Проект "Мое генеалогическое дерево
проект по окружающему миру (старшая группа)

Самусова Елена Геннадьевна

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx880.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная  казенное дошкольное

образовательное  учреждение

– детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Воспитатель: Самусова Е.Г.

Барабинск

Актуальность проекта.

 Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Изучив тему проекта, мною была обозначена проблема: не многие  кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Мало развито чувство гордости за свою семью.  

Цель проекта: Расширить представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях. Создать дошкольникам и их семьям генеалогическое древо.

Задачи:

1.  Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2.  Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

5.  Сформировать элементарные представления о том, что такое род и  родословие, о происхождении фамилии.

Возраст участников: старшая  группа (5-6 лет)

Тип проекта: краткосрочный (2 недели)

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной (практический), заключительный

   

       На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» и папка – передвижка «Тайна имени». Детям были выбраны и прочитаны произведения художественной литературы по теме «Моя семья»: «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д.Родари, «Мамина дочка» В.Белов, «Косточка» К.Ушинский, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Т.А. Шорыгина. С помощью занятия «Что такое генеалогическое древо?», и бесед: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем» сформировали представления о том, что такое род и  родословие, происхождении фамилии. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Моя семья» и сюжетно – ролевую игру «Семья».

     На заключительном этапе  была организованна выставка детского творчества «Моя семья». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и составили короткий рассказ, каждый из детей презентовали свою работу.

Выводы: В результате работы над проектом дети закрепили представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивали творческие и исследовательские способности родителей и детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы.  Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

Фотогалерея

D:\фото барабинск\ф.патриот\100\DSCN2981.JPG


F:\IMG_8261.JPG

Приложение

Конспект занятия

«Что такое генеалогическое древо?»

Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

Цель: закрепить представления о родственных отношениях сформировать элементарные представления о том, что такое род и  родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях, воспитать любовь и уважение к членам семьи.

Задачи:

  1. Формировать представление о мире  семьи, как о людях живущих вместе.
  2. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
  3. Воспитывать желание заботится о  близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Словарная работа: род, родословие, генеалогическое древо.

Материал: набор картинок по теме «Семья», примерное генеалогическое древо.

Ход занятия:

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя -
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.


- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

- Правильно ребята семья.

- Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
    Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

 Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

   В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

 Физминутка
"Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.

Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Дидактическая игра "Подбери признаки".
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек.

Корни, четыре мощных – это дедушки и бабушки родителей,
мамы и папы (можно сделать глубокие корни прадедушки и прабабушки). Ствол – папа и мама, ветви – дети (столько, сколько детей в семье). Это дерево можно продолжать далее.

-  Каждый из вас дома с родителями вырастит свое дерево семьи, и мы посмотрим, что из этого получиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с генеалогическим деревом семьи

Жизнь каждого человечка и жизнь его семьи тесно связана с семейными традициями, а значит с народными традициями и обычаями неразрывными узами. Семейные традиции – это постоянное развитие творчества, в...

Буклет "Моё генеалогическое дерево"

Рекомендации родителям по составлению генеалогического дерева...

Создание генеалогического дерева своей семьи, родственников, предков.

Наши дети часто плохо ориентируются в своих рдственниках. На данном семинаре воспитатели узнали, как можно составить генеалогическое древо семьи ребенка....

Тренинг для родителей "Генеалогическое дерево"

Тренинг для родителей "Генеалогическое дерево" посвящён теме, которую редко затрагивают родители и педагоги в воспитательно-образовательном процессе. Многие родители считают, что не стоит составлять р...

Презентация.Комплексно-тематическое планирование по проекту "Моя семья. Мое генеалогическое дерево"

Цель: формирование у детей духовно-нравственных отношений и чувств сопричастности к родному дому, семье, интереса к истории своей семьи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) Тема: «Моя родословная. Генеалогическое дерево»

Цель непосредственной образовательной деятельности: способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.    З...

«Мое генеалогическое дерево».

Закрепляем представление о том, что такое семья, о родственниках и родственных отношениях....