р.А был изготовлен Уголок ПДД . Макет улиц, с макетами домов, дорожными знаками, масками и атрибутами к играм способствующими закреплению знанию ПДД.

Имеется математический уголок: математические наборы, логические кубы, настольно-печатные игры математической направленности.

В уголке природы находится календарь природы, картотека опытов, , настольно-печатные игры по экологии. Изготовлен уголок «Сенсорного развития».

Изготовлен уголок «Мир затейки». Где выставляются работы детей.

           В книжном уголке книги подобраны по возрасту и текущей схеме, портреты великих писателей и поэтов, сюжетные картинки, настольно-печатные игры по развитию речи. Все книги в хорошем состоянии.

Организация и расположение предметов развивающей среды в уголке сенсорики осуществлены рационально, логично и удобно для детей.Все игры и предметы в уголке сенсорики предназначены для развития мышления и пальцевой моторики; развития зрительного восприятия и внимания; в целях обучения группировке предметов по цвету, размеру, форме и т.д. Основная задача сенсорных дидактических игр – накопление разнообразного сенсорного опыта.

Созданный уголок «Больница» учит создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Формирует у детей умение играть по собственному замыслу, стимулирует творческую активность детей. Развивает умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).  Прививать любовь к труду необходимо с ранних лет. Для того чтобы дети научились ценить результаты трудовой. Воспитатель Ильина Д.В. изготовила уголок «Дежурства».

Изготовлен театральный уголок составляющая общей обстановки группы, созданная с целью сплочения детей и формирования у них новых навыков и компетенций.

    Материал в уголках периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

Для развития у детей трудовых  навыков педагог группы сделал уголок дежурства.

Изготовлен уголок «Настроения».Цель: Научить ребёнка понимать своё настроение, свои эмоции и чувства должен взрослый.

ВЫВОД:Развивающая  предметно-пространственная среда в старшей- подготовительной группе дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной  и разноплановой деятельности.

             Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды физкультурного зала (инструктор по физической культуре- Новикова Е.А.)

Оборудование пространства физкультурного зала соответствует санитарно-гигиенически требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически  и развивающее.

Инструктором по ФК в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр нетрадиционного физкультурного оборудования в музыкально-спортивном зале способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Для двигательной активности детей доступна шведская стенка, маты, мягкие модули, скакалки, кегли, кольцеброс, обручи, мячи.. Дети осваивают первые навыки спортивных игр: футбол, баскетбол, бег на различные дистанции, предусмотрены спортивные комплексы для дошкольного возраста на развитие двигательных навыков детей (лазание, подлезание, перепрыгивание, равновесие). Создавался уголок «Меткие стрелки» для двигательной активности и развития физических качеств, используя различные виды двигательной     деятельности.

Имеется уголок здоровья для родителей, со сменой информации.

Изготовлен уголок «Меткие стрелки».Цель:  Создать условия для двигательной активности и развития физических качеств, используя различные виды двигательной     деятельности.

ВЫВОД:Развивающая предметно – пространственная среда в физкультурном зале даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и его физических возможностей..

 

 Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды музыкального зала (музыкальный руководитель- Новикова Е.А..)

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность. В музыкальный зале проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. 

В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда, которая оснащена достаточными техническими средствами обучения, дидактическими пособиями, различными атрибутами для танцевально-игровой и ритмической деятельности.

К каждому мероприятию музыкальный зал оформляется в соответствии с тематикой праздника или развлечения. Окружающая обстановка создает повышенный интерес у детей и мотивирует их на дальнейшую деятельность. Очень много изготавливается своими руками, это и объёмные предметы для сюрпризных моментов, и более мелкие атрибуты для музыкальных игр.  

Техническое оборудование. Очень важен такого объекта предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Это инновационный подход к организации развивающей среды.  Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. А так же дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, позволяет максимально заинтересовать детей, значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

  Неотъемлемой частью музыкальной развивающей предметно-пространственной среды для детей являются музыкальные зоны и информационный уголок для родителей.

Оборудование пространства музыкального зала соответствует санитарно-гигиенически требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически  и развивающее.

  В дошкольный период у ребенка начинает формироваться отношения к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Поэтому дошкольникам необходимо смотреть, принимать участие в спектаклях кукольного, настольного, пальчикового, теневого театров.  Этот вид деятельности близок, понятен, доступен детям. При показе спектакля кукольного театра музыкальный руководитель применяет и художественное слово и наглядный образ – кукла, петрушка и живописно- декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение Дети с удовольствием включаются в театрализованную деятельность. Роли распределяются по желанию детей в старшем дошкольном возрасте. В раннем возрасте ведущую роль берет на себя воспитатель. Дети могут самостоятельно подбирать нужную интонацию, жесты, манеру поведения героев. Регулярные показы, участие в спектаклях детей, использование всех видов театра, все это поможет накоплению опыта и мастерства.

Имеется:

-Патриотический уголок «Помним, гордимся, чтим»;

-Настольный театр «Теремок»;

-Кукольный театр «три медведя» ;

-Конусный театр «Три поросёнка»;

-Теневой  театр «Колобок», "Репка". «Теремок»;

-Пальчиковый театр «Колобок»;

-Платковая кукла;

-Уголок дидактических игр по музыкальному развитию;

-Маски для импровизация сказок;

-Атрибуты для обыгрывания сюжетных постановок.

Во время драматизации сказок важно то, что дети в костюмах и имеют необходимые атрибуты и декорации для спектакля.

Все выше перечисленное помогает развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, артистические навыки. Дает детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Интерес к сказке, к театрализованной деятельности, художественной литературе поддерживается созданием в музыкальном зале детского сада предметно-пространственной среды, включающий в себя музыкальный уголок, обновлялся уголок детских музыкальных инструментов ( шумелки, ложки, бубны, металлофон и др.), уголок масок и атрибутов(косынки, платочки, галстуки, флажки, помпоны, листья) к танцам, уголок для физкультминуток, уголок музыкальных игр (кубик, часы и др.).

 

ВЫВОД: развивающая предметно – пространственная среда в музыкальном зале даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и его физических возможностей.Полифункциональность предметной среды пробуждает активное воображение детей, трансформируемость предметной среды позволяет детям каждый раз по-новому взглянуть на игровое пространство.

 

Зам. директора _________ Н.Н.Краева

 

Справку составила: Е.А.Новикова

 

Ознакомлены: З.А.Хабибова

Д.В.Ильина

Ф.И.Ризаева

С.А.Рустамова

Р.А.Шорипова

 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_no2_predmetnaya_sreda.docx70.51 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка № 2

по итогам тематической проверки на тему:

« Организация   развивающей  предметно -   пространственной среды »

06.09.2021г.

Цель проверки:

Выполнение  требования к  развивающей предметно-пространственной среде ОДО  МБОУ- ООШ №12  п. Малая Горка.

Основные методы контроля:  анализ,  беседы,  наблюдения.

     Сроки проведения:  05.09.2021 по 09.09. 2021г.

     Объекты контроля: все возрастные группы, музыкальный и физкультурный залы.

В соответствии с планом работы на 2021 – 2022 учебный год  в ОДО  проведен тематический контроль состояния работы по  организации  развивающей предметно -  пространственной  среды   в   группах, в музыкальном и физкультурном залах.

         Были проанализированы следующие  вопросы:

        1. Анализ  развивающей  предметно -  пространственной  седы  в  группах  для  обеспечения  развития  детей  дошкольного  возраста,  охраны  и  укрепления  их  здоровья,  учета  особенностей  и  коррекции недостатков  их  развития.

        2. Учет  национально -  культурных,  климатических  условий  в  развивающей  предметно -  пространственной  среде  в  группах.

        3. Анализ  организации  образовательного  пространства  и  разнообразие  материалов  оборудования  и  инвентаря  в  здании  и на  участке.

                 Комиссией  в  составе  директора МБОУ-ООШ №12 п.Малая Горка Липунцовой-Стихарной Т.И., зам. директора  Краевой  Н.Н и Новиковой Е.А.  были  проанализированы   данные  вопросы.

        Анализ развивающей предметно-пространственной  среды  группы  младшего  возраста( воспитатель Рустамова С.А.)  показал,  что оборудование группового пространства    соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

     В группе  создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

     Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, в уголке для девочек используется такие игры как: «Дочки-матери», «Кухня».

     Развивающая предметно-пространственная среда в   данной группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей   в различных видах детской деятельности. В  соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками("Угадай животное");

-экспериментирование с материалами и веществами(песок, крупы);

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

     В развивающей среде группы младшего  возраста  отражены основные направления образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

     Пространство групповых  комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок для театрализованных игр;
  • книжный уголок,
  • уголок познавательно-исследовательской деятельности;
  • уголок конструктивной деятельности;
  • сенсорный уголок;
  • уголок для родителей

     Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

1.Уголок для сюжетно ролевых игр.

В уголках  имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим  детям или куклам) и готовые к использованию,

комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики:

 1)  посуда, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

2) Уголок «Дочки-матери», пара кукольных кроватей, с постельными принадлежностями , стульчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

Остальные игровые материалы размещаются на низких стеллажах,  пластмассовых емкостях, в открытых полках шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения,  и доступны детям.

 В группе имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей. Изготовлен уголок «Парикмахерская».

2.Уголок для театрализованных игр:

-Настольный театр (Колобок, Теремок, Репка)

- Маски персонажей

3. Книжный уголок:

         - Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

         - Настольно-печатные игры по развитию речи

         - Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

4. Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

В группе   имеются наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.

 Материал  для познавательно-исследовательской деятельности размещён  в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

5. Уголок конструктивной деятельности:

В доступном для детей месте в группе создан центр конструктивной деятельности. В него вошли мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, элементарные игрушки-вкладыши,  яркий красочный дидактический материал. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт.

6. Сенсорный уголок:

Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.

В групповой комнате  все   пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, тележки).

7. В уголке для родителей, информация регулярно меняется.

8. Уголок уединения, это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. «Уголок уединения» - это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать.

9. Имеется уголок   «Рисуем смело».  Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Оборудован уголок «Времена года». Цель: сформировать у детей дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе 

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы младшего  возраста  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Анализ  развивающей  среды в  средней  группе  (воспитель Шорипова Р.А..) показал, что в данной  группе обеспечивается личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей  со  взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

 В раздевалке группы,  находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется; соответствует возрасту детей);

Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.  Воспитание и обучение дошкольников,  их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе,   возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной); в уголках активности размещены знаки, напоминающие об аккуратном и безопасном обращении с тем или иным предметом; педагоги  регулярно проводят инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной деятельности (обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке).

В группе размещён  уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Предметно – пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Это – кукольный уголок, строительный, транспортный. Дидактические уголки – книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранный материал и оборудование. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. Математический уголок с яркими и наглядными пособиями и играми.

Изготовлен  театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить воспитанников интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. 

Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель.  За рабочими столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Образовательное пространство группы оснащено необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы. 

Все пространство предметно – развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

В группе педагоги  организовали различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Предметно – развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой  ОДО  (созданы условия реализации образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).

Зона для проведения образовательной деятельности. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей).  В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, уголок сенсомоторного развития.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

 Центр искусства и художественного творчества  стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения,художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В центре есть трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели), папка с детскими рисунками; карандаши, краски, пластилин.

Мини-библиотека представляет собой шкафчик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям.

В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

Уголок  природы «Мы защитники природы» расположен непосредственно у окна. Основное место занимает календарь природы, которые помогает знакомиться с временами года, их признаками, живой и неживой природой. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры.

 Рядом  находится уголок для экспериментирования, в котором есть материалы для экспериментирования с водой; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки, песок, крупы);

    Информационный стенд с оформленной стендовой информацией и материалом для родительского уголка,  обновляется  раз в два месяца.

    Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Есть уголок, где мальчики могут поиграть с машинками, заняться конструированием. Для девочек актуальны игры с куклами, создание атмосферы дома с помощью различных атрибутов(Кроватки с постельными принадлежностями и др.).

Присутствуют  уголоки «Аптека» и  «Магазин». Изготовлена «Парикмахерская».

Цель: развивать и обогащать сюжетно-ролевые игры детей. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.  Для этого был создан   уголок  по ПДД.

Был обновлён уголок «Кухня».

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, образовательной программы.

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

ВЫВОД: Предметно-развивающая среда средней группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

     Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды  старшей- подготовительной   группы (воспитатель  Хабибова З.А..)

Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное,  и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей- обеспечивает максимальный для данного возраста развивающий  эффект.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности.

Имеется  уголок познания, мотивирующий детей  к познавательной активности.

Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх ( в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. В учебной зоне размещены: центр творчеств, центр конструирования, мини-библиотека, уголок сенсомоторного развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

  Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. В уголке имеются: гуашь, акварель, бумага разной фактуры, пластилин, палитры, фломастеры, карандаши, дидактический материал из серии « Искусство детям», схемы смешивания красок, раскраски по темам.

   В центре конструирования  имеются конструкторы разных размеров, форм и материалов, мозаика разных форм и размеров, схемы построек, бумага для оригами. В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения.

     В центре для театрализованных игр и музыкальной деятельности педагогами собраны разные виды театров: кукольные (« Репка», «Кот в сапогах); настольный (« Теремок», « Маша и медведь»), маски персонажей и костюмы.

   Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых  умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого,   помимо  конструкторов  имеется большой выбор различных видов транспорта, наборы  детских инструментов. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», куклы, коляски, наборы игрушечной посуды, муляжи продуктов питания, овощей, фруктов.  Для изучения и закрепления правил дорожного движения воспитателем Шориповой Р.А был изготовлен Уголок ПДД . Макет улиц, с макетами домов,  дорожными знаками, масками и атрибутами к играм способствующими закреплению знанию ПДД.

Имеется математический уголок: математические наборы, логические кубы, настольно-печатные игры математической направленности.

В уголке природы  находится календарь природы, картотека опытов, , настольно-печатные игры по экологии. Изготовлен уголок «Сенсорного развития».

Изготовлен уголок «Мир затейки». Где выставляются работы детей.

           В книжном уголке книги подобраны по возрасту и текущей схеме, портреты великих писателей и поэтов, сюжетные картинки, настольно-печатные игры по развитию речи. Все книги в хорошем состоянии.

Организация и расположение предметов развивающей среды в уголке сенсорики осуществлены рационально, логично и удобно для детей.Все игры и предметы в уголке сенсорики предназначены для развития мышления и пальцевой моторики; развития зрительного восприятия и внимания; в целях обучения группировке предметов по цвету, размеру, форме и т.д. Основная задача сенсорных дидактических игр – накопление разнообразного сенсорного опыта.

Созданный уголок «Больница» учит создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Формирует у детей умение играть по собственному замыслу, стимулирует  творческую активность детей. Развивает умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).  Прививать любовь к труду необходимо с ранних лет. Для того чтобы дети научились ценить результаты трудовой. Воспитатель Ильина Д.В.  изготовила уголок «Дежурства».

Изготовлен театральный уголок — составляющая общей обстановки группы, созданная с целью сплочения детей и формирования у них новых навыков и компетенций.

    Материал в уголках периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

Для развития у детей трудовых  навыков педагог группы сделал  уголок дежурства.

Изготовлен уголок «Настроения».Цель: Научить ребёнка понимать своё настроение, свои эмоции и чувства должен взрослый.

ВЫВОД:Развивающая  предметно-пространственная среда в старшей- подготовительной группе  дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной  и разноплановой деятельности.

             Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды физкультурного зала (инструктор по физической культуре- Новикова Е.А.)

Оборудование  пространства физкультурного зала соответствует санитарно-гигиенически  требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически  и развивающее.

Инструктором по ФК  в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр нетрадиционного физкультурного оборудования в музыкально-спортивном зале способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.  Для двигательной активности детей доступна шведская стенка, маты, мягкие модули, скакалки, кегли, кольцеброс, обручи, мячи..  Дети осваивают первые навыки спортивных игр: футбол, баскетбол, бег на различные дистанции, предусмотрены спортивные комплексы для дошкольного возраста на развитие двигательных навыков детей (лазание, подлезание, перепрыгивание, равновесие).  Создавался уголок «Меткие стрелки» для двигательной активности и развития физических качеств, используя различные виды двигательной     деятельности.

Имеется уголок здоровья для родителей, со сменой информации.

Изготовлен уголок «Меткие стрелки».Цель:  Создать условия для двигательной активности и развития физических качеств, используя различные виды двигательной     деятельности.

ВЫВОД:Развивающая предметно – пространственная среда в физкультурном зале даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и его физических возможностей..

  Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды музыкального зала (музыкальный руководитель- Новикова Е.А..)

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность. В музыкальный зале  проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. 

В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда, которая оснащена достаточными техническими средствами обучения, дидактическими пособиями, различными атрибутами для танцевально-игровой и ритмической деятельности.

К каждому мероприятию музыкальный зал оформляется в соответствии с тематикой праздника или развлечения. Окружающая обстановка создает повышенный интерес у детей и мотивирует их на дальнейшую деятельность. Очень много изготавливается своими руками, это и объёмные предметы для сюрпризных моментов, и более мелкие атрибуты для музыкальных игр.  

Техническое оборудование. Очень  важен такого объекта предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Это инновационный подход к организации развивающей среды.  Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. А так же дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, позволяет максимально заинтересовать детей, значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

  Неотъемлемой частью музыкальной развивающей предметно-пространственной среды для детей являются музыкальные зоны  и информационный уголок  для родителей.

Оборудование  пространства музыкального зала соответствует санитарно-гигиенически  требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически  и развивающее.

  В дошкольный период у ребенка начинает формироваться отношения к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Поэтому дошкольникам необходимо смотреть, принимать участие в спектаклях кукольного, настольного, пальчикового, теневого театров.  Этот вид деятельности близок, понятен, доступен детям. При показе спектакля кукольного театра музыкальный руководитель применяет и художественное слово и наглядный образ – кукла, петрушка и живописно- декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение Дети с удовольствием включаются в театрализованную деятельность. Роли распределяются по желанию детей в старшем дошкольном возрасте. В раннем возрасте ведущую роль берет на себя воспитатель. Дети могут самостоятельно подбирать нужную интонацию, жесты, манеру поведения героев. Регулярные показы, участие в спектаклях детей, использование всех видов театра, все это поможет накоплению опыта и мастерства.

Имеется:

-Патриотический уголок «Помним, гордимся, чтим»;

-Настольный театр «Теремок»;

-Кукольный театр «три медведя» ;

-Конусный театр «Три поросёнка»;

-Теневой  театр «Колобок», "Репка". «Теремок»;

-Пальчиковый театр «Колобок»;

-Платковая кукла;

-Уголок  дидактических игр по музыкальному развитию;

-Маски  для импровизация сказок;

-Атрибуты для обыгрывания сюжетных постановок.

 Во время драматизации сказок важно то, что дети в костюмах и имеют необходимые атрибуты и декорации для спектакля.

Все выше перечисленное помогает развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, артистические навыки. Дает детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Интерес к сказке, к театрализованной деятельности, художественной литературе поддерживается созданием в музыкальном зале  детского сада предметно-пространственной среды, включающий в себя  музыкальный уголок,  обновлялся уголок детских музыкальных инструментов ( шумелки, ложки, бубны, металлофон и др.), уголок масок и атрибутов(косынки, платочки, галстуки, флажки,   помпоны, листья) к танцам, уголок для физкультминуток, уголок музыкальных игр (кубик, часы и др.).

ВЫВОД: развивающая предметно – пространственная среда в музыкальном зале даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и его физических возможностей.Полифункциональность предметной среды пробуждает активное воображение детей, трансформируемость предметной среды позволяет детям каждый раз по-новому взглянуть на игровое пространство.

                         Зам. директора                              _________ Н.Н.Краева

                       Справку составила:                                                  Е.А.Новикова

                       Ознакомлены:                                                           З.А.Хабибова

                                                                                                          Д.В.Ильина

                                                                                              Ф.И.Ризаева

                                                                                               С.А.Рустамова

                                                                                                           Р.А.Шорипова  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды.

План составления аналитической справки о результате личного участия педагога  в создании развивающей  предметно-пространственной среды....

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка  по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды  в МАДОУ «Солнышко»  в  соот...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Значение художественной литературы в воспитании дошкольников через театрализацию»

Цель контроля:·         Использование методов и приемов для  развития у детей интереса к театрализованным играм;·...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Влияние художественной литературы на становление внутреннего мира дошкольников»

Цель контроля:·         Систематичность и последовательность в работе с детьми  по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;·...

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды в  соответствии  с  тре...