Аналитическая справка оп итогам тематической проверки о состоянии работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»
методическая разработка на тему

Попкова Ирина Павловна

 Цель контроля:

·         выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;

·         формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

·         оценка профессиональных умений педагогов;

·         разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по  теме контроля;

·         анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;

·         анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_hud.lit_.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка оп итогам тематической проверки о состоянии работы по освоению  детьми ОО «Чтение художественной литературы»

Согласно годовому плану МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» на 2015-2016 учебный год, проведена тематическая проверка с 09.12.2015 года по 30.12.2015 года по определению состояния работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы». Проверку проводил: заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.. старший воспитатель Попкова И.П.

 Цель контроля:

  • выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
  • формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

  • оценка профессиональных умений педагогов;
  • разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по  теме контроля;
  • анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;
  • анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

В соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы.

Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующей федеральный государственный образовательный стандарт для реализации содержания ОО «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует  развитию речи, мышления. Основная задача педагогов ДОУ – привить детям любовь к художественному слову, уважению книге

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Для реализации вышеперечисленного педагогами ДОУ были проведены следующие занятия:

  • чтение сказки К.Поустовского «Теплый хлеб» - подготовительная группа, воспитатель Матвеева Л.О.
  • чтение художественных произведений Л.Огурцова «Счастливый народ детвора» - старшая группа, воспитатель Вавринюк О.Н.
  • заучивания наизусть стихотворения Н.Найденова «Новый год» - средняя группа, воспитатель Дорман О.П.
  • заучивание отрывка из стихотворения А.Барто «Машенька» - вторая младшая, воспитатель Филина С.Д.
  • чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - вторая младшая группа, воспитатель Брудер А.И.

Проведенная непосредственная образовательная деятельность с детьми по ОО «Чтение художественной литературы» носит эмоциональный, психологический настрой, оригинальность, продолжительность соответствует программным требованиям. Педагоги использовали разнообразные методы, приемы и средства такие как:

  • вопросы к детям по содержанию произведения;
  • словесный метод;
  • практически-наглядный;
  • наглядный показ иллюстраций;
  • показ схем.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию, его построение зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста  детей. Для усиления воздействия на эмоциональную сферу детей педагоги использовали прием объединения произведений, принадлежащим к разным видам искусства. Это было чтение в сочетании с музыкой, а так же чтение сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну темы с обсуждением, как по-своему каждый из них  передал тот или иной образ -  имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелки, но характерные детали, что так же поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

Для реализации ОО «Чтение художественной литературы», педагогами ДОУ выбраны темы по самообразованию:

  • «Воспитание у детей любви к литературе через драматизацию» - Филина С.Д.
  • «Приобщение детей к художественной литературе» - Дорман О.П.
  • «Использование фольклора с целью развития и понимания крымскотатарского языка детьми дошкольного возраста» - Бекироа М.Н.

Для реализации темы проведены следующие мероприятия:

  • сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • сюжетно-ролевая игра «Театр» - средняя группа, Дорман О.П.
  • театрализованное развлечение «Курочка ряба» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • театрализованное музыкальное развлечение «В доброй сказке жили-были» - средняя группа, Дорман О.П.
  • тематическая беседа «Традиции моей семьи» , драматизация сказки «Не  ичюн тавукъ ве хораз бир куместе яшайлар?» - старшая разновозрастная с крымскотатарским языком обучения, Бекирова М.Н.
  • выставка «Что любят читать наши дети?» - средняя группа, Дорман О.П.
  • конкурс чтецов «Мои любимые стихи» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • проектная деятельность с детьми: «Книга», «Какие блюда любят в нашей семье» - ДорманО.П., Бекирова М.Н.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественных произведений, педагоги выполняют следующее задачи воспитания:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
  • закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты;
  • поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихотворений , рисовании и других видах деятельности;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному творчеству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса.

Анализируя предметно-пространственную среду по ОО «Чтение художественной литературы», во всех возрастных группах ДОУ, можно сделать выводы, что одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Педагоги выполнили все требования к оформлению  книжного уголка это:

  • рациональное размещение в группе;
  • соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей в группе;
  • соответствие интересам детей;
  • востребованность.

       Огромной популярностью у детей уединенный уголок в группе для прослушивания литературных произведений в аудиозаписи. Им доставляет большое удовольствие художественное чтение с музыкальным сопровождением. А с педагогической точки зрения, это прекрасная возможность для развития слухового восприятия, обогащения детского опыты образными словами и выражениями, красивой литературной речью.

        В группах имеются  творческие мастерские ( разнообразная творческая деятельность детей на основе художественных текстов и книг: рисование иллюстраций , лепка литературных персонажей, сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений.

        Анализ работы  с родителями и социумом по данной теме показал следующие

  • экскурсия детей старшей и подготовительной группы воспитатели:  Вавринюк О.Н., Бекирова М.Н., Матвеева Л.О. в библиотеку с.Майское;
  • Воспитатели  ДОУ провели консультации для родителей.

Исходя  из вышеизложенного можно сделать выводы, что не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса детей играет художественная литература. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Рекомендации

  1. Педагоги систематически отображать в уголке книги тематику занятий по художественной литературе (срок – постоянно).
  2. Ежедневно проводить индивидуальную работу с детьми по данному направлению (срок – постоянно)
  3. Разработать перспективный план по ознакомлению детей с писателями в каждой возрастной группе (на 2016 учебный год).
  4. В родительском уголке поместить памятки по организации просмотра: телепередач, мультфильмов, по работе с компьютером.
  5. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги) посвящению рождения писателей, поэтов, иллюстраторов книг.
  6. Продолжать углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание  постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
  7. Воспитывать ценностные качества через художественное слово.

Справку составил

старший воспитатель ДОУ                                                                Попкова И.П.

Заведующий МДОУ                                                                        Рыбак Л.Г.                                                                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Значение художественной литературы в воспитании дошкольников через театрализацию»

Цель контроля:·         Использование методов и приемов для  развития у детей интереса к театрализованным играм;·...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Влияние художественной литературы на становление внутреннего мира дошкольников»

Цель контроля:·         Систематичность и последовательность в работе с детьми  по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;·...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Профессиональный рост педагогов – фактор улучшения качества дошкольного образования»

Повышение  качества  дошкольного  образования  находится  в  прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования  образования рад...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно-правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями.Одним из основных принципов ФГОС дошкольного обр...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки "Речевое развитие детей".

Цель: Определить уровень речевого развития дошкольников, оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.Задачи:1. Оценить знания педагогов по методи...