Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Влияние художественной литературы на становление внутреннего мира дошкольников»
методическая разработка на тему

Попкова Ирина Павловна

Цель контроля:

·         Систематичность и последовательность в работе с детьми  по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;

·         Результативность исследованных методов и приемов по художественной литературе, влияющих на становление внутреннего мир ребенка.

 

Структура тематического контроля:

·         Просмотр занятий;

·         Анализ календарного планирования воспитателей по ОО «Художественная литература»;

·         Грамотность оформления и наполняемость развивающей среды;

·         Творческое построение работы с родителями и социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_hudlit._yanvar_2016.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Влияние художественной литературы на становление внутреннего мира дошкольников»

Согласно годовому плану МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» на 2015-2016 учебный год, проведена тематическая проверка с 11.01.2016 года по29.01.2016 года на тему: «Влияние художественной литературы на становление внутреннего мира дошкольников». Проверку проводил: заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.. старший воспитатель Попкова И.П.  

Цель контроля:

  • Систематичность и последовательность в работе с детьми  по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
  • Результативность исследованных методов и приемов по художественной литературе, влияющих на становление внутреннего мир ребенка.

Структура тематического контроля:

  • Просмотр занятий;
  • Анализ календарного планирования воспитателей по ОО «Художественная литература»;
  • Грамотность оформления и наполняемость развивающей среды;
  • Творческое построение работы с родителями и социумом.

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром.  Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности.  Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Толмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувство и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книг появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они безусловно яркие, их воздействие активно, но не требует того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Для реализации вышеперечисленного педагогами  ДОУ были проведены следующие занятия:

  • Рассказ воспитателя о зиме. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Белые медведи» - 2-ая младшая группа, Филина С.Д.
  • Чтение сказки Л.Н. Толстого  «Три медведя» - 1-ая младшая группа, Дорошенко М.П.
  • В.Бианки «Где раки зимуют» - старшая группа, Вавринюк О.Н.

Проведенная непосредственная образовательная деятельность с детьми по ОО «Чтение художественной литературы» оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления с художественными произведениями создает реальные, психические условия доля формирования социальной адаптации ребенка.

Особое место в работе с детьми по художественной литературе занимает сказка. Сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка. В нашем детском саду сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развитие художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию. Герои сказок вместе с детьми учатся писать, рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры.  Во время тематического контроля было выявлено, что среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит  сказке. С детьми были прочитаны следующие сказки:

  • «Гуси-лебеди», «Ивасик-Телесик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Маша и медведь» - средняя группа Ткаченко В.Н.
  • «Колобок», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк» - 2-ая младшая Филина С.Д.
  • «Заяц хваста», «Зимовье зверей», «Колосок» - старшая группа Вавринюк О.Н.
  • «Мороз и морозец» (литовская народная сказка), «Двенадцать месяцев», «Кот в сапогах», «Снегурочка», «Два мороза» - подготовительная группа Разовая Н.М.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Через  художественные образцы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не толь знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

        Анализ календарного планирования работы по ОО «Художественная литература» свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных способностей, системности изучаемого материала. Педагоги ДОУ всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. Прослеживается тщательная и предварительная подготовка педагогов. В утренний и вечерний промежуток времени воспитатели ежедневно планируют: разучивание и чтение стихотворений, рассказов:

  • А. Босев «Трое», В.Орлов «Мороз», В.Берестов «тучи», В.Сухомлинский «Мальчик и сосулька», П.Воронкова «Снег идет», Б.Харчук «Как медведь зимует», А.Яшин «Покормите птиц», А.Ануфриев «Выпал беленький снежок», О.Высоцкая «Снежный кролик» - 2-ая младшая группа, Филина С.Д.
  • О.Высотская «Снежный кролик», И.Токмакова «Подарили собаку!», Н.Некрасов «Мороз-воевода», С.Гордиенко «Снежный мотылек», «Зима-художница», С.Есенина «Поет зима – аукает» - средняя группа, Ткаченко В.Н.
  • Н.Калинина «Про снеженный колобок», В.Осеева «На катке», В.Сухомлинский «Мальчик и снежинка», М.Дружинина «Снег ложится на дома», А.Фет «Кот поет, глаза прищурил», А.Пушкин «Зимнее утро» - старшая группа, Вавринюк О.Н.
  • Б.Житков «На льдине», А.Пушкин «Зимний вечер», Л.Яковенко «Опасные приключения», И.Зыкова «Медвежонок», Р.Халилов «Снеговик», Г.Скрибицкий «Четыре художника», С.Эмин «Хлопьями падает снег», Э.Огнецвет «Михеич», З.Албатлы «Пасмурная зима» - старшая разновозрастная группа с крымскотатарским языком обучения Бекирова М.Н.

Таким образом помогая детям овладеть  языком художественного  произведения, педагоги провели с детьми  следующие мероприятия:

  • Составление альбома «Как живут  звери в лесу»  (ситуативные беседы),  конкурс рисунка «Снежинка для медвежонка» (мини - театр) – 2-ая младшая группа, Филина С.Д.
  • Составление альбома «Праздник в детском саду (ситуативные беседы), конкурс рисунка «Зимняя сказка» - средняя группа, Ткаченко В.Н.
  • «Вечер сказок» (рассказ любимых сказок), выставка книжек-малышек «моя любимая сказка» - старшая разновозрастная группа с крымскотатарским языком обучения Бекирова М.Н.

В группах создана достаточно богатая предметно-развивающая среда для чтения художественной литературы.  Всё грамотно используется педагогами для коллективной индивидуальной работы с детьми. В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей,  художественная литературы подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать книги». Воспитателями старших и подготовительной группы периодически проводятся выставки книг одного писателя. В каждой группе имеется фланелиграф для обыгрывания и показывания сказок.

Анализ  работы с родителями, воспитателями и соцуиумом по данной теме тематического контроля показал следующее, были проведенный:

  • Консультации для родителей «Развитие театрализованной деятельности» -  Ткаченко В.Н.
  • Консультации для воспитателей: «Использование художественной литературы, как средство развития связной речи дошкольников» - Дорошенко М.П., «Воспитание будущего читателя» - Филина С.Д.
  • Открытый просмотр. Проект (долгосрочный)  «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к  истории и культуре через ознакомление с русскими народными календарными праздниками» - Матвеева Л.О.

Проведен тематический контроль на тему: «Влияние художественной литературы на становление внутреннего мира дошкольника», показал, что проблема актуальна, и она в ДОУ решается:  через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения совместной деятельности педагогов с детьми.

Рекомендации:

  1. Систематически планировать и проводить  тематические выставки в книжном уголке группы –  (срок -  постоянно)
  2. Организовать для детей творческие мастерские для разнообразной творческой деятельности  детей на основе художественных текстов и книг: рисование иллюстраций, лепка литературных персонажей, сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений ( срок – постоянно)
  3. Приобрести портреты современных писателей (в течении  учебного года)
  4. Уделить больше внимания роботе с родителями по данной теме (в течении учебного года)

Справку составил

старший воспитатель ДОУ                                                                Попкова И.П.

Заведующий МДОУ                                                                        Рыбак Л.Г.                                                                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Значение художественной литературы в воспитании дошкольников через театрализацию»

Цель контроля:·         Использование методов и приемов для  развития у детей интереса к театрализованным играм;·...

Аналитическая справка оп итогам тематической проверки о состоянии работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»

Цель контроля:·         выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;·...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Профессиональный рост педагогов – фактор улучшения качества дошкольного образования»

Повышение  качества  дошкольного  образования  находится  в  прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования  образования рад...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно-правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями.Одним из основных принципов ФГОС дошкольного обр...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки "Речевое развитие детей".

Цель: Определить уровень речевого развития дошкольников, оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.Задачи:1. Оценить знания педагогов по методи...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей  предметно -   пространственной среды »

Аналитическая справка № 2по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей  предметно -   пространственной среды »06.09.2021г.Цель проверки:Выполнение  треб...