ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чернова Инна Владимировна
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека.И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Здесь на помощь воспитателю можно призвать русское народное творчество. Именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Сказки, как и все народное творчество, будучи простыми для освоения, предоставляют ребенку массу возможностей – от получения эстетического наслаждения до постижения глубокой нравственной духовности. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Поэтому главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priobshchenie_detey.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

    Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как  Человек-Паук, Черепашки Ниндзя, Шрек и другие. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Происходит это потому, что наступил век высоких технологий, общественных перестроек и переоценок ценностей. Родители, занятые постоянным добыванием денег, очень мало уделяют внимания духовному воспитанию своего ребенка. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. Поэтому я считаю, что приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду.                                        В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. К.Д.Ушинский – основоположник русской педагогики - отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности.                                    Д.С. Лихачев утверждал, что "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
   И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.                                                                                                                                            Как  же приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям  русского народа в условиях дошкольного воспитания? Как повлиять на воспитание современных дошкольников, научить их любить своих близких, свой город, край, сопереживать чужому горю, понимать, что такое добро, зло, дружба? Здесь на помощь воспитателю можно призвать русское народное творчество. Именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Сказки, как и все народное творчество, будучи простыми для освоения, предоставляют ребенку массу возможностей – от получения эстетического наслаждения до постижения глубокой нравственной духовности. Русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Простой и ясный язык сказок понятен детям. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушай родителей, Уважай старших и т. д.) но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей» -  учат детей быть добрыми, дружными, трудолюбивыми. Сказка «Гуси лебеди» учит слушать родителей. Поэтому нашей главной задачей  является создание системы детской деятельности  по приобщению детей к  русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей  к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.                                                Одним из эффективных средств решения данной задачи я считаю метод                                                                                            педагогического проектирования. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Поэтому свою работу я решила осуществлять через проектную деятельность по теме:

 "Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок".

   Данные проведенного  исследования помогли разработать методический проект на учебный год для детей средней группы, их родителей с привлечением специалистов.

Вид проекта: фронтальный.

Тип проекта: творческо-информационный.

Интеграция: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и физическое развитие.

   Свою работу мы начали с того, что выявили степень знаний  детей о русских народных сказках. Для этого был проведен первичный мониторинг, который показал, что 19 детей знают только сказки, с которыми познакомились в детском саду. И всего 5 детей, которые знают русские народные сказки, не предусмотренные программой. 

Цель проекта: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам  русской народной культуры посредством русских народных сказок.

Исходя из поставленной цели и результатов проведенного мониторинга, вытекли следующие задачи:

1. Формирование первоначальных представлений у детей о культуре, красоте, благородстве и жизни русского народа.                                                                            

2. Воспитание устойчивого интереса к русской народной культуре через сказки.

3. Знакомство детей с иллюстрациями к русским народным сказкам, оформленными художниками Ю.Васнецовым и Е.Рачевым.

4. На примере героев русских народных сказок  способствовать развитию у детей лучших черт русского характера как доброта, терпение, дружелюбие, любовь, послушание, трудолюбие, уважение к родителям и т.д.

5. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

6. Создать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с сюжетом сказок.

7. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми: беседовать, читать книги, гулять и т.д.

Задачи решались по следующим направлениям:

 1.  Разработать и апробировать систему мероприятий  для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры посредством русских народных сказок.  (Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.)

2.  Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные сказки, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.

3. Привлечь к сотрудничеству специалистов ДОУ.

4. Привлечь родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой предметно- пространственной развивающей среды.

Определив направления в работе, я приступила к их реализации. В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Создан альбом «Жилище и предметы быта наших предков». Для знакомства детей с одеждой русского народа для праздника, повседневной одеждой, которые надевали простые люди, назначение одежды, отличие от современной одежды создан альбом «Иллюстрации к русским народным сказкам Евгения Рачева». Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, где дети, рассматривая иллюстрации из книг, вспоминают интересные эпизоды знакомых сказок, обсуждают героев, вспоминают их реплики, действия. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочек для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой, пальчиковый и варежковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Гуси-лебеди", «Крылатый, мохнатый да масленый», «Зимовье зверей». Дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Звери в сказках", "Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет", «У сказки в гостях». По многим сказкам имеются CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок.

В ходе работы я использовала разнообразные методы:

Детям были прочитаны сказки «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Пузырь, соломинка и лапоть». После каждого прочтения новой сказки мы с детьми пополняли альбом «Наши любимые сказки» работами детьми (аппликации, рисунки). Также я приклеивала в альбом маленькую картинку из сказки, а дети дополняли свободное пространство листа своими рисунками, смайликами (понравилась или не понравилась сказка, герои). Таким образом, дети передавали свое отношение к прочитанной сказке. Ребятам понравилось участвовать в драматизации отрывка из сказки «Заюшкина избушка». Во время чтения сказок я использовала демонстрацию иллюстраций и картин. Вели беседы с детьми о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей. С целью помочь детям запомнить наиболее образные характеристики персонажей и их поступков, для формирования умения составлять описательные рассказы о героях мы с детьми составляем описания персонажей сказок таких как «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей». При рассказывании русских народных сказок таких как «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» выясняла, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказках (например, «лубяная избушка», «клочки по закоулочкам»). Выслушав ответы, уточняла их, тем самым облегчая восприятие детьми сказки. Рассказывая сказки, побуждала детей к выразительности диалогов. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрывала с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождала  меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, медведь переваливается с боку на бок. Также выполняли упражнения в проговаривании отдельных реплик героев, звукоподражании животных.

Пересказывали сказки, например, «Теремок», «Крылатый, мохнатый да масленый» с целью закрепления знаний детей о прочитанных ранее произведениях, а так же с целью формирования нравственных качеств: честность, признание своих ошибок, смелость, доброта. Дети с удовольствием участвовали в литературной викторине «Мои любимые сказки» и творческих  играх «Узнай героя по словам», «Отгадайте – ка загадки!», «Оживи картинку», «Догадайся из какой сказки герой»                              (по описанию). Ребята с большой радостью слушали в записи музыкальные инсценировки по знакомым сказкам, особенно большую радость до сих пор доставляет детям прослушивание сказки «Колобок». Были проведены занятия по теме «Как жили наши предки?» с целью знакомства детей с жилищем русского народа – избой, с обычаями русского народа, дать представление об основных предметах быта и их назначении  (ухват, кочерга, рукомойник, сундук и т.д.), развития творческого интереса к жизни наших предков, воспитанию уважения к русскому народу, их быту и укладу жизни. С целью воспитания любви к устному народному творчеству, выявления жанровых особенностях сказки провела обобщающее занятие  -  «Эти мудрые русские сказки». Для расширения знаний детей о временах года, их основных приметах была проведена экспериментальная деятельность на тему «Солнце по небу гуляло», в ходе которой  совместно с детьми был  проведен опыт со снегом и льдом, чтобы дети лучше поняли, почему избушка у лисы растаяла с приходом весны. С целью закрепления представлений о диких животных наших лесов, внешнем виде, повадках, особенностях питания, способов передвижения проведено занятие «Животные средней полосы», игровые упражнения: «Назови признаки животных», «О ком я говорю?».   Для знакомства детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства  были проведены занятия на тему «Дымковская игрушка». Для формирования образов сказочных героев были проведены коллективная аппликация «Заюшкина избушка», лепка «Животные из разных сказок», рисование «Зайчик». С целью знакомства детей с колоритом народной одежды проведено рисование «Сарафан для лисы по мотивам дымковской росписи». Для раскрытия творческих способностей и  дальнейшего обыгрывания сюжета, с  детьми были проведены  коллективные лепка и конструирование «Домики для зайчика и лисы». Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Поэтому я предлагала детям придумать новую концовку сказки «Заюшкина избушка», используя домики, которые дети построили вместе. Теперь домик есть и у зайки и у лисы, они дружат.  С большим удовольствием дети приняли участие на вечере досуга «Любимая сказка»,                в ходе которого с помощью ИКТ детям демонстрировались иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят», выполненные художником Ю.Васнецовым. Во время демонстрации иллюстраций воспитатель читала детям сказку. В конце досуга детям было предложено превратиться в козляток и потанцевать под музыку Рыбникова и слова Энтина «Песенка козлят» из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».                                                                                      В самостоятельной деятельности детям предлагалось раскрашивание раскрасок по сюжетам русских народных сказок.                                                                                                                     Играть в настольные и дидактические игры «Мои любимые сказки», «У кого что?», «Узнай и назови», «Сказки», «Про сказки», «Кто что делает?», «Скоро сказка сказывается», «Из какой сказки герой?», «Из какой сказки предмет?».                                                                      Инсценирование знакомых сказок. Сюжетно-ролевые игры с использованием персонажей и сюжетов, взятых из знакомых сказок. Например, «Как зайчик и лиса подружились», «День рожденья колобка», «Красивые дома для лисы и зайчика».                                                                                                                    Свою работу с родителями начала  с анкетирования на тему «Приобщение детей к русской народной культуре через сказки». Анализ анкет показал, что большинство родителей  мало уделяют времени духовному воспитанию детей, а также чтению русских народных сказок. Дальнейшее взаимодействие с родителями строила на основе данного анкетирования. С целью привлечения родителей к приобщению детей к русской народной культуре, использовала разные формы работы. Консультации «Развитие у детей 5го года жизни личностных качеств», «Поиграйте с ребенком в сказку» (с практическими упражнениями). Провела семинар-практикум, на котором  показала родителям упражнения на развитие мимики и жестов для дальнейшей совместной деятельности с детьми. По моей просьбе психолог подобрала для родителей консультации «Сказка в жизни наших детей», «Влияние современных мультфильмов на духовно-нравственное развитие детей». Совместно с родителями организовали выставку «Мой любимый сказочный герой». При этом  каждый ребенок должен хорошо знать, что изображено на рисунке и уметь рассказать об этом. Также в группе создана библиотека для семейного чтения. Книги из этой библиотеки родители и дети могут брать домой, читать, обсуждать рассматривать иллюстрации и снова возвращать в группу. В этой подборке русские народные сказки не только программного содержания. Привлекала  родителей к изготовлению костюмов для театральных постановок. Родители посещали совместные праздники с детьми. На одном из развлекательных досугов родители показали для детей кукольный спектакль «Заюшкина избушка».                                                                                                                                                                                                                 Для успешного решения поставленных задач, я активно взаимодействую со специалистами ДОУ. Была проведена совместная разработка с музыкальным руководителем сценария кукольного спектакля «Заюшкина избушка»;  подбор словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений для новогоднего праздника по мотивам сказки «Заюшкина избушка». Музыкальным руководителем были подобраны  для прослушивания детьми  музыкальные  инсценировки  по мотивам  русских народных сказок. Совместно с руководителем по  физическому воспитанию мы разработали комплекс утренней гимнастики с использованием имитации движений различных животных. Психологом были подобраны консультации  для родителей по данной теме.                                                                                   В декабре был проведен праздник по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка», кукольный спектакль для детей «Заюшкина избушка». В конце проектной деятельности планируется представить детям и родителям альбом «Наши любимые сказки».   Театрализованная деятельность (выступление перед родителями) по мотивам сказки «Жихарка» (май). В конце учебного года планирую провести анкетирование родителей на темы: «Роль книги в развитии детей дошкольного возраста» и «Приобщение детей к сказке».

   

Результаты работы:    

1. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях в театрализации сказок.     3. Проявление устойчивого  интереса и желания к участию в инсценировках русских народных сказок.  4. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.5. Начала формироваться у детей потребность в использовании национального фольклора (народных сказок) в самостоятельной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

ПРОЕКТ «Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредствам нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности»

Проект "Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредством нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности" для детей подготовительной к школе группы...

ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...