Статья на тему: «Организация работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Черноброва Ольга Григорьевна

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей в школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Сенсорное развитие способствует развитию памяти, речи, воображения , эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Основная цель занятий - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека. Сенсорное развитие детей немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребёнок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости , серьезный настрой использование мыслительного процесса. Только в игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_sensorike.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Первомайский ЦО» филиал п. Ленинское Выборгского района Ленинградской области

Доклад на тему:

«Организация работы по сенсорному  

воспитанию детей раннего возраста»

 

Выполнила: Черноброва О.Г

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей в школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Сенсорное развитие способствует развитию памяти, речи, воображения , эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Основная цель занятий - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека. Сенсорное развитие детей немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребёнок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости , серьезный настрой использование мыслительного процесса. Только в игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность , фантазию, память, учится размышлять и анализировать.

Актуальность темы.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Теоретическая база.

В современной психолого-педагогической литературе  достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания  детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях  ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей. В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины). Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Проблема: приобщение детей младшего возраста к средствам сенсорного развития в доступных для этого возраста видах деятельности.

Объект исследования: дети  дошкольного возраста.

Предмет исследования: система воспитательной работы в ДОУ.

Исходя из вышесказанного я поставила перед собой, следующее :

Цель: это систематизировать работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.  

Гипотеза: Если использовать сенсорное воспитание у детей в младшем и среднем  возрасте - это будет способствовать формированию  полноценного восприятия окружающей действительности.

Задачи:

1.Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

2.Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

3.Разработать программу сенсорного развития детей дошкольного возраста.

4.Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей дошкольного возраста.

При реализации поставленных задач необходимо соблюдать :

Условия:

  1. Обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада
  2. Правильное определение сенсорного развития детей младшего и среднего возраста

3.При разработке игр по сенсорному развитию, необходимо сохранить положительно-эмоциональный стиль отношений между педагогом и детьми во время игр, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Степень новизны проекта состоит в следующем:

1. Отработать и проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития. И показать пути её включения в жизнедеятельность детского сада.

2. Разработать педагогические условия эффективного приобщения детей   к программе сенсорного развития.

3. Обосновать значение сенсорного развития детей младшего и среднего  возраста в формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Теоретическая значимость: внедрение данного проекта вносит вклад в        проблему приобщения детей к развитию сенсорных способностей.

Практическая значимость :

1.Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей;

2.Разработка дидактического материала и дидактических игр;

3.Разработка методических рекомендаций для родителей.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста.

Перспективы развития проекта:

1.Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

2.Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

3.Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

План реализации образовательного проекта:

Сроки проекта: сентябрь  2015 – сентябрь 2016г. (среднесрочный)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители младшей группы.

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

1.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

-Игровые образовательные ситуации.

-Работа с предметными и сюжетными картинками.

-Дидактические игры.

-Упражнения на развитие мелкой моторики.

-Занятия являются одной из ведущих форм развития детей. Место данного материала в структуре занятия определяется возрастом детей, программным содержанием.

-Совместная деятельность. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. Может быть построена на содержании дидактических игр, различных головоломок, упражнений.

-Развлечения и досуги- считалки, поговорки, задачи в стихотворной форме, дидактические игры.

-Самостоятельная игровая деятельность детей занимает немаловажное место в детской деятельности, но для успешной организации такой деятельности необходимо создать определенные условия - развивающую среду. Для того, чтобы моя работа была успешной необходимость наладить связь с родителями.  Провести консультации для родителей, оформить и постоянно обновлять информационный уголок. Большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями. Родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей среды в группе.

 Этапы работы:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

  1. Изучение специализированной литературы;
  2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
  3. Оборудование «дидактического стола»;
  4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
  5. Подбор заданий и проведение диагностики;
  6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
  7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
  8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап: творческий (основной)

1.Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики:

  • «Волшебная книга»
  • «Дорисуй картинку с помощью пуговицы»
  • «Найди лишнюю пробку»
  • «Накорми поросенка» своими руками

2.Работа детей в манипулятивном центре (мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, верёвочки, бусинки).

3.  Проведение дидактических игр и игр-занятий (на развитие тактильных ощущений, дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, цвета.

Работа с родителями:

1.Консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

2. Анкета для родителей. "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

3.Оформление наглядной информации в уголки для родителей «Во что

поиграть с ребенком дома», «Как занять малыша с пользой для ума» и т 4.Индивидуальные беседы и консультации «Как научить ребенка играть в

дидактические игры», «Игрушки сенсорного свойства»

5. Совместные работы родителей и детей «Закончи рисунок»

6.Практикум «Дидактические игры своими руками»

7.Приобретение и создание с помощью родителей дидактических материалов  на развитие сенсорно-моторных навыков(«Составь пары предметных картинок», «Подбери картинку по цвету», «Угадай по тени», “Магнитная мозаика” и др.)

III этап: заключительный

включает:

Подведение

Праздние, развлечение, досуг.

Ожидаемый результат:

 -Разработана система сенсорного развития детей раннего возраста;

 - Дети получили представления о форме, величине, цвете

 предметов;

 - Научились группировать предметы по заданному признаку;

 - Дети освоили навыки действия с предметами домашнего

 обихода и игрушками, могут определять их положение в

 пространстве;

 - Родители получили необходимые психолого-педагогические

 знания по сенсорному развитию детей раннего возраста,

 принимали активное участие в изготовлении пособий и

 оборудования по сенсорному развитию.

Таким образом, влияние предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины будет достигнута, задачи реализованы.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Список использованной литературы:

1.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб.мет» 1996;

2.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -  Ярославль: Академия развития, 1997;

3.Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

4.Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

5. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист.изд. Центр ВЛАДОС, 2002; 6. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;

                                                                                                   

   ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплекс дидактических игр, способствующих сенсорному развитию детей младшего возраста

Игры на развитие тактильных ощущений

 «Чудесный мешочек»

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 «Определи на ощупь»

 В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

 «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

 Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

 Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

 «Узнай фигуру»

 На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

 «Догадайся, что за предмет»

 На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

 «Найди пару»

 Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

 «Найди ящичек»

 Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

 Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

 «Что в мешочке»

 Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

 «Найти предмет указанной формы»

 Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

 «Из каких фигур состоит машина?»

 Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

 «Коврик»

 Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

 «Найди предмет такой же формы»

 Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

 «Какая фигура лишняя?»

 Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

 Варианты:

 — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

 «Составь целое из частей»

 Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

 Варианты:

 — составить конструкцию по памяти, по описанию;

 — составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

 «Определи правильно»

 Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление

понятия величины

 «Сравни предметы по высоте»

 Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

 «Палочки в ряд»

 Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

 Варианты:

 — детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

 «Самая длинная, самая короткая»

 Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

 Варианты:

 — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

 «Пирамидки»

 Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

 «Матрешки»

 Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

 «Разноцветные кружки»

 Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

 Варианты:

 — собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

 «Разложи по размеру»

 Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

 Варианты:

 — дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

 «Расставь по порядку»

 Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

 1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

 2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

 «В какую коробку?»

 Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

 «Дальше — ближе»

 По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения

на закрепление цвета

 «Какого цвета не стало?»

 Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

 «Какого цвета предмет?»

 Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

 Варианты:

 — выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

 «Собери гирлянду»

 Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

 «Сплети коврик из цветных полосок»

 Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

 «Сложи радугу»

 Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

 «Неразлучные цвета»

 Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

 «Какие цвета использованы?»

 Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

 Варианты:

 — детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками

«Уточним цвет предмета»

 Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Технологическая карта организованной учебной

деятельности .

Тема: «В поисках Машеньки» итоговое занятие по сенсорике

Цель: формирование пройденных математических представлений у детей II младшей группы. Закрепить понятия: один, много, длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий. Цвет (красный, синий, зелёный, желтый), форма (круг, квадрат, треугольник), величина (большой, маленький, средний). Закрепить умение ориентироваться на 3 признака одновременно (цвет, форма, величина) . Формировать внимание, мышление, воображение, память. Развивать слуховое восприятие. Развивать мелкую моторику. Развивать связанную речь. Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи .Воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Социализация,  Познание (ФЭМП), Здоровья, Художественное творчество, Музыка
Оборудование и материалы: Конверт с письмом привязан на гелиевый шарик, конверт с письмом и с геометрическими фигурами, дорожки из разноцветных геометрических фигур, художественное слово (физические минутки, пальчиковая гимнастика), бусы для Маши (вязанные бусы), магнитная доска, конфета, атрибуты для леса (деревья, кусты, грибы, цветы), музыка (Звуки леса, звук ветра,).
.
Предварительная работа: чтение сказки «Маша и медведь», дидактическая игра.
Словарная работа: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 
Билингвальный компонент:  дөңгелек – круг, үшбұрыш – треугольник, төртбұрыш – квадрат.

Этапы деятель-ности

Управленческие действия

педагога

Деятельность

детей

Моттивационно-побудительный

 - Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

- Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети.

- Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».

- Поднимем руки вверх и

поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу. 

Незаметно детям, в зал залетает гелиевый шарик на нём привязан конверт с письмом.
-  Ребята, посмотрите, что это?

- А, какого цвета шарик?

- Интересно, от кого письмо, что в нём написано? Давайте прочту.
«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Это письмо пишу я, Машенька. Я живу в деревне «Сказочка» с дедушкой и бабушкой. Однажды мы с подружками пошли в лес за грибами и ягодами. Лес оказался большим. В лесу очень красиво. Заблудилась я и потерялась. Теперь никак не могу найти дорогу домой. Решила вам письмо написать. Знаю, что вы очень добрые и всегда помогаете тем, кто в беде. Помогите и мне, пожалуйста».

- Ребята, поможем Машеньке вернуться домой?

Дети сидят на стульчиках.

- Сәлеметсізбе! Здравствуйте!

Встают в круг, берутся за руки.

Поднимают руки вверх.

Опустить руки подуть на ладони

- Шарик с письмом.
- Шарик зеленого цвета.

Проявляют интерес.

- Да!

Организационно-поисковый

- А вы узнали Машеньку, в какой сказке она живёт?
- Тогда, мы тоже сейчас отправимся в лес. (фонограмма леса)
-  Давайте произнесем волшебные слова.

- Вот и мы и очутились в лесу. Посмотрите, ребята, как красиво в лесу. Вам нравится?

- Скажите, что растёт в лесу?

- А кто в лесу живёт?

- А какие бывают деревья по высоте?

-Ой, ребята, посмотрите какая красивая цветочная поляна. Давайте остановимся, понюхаем цветочки.

- Посмотрите , сколько цветочков на этой полянке?

- А на этой?

- Ребята, смотрите бабочки потерялись и не могут найти свой цветочек, давайте поможем им, посадим каждую бабочку на свой цветочек.
-
 Молодцы, ребята.
(фонограмма ветра)

- Ой, слышите, что это за шум?  Наверно ветер поднимается. Ребята, а во время ветра деревья что делают?
- Давайте мы тоже как деревья покачаемся.


Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

- Ну, а где же Машенька? Ой, ребята, посмотрите, Маша нам еще послание оставила. На конверте написано от Машеньки.  (восп. открывает конверт, а там геометрические фигуры)
- Посмотрите, в конверте геометрические фигуры. Повторите что это?

- Правильно, молодцы ребята, в конверте геометрические фигуры.
- Какая это геометрическая фигура?

- Какого цвета треугольник?

- А на что похож треугольник?

- А Баязид знает стих про треугольник.

- А это какая геометрическая фигура?

- Какого цвета квадрат?
- А на что похож квадрат?

-Какая это геометрическая фигура?

- Какого цвета круг?

- На что похож круг?

-  А ещё нам Маша пишет: -«Найдите дорожки состоящие из таких геометрических фигур,
самая длинная дорожка покажет путь, как меня найти». Машенька.

- Здесь 3 дорожки

- Какого цвета эта дорожка? (показ)
-
Молодцы, ребята. Скажите, из каких фигур состоит, желтая дорожка?
-  А какого цвета это дорожка? (показ)
- Скажите, из каких фигур состоит, синяя дорожка?
-  А какого цвета это дорожка? (показ)
- Скажите, из каких фигур состоит, белая дорожка?
-  Значит дорожки разные и отличаются по цвету, форме и величине.
-  Ребята, а мы про Машеньку не забыли?
- По какой дорожке мы должны были пойти, чтобы найти Машеньку?
-
Молодцы, ребята. Но пройти эту дорогу можно только перепрыгивая с одного круга на другой.

- А где же наша Машенька? Давайте позовём её

Маша: Я здесь. Здравствуйте, ребята.

Маша: Спасибо, ребята, что вы такие добрые и пришли мне на помощь.
-  Молодцы, ребята. Давайте теперь поиграем вместе с Машей.
«Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем»

Маша: Ой, ребята, как мне с вами хорошо и весело, даже домой не хочется. Но бабушка и дедушка ждут меня.
-  Машенька, чтобы добраться до дома ты должна пойти по этой дорожке, она тебя и выведет к вашей деревне.
Маша: Спасибо, ребята за помощь и за это я вам дарю волшебную конфету. Ешьте на здоровье! До свидания ребята!

- Детки и нам пора возвращаться в детский сад. По какой дорожке мы сюда пришли

 

- «Маша и медведь».

- «Вокруг себя повернись и в лесу очутись».
   

- Да.

- Деревья, кусты, ягоды, грибы.
- Медведи, волки, лисы, белки, ёжи.
- Деревья бывают высокие и низкие (показ).

приседают-вдох, встают-выдох


 

- Много.

- Один.

Берут бабочек, сажают бабочек по цветам. (красную на красный цветок, белую на белый цветок, желтую на желтый).

- Дети: Во время ветра деревья качаются.

Обмахивают лицо руками.

Руки вверх, раскачиваются.

Приседают на корточки.

Вытягиваются вверх.

Находят конверт под елочкой.

- Это геометрические фигуры.

- Это треугольник.

- Треугольник белого цвета.

- гору, пирамиду, колокольчик.

Чтение стихотворения.

- Это квадрат.

- Желтый.

- телевизор, коврик, окно, кубик.

- Это круг

- Круг синего цвета.

- мяч, солнце, арбуз.

ребята находят дорожки

- Желтого.

- Из квадратов.

- Синего.

- Из кругов

- белая.

- Треугольников

- Нет.

- По длинной дорожке.

- Перепрыгивают с круга на круг.
 

ауууу, Машенькаааа

Здравствуй, Машенька.

Выполняют движения по тексту.

До свидания Маша.

- По длинной.

Рефлексивно-корригирующий

Возвращаемся в детский сад.

- Ребята кому мы помогли вернуться домой?

- А куда мы с вами ходили ?

- А какие геометрические фигуры нам помогли?

- Вам понравилось наше путешествие в лес?

- Машеньке.

- В лес.

- Круг, квадрат, треугольник.

- Да.

Ожидаемый результат:

Знать: один, много, длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий. Цвет (красный, синий, зелёный, желтый), форма (круг, квадрат, треугольник), величина (большой, маленький, средний).

Иметь: связанную речь, доброжелательность, чувство взаимопомощи .Уметь:  ориентироваться на 3 признака одновременно (цвет, форма, величина) 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

    Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

•        считаю нужным;

•        не считаю нужным;

•        затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

•        информация отсутствует;

•        есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

•        я не обращаю внимание на информацию;

•        информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

•        наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

•        высокий;

•        средний;

•        низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

(консультация для родителей)

  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

   После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

   Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

   В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

   В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

   В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

   Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

   Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").

   Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.

   Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.

   Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

   Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

   Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.

Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.

   Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
  Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.

   Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.

   Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.
  Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.

   Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.

   Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось. 

   Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".

   Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.
  Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.
  Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.

   Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.

   Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.

   Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.

   Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).

   Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.

   Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он, прежде всего, ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.

   Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.

   Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.
  Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.

   Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.

   Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.

   Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.

   Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету.   Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и фор­мирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойст...

Анализ работы воспитателя 1 младшей группы по теме: «Организация работы по сенсорному воспитанию в раннем возрасте».

Представленный материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста для организаци работы по сенсорному воспитанию....

статья "Сенсорное воспитание детей раннего возраста"

laquo;Сенсорное воспитание детей раннего возраста»Сенсорика - это восприятие.Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающе...

Статья «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Статья «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»....

Статья «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Статья «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»....

статья: "Роль сенсорного воспитания детей раннего возраста."

                   Роль сенсорного воспитание детей раннего возраста.    Сенсорное развитие является условием успешного овладени...