Проект долгосрочный «ВО САДУ, ЛИ В ОГОРОДЕ»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Остренская Ольга Игоревна

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие способности.                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vo_sadu_li_v_ogorode.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект долгосрочный

«ВО САДУ, ЛИ В ОГОРОДЕ»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила :воспитатель средней группы Остренская Ольга Игоревна

Возраст участников проекта: дети от 4 до 5 лет.

Состав проектной группы:  дети, родители, воспитатель.

Тип проекта: групповой, познавательно - исследовательский, творческий      

Проект реализуется по двум направлениям:

1.  Совместная деятельность педагогов с детьми.

 2.   Взаимодействие с родителями.

Аннотация  проекта.

Данный проект направлен на обогащение жизненного опыта детей, на становление первоначальных основ экологической культуры: накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

В ходе проекта дети должны научиться различать и правильно называть объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их сенсорные свойства растительного мира, видимые составные части растений; и кроме того получить первоначальные представления об уходе за растительным миром.

         

                                                                                                                                                                            

Актуальность темы

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитиютворческих способностей.

Цель проекта.

  Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений, формирование у детей первичных представлений растительного мира.  

Задачи проекта:

1. Расширить знания детей: о многообразии культурных огородных растений, их отличительных особенностях,  об условиях  жизни растений, способах ухода,   о значимости овощей в жизни людей.

2. Развивать  речь детей, мелкую моторику,  познавательные процессы, мыслительные процессы,  способности к преодолению трудовых   усилий и трудовых напряжений;   умение экспериментировать, творческие способности.

3.Воспитывать: любовь и интерес к природе, желание выращивать растения,   бережное отношение к растениям, к своему труду и труду других людей.                                                                                          

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:  А есть ли большой мир в маленьком зернышке?

Проблемные вопросы

• Для чего мы посадили овощи? • Почему нужно поливать растения? • Как нам помогает солнышко выращивать овощи? • Как ты думаешь, зачем на огород прилетают насекомые?

Учебные вопросы

• Какие овощи ты знаешь?

• Какого цвета огурец?

• Какой помидор по форме, а морковь?

 • Какой по вкусу горошек? А лук?

• Зачем нужна лейка? Грабли? Лопата?

• Что такое огород?

• Что такое грядка?

• Что мы делали сегодня на огороде?

 • Что помогало нам выращивать овощи?

 • Что мы вырастили на нашем огороде?

• Какие овощи спрятались в земле?

• Как пахнет укроп, петрушка?

 • Из чего мы делаем салат?

•Из чего мы варим суп?

Проектная идея: Вырастить на подоконнике лук репчатый, петрушку кудрявую, салат кресс-водяной подмосковный, укроп мамонтовый.

Посадить семена: моркови.

Высадить саженца на грядках огорода: огурца и перца.

Наблюдать за изменениями в процессе выращивания овощей и растений.

Принципы:

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Для реализации проекта был разработан план:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3.  Создать развивающую среду: иллюстрированный материал, художественную литературу, материал для продолжения развития мелкой моторики.              

4.Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

6.Совместное взаимодействиедетей с родителями.

 8.Итог проекта.

Предполагаемый результат:

1.Расширятся знания детей о растениях,  об условиях  жизни, и способах ухода.

 2. Пополниться словарный запас (семечко, земля ,  росток, стебелек, листок, цветок, плод)

3.У детей сформируется бережное отношение к растительному миру.  

 4.Научатся уважительному отношению к своему труду и труду других людей.

5.Повысится активность и заинтересованность в образовательном процессе у детей и родителей.

План проведения проекта

Работа по реализации проекта строилась в три последовательных этапа   

                                        1. Подготовительный этап

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

Подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта.          

Практические занятия по подготовке инвентаря, семян.

 Изготовление указателей с названиями растений.

 

Проведение родительского собрания «Участие в проекте «Во саду ли, в огороде».

Для внедрения проекта проводится  сбор материала и посадочных культур.                

Подготовка емкостей для создания огорода на подоконнике.

Высадка саженцев и семян на участках огорода

Опыты в лаборатории для растений

Посадка овощных культур с соблюдением сроков и погодных условий.

Уход за растениями. Наблюдение за их ростом и развитием, за формированием и созреванием плодов.

Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.      

Подготовка участка к привозу  земли, очистка от мусора.

2. Совместная деятельность воспитателя и детей.

Вид деятельности

Мероприятия

 

Развитие речи

Восприятие художественной литературы

1. Чтение художественной  литературы

Стихотворения ; «Дождик» Е. Стеквашов, «Картошка» Э.Островская,

 «Огород» А.Прокофьев,  «Овощи» Ю.Тувим,«Наш сад» У.Рашид. (см. приложение)

-Р.н. сказки  «Репка », «Петушок и бобовое зернышко»,

2. Чтение скороговорок и пословиц (см. приложение)

 2.Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.  Составление рассказа

3.Беседы и наблюдение: «Какой вырос у нас урожай »

4.Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Доскажи словечко»,  «Большой – маленький» , «Назови как можно больше признаков». (см. приложение)  

5. Разучивание артикуляционной гимнастики: «Овощи»

6. Разучивание дыхательной гимнастики: «Морковка»

7. Разучивание пальчиковой гимнастики: «С базара однажды хозяйка пришла». 

8. Разучивание подвижных игр: «Вершки и корешки», «Найди пару».

9.Разучивание с детьми стихов, загадок, считалок, поговорок об овощах. (см .приложение)

10. Беседа: «Что растет на ветке, что вырастим  на грядке?»

Познавательно-исследовательская деятельность

    Опытно-экспериментальная деятельность:              

-  «Строение растений»        (семечко, корень, стебель, листок, цветок, плод)                                                        

 -  «Размножение, рост, развитие растений»                       

-  «Условия, необходимые для жизни растений »:

  • Земля   (Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д.)                                                          
  • Вода и растения   ( Выявить насколько вода необходима для роста растений)
  • Солнце и растения  (Определить роль солнца в жизни растений)

Человек и растения (Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека)   (Приложение 1)  

Рассматривание семян (укропа, петрушки, салата, моркови и др.),

 Музыкальная деятельность

1.Слушание и разучивание песенок об овощах, разучивание частушек. 2.Игры-драматизации «Репка», «Веселые овощи»,

Продуктивная деятельность

1. Аппликация «Консервируем овощи»

2.Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов»

3. Создание аппликации: «помидоры и огурцы»

4. Раскрашивание картинок : «Фрукты, овощи и ягоды»;

 5. Создание аппликации: «Лукошко клубники»

6. Рисование по точкам: «Садовые деревья»

7. Лепка на тему: «Овощи и фрукты на огороде»

Трудовая деятельность

1Посев семян

2.Уход за растениями в уголке природы

3. Посадка саженцев и семян овощных культур на грядках огорода.  

4. Полив овощных культур, уход за растениями. 

 5. Наблюдение за изменениями.                

                 

3. Заключительный этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

1.Закрепление и систематизация полученных знаний и умений.

2. Подготовка презентации проекта.

По реализации проекта «Во саду ли, в огороде» были получены следующие результаты:

  1. Дети вырастили у себя на подоконнике лук репчатый, петрушку кудрявую, салат кресс-водяной подмосковный, укроп мамонтовый. На грядках огорода вырастили морковь, перец, огурец
  2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания.
  3. У детей сформировались знания о росте растений.
  4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  5. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  6. Родители приняли активное участие в проекте «Во саду ли, в огороде».

Список используемой литературы

Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

 Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

 Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

   Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

Используемые Интернет-ресурсы

http://www.dobrieskazki.ru

http://www.kalyakimalyaku.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини проект_И в садах, и в огороде, Приготовила природа Всевозможные плоды

ЦельЗакрепить знания детей об овощах и фруктах, их характерных особенностях....

Долгосрочный проект в старшей группе на тему: "Огород на окне" - "Зерновые"

Проект: долгосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 год.Участники проекта:  дети старшей группы, родители, воспитатели.Цель: формирование у детей интереса к опытниче...

Долгосрочный проект поисково-опытнической (познавательно-исследовательской) деятельности "Огород на окне"

Цель проекта:•Расширять представление детей об окружающем мире.•Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.•Закреплять представление детей об ...

Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Заканчивается  зима. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду яв...

Презентация к долгосрочном проекту по экологии в старшей группе: "Огород на окне"

Презентация к долгосрочном проекту в старшей группе детского сада по экологии с апреля по июнь. Посадка семян на окне: фасоль,укроп,петрушка. Оформление огорода на окне к конкурсу....

Познавательно-исследовательский проект в детском саду. Средняя группа. «Огород на окне».

Актуальность проектаРебенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младш...