Презентация для детей старшего возраста "Путешествие в прошлое книги"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Предлагаю вашему вниманию презентацию для детей старшего дошколного возраста  "Путешествие в прошлое книги". Данную презентацию можно использовать для проведения непосредственно образовательной деятельности  по теме "Книжкина неделя".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие в прошлое книги» Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 65 с приоритетным направлением художественно – эстетического развития детей Красногвардейского района Санкт - Петербурга Презентацию составила воспитатель: Пальчевская Наталия Владимировна


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 65
с приоритетным осуществлением деятельности по  художественно – эстетическому развитию детей
Красногвардейского района Санкт – Петербурга

Презентация

«Путешествие в историю книги»

Составила

воспитатель старшей группы №11:

 Пальчевская Наталия Владимировна.

Санкт – Петербург

2016

1 слайд: титульный

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

- Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав её, вы поймёте, о каком предмете сегодня пойдёт речь.

Я всё знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

Читать нужно научиться.

О чём идёт речь?

Дети: Книга.

2 слайд:  На экране появляется изображение книги.

Вдруг в  группе появляется кукла и просит детей помочь ей узнать об истории книги, чтобы она могла рассказать об этом своей воспитательнице, которая просила всех детей что – нибудь узнать об истории книги.

Воспитатель:  - Ребята, поможем кукле? Сегодня как настоящие учёные, мы будем исследовать книгу. Пожалуйста, внимательно рассмотрите эту книгу. Из чего она состоит? Из каких основных частей?

Дети: корешок, листы, обложка.

Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны?

Дети: Да.

3 слайд:  Давным – давно люди жили в пещерах. Охотились на мамонтов и диких быков. Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать рисунки на стенах пещер. Эти рисунки и называют – Каменными книгами. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

Даже в наши дни мы часто встречаем нарисованные письма, которые дошли до нас через многие века. Как вы думаете, где? (Показывает знаки дорожного движения).

- Дети, давайте, оставим привет, как это делали пещерные люди.

( Раздают детям маркеры, для рисования на «наскальных стенах» (на мольберте – имитация скалы).

4 слайд:  Отправляемся в другое время. Куда это мы попали? К индейцам. Они придумали другой вид книги, который можно было передавать, переносить, сохранять. Такое письмо называлось – КИПУ - узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка или палка и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел передать кому-то свою мысль, привязывал к веревке или палке шнурок особым способом. Чтобы прочесть такое письмо, нужно было помнить множество деталей – цвет шнура, его длина, вид узла. Такое письмо было очень тяжело читать. Но, в основном, знания, все так же  передавались устно. Старейшины племен, примерно раз в году уводили юношей в джунгли, и там, передавали свой опыт. А чтобы знания запоминались легче, использовали специальные танцы и песни. Поучимся вместе с ними?

(Дети встают в круг. И повторяют движения за воспитателем.)

Физкультминутка:  

Если хочешь научиться, делай так…  Хлопать в ладоши влево - вправо.

Если хочешь научиться, делай так… Прыжки на месте с высоким подниманием колена (по очереди).

Если хочешь научиться, делай так…  Хлопать по рту, «зов индейца».

Если хочешь научиться, делай так…  Танец Индейцев по кругу.

Давайте, ребята, оставим индейцам «Привет». Завяжем свои узелки.

Потом, люди изобрели письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом. Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Давайте, мы тоже попробуем нарисовать такое письмо, возьмите листочки и карандаши и нарисуйте ваше настроение. (Дети рисуют)

5 слайд:  Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Но так как бумаги в те времена ещё не было, то люди изображали все эти события на каменных плитах. Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.

А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно?

Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки.

6 слайд:

Позже книги стали делать из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.

А как вы думаете, удобно было читать и хранить книги, написанные на глиняных дощечках? И почему?

Дети: Нет, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места.

7 слайд: Тогда люди стали использовать другие материалы. Писали заострённой палочкой на пальмовых листьях, а на Руси для этого использовали бересту. А вы знаете, что такое береста? (ответы детей). Хотите сами попробовать что-нибудь нацарапать на бересте? (Предложить попробовать нацарапать что-либо на бересте). Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.

 8 слайд: Позже люди стали делать книги из папируса. Папирус – это растение вдвое выше человека. Его ствол в руку толщиной. Растёт оно в Африке по берегам рек и озёр. Сердцевину такого тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Таким образом, появились книги – свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц.

9 слайд: Но папирус рос не везде. И там где его не было, люди научились писать на пергаменте. Что же это такое? Это кожа молодых животных, которую старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу.

10 слайд: Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. А придумали её изготовление в древнем Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали, как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. Их называли летописцы. Затем книгу украшали драгоценными камнями, золотом или серебром. Это конечно было красиво, но позволить себе такую книгу могли только богатые люди. Одну книгу писали очень долго, до нескольких месяцев, а иногда даже и не один год. Это был очень тяжёлый труд.

11 слайд: Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву. Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник. Каким же образом он это делал? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную. А давайте мы сейчас это и проверим. (Пригласить детей к столу, раздать чистые листы и штампы)

Воспитатель: Зачем нам сегодня надо было узнать историю книги?

Дети: Чтобы помочь кукле.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Выбери нужные материалы». Мы отдалим эти материалы кукле и она сможет вспомнить о том, как создавалась книга.

Правила игры: на столе разложены предметы (камень, пластмасса, дерево, металл, кожа, береста, бумага). Дети выбирают те материалы, из которых раньше делали книги и отдают их кукле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в прошлое пылесоса"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в прошлое пылесоса"...

презентация для детей старшей группы "Путешествие в прошлое предметов"

Данная презентация предназначена для ООД, она способствует формированию первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста исторической ленты предметов быта человека....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста " Красная книга Республики Коми: животный мир"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с представителями животного мира, занесенными в Красную книгу Республики Коми....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему: " Путешествие в прошлое лампы"

Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета....

Презентация по окружающему миру "Путешествие в прошлое книги"

В данной презентации представлена история появления книги....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста"Красная книга"

Красная книга-это список редких, исчезающих или вымерших видов животных, насекомых, рыб, грибов и растений....