исследование цитрусовых
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лялина Наталия Александровна
НОД Ознакомление с окружающим миром «Цитрусовый сад»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_issledovanie_tsitrusovyh.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

Ознакомление с окружающим миром «Цитрусовый сад»

Задачи:

  1. Совершенствовать умение планировать свою деятельность  по схеме, используя методы и приемы исследовательской деятельности.
  2. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Развивать умение образовывать однокоренные и сложные  слова,  упражнять  в  подборе  прилагательных,  обозначающих  качество  предметов.
  3.  Развивать словотворчество, фантазию, зрительное восприятие детей в процессе формирования конструктивных умений и навыков. Развивать речь детей,  пополняя её  новыми словами  (цедра, экзотический, цитрусовые); способствовать формированию познавательной активности;
  4. Воспитывать  целеустремленность,  любознательность,  умение  работать  индивидуально и  в коллективе. Воспитывать у детей культуру питания, привычку к здоровому образу жизни.

Демонстрационный материал:  Видео «Цитрусовый сад», презентация «Схемы», чудесная коробочка.

Раздаточный материал: Менажницы ( 8шт), лупы (8шт), апельсины, мандарины, лимон, прозрачные контейнеры, тарелка с дольками фруктов, шпажки, салфетки.

 Оборудование: мультимедийный проектор,  

Ход занятия.

Ребята, я предлагаю вам поделиться своим настроением. А расскажет о вашем настроении колокольчики  (большой – веселое, маленький – грустное) Что подняло тебе настроение? А почему у тебя грустное ? (ответы детей)

На экране видеоряд с зимними развлечениями.

Да,   зимой иногда так хочется погреться под теплым солнышком и поесть сочных фруктов! А вы хотите ?  я знаю верный способ оказаться в теплых краях-  для этого нужно закрыть глаза и  сказать слова «Покружись, покружись – и на юге очутись!». Покружимся вокруг себя и тогда мы в теплых краях.

На экране цитрусовый сад. По комнате разливается запах цитрусовых.

Посмотрите, где мы с вами оказались? Что вы чувствуете? Что так пахнет? (ответы)

Да, это цитрусовый сад. А какие цитрусовые плоды вы знаете? (апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут).

 Цитрусовые  растут во всех жарких странах, где не бывает ни холодной зимы, ни снега. Они растут на деревьях и мы можем сказать, что цитрусовые . Правильно, фрукты.  Посмотрите ,какие  у апельсиновых деревьев зеленые листья. Эти листья никогда не опадают и не желтеют. Апельсиновые деревья называют  вечнозелеными.

Чудесный сад!  В нашем цитрусовом саду  есть научно- исследовательский отдел, где можно проверить качество экзотических  фруктов.  Хотите побывать там? Тогда одевайте спецодежду и проходите к столам с оборудованием.

Сначала, давайте узнаем, что мы будем исследовать. У меня есть черный ящик,  а что там нам подскажут ручки. Какой фрукт тебе попался? Почему ты так решил? (В ящике апельсин, мандарин, лимон. Дети ощупывают и отвечают, что находится в коробке.)

 Отлично! Вы назвали  все цитрусовые фрукты. Теперь начнем наше исследование. Ребята, лабораторное исследование очень непростое действие. в исследовании необходимо следовать инструкции. Нужная нам инструкция на экране. Посмотрите внимательно, что мы должны сделать в начале.

На экране слайд  – цвет

-Что мы должны определить?

-Какого цвета апельсин? Мандарин? лимон?

-Что еще бывает оранжевым? Желтым?

На экране слайд  – форма

-Что мы сейчас должны определить?

-Какой формы апельсин? (шар, сфера)Мандарин?( овальный) лимон? (вытянутый овал)

-Что еще бывает такой формы?

На экране слайд  – размер

-Как вы думаете, что сейчас будем определять?

-Апельсин большой или маленький? А мандарин? Лимон?

-А ты, как думаешь? (3-4 ребенка)

- А если муравей посмотрит на фрукт, что он скажет?

- А если дать оценить цитрус слону?

-Какой вывод можно сделать?

- От чего это зависит?

Если дети затрудняются, вывод делает воспитатель: «Кому-то фрукт может показаться большим, а кому-то маленьким. Все зависит не только от размера фруктаа, но и от размера того, кто его оценивает».

На экране слайд  – твердость

-Что, будем сейчас определять? (воспитатель дает апельсин детям)

-Попробуйте апельсин(Мандарин, лимон), он твердый или мягкий?

-А ты, как думаешь? (3-4 человека)

-Апельсин твердый и мягкий одновременно.

-Как можно сказать, какой он?  (полутвердый, полумягкий, твердо-мягкий).

На экране слайд  – запах, вкус

-Как вы думаете, что сейчас будем определять?

Возьмите на тарелке кусочки цитрусовых  и понюхайте его.

-Есть ли у апельсина запах, как вы думаете?

-Какой он?

-Попробуйте апельсин,  какой он на вкус?  А лимон? (3-4 ребенка)

 Наши исследования все сложнее и необходимо сконцентрировать свое внимание. В этом нам поможет физкультминутка.

Физминутка «Оранжевый апельсин»

Оранжевый апельсин                руки вверх

На веточке висит,                     фонарики

На девочек и мальчиков          голову наклонить вправо, влево

С веточки глядит                      останавливаются    

Кто его достанет,                      идут в круг, понимая руки вверх     

Кто его сорвет,                          отходят назад, опуская руки вверх

Тот сладенькую дольку            идут в обратную сторону, за руки 

К себе положит в рот.               останавливаются

Раз, два, три,                              Хлопают 3 раза в ладоши

Ну, попробуй-ка сорви!

 На экране слайд  – плавучесть

- Что мы сейчас будем определять?

- Как вы думаете, умеет ли плавать наш апельсин? Проверим нашу версию.

- Саша, погрузи апельсин в воду. Поразительно!

-Что произошло с ним?

-Как вы думаете, почему он плавает?

-Как вы думаете, почему апельсин не тонет?  (Предположение детей. Способ проверки предположения)

-Давайте рассмотрим апельсин. Возьмите лупы и посмотрите на него.

-Что вы видите?

-Правильно, у апельсина на кожуре есть маленькие дырочки, которые называются поры.

-Значит, какая кожура у апельсина? (3-4 ребенка)  (пористая).  В этих порах находится воздух, поэтому апельсин не тонет.

-Так почему не тонет апельсин? (3-4 ребенка)

- как вы думаете,  а люди использовали это открытие с пользой?  (Вывод детей)  

На экране слайд  – из чего состоит СОСТАВ

- Что мы сейчас будем определять? (Состав) 

- Из чего состоит апельсин? (воспитатель показывает апельсин, который делит на дольки)  (Кожура – цедра, дольки, зернышки, кожица, мякоть)   А я  могу,  не очищая апельсина сказать, сколько в нем долек. Чтобы узнать, сколько долек в апельсине, надо оторвать зелёную ножку, а под ней будут чётко видны жёлтые бугорки, число которых как раз равно числу долек. На самой ножке точно так же можно сосчитать тёмные точки, их число также равно числу долек в апельсине (проверяем).

- Теперь   давайте получше рассмотрим кожуру, дольки и зернышки через лупу. Что вы видите? (ответы детей)  А что еще есть в цитрусовых? ( ответы)

- Ребята, а апельсиновые дольки какой формы? (полукруг)

На экране слайд  – где  можно использовать

Ответы  детей( в медицине, в кулинарии, )

Людям очень понравился вкус цитрусовых. И  они стали делать из них разные вкусные вещи. Знаете какие? (Ответы детей) Апельсиновый сок, польза которого подтверждена многократно, способен активизировать деятельность всех функций организма и при этом он один из самых низкокалорийных соков. В одном стакане апельсинового сока пользы больше чем в комплексных витаминах, он полностью покрывает суточную дозу витамина С. Мандариновый сок – не только один из любимых, но еще и полезный напиток для детей. Его употребление возбуждает аппетит, снабжает организм ребенка необходимыми витаминами и питательными веществами, улучшает обменные процессы, помогает утолить жажду и служит для профилактики различных инфекционных заболеваний.

Употребляя в пищу цитрусовые каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет. А вы знаете, что такое иммунитет?  Это устойчивость нашего организма к болезням

На экране слайд  - Росток

- дольки апельсинов  мы с вами съедим, цедру разложим по комнате, чтобы вокруг нас был чудесный запах, а куда же деть зернышки? (ответы детей) 

         Отличная идея! У нас есть горшочки с землей, куда каждый из вас посадит свое зернышко, и будет за ним ухаживать (Стоят горшочки, рядом лежат подписанные флажки для горшочков)  возьмите палочку, сделайте углубление в почве, положите туда зернышко, присыпьте землей и полейте водичкой.

- Итак, коллеги, я поздравляю вас с успешным исследованием! Теперь пришла пора возвращаться в наш любимый детский сад . Давайте скажем слова «Покружись, покружись – в нашей группе очутись!»

 Вот мы и вернулись! Я предлагаю вам подойти к нашим колокольчикам и рассказать нам о своих чувствах после нашего исследования.

Почему ты взял большой колокольчик? Что нового ты узнал? (ответы детей)

Настроение у нас замечательное, а давайте поднимем настроение и нашим гостям. Когда я готовилась к нашим исследованиям , обнаружила рецепт апельсинового напитка. Угостите наших гостей! (дети разносят подносики с напитком)

 Ну а мы потанцуем под веселую песенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Улица цитрусовых. Мандарин"

конспект занятия по здоровьесбережению...

Реализация проекта «Чудо - цитрусовые»

Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях проекта....

исследование цитрусовых

презентация к конспекту "Исследование цитрусовых"...

Нетрадиционные техники рисования (оттиск листьями, пробкой; печать фигурами из пенопласта, кожуры цитрусовых; тычек ватными палочками; печать луком).

Спомощью листьев, подручных предметов, можно изобразить растения более натуральными. Ребенку начинающему рисовать в дошкольном возрасте с трудом дается изображение предметов. Нетрадициооные техн...

Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром "Цитрусовый сад"

Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром "Цитрусовый сад"...

Знакомство с цитрусовыми. Лимон и апельсин

Дать знания о лимоне и апельсине: знать название плодов, их сенсорные характеристики....