Конспект занятия по экологии "Обитатели воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кизил Марина Владиславовна

Занятие по экологии по программе Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" блок "Воздух"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 по программе Н.А. Рыжовой

« Наш дом – природа»

Блок « ВОЗДУХ»

                                             «Обитатели воздуха»

Составила педагог-организатор по экологии ГБОУ детский сад №2463 -  Кизил М.В.

Цель: Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде

Оборудование и материалы:

Ящик ощущений и перо

Иллюстрации к игре: «Летает - не летает»

Иллюстрации или игрушки.

Белка – летяга

Летучая мышь

Летучая лягушка (веслоногая)

Летучий дракон

Летучая рыба

     4. Иллюстрации перьев разной  окраски, формы, размера и т.д.

     5.  Иллюстрации: страус, пингвин, колибри, орел, ласточка,                          

          чайка.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

- Сегодня мы поговорим об обитателях воздуха.

В нашем волшебном ящике лежит какой-то предмет. Давайте угадаем что  это? (вызвать ребенка, что бы он не глядя, на ощупь)  

- Какой предмет? Расскажи о нем, но пока не доставай. (легкий, мягкий, пушистый, теплый)

- Как ты думаешь что это? (птичье перо)

- Правильно! Рассмотрите перышко. Оно мягкое, легкое, пушистое. У пера  есть твердая часть по центру и мягкая вокруг. Внутри твердая часть наполнена воздухом, поэтому перо такое легкое.

- Что такое перья? (одежда птиц)

- А почему перья легкие? Что было-бы, если они были бы тяжелы? (птицы не   смогли бы летать)  

- Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, а есть перья, которые согревают птиц. Перья бывают разной длины, формы, цвета

- Ребята! А почему у водоплавающих птиц перья не намокают, остаются сухими? (они смазаны жиром, который отталкивает воду,  « как с гуся  вода»)

- А что было бы, если бы перья у утки или гуся намокли? (они бы слиплись, стали бы мокрые, тяжелые, птице тяжело было-бы летать)

- Да! Поэтому птицы, у которых перышки не имеют такой жирной смазки, прячутся от дождя.

- Ребята! А что есть у животных – обитателей воздуха и нет у других животных? (крылья)

- Зачем они нужны? (позволяют летать)

2.  ИГРА:  «Найди ошибку», «Бывает – не бывает»

- Я сейчас прочту вам стихотворение поэта Яснова « Все в порядке»

В нем есть ошибки. Если я читаю и вы согласны с текстом - хлопните в ладоши (вот так- 1 раз хлопок)

- Если не согласны - топайте ногами - вот так (показ)

- Готовы?

Летучие мыши сидели на крыше  - (Хлоп)

Летучие кошки влетали в окошко  - (Топ)  

летучая лайка, скакала по ветке  - (Топ),

из кухни в дупло, приносила объедки  - (Топ),

в трубе ковырялась, летучая свинка,

у свинки чесалась, летучая спинка   - (Топ)

В летучем болоте   ревел бегемот- (Топ), –

Занес его ветер, в чужой огород

Летучая репка, бежала по грядка – (Топ)

Спасался медведь, от летучих акул – (Топ)

Летучий зайчонок, летел без оглядки – (Топ)

Все было в порядке, и Ваня – заснул!

- Вот какие небылицы выдумал автор.

3. Нелетающие птицы.

   -  Ребята! А все ли птицы умеют летать?

- Какие птицы не летают  и почему?

Страус. У него крылья маленькие, а туловище тяжелое. Но зато у страуса длинные и крепкие ноги. Он прекрасный бегун.

Пингвин. Это тоже крупная птица, а крылья маленькие, походи на ласты. Пингвин хороший пловец - крылья помогают ему передвигаться под водой и ловить рыбу, которой он питается.

- А для чего птицам уметь летать?

Передвигаются с места на места (перелетные птицы)

Добывают пищу (ласточка ловит насекомых в воздухе; орел и другие хищники высматривают добычу с высоты, так лучше видно, и камнем кидаются вниз, и хватают добычу; чайки ловят рыбу на лету).  

Можно высоко над землей (на деревьях, на крышах, в горах) строить гнезда, чтобы хищники не съели яйца и птенцов.

4. ИГРА: « Покажи, кто как летает»

- А теперь поиграем!

- Я буду давать задания, а вы выполнять! Согласны?

- Покажите, как летает:

колибри,

бабочка,

стрекоза,

орел,

ласточка,

пингвин,

страус.

 

 - Молодцы!

- Ребята! Посмотрите на наши картинки!

  Крылья есть не только у птиц, не и у других животных, у насекомых.

- Давайте назовем сначала летающих насекомых (дети перечисляю)

- А это кто?

- Летучая мышь

- Их крылья похожи на птичьи? (нет)

- Почему? (нет перьев)

- Посмотрите - крылья у них прикреплены к рукам. Они так и называются «рукокрылые». Спят мыши днем, вниз головой, закутываясь в крылья, а ночью охотятся. Живут на чердаках в пещерах.

- А это белка – летяга. Крылья заменяют кожистые складки, похожие на перепонки. Они помогают ей планировать с дерева на дерево, а хвост работает как руль

- Летучий дракон. Это ящерица. У нее перепонки идут по боками туловища и если ящерице угрожает опасность или она охотится, то складка раскрывается и помогает ей летать «планировать» по воздуху.

- Летучая или веслоногая лягушка. Перепонки между пальцами не передних и задних ногах помогают как - будто «лететь», «ходить» по воздуху!

- Летучая рыба! Плавники такие большие, что похожи на крылья. Спасаясь от врагов, рыба выскакивает из воды, раскрывает плавники и летит над водой!

- А бывают еще летающие паучки. Правда у них нет крыльев - им помогает летать паутинка. Когда у мамы паучищи детки вырастают или нужно покинуть свой дом. Паучки отрывают кусочек паутины, ветер подхватывает ее и уносит паучка в другое место, там он строит свой дом- паутину. (как вы думаете зачем?)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

- Кроме этих летающих животных есть и другие, тоже очень интересные.

О них вы сможете узнать из книг, загляните в вашу библиотеку в группе!

Занятие закончено. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по естествознанию "Воздух и его свойства"

Данное занятие разработано для детей логопедической группы с общим недоразвитием речи. В занятие включены элементы экспериментирования, интересные опыты с воздухом....

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

Конспект занятия на тему: "Воздух и вода " подготовительная к школе группа

Конспект занятия"Воздух и вода"Подготовительная к школе группа Конспект занятия на тему:  Воздух и вода Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ра...

конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений  о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...

Конспект занятия "Как услышать воздух"

Конспект занятия для подготовительной группы "Как услышать воздух" (опытно-исследовательская деятельность)...

Конспект занятия "Водичка - водичка, воздуху - сестричка"

Знакомство детей с рекой Сестрой (Клинский район)...

Конспект занятия «Игра-эксперимент «Воздух везде и всюду»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Н...