Конспект НОД подготовительной группе на тему «Вода» 2019г.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дзюбий Наталия Николаевна

Цель: - совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_podgotovitelnoy_gruppe_na_temu_voda.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД подготовительной группе на тему «Вода»

Цель: - совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.

Образовательная область«Познание»

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д. ;

- Дать представление о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о значении воды в жизни человека;

- Прививать бережное отношение к воде.

- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

- Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.

Образовательная область«Коммуникация»

- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога;

- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

- Активизировать словарь детей словами по теме: лаборатория, опыты, оборудование.

- Способствовать развитию мышления, любознательности, речь, мышление, наблюдательность

Образовательная область«Труд»

- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща; сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

Образовательная область«Социализация»

- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

- Осуществить патриотическое воспитание.

- Воспитывать любовь к природе.

Образовательная область«Здоровье»

- Продолжать учить принимать правильную позу при опытах за столом.

Форма НОД: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Количество детейподготовительная группа

Предварительная работа:

• Беседа с детьми о значении воды

• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

• Чтение сказки «Путешествие Капельки»

• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

• Познавательная игра «Где, какая вода бывает

• Знакомство с круговоротом воды в природе

• Просмотр презентаций на тему«Почему воду нужно беречь»

• Знакомство с новым словом «лэпбук»

Материал для занятий

вода, молоко, прозрачные стаканчики, схема круговорота воды, кубик, шарик, узкая и широкая баночки, соль, сахар, мука, кофе, растительное масло, таз с водой, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало, ложечки, раскраски, тряпочки, глобус, лэпбук "Вода"

Ход НОД:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в лабораторию, но прежде чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. А отгадывать кроссворд мы будем с помощью загадок.

1. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке(Снежинка)

2. Вьется, вьется вдалеке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (Река).

3. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

4. Он идёт, а мы бежим,

Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно.

И по крыше тут да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)

5. Вечером – рождается,

Ночью – наслаждается.

Утром – умирает.

Днем ее не бывает (Роса).

А теперь посмотрите на наш кроссворд, у нас не отгаданным осталось одно слово скажите, что объединяет снежинку, речку, сосульку, дождь и росу. Как можно это все назвать одним словом? (Вода)

С Н Е Ж И Н К А

Р Е К А

С О С У Л Ь К А

Д О Ж Д Ь

Р О С А

В О Д А

Все правильно, это состояние воды, которая нам встречается в природе.

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении. Но для его нам понадобиться наша волшебная мини-книжка - лэпбук, в которой собрана вся информация о воде.

Но случилась беда и у меня здесь все перепуталось. (открываем лэпбук, а оттуда выпадают картинки)

Хотите мне помочь, разобраться? (Да)

Ребята, посмотрите, а здесь на картинках, что нарисовано? (иней, роса, радуга, облако, дождь, снег, лед, водоем). Где такое состояние воды у нас встречается? (в природе)

Правильно, все эти картинки мы отправляем в кармашек нашей книжки, который называется «Вода в природе». Молодцы!

Кто ни будь, помнит, в каком состоянии бывает вода?

(Жидком, твердом, газообразном).

Подберите мне картинки, которые относятся к жидкому состоянию воды? Твердому? Газообразному?

Молодцы! С этим мы тоже разобрались. Мы тоже вставляем картинки в кармашек лэпбука.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, соленая, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультурная минутка

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- И я сегодня хочу пригласить вас в лабораторию.

- А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

А почему я вас решила пригласить в лабораторию, да потому что в нашей книжечке есть кармашек, который называется «Свойства воды» и без исследований мы здесь не разберемся.

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, и проверим все ли у вас есть (перечисляем, что стоит на столе)

- Занимайте свои рабочие места. Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей). И дать понюхать кофе.

Вывод: у воды нет запаха. (вывешивается иллюстрация, которая символизирует, что не имеет запах)

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

Опыт 3. Какой вкус у воды?

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предлагаем размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. (вывешиваем на доску картинку, символизирующий это свойство

Опыт 4. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Выводвода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает картинку, которая символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Ребята, мы свами провели четыре опыта, скажите, что вы можете сказать о воде? (она не имеет цвета, запаха, вкуса и формы)

Вывешивается картинка

Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физкультурная минутка

КАК ЖИВЁШЬ?

Как живёшь?

Вот так! (показывают палец вверх)

Как плывёшь?

Вот так! (показывают как плывут)

Как бежишь?

Вот так! (бегут на месте)

Вдаль глядишь?

Вот так! (руку прислоняют к лбу, как будто смотрят в даль)

Машешь вслед?

Вот так! (машут)

Ждёшь обед?

Вот так! (гладят себя по животу в круговую)

Утром спишь?

Вот так! (соединяют ладошки и прислоняют к правой щеке)

А шалишь?

Вот так!

- Отдохнули, ребята? Тогда давайте, еще рас повторим свойства воды. И расположим картинки в нужный карман.

- В лэпбуке есть кармашек «Вода в сказках». Вы не знаете, как это понять?

- Посмотрите у меня есть картинки по сказкам, давайте разбираться?

(на столе лежат картинки из сказок, некоторые не подходят)

Вот и с этим мы с вами справились. Вот, что бы я без вас делала. Какие вы у меня молодцы!

Давайте продолжим нашу работу.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (в зеркале, в витрине магазина и т. д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто

Итог занятия.

Мне очень хочется узнать:

1. Кирилл, что больше всего тебе сегодня понравилось?

2. Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)

3. Алина, что было полезным для тебя?

4. Что вы сегодня узнали?

5. Матвей, как ты думаешь, что нашим гостям понравилось?

Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Спасибо вам большое. И мы обязательно вернемся в нашу лабораторию и проведем еще различные опыты с водой.

И в благодарность за работу, я приготовила для вас раскраски. Но сначала нужно убрать со стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия по экологии -подготовительная группа-по теме: Вода вокруг нас.Круговорот воды в природе.

Познакомить детей с путешествием воды в природе,т.е. рассказать,что капельки дождя движутся по кругу....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Свойства воды»

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды."

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....