Конспект занятия подготовительной группы "Первые обитатели суши".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Матушкина Дина Леонидовна

Занятие для подготовительной группы, где дети закрепляют пройдейный материал по окружающему миру и математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_obitateli_sushi.docx60.83 КБ

Предварительный просмотр:

Первые обитатели суши.

Цель: Знакомство с древними обитателями суши (пресмыкающимися).

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить детей с появлением динозавров;
  2. закрепить навык работы с планом группы;
  3. закрепить вычислительные навыки в пределах 20.
  4. Актуализировать знания детей по данной теме

   Развивающие:

  1. расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

   Воспитательные:

  1. воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир;
  2. умение работать в группах;

Форма: путешествие.

Материал. Демонстрационный. Картинки с изображениями древней Земли в период образования суши, древних пресмыкающихся (динозавров), их современных потомков (ящериц, змей; черепах, крокодилов), глобус, музыка, картинки морских обитателей, картинки простейших, микробов, схема постройки корабля.

   Раздаточный. Карандаши, индивидуальные задания, часы, счетные палочки, линейки, тетради, морские звёзды двух цветов, конструктор «Строитель» в корзинках.

Воспитатель: ребята, к нам пришли гости. Давайте подарим им свое тепло. Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом. Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром! (рассаживаются по местам)

Послушайте загадку.

На нем уместилось

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдешь,

А если захочешь-

В руках унесешь (Глобус).

 Воспитатель: Что такое глобус?

  Дети: глобус -  уменьшенная модель планеты Земля.

  Воспитатель: Давайте рассмотрим глобус и вспомним, что обозначает синий цвет на глобусе?

Дети: синим цветом на глобусе и картах принято обозначать реки, моря, океаны.

 Воспитатель: желтым цветом?

Дети: горы, пустыни.

Воспитатель: Зеленым?

Дети: лесалуга.

Воспитатель: а чего больше на Земле суши или воды?

Дети: воды.

Воспитатель: и сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое и познакомиться с животными, которые жили много миллионов лет назад.  Скажите, на чем можно путешествовать?

Дети: самолет, поезд, корабль.

Воспитатель: если транспорт передвигается по небу, он какой?

Дети: воздушный.

Воспитатель: если по земле?

Дети: наземный.

Воспитатель: если по морю?

Дети: морской.

Воспитатель: а если подводой?

Дети: подводный.

Воспитатель: а, если под землей?

Дети: подземный.

Воспитатель: а мы с вами отправимся на корабле. Но, чтобы нам отправиться, надо построить корабль. Что нам для этого понадобится?

Дети: конструктор строитель.

Воспитатель: посмотрите на схему, из чего состоит корабль.

Дети: носовая часть, корма, и палуба.

Воспитатель: берите корзинки и приступайте к строительству.

Строительство «Корабля».

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились. Но, как вы знаете, для того, чтобы нам не сбиться с маршрута, необходима специальная карта, которая поможет нам в нашем путешествии.  Она у меня есть. Вот она!

Рассматривание карты-плана группы. Определение будущей остановки. Воспитатель: мы находимся в порту нашего детского сада. Вы будете матросами корабля группы «Непоседы», а я ваш капитан. Итак, мы готовы?

Дети: Все готовы!

Воспитатель: Тогда мы отправляемся. Сегодня я ваш капитан. Расправили руки  - изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш».  Поплыли!

Дети: ш-ш-ш…

Звучит морская фоновая музыка, дети вместе с воспитателем выполняют дыхательную гимнастику «Волна».

Воспитатель: Итак, первая наша остановка. Давайте вспомним с Вами, какие жители первыми появились на земле?

Дети: микроорганизмы, простейшие.

Воспитатель: почему их называют простейшие?

Дети: потому что состоят из одной клетки.

Воспитатель: какой они формы?

Дети: они все разной формы.

Воспитатель: с помощью чего они передвигаются?

Дети: передвигаются с помощью жгутиков.

Воспитатель: а какие, еще есть микроорганизмы?

Дети: бактерии.

Воспитатель: а бактерии все полезные?

Дети: есть вредные и полезные бактерии.

Воспитатель: простейшие принесли вам задания, которые надо выполнить. Разделитесь на подгруппы из трёх человек и одна подгруппа будет из 4-х (дети делятся на подгруппы). Молодцы. А теперь каждый член подгруппы пусть выберет себе понравившуюся ему картинку. Переверните картинку, на обратной её стороне  есть шифр, который вы сможете расшифровать с помощью вот таких часов (демонстрирует часы). Над каждой цифрой есть соответствующая буква. У каждого из вас получится одно слово. Каждая подгруппа  собирает слова в пословицу. Затем читает её вслух и объясняет смысл. Задание понятно? Тогда приступаем.

Работа в подгруппах «Расшифровка пословиц «Часы»

Пословицы:

Чистота – залог здоровья. (3 реб.)

Чистая вода для хвори беда. (4 реб.)

Чистота лучшая красота. (3 реб.)

Воспитатель: а как можно объяснить эти пословицы?

Воспитатель: все справились, молодцы!

Выходите на ковер немного отдохнем.

Физкультминутка

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Воспитатель: отдохнули?  Давайте посмотрим на карте наш дальнейший маршрут (ориентировка по плану группы).  Вот теперь пора и в путь. Поплыли!

Дети: ш-ш-ш… 

Звучит морская фоновая музыка, дети вместе с воспитателем выполняют дыхательную гимнастику «Волна»

Воспитатель: И здесь у нас конверт, давайте посмотрим, что в нем находится. Кто это? Как одним словом называются?

Дети: морские обитатели.

Воспитатель: после простейших, стали появляться морские обитатели. Как они приспособились к жизни в воде?

Дети: у кого-то появились плавники, вытянулись тела, некоторые приспособились ориентироваться в темноте на глубине, охотиться ночью и т.д.

Воспитатель: давайте посмотрим, что здесь за задание.

Математические задания (примеры и задачи)

  1. реши примеры  

+2

-3

+5

-4

15

13

  1. реши цепочку

                +5        +3        -4        +2        +1        -6

        

  1. увеличить на 2

10

11

12

13

14

15

16

17

  1. уменьшить на 3

10

11

12

13

14

15

16

17

  1. разгадай слово, которое начинается самого маленького ответа.

И

5+5=

 Р

7+6=

Б

7-8=

М

16-5=

К

12-10=

О

8+8=

11

10

2

13

16

9

                           

   

   

   

   

   

  1. реши цепочку

        -5

        -1

        -2

        +4        +3

                                          +5                    -4

  1. реши и сравни

16-9…..10  

6+6… 3

9+3…..12

8+6…..8

7+8…..17

11-5….5

14-8…..7

12-7…..5

  1. реши примеры

14-6=

7+4=

13-2=

9+5=

3+0=

12-11=

8+6=

1-1=

  1. найди ошибку

16-4=14

9+7=17

14-8=7

6+0=0

10+6=18

16-8=7

0+9=9

12-2=11

  1.  отгадай слово

15

10

12

14

18

16

   

11+4

20-2

18-6

11+3

10+6

17-7

К

Л

Р

А

Л

О

Воспитатель: молодцы!

Давайте, посмотрим, где наша следующая остановка. Поплыли! 

Звучит морская фоновая музыка, дети вместе с воспитателем выполняют дыхательную гимнастику «Волна».

Воспитатель: Что же там спрятано, интересно. А чтобы узнать, кто жил после морских обитателей нам для начала надо сделать графический диктант. Садитесь за столы. Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «5 маленьких рыбок».

(Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями -
отрицательный жест).
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены.
Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Воспитатель: Давайте пройдём на ковёр к мольберту и познакомимся с историей появления динозавров. Когда мировой океан стал отступать, и образовалась суша, водным обитателям стали нужны лапы вместо плавников, чтобы успешно существовать на суше.

  В то время была двоякодышащая рыба (латимерия), у которой уже начинают появляться первые конечности, эти рыбы научились переползать из водоема в водоем.    У латимерии 7 плавников, 6 из них – сильные, крепкие, хорошо развиты, напоминают конечности (лапы). Во время передвижения латимерия становится на эти парные плавники и, перебирая ими как лапами, перемещается.  Постепенно плавники совсем исчезли и появились лапы, кожа у таких животных стала прочная и сухая они научились дышать воздухом.

Так появились динозавры. Они были очень хорошо приспособлены к окружавшему их миру за счет особенностей своего строения (показ картинок). 

Воспитатель: А каких динозавров знаете вы?

Дети: тиранозавр, диплодок, трицераптор….

Есть у меня еще одно задание, давайте посмотрим. Вам надо объединить динозавров с современным животным. Найти, что между ними есть общее (ответы детей)

                                      «Найди пару» 

Воспитатель: Матросы строимся в шеренгу. Кажется, начинается шторм. Нам пора возвращаться в детский сад. Набираем в грудь больше воздуха (ноги на ширине плеч, руки свободны). Вдохнули в себя свежий морской воздух, выдохнули. Набежала волна (правая рука вверх – вдох, рука вниз – выдох; то же самое левая рука). Увидели дельфинов, дельфины ныряют, чайки кружатся над волнами (махи руками: вдох – вверх, выдох - вниз).

Дети: Ш-ш-ш

Воспитатель: Опустили руки, дышим свободно.

Рефлексия:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Какая рыба могла дышать на суше?

- Как динозавры приспособились к среде обитания?

Воспитатель: я приготовила вам в подарок морские звездочки. Если вы справились со всеми заданиями, возьмите красную звездочку. Если в чем – то затруднялись, возьмите зеленую. 

Дети: объясняют свой выбор.

Воспитатель: вы все молодцы. А если что-то не получается не переживайте.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Обитатели воздуха"

Занятие по экологии по программе Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" блок "Воздух"...

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятия, тема: «Лесные обитатели»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»Цель: Продолжать пополнять знания об обитателей леса. Совершенствовать умение реша...

Конспект занятия на тему «Обитатели морей» для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятия на тему "Обитатели морей и океанов" для детей подготовительной группы.

Конспект занятия на тему  "Обитатели морей и океанов" для детей подготовительной группы....

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Актуальность экологического воспитания дошкольников. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, кото...

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы....