Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

    Салопова Валентина Александровна

    Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.


    Задачи: 


    • Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста 

    • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником. 

    • Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности. 


    Планируемый результат: 
    Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. 
    Вводная часть. 
    Консультацию, мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?  (ответы воспитателей) 
    Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. 
    Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. 
    Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. 
    Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. 
    Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. 
    После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование. 
    Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. 
    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. 
    Структура детского экспериментирования. 
    Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру: 
     


    • Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира 

    • Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений 

    • Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах 

    • Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" 

    • Средства: язык, речь, поисковые действия 

    • Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты 

    • Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций 

    • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. 


    Последовательность детского экспериментирования.


    • Проблемная ситуация. 

    • Целеполагание. 

    • Выдвижение гипотез. 

    • Проверка предположения. 

    • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) 

    • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). 


    В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: 


    • Как я это делаю? 

    • Почему я это делаю именно так, а не иначе? 

    • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? 


    Примерная структура образовательной деятельности  - экспериментирования 
     


    • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 

    • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 

    • Уточнение плана исследования. 

    • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. 

    • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. 

    • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. 


    Содержание уголков экспериментальной деятельности. 
    Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

    В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:


    1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.). 
    2) место для приборов 
    Место для хранения материалов (природного, "бросового") 
    3) место для проведения опытов 
    4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) 

    Старший дошкольный возраст


    - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина" ; 
    - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; 
    - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; 
    - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; 
    - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; 
    - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); 
    - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл 
    - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. 
    - сито, воронки 
    - половинки мыльниц, формы для льда.

    -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы


    - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки 


    - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; 
    - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; 
    - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" 
    -  персонажи, наделанные определенными чертами 
    ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. 


     

    ПАМЯТКА 
    "Планирование работы с детьми по экспериментированию" 
     

    Старший дошкольный возраст 

    Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. 
    Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются: 
    1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?); 
    2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?"). 
    Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 
    1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). 
    2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). 
    3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). 
    4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). 
    5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). 
    6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

    В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

    Литература для подготовки консультации: 
    1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004 
    2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92 
    3.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 
    4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004 
    5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005 
    6. Материалы Интернет-сайтов 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

    Поготовила: воспитатель 1 квалификационной категории

    Салопова В.А.

    Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.


    Задачи: 


    • Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста 

    • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником. 

    • Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности. 


    Планируемый результат: 
    Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. 
    Вводная часть. 
    Консультацию, мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?  (ответы воспитателей) 
    Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. 
    Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. 
    Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. 
    Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. 
    Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. 
    После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование. 
    Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. 
    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что 
    для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. 
    Структура детского экспериментирования. 
    Как и любая деятельность, 
    деятельность экспериментирования имеет свою структуру: 


    • Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира 

    • Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений 

    • Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах 

    • Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" 

    • Средства: язык, речь, поисковые действия 

    • Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты 

    • Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций 

    • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. 


    Последовательность детского экспериментирования. 


    • Проблемная ситуация. 

    • Целеполагание. 

    • Выдвижение гипотез. 

    • Проверка предположения. 

    • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) 

    • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). 


    В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: 


    • Как я это делаю? 

    • Почему я это делаю именно так, а не иначе? 

    • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? 


    Примерная структура образовательной деятельности  - экспериментирования 


    • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 

    • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 

    • Уточнение плана исследования. 

    • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. 

    • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. 

    • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. 


    Содержание уголков экспериментальной деятельности. 
    Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

    В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:


    1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.). 
    2) место для приборов 
    Место для хранения материалов (природного, "бросового") 
    3) место для проведения опытов 
    4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) 

    Старший дошкольный возраст 


    - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина" ; 
    - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; 
    - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; 
    - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; 
    - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; 
    - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); 
    - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл 
    - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. 
    - сито, воронки 
    - половинки мыльниц, формы для льда.

    -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы


    - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки 


    - мини-стенд 
    "О чем хочу узнать завтра"; 
    - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; 
    - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" 
    -  персонажи, наделанные определенными чертами 
    ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. 


    ПАМЯТКА 
    "Планирование работы с детьми по экспериментированию" 

    Старший дошкольный возраст 

    Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. 
    Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются: 
    1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?); 
    2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?"). 
    Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 
    1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). 
    2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). 
    3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). 
    4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). 
    5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). 
    6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

    В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

    Литература для подготовки консультации: 
    1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004 
    2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92 
    3.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 
    4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004 
    5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005 
    6. Материалы Интернет-сайтов 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

        Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей п...

    "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

    Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

    «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».

    Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мы...

    "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности". Консультация для педагогов.

    Цель данной консультации - расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью экспериментальной деятельности....

    Консультации для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

    Структура детского экспериментирования.Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "...

    Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

    Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментирование.Задачи:Расширять знания педагогов о значении экс...