Образовательная ситуация по познавательному развитию старших дошкольников "Я – человек. Наши помощники - органы чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Котова Любовь Андреевна

ОС по познавательному развитию старших дошкольников

"Я – человек. Наши помощники - органы чувств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ОС19.56 КБ
Файл Презентация к ОС1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация по познавательному развитию старших дошкольников

"Я – человек. Наши помощники - органы чувств"

                                Воспитатель МБДОУ № 27: Котова Л.А.

Цель: Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи:

  • Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойством - памятью. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.
  • Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе.
  • Воспитывать потребность быть здоровыми.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Материалы и оборудование:

Презентация «Я – человек. Наши помощники – органы чувств»

  • Музыкальные инструменты
  • Ширма
  • Баночки с продуктами

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, скажите, кто такой командир? (ответы детей) Какого человека можно так назвать? (ответы детей) - слайд 2

А знаете ли вы, - с таинственным выражением лица спрашивает воспитатель у детей,- что в каждом из нас живет вот такой "командир"? – слайд 3

- Кто из вас знает, как его зовут? (ответы детей) Правильно, это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.

(Предлагает детям показать на себе месторасположение мозга) - слайд 4

- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложен по строению, но самая главная его часть - это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.) Обобщает высказывания детей.

- А знаете, дети, какой удивительный секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою? У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

- Дети, сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Но как же мы попадём в эти секретные лаборатории?? (ответы детей)

А я предлагаю вам в век высоких технологий туда телепортироваться! Согласны? (Да!) Запускаем телепортацию!

Вот мы, ребята, и очутились в первой лаборатории. – слайд 5

          Загадка

          На ночь два оконца сами закрываются,
         А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)

- Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?  (Дети перечисляют правила.)

  1. Нельзя тереть глаза грязными руками.
  2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
  3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
  4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
  6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: Мы с вами  заботимся о своем зрении, и сделаем сейчас специальную гимнастику для глаз

(Проводятся упражнения «Шторки», «Большие глаза») – слайд 6

(Гимнастика для глаз «Полет пчелы») – слайд 7

(Гимнастика для глаз «Танцующая девочка») – слайд 8

Воспитатель: Телепортируемся во вторую лабораторию! – слайд 9

Загадка

        Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
       А для этого нужны нашей Маше…(ушки)
- Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
(Тихо говорит.) Подойдите сюда ко мне, поближе (Дети выполняют)

- Почему вы подошли? (Ответы детей.)

- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

Воспитатель:

- А мы знаем правила по охране слуха. (Дети перечисляют правила.)

- А еще, Миша знает стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!
(Э.Мошковская)

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

-  Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

Проводиться игра "Какой музыкальный инструмент звучит?"

-  Переходим в следующую лабораторию. – слайд 10

Загадка

Он бывает самым разным: добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. (Нос)

- А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже - 
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

Упражнение "Ежики" (Спокойное дыхание через нос.)

Упражнение "Воздушный шар" – слайд 11

- А теперь давайте сыграем в игру "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон).

- Телепортируемся дальше! Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. – слайд 12

Предлагает провести пальчиковую гимнастику "В гости"

В гости к пальчику большому (Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук).
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)

- Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.

Проводится игра: "Жмурки"

Воспитатель: Телепорт! Мы с вами оказались в последней лаборатории – слайд 13

В следующей лаборатории изучают орган чувств - язык.

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (Ответы детей.)

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло.
Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

Игра "Определи на вкус"

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту:

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья.

Ну, а нам ребята пора возвращаться в детский сад. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.

Как называется "командир" нашего тела? Мы узнали что у нашего мозга есть (память). А помогают ему запоминать наши (органы чувств). Назовите их.

Вам понравилось наше путешествие в Институт Здоровья? (ответы детей)

В какой лаборатории понравилось больше всего? (и т.д.)

                   А теперь мы улыбнемся,
                  Крепко за руки возьмемся
                  И друг другу на прощанье
                  Мы подарим пожеланья:  (
Дети говорят друг другу добрые пожелания)

  - Молодцы, Ребята! – слайд 14


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я - человек Подготовила: воспитатель Л.А.Котова Образовательная ситуация с элементами познавательного и социально-коммуникативного развития «Ознакомление с окружающим миром» "Наши помощники – органы чувств"

Слайд 6

Упражнение 1. ШТОРКИ Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения . Упражнение 2. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Слайд 11

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание) Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. 1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. 2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине. Повторить 4—10раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...

Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»...

Я человек. Наши помощники органы чувств.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе....

НОД в старшей группе на тему: «Наши помощники – органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, ...

Конспект ОД по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши помощники – органы чувств»

Тема ОД: «Наши помощники – органы чувств».Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие», «Речевое развитие...