Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе
«Хочу всё знать»
Составила воспитатель
Борисова Е.С.
Проект по экспериментальной деятельности в средней группе .
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.
Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Актуальность проекта:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель проекта:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта.
1.Расширение представлений детей об окружающем мире
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Сроки проекта: Проект рассчитан на один год для детей средней группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.
Форма работы:
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта
-участие в постоянно действующем круглом столе «Здоровый ребёнок»
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
-беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
-«как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
-ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в средней группе:
Месяц | Игра-экспериментирование | Задачи | Материалы | Ход опыта |
Сентябрь | "Почему осенью бывает грязно" | 1. Познакомить детей со свойствами почвы | Пульвериза-тор с водой, чашка с землей | В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь |
"Лепим колобки" | 1. Познакомить детей со свойствами песка. | Различные формочки округлой формы, песок. | Дети экспериментиру-ют из какого песка (влажного или сухого) лучше лепить колобки | |
"Веселые кораблики" | 1. Познакомить детей со свойствами воды | Таз с водой, лодочки | Дети запускают в таз с водой лодочки, наблюдают за ними делают «волны- -ветер» | |
"Вот какая пена" | 1. Познакомить детей со свойствами мыла. | Таз с водой мыло или мыльный раствор | Дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике | |
Октябрь | "Блестящие комочки" | 1. Познакомить детей с различными видами бумаги | Фольга | Дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними |
«Нырки» | 1. Познакомить детей со свойствами воды | Таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки | Дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из ВОДЫ | |
"Разные ножки бегут по дорожке" | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка. | Влажный песок, игрушки | Дети экспериментируют отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами | |
«Чудесный мешочек» | 1. Учить детей сравнивать различные овощи, | Различные овощи | Определение путем обследования формы, цвета величины, запаха, вкуса различных овощей | |
Ноябрь | «Игры с тенью» | 1. Познакомить детей с особенностью появления теней. | Лампа, белая скатерть или экран различные предметы | Дети по своему желанию экспериментируют с тенями (с отражением предметов) |
«Бульбочки» | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха | Таз с водой, резиновые игрушки. резиновая груша | В тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха | |
"Игры с тенью" | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами света и тени | Лампа белая скатерть или экран | Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с отражением своих рук, движений пальцев | |
"Цветная водичка» | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность). | Вода прозрачные стаканы, гуашь | Воспитатель с детьми рассматривают воду в стакане, кидают в него предметы. Почему их видно? Потому что вода прозрачная. Далее педагог с детьми с помощью гуаши делают цветную воду | |
Декабрь | «Снежки» | 1. Познакомить детей со свойствами бумаги. | Бумага | Дети комкают бумагу, делают «снежки - и бросаются ими |
«Делаем фигурки» | 1. Познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега. | Снег, разные формочки | Дети экспериментируют с разными формовками. пытаются сделать фигуры из мокрого и рассыпчатого снега | |
«Куда дует ветер» | 1. Познакомить детей с определением на | Ветродуи (ленточка намотанная на палку) | Воспитатель выносит на прогулку ветродуи, и дети наблюдают, в какую сторону они крутятся в каком направлении | |
«Украсим елочку сосульками» | 1. Познакомить детей с превращением воды в лед. | Вода, гуашь, формочки, нитки | В группе воспитатель с детьми окрашивает воду, напитую в формочки, кладет нитку, формочки выносят на улицу, где они застывают. Ледяными фигурками украшают елку на участке | |
Январь | «Цветной снег» | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание). | Резиновые груши, окрашенная вода | Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры |
«Тает снежок» | 1. Познакомить детей с превращением снега в воду. | Ведерки, лопатки | На участке дети собирают снег в ведерки, несколько ведерок заносят в группу. К концу дня смотрят, что произошло со снегом | |
Февраль | «Следы на снегу» | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега (плотность). | Игрушки | Дети экспериментируют, отпечатывая следы на утрамбованном и рыхлом снегу. Почему на снежных тропинках не остается отпечатка снега? |
«Бумажный вихрь» | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (плотность). | Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона | Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше, почему? | |
«Для чего нужен нос?» | 1. Знакомить детей с особенностями своего организма. | Фрукты, различные духи и другие предметы с ярко выраженным запахом | Воспитатель предлагает детям понюхать разные предметы, а потом попробовать сделать то же самое зажав нос | |
«Где живет ветер?» | 1. Продолжать знакомить детей с ветром. | Ветродуи | Дети с воспитателем в ветреную погоду наблюдают, с какой скоростью крутятся ветродуи на открытой местности и на закрытой (в беседке, в домике) | |
Март
| «Ушки на макушке» | 1. Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма. | Погремушки, барабан, ксилофон, аудиозапись с различными звуками (журчит ручей, гремит гром и т д.) | Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое закрыв уши |
«Теплый камешек» | 1. Продолжать с детьми экспериментирова- | Камешки разного цвета (обязательно — черный) | Воспитатель кладет камни на солнце, дети проверяют, какие камешки нагрелись сильней. Почему черный камень оказался самым теплым? | |
«Делаем узорные дорожки из песка» | 1. Продолжать знакомить детей со свойства | Сухой песок, маленькая | Дети из различных предметов тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу, делая узоры | |
«Ловкие пальчики» | 1. Продолжать знакомить детей со свойства | Тазики, вода, поролоновые губки | Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы, затем отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой | |
Апрель | «Высушим платочек» | 1. Продолжать знакомить детей с температурой. | Мокрые платочки | Воспитатель сообщает, что постирала платочки, и предлагает их высушить на подоконнике, на батарее, в шкафу. Дети сравнивают, где быстрее высохнет платочек, Почему? |
«Веселые путешественники» | 1. Продолжать знакомить детей с различными материалами (резина, дерево, бумага) и | Лодочки, кораблики, прищепки, резиновые игрушки | Дети запускают в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, прищепки и др., наблюдают, какой предмет дольше останется на плаву | |
«Для чего нужны глаза?» | 1. Продолжать знакомить детей с организмом. | Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине | Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое закрыв глаза | |
Май | «Солнечные зайчики» | 1. Продолжать знакомить детей с явлениями | Зеркала | Воспитатель показывает детям, как с помощью зеркала можно поймать лучик солнца — «солнечного зайчика» |
«Сила ветра» | 1. Продолжать знакомить детей с ветром и | Стол. Предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик | В ветреную погоду на столе в ряд выкладываются предметы разного веса. Какой предмет ветер сдует, а какой нет? Почему? | |
«Руки-помощники» | 1. Продолжать знакомить детей с человеческим организмом. | Тарелка, ложка, карандаш, расческа | Дети по заданию выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи рук |
Заключение
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.
Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе ДОУ
При помощи данного материала можно построить работу по экспериментированию в старшей группе ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-776390-1459523149.jpg)
Исследовательски-творческий проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Вода в доме»
Исследовательски - творческий проэкт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/16/picture-267032-1371405744.jpg)
Проект "опытно - экспериментальная деятельность в старшей группе" в летний период.
Это всё – эксперименты –Интересные моменты!Всё, всё, всё хотим узнать!Нужно всё зарисовать!Как наш опыт получился,Сколько времени он длился?Удивляемся всему:Как? Зачем? И почему?...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/17/picture-1029559-1523955638.jpg)
Проект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально – практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/10/picture-1195948-1575990652.jpg)
Проект «Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе на летний период»
Проект «Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе на летний период»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/10/picture-1135838-1554872812.jpg)
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/02/picture-1232694-1585806191.jpg)
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками "Вода, воздух и магнит."
Дети при помощи экспериментальной деятельности, формируют представления о свойствах воздуха, воды и магнита....