Познавательно- исследовательский проект « В мире растений»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить с разнообразием растительного мира,с его значимостью.Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умения сравнивать и анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.odt26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский        район станица Старощербиновская

Познавательно- исследовательский

проект

« В мире растений»

                                                         Разработчик: воспитатель Кожемякина И. Н.

2019 г.

Актуальность проекта.                                                                                                           Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, надо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса детей  к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность.                                                                                                                    Задачи проекта:                                                                                                  Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью;

Формировать навыки исследовательской деятельности;

Развивать умение сравнивать и анализировать;

Обогащать словарный запас и знания о растениях;

Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;

Воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.

              Вид проекта: поисково-исследовательский (кратко- срочный)

Разработчик проекта: Кожемякина Ирина Николаевна.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.

 Продукт проекта: выставка детского творчества. Составление снопиков из злаковых культур.

Сроки реализации: июнь- июль.                                                                                          

Прогнозируемый результат:

У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними;

 Дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста;

Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы;

Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.                                                                                                                       Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Подбор и изучение литературы по теме проекта;

Подбор опытов;

Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал;

Информирование родителей о начале проекта.

Основной этап:

Проведение запланированных мероприятий (беседы,опыты,творческая деятельность,рассматривание иллюстраций,чтение художественной литературы).

Заключительный этап:

Выставка детского творчества;

Составление родителями снопиков из злаковых культур.

               

                                                                                                                                     

№ п/п

          Виды деятельности

Сроки проведения

      Речевое развитие

1

Беседа «Кубань-матушка кормилица»

июнь

2

Беседа «Злаковые культуры»

июнь

3

Рассматривание п/к «Овощи»

июнь

4

Беседа «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?»

июнь

5

Беседа «Что растёт в огороде и саду?»

июнь

6

Беседа «Чем полезны овощи»

июнь

7

Рассматривание п/к «Фрукты»

июль

8

Беседа «Хлеб- всему голова»

июль

9

Рассматривание разных видов злаков

июль

10

Беседа о труде хлебороба

июль

11

Беседа «Овощи и фрукты-полезные продукты»

июль

12

Просмотр иллюстраций с изображением злаковых культур

июль

13

Беседа «Чем полезны злаки?»

июль

14

Речевая игра «Из какой крупы какая каша?»

июль

        Опытно-экспериментальная деятельность

15

Опыт «Может ли растение дышать?»

июнь

16

Опыт «Нужен ли корешкам воздух?»

июнь

17

Опыт «С водой и без воды»

июнь

4

Опыт «На свету и в темноте»

июнь

5

Опыт «В тепле и в холоде»

июль

6

Опыт «Где лучше расти?»

июль

7

Опыт «Рассматривание крупы через лупу»

июль

8

Опыт «Отгадай на ощупь» (крупа)

июль

9

Опыт «Рассматривание и сравнение овощей, фруктов (по форме, размеру, длине, вкусу)

июль

10

Опыт по выращиванию семян (ржи, пшеницы)

июль

11

Опыт «Тонет- не тонет» (овощи)

июль

                       Социально- коммуникативное развитие

1

Д/игра «Сравни»

июнь

2

С/р игра «Магазин фруктов»

июнь

3

Д/игра «Чудесный мешочек»

июнь

4

С/р игра «Магазин»

июнь

5

Д/игра «Что лишнее?»

июнь

6

С/р игра «Овощной магазин»

июнь

7

Д/игра «Что потом?»

июнь

8

Д/игра «Назови плод»

Июнь

9

С/р игра «Семья»: сюжет «Летние заготовки»

июль

10

С/р игра «Сварим вкусный компот»

июль

11

Д/игра «Вершки-корешки»

июль

12

С/р игра «Консервный завод»

июль

13

Игра на внимание «Овощ-фрукт»

июль

14

С/р игра «Приготовим  витаминный обед для гостей»

июль

15

Д/игра «Угадай на вкус»

июль

16

Д/игра «Узнай овощ по описанию»

июль

Художественно- эстетическое развитие

1

Аппликация «Ваза с фруктами»

июнь

2

Рисование «Овощи на блюде»

июнь

3

Составление узоров и рисунков из круп

июнь

4

Рисование «Мои любимые овощи»

июнь

5

Рисование с элементами аппликации «Заготовим компоты на зиму»

июнь

6

Рисование «Колосок»

июль

7

Лепка «Витаминки в корзинке»

июль

8

Рисование «Фрукты в вазе»

июль

9

Рисование «Натюрморт»

июль

10

Аппликация «Овощи на тарелке»

июль

11

Раскрашивание раскрасок

июль

            Чтение художественной литературы

1

 Г.Юдин «Сказка о том, как овощи воевали»

июнь

2

В Сутеев «Мешок яблок»

июнь

3

Украинская народная сказка «Колосок»

июнь

4

Я Аким «Яблонька»

июнь

5

С. Михалков «Овощи»

июль

6

Боков «Стихи про урожай»

июль

7

Н. Носов «Мишкина каша»

июль

Трудовая деятельность

1

Посев ржи и пшеницы

июнь

2

Сбор природного материала

в течение проекта

3

Рыхление почвы на клумбах

июнь

4

Полив огорода

июль

5

Полив цветов на клумбе

июль

6

Ухаживание за рожью,пшеницей

июль

       Работа с родителями

1

Информирование о проекте

июнь

3

Консультация «Чем полезны каши из разных круп»

июнь

4

Папка-передвижка «Правильное и здоровое питание

июль

5

Попросить создать снопики из злаковых культур

июль

                                                                                                                                           

        Материально-технические ресурсы,необходимые для выполнения                   проекта

  • Предметно-развивающая среда: игровая зона в группе (плакаты по тематике,  дидактических игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и драматизаций).
  • ИКТ: мультимедийная установка, интерактивная доска, магнитофон,  ноутбук, фотографии.
  • «Уголок творчества» (раскраски, краски, карандаши, пластилин, баночки, листы бумаги, картон, кисти, ватманы и т.д. для продуктивной деятельности).
  • Уголок «Юный исследователь» (подборка материала для опытной деятельности).

                            Литература

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

2. Интернет-ресурсы.

3. О. В. Дыбина, Н. П.Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

Приложение                                                                                                                        Тематическая беседа

«Кубань – матушка кормилица».

Цель: расширить и закрепить знания детей о родном крае, воспитывать любовь к малой родине.

Материалы и оборудование: мультимедийная доска, фотографии, дидактические игры, образцы сельскохозяйственных культур, овощи, фрукты, пачка чая, булка хлеба.

Ребята у каждого человека есть своя малая Родина, место где он родился, играл со своими друзьями, взрослел.

- Как называется наша малая родина? (правильно, Кубань)

- Кто знает ее второе название?(верно, Краснодарский кай)

Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Послушайте легенду о том, как она возникла:

« Давно это было, Господь призвал к своему трону все племена человечества и начал делить по справедливости между ними землю. Все народы получили полагающиеся им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстает перед создателем человек, уставший, наработавшийся до пота. И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботе о хлебе насущном не поспел вовремя. И наградил его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом.

 А было в этом уделе все, что есть на земле; плодородные равнины и крупные горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи. Все это родная Кубань Давайте посмотрим слайды о Кубанских просторах                                                             Могучие горы, степные просторы

Приморского берега грань

Леса и поляны, сады и лиманы –                                                                                                  Все это родная Кубань.

Посмотрите вокруг: зачарует краса, нету края

Прекраснее нашего.

 Ребята, Родину называют матерью, матушкой, потому что она кормит нас хлебом, поит своими водами, дарует нам свои богатства.

На Кубани выращивают богатый урожай хлеба, поэтому ее называют житницей России, великой труженицей, кормилицей, хлебосольною Кубанью.

Я хочу загадать Вам загадку, послушайте внимательно:                                        

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый,

 Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый

Без него плохой обед.

Вкусней его на свете нет.

 (Хлеб)

Верно. Хлеб – это богатство нашей Родины, Краснодарского края, нашей Кубани. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Посмотрите ребята и на нашем столе хлеб, выращенный на полях нашей станицы.

Давайте вспомним, что говорят в народе о нем:

 Хлеб – всему голова.

 Земля матушка, а хлеб – батюшка.

 Хлеб – это жизнь.

 Хлеба ни куска, так и в доме тоска.

Счастлив край и весел край, где хороший урожай.

Хлеб – всей жизни голова.

Ребята, но прежде, чем хлеб попадет к нам на стол, необходимо хорошо потрудиться.

- А кто знает, что надо делать чтобы мы могли кушать хлеб?

Ответы детей ( вспахать землю, посеять зерно, убрать колоски, перемолоть зерно в муку, испечь хлеб).

Врено, хлеборобы сеют, рыхлят, поливают, а потом собирают урожаи комбайнами. Потом колосок попадет в руки мукомолов, которые превратят зерно в муку, и уже потом пекари и кондитеры изготавливают различные продукты и изделия.

- Какие продукты и изделия из хлеба Вы можете назвать?

 Ребята Кубанская земля щедра. На полях кубанцы выращивают богатые урожаи.

Подойдите, пожалуйста к столу, давайте рассмотрим:                                            

- Образцы каких сельскохозяйственных культур у меня на столе?

Верно: кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, пщено, соя.

Ценится край и своими фруктовыми деревьями, которые разводили еще  две тысячи лет назад.

- Какие фрукты растут на Кубанской земле? (Черешня,вишня, сливы, абрикосы, яюлоки, груши…)

Игра «Отгадай на вкус фрукты».

Прекрасно растут у нас и овощи.

- Назовите овощи, которыми кормит нас матушка Кубань? (Картофель, капуста, помидоры, огурцы, перец, арбузы, дыни ,тыквы..)

Ребята у меня на столе овощи и фрукты помогите мне разобрать в 2 корзинки, но не перепутайте. В одной корзине должны быть ововщи, а в другой фрукты.

Славится Кубань и своими виноградниками. Посмотрите какие красивые кисти винограда вырастили наши виноградари.

А еще у нас в Краснодарском крае выращивают чай. Уже более 100 лет на горных склонах Дагомыса произрастает эта «жемчужина». Его любят гурманы всего света. Посмотрите – это пачка нашего Краснодарского чая.

Кубань край 2 морей.

- Назовите каких? (Черного и Азовского)

Краснодарский край богат реками, озерами, прудами, лиманами, минеральными источниками, родниками. Всего в крае более 13000 рек.

- Назовите самую крупную реку?

Верно. А какая рыба водится в реках Кубани?

Дидактическая игра «Речные и морские рыбы». Вы должны из предложенных картинок выбрать те, на которых изображены речные рыбы.

 Ребята еще много можно рассказывать о дарах земли -матушки нашей Кубанской, о ее полезных ископаемых, о богатстве лесов, но наша беседа подошла к концу.

А хочу я закончить нашу беседу следующими словами:

Ты цвети, моя Кубань

 Становись все краше

 Не уронит честь казачью                                                                              Поколенье наше.                                                                                                         Вы согласны со мной?                                                                                                

   Опыты

                                                   С водой и без воды

Цель:выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод….. Да, растения без воды жить не могут.

                                             На свету и в темноте

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Оборудование: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход опыта: Выясним, с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убираем колпак. Через 7—10 дней вновь зарисовываем результат (лук на свету позеленел — значит в нем происходит фотосинтез (питание)).

                                                В тепле и в холоде

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Оборудование: зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.

Ход опыта: Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.

Вывод: Для жизни и роста растениям нужно тепло.

А как скорее увидеть первые весенние цветы? (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Выкапывайте корневище мать-и-мачехи с частью почвы, перенесите в помещение, наблюдайте за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4— 5 дней, на улице — через одну-две недели).Вывод:холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро.

 

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                     Как же продлить лето для цветов? (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их). Наблюдайте за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении — продолжают цвести).

                                                Где лучше расти?

Цель:установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком

Ход опыта: Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).

                                       Может ли растение дышать?

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Оборудование:комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход опыта:Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, чтопри дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе.Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да,вазелин не пропускает воздух.

Выдвинем гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайтевывод:листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

                                          Нужен ли корням воздух?

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Оборудование: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

                                                                                                                                   Ход опыта:Почему одно растение растет лучше другого? Рассмотрите и определите, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью — на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делаем выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовываем результат.Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

                                                                                   

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?»

Проектно - исследовательская деятельность в дошкольном образовании. Проект "Как живут растения" рассчитан на детей 5 - 6 лет  с общем недоразвитием речи. В ходе проекта через учебную, опытническу...

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

      Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

Краткосрочный информационно - исследовательский проект "В мире растений"

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...

Познавательно-исследовательский проект "В мире часов"

У детей в подготовительной к школе группе возник вопрос "Как появились часы?" Который в дальнейшем и стал "проблемой" в данном проекте."Я знал, что у часов есть циферблат, по ...

Познавательно - исследовательский проект «В мире домашних животных».

Животный мир – занимает  самое  важное  место в жизни. С самого  раннего детства  нужно  прививать детям  любовь к  природе,  учить заботиться  ...