Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рассказать детям об истории  возникновения русского народного промысла:  тверские игрушки, богородские, дымковские, филимоновские. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД " День рождение у матрешки"28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» дошкольные группы

                                                                                       Разработан:

воспитателями 1 категории

                                                                 Васильевой Т.А.

                                                            Родиной С.А.

                                                                    воспитателем ИЗО

                                                                   высшей категории

                                                              Лаптевой И.Ю.

        2017

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»

в старшей группе

«Путешествие в мир русских народных промыслов»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представления  детей о русских народных промыслах.

Закреплять умение детей расписывать силуэт народной игрушки используя разнообразные приёмы рисования (роспись гусиным пером, пластилинография, тычок)

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа. Умение работать группами.

Пособия и оборудование: Русские народные игрушки (дымка, филимоновкая,  богородская, тверская) , тряпичная кукла, соломенная кукла, и др., иллюстрации русских промыслов.Силуэты народных игрушек из бумаги, дидактическая игра «Собери картинку», магнитофон, русский народный костюм матрешки, панно для работ детей, гусиные перья, пластилин, тычок, ватные палочки, гуашь, колокольчик.

Предварительная работа: Рассказать детям об истории  возникновения русского народного промысла:  тверские игрушки, богородские, дымковские, филимоновские. Рассматривание элементов тверской игрушки, богородской, дымковской, филимоновской.  Разучивание танца: «Мы веселые матрешки».

                                                    Ход занятия

Организация

Время

Педагог

Воспитанники

Приветствие

 Звучит русская народная мелодия  дети входят в изо-студию, где  оформлена выставка русских народных игрушек

1мин

Воспитатель: (читает под тихую музыку)

Слава нашей стороне

 Слава нашей старине

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир русских народных промыслов. Наше

путешествие начнется с выставки народной игрушки.

Дети стоят  полукругом

Ресурсный круг (беседа с детьми)

3мин

-Какие русские народные игрушки вам знакомы?

-Кто мастерил игрушки, из какого они материала?

-Для чего мастерили игрушки?

-Василиса, расскажи о своей любимой народной игрушке? Как она появилась?

-А что еще вы знаете о филимоновской росписи?

Воспитатель:

-А вот дымковские игрушки…

Расскажи Ксюша о дымковской игрушке.

-Семен нам расскажет о тверской игрушке.

Воспитатель:

-Молодцы, как много вы рассказали о народных игрушках

Дети: тверские, богородские, дымковские, филимоновские. Куклы из соломы, ниток, ткани

Дети: игрушки мастерили народные умельцы своими руками из разного материала: лепили  из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

Дети: Русские народные умельцы мастерили игрушки, чтобы забавлять детей

Ребенок:

В разных уголках России были разные игрушки, но

моя любимая игрушка, филимоновская( берет в руки игрушку)

Появилась игрушка в русской деревне Филимоново. Это сказочные, яркие ,  фигурки людей , животных и свистульки.

Ребенок:

Раньше все фигурки расписывались гусиным пером.

Ребенок:

Дымковские игрушки мастерили в селе Дымково, рядом с русским городом Вятка. Фигурки животных и людей, сделаны из глины. Узоры состоят из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос.

Ребенок:

Родина тверской игрушки город Торжок Тверской области. Игрушки лепят из коричневой глины – это фон, затем украшаются различными налепами белыми жечужинками – белыми точками, похожими на капли.

 Работа в подгуппах. Дидактическая игра «Собери картинку»

Итог игры

3мин

Воспаитатель:

 -Наше путешествие продолжается и следующая остановка «Игровая»

Предлагаю игру «Собери картинку»

Для этого нужно разделиться на три команды.

- Ребята, посчитайте, по сколько человек будет в каждой команде?

Ваша задача как можно быстрее собрать картинку народной игрушки и назвать ее.

(По сигналу колокольчика игра – началась)

Воспитатель:

Звенит в колокольчик.    Игра закончилась.

-Первая команда. Какая народная игрушка у вас получилась?

- Вторая команда и третья.

 - Молодцы, ребята!

Дети делятся на три  команды и собирают пазлы с изображением русских промыслов

Дети: по три человека.

Дети: дымковская, тверская, филимоновская.

Сюрпризный момент.

 

Появление матрешки в русском народном сарафане

2мин

Воспитатель:

-Путешествие в мир народных промыслов продолжается и следующая станция «Праздничная».

-Попасть можно туда только на ковре -самолете. Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза. 1,2,3. Вот мы и на станции «Праздничная»

Воспитатель:

-Сегодня у одной из игрушек День Рождения! Угадайте у кого?

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Воспитатель:     Правильно, День рождения у Матрешки,

-как вы догадались?

Матрешка:

Здравствуйте, ребята!

Дети садятся  на ковер

Дети встают

Дети: матрешка

Дети: яркий сарафан, деревянные бока, секрет внутри итд.

Дети: здравствуй, матрешка!

Игра «Пожелания»

Ресурсный круг

2мин

Воспитатель:

-Вот и матрешка красавица

-Давайте скажем нашей имениннице добрые пожелания, ведь у нее сегодня праздник.

Матрешка: - Ребята, какие вы молодцы. Спасибо вам, за такие красивые и добрые слова

Дети поздравляют матрешку:

-Желаю доброго здоровьица,

-Будь послушницей,

-Будь трудолюбивой,

-Будь добродушной,

-Будь как солнышко светлой,

-Будь всегда радостной,

-Будь доброжелательной,

-Будь приветливой,

-Будь гостеприимной,

-Будь умницей.

 Танец «Мы веселые матрешки»

2мин

- Да, ребята, у меня сегодня праздник,  хорошее настроение, я приглашаю вас на веселый танец.

- Ну, ребята, не зевайте, а в кружочек все вставайте!

Все дети становятся в круг

Матрешка достает из корзинки силуэты народных игрушек и показывает детям.

Воспитатель:

-Матрешка, у тебя сегодня День рождения, почему ты одна пришла, где твои друзья?

Матрешка: - Я пришла    не одна, а с друзьями, мои друзья это народные игрушки    из разных уголков России. Из села Дымково, Филимонова  и Тверской области только они не нарядные их заколдовал злой волшебник. 

Воспитатель:

-Ребята, как мы можем помочь Матрешке?

- Тогда мы отправимся на следующую станцию

«Мастерская» где живет мастерица, она поможет нам расколдовать друзей Матрешки

Дети: разукрасить фигурки, нарисовать узоры итд.

Дети проходят в мастерскую воспитатель ИЗО встречает детей

Пальчиковая гимнастика «Рисовать мы захотели»

12мин

Воспитатель ИЗО    Здравствуйте, ребята. Зачем вы пожаловали ко мне в мастерскую?

Воспитатель ИЗО:

- Хорошо, я с удовольствием вам помогу.

-Но вы должны сами догадаться, где ваша игрушка станет Дымковкой, Филимоновской или Тверской.

-Обратите внимание на столы , в центре которых разный узор и разные изобразительные материалы.

-Пожалуйста, выберите  рабочее место, где можно украсить именно вашу народную игрушку.

-Молодцы, справились.

- Сядьте удобно, спины выпрямили! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, выполним с вами пальчиковую гимнастику«Рисовать мы захотели».

 

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопаем в ладони)

Не сидится им опять.

(встряхиваем кистями)

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

-Теперь можно смело приступать к работе! 

Дети: чтобы вы помогли нам расколдовать народных игрушек,друзей матрешки.

Дети садятся за столы

Дети выполняют вместе с воспитателем

Работа детей, музыкальное сопровождение

На мольберт прикрепляется панно с нарисованной полянкой на фоне русской деревни

Рефлексия

Хороводная игра «Каравай»

Воспитатель ИЗО

-Ребята, кто украсил силуэты игрушек, прикрепляем их на панно, чтобы их лучше было видно.

Воспитатель ИЗО

-Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

- Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Расскажи Саша, какая из игрушек больше всего тебе понравилась и чем?

-Ребята, молодцы вы очень хорошо справились со своей работой

- А что нам скажет матрешка,  понравились ли ей друзья, которых вы украсили?

Матрешка

-Мои друзья – чудо хороши,

Спасибо вам детки от души!

Воспитатель

-Вот и закончилось наше путешествие в мир народных промыслов.

 - Ребята, а что больше всего вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии.

Воспитатель:

Матрешка в середину вставай, приглашаю всех на каравай

Дети прикрепляют на панно свои работы.

Дети: филимоновская игрушка, у нее яркие полоски и др.

Дети: встретились с русскими народными игрушками, побывали мастерами, помогли Матрешке расколдовать  друзей  и тд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»

Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи: Образовательные:Продолжать формировать представления  детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей расп...

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки". Тема "Дороги добра"

Цель: развитие умения детей высказывать свои суждения о своей семье, характеризовать понятие «домашнее тепло»....

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Тема: «Любимые сказки».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группеТема: «Любимые сказки»....

Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки" на тему "Старание и терпение"

Цель: развивать духовно-нравственные качества детей.Задачи: 1. Продолжать освоение социокультурной категории «Мастера и рукодельницы»2. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогр...