Статья "Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей старшего возраста"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Гужова Наталья Геннадьевна

Этот опыт актуален лично для меня, потому что исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников. Мне же интересно было посмотреть как можно использовать исследовательскую деятельность для математического развития.

В педагогической деятельности существует множество технологий.  Для меня же более интересной показалась проблемно-исследовательская технология и я решила ее применить на практике.

 

Проблемно - исследовательская технология

Математические игры

Проблемные ситуации, вопросы

 

Экспериментирование и исследовательская деятельность

 

Творческие задачи, вопросы и ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, несколько слов об этой технологии.

 

Ее целью является: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Исходя из этой цели, помимо задач на развитие математических способностей: счёта, измерения мною были определены следующие задачи

  • Формировать активное отношение к собственной математическо - познавательной деятельности.
  • Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.
  • Создавать условия для проявления детской активности в математических  проблемно – поисковых ситуациях.
  • Развивать потребность в интеллектуальном общении.
  • Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.
  • Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
  • Развивать индивидуальность каждого ребенка,  инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.

Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий, которые будут способствовать дальнейшей работе при использовании  данной технологии. Что же это за условия?

 

  1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию.
  2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.
  3. Выражение сущности этих действий в речи.
  4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.
  5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической  деятельности.
  6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.

Реализация данной технологии невозможна без создания специального образовательного пространства в группе, которое  состоит из следующих компонентов:

  • предметная среда
  • содержание образования
  • взаимодействие  педагог -     ребенок  - дети
  • учет интересов и уровней развития детей

 

 

 

 

При построении образовательного пространства я учитываю  общедидактические принципы и специфические. Я на них остановлюсь подробнее:

  • Принцип соответствия особенностям развития и саморазви­тия,

Предполагающий создание условий для детской активности, которые определяет сам ребенок, в зависимости от своего внутреннего состояния. И создание условий взрослым, который организует деятельность ребенка.

 

  • Принцип информированности, обогащенности .

Этот принцип мною обес­печивается разнообразной тематикой, элементов среды. При этом образовательная  среда становится неисчерпаемой, удовлетворяет потребности ребенка в новизне. Ин­формация предлагается в доступной, эмоционально привлекательной, наглядной, практической форме.

 

Выстроенные цели и задачи мне позволили определить  средства такие, как:

  • Математические игры
  • Проблемные ситуации, вопросы
  • Экспериментирование и исследовательская деятельность
  • Творческие задачи, вопросы и ситуации

Наиболее эффективным методом,  позволяющим использовать все перечисленные средства является метод проектной деятельности. Он позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми формировать практический опыт, добывать его путем поиска и эксперимента, анализировать и преображать, т.е. другими словами, добывать знания самостоятельно.  А это и заложено в основу любой исследовательской деятельности, которая является прочным фундаментом к успешному обучению в школе.

Хочу представить вашему вниманию несколько самых ярких проектов, которые были реализованы в моей группе.

 

Проект «Русь мастеровая»

Этот проект предполагался как стартовый  и закладывал основу экспериментирования в развитии математических представлений. Ребятам предлагалось посетить разнообразные ремесленные мастерские и в частности «Швейную мастерскую» где они должны были измерить готовые формы платья и подобрать определённой длины тесьму. Также ребята должны были подобрать определённой количество украшений.  В данном проекты у дошкольников формируются такие элементы математического развития как:

  • Мотивация на поиск решения  через игровую установку
  • Освоение математических эталонов  и навыков  (счёт и измерение)
  • Умение решать противоречия и устанавливать закономерности

В процессе работы в мастерской дети решали такие ситуации и задачи с которыми они не сталкиваются в повседневной жизни. Например:

  • сколько необходимо бусин на большое платье и маленькое;
  • как разместить красивые бусины для украшения сарафана, чтобы и белых и красных бусин было чётное количество;
  • какой покрой сарафана будет самым лучшим для того, чтобы поместилось определённое количество тесьмы, бусин, цветков)

Данный игровой проект позволил мне решить очень много задач, а главное увидеть заинтересованность и желание детей участвовать в подобного рода деятельности.

Проект «Кафе в гостях у Вини - Пуха»

Это долгосрочный игровой проект, в процессе которого дети осваивают такие умения как:

 

  • Измерение сыпучих и жидких материалов
  • Измерение барического веса различных сыпучих и жидких материалов
  • Умение принять и выполнить учебную задачу (приготовление теста по рецепту)

 

  • Закрепление пространственных представлений , геометрических фигур и их особенностей:

ситуация «Рассади гостей кафе за столы», где детям предлагалось выяснить какой стол будет самым оптимальным для размещения наибольшего количества гостей (круглый, квадратный, прямоульный или треугольный стол).

  • Закрепление навыков счета, пересчёта, отсчёта и состава числа,   как например,  в игровой ситуации «Удобный способ оплаты». Для расплаты на кассе,  детям нужно было посмотреть свой выписанный чек и  выбрать удобную комбинацию набора денег. Если  чек, выдаётся на 7 рублей, необходимо подать кассиру следующие купюры: 2 +2+2+1 или 3+4 или 5+2 и т.д.

 

  • Развитие навыков анализа и синтеза как в игровой ситуации «Угощение». Официантам необходимо разделить необходимое количество пирожных разного размера или большой торт или шарики мороженного   на определённое количество гостей поровну.

 

Проект «Почемучкины измерялки»

Данный проект был краткосрочным потому, что исходил непосредственно от самих детей. Ребятам стало интересно,  какие меры длины и массы были в старину и как ими измеряли. В процессе данного проекта дети сами пришли к выводу о необходимости установления единой системы измерения длины, веса и расстояния.

Данный проект,  помог  сформировались следующие математические представления:

  • Развитие навыков анализа и пространственных отношений
  • Освоение принципа сохранения массы

 

Проект «Новый год в Петербургской навигацкой школе»

Данный проект был долгосрочным. Идея  проекта возникла тогда, когда я узнала, что в группе есть дети военнослужащих моряков и они с упоением рассказывали о том, как их папы ходят в море, работают с интересными приборами и прокладывают разные маршруты в море. Ребята стали приносить  разнообразную литературу про моряков и задавать,  интересующие их вопросы. Тогда я предложила им узнать, как и где раньше в старину готовили моряков, а главное  где в России появились такие школы и как они назывались.

Данный проект,  помог  сформировались следующие математические представления:

  • Навыки счёта и решения логических задач с помощью условных буквенных обозначений (решение задач с помощью буквенной математической азбуки и старинных обозначений цифр)
  • Развитие пространственных и временных отношений

Детям предлагается проложить путь корабля и его длительность в зависимости от расстояния.

  • Освоение  комбинаторных навыков.
  • Предлагается на корабле перевезти груз и выдаётся карта маршрута.
  • Необходимо определить как можно больше маршрутов. При дальнейшем развитии,  сюжет можно усложнить, например, на пути возникает препятствие и необходимо выстроить маршрут с учётом преодоления и прохождения кораблём данного препятствия.
  • Также детям необходимо рассчитать какое количество продуктов необходимо взять морякам в плавание, если известно протяжение маршрута.

Для меня особенно важными являются следующие результаты:

  • Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности.
  • Математические знания и умения приобретаются в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.
  • Формируется навыки рассуждения: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результаты.
  • У детей развивается умение договариваться, принимать чужую точку зрения,  откликаться на идеи, выдвигаемые другим, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Достигнутые результаты доказали эффективность использования данной технологии,  радуют и вселяют надежды на новые достижения и успехи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений

у детей старшего возраста

Этот опыт актуален лично для меня, потому что исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников. Мне же интересно было посмотреть как можно использовать исследовательскую деятельность для математического развития.

В педагогической деятельности существует множество технологий.  Для меня же более интересной показалась проблемно-исследовательская технология и я решила ее применить на практике.

Итак, несколько слов об этой технологии.

Ее целью является: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Исходя из этой цели, помимо задач на развитие математических способностей: счёта, измерения мною были определены следующие задачи

  • Формировать активное отношение к собственной математическо - познавательной деятельности.
  • Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.
  • Создавать условия для проявления детской активности в математических  проблемно – поисковых ситуациях.
  • Развивать потребность в интеллектуальном общении.
  • Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.
  • Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
  • Развивать индивидуальность каждого ребенка,  инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.

Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий, которые будут способствовать дальнейшей работе при использовании  данной технологии. Что же это за условия?

  1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию.
  2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.
  3. Выражение сущности этих действий в речи.
  4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.
  5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической  деятельности.
  6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.

Реализация данной технологии невозможна без создания специального образовательного пространства в группе, которое  состоит из следующих компонентов:

  • предметная среда
  • содержание образования
  • взаимодействие  педагог -     ребенок  - дети
  • учет интересов и уровней развития детей

При построении образовательного пространства я учитываю  общедидактические принципы и специфические. Я на них остановлюсь подробнее:

  • Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития, 

Предполагающий создание условий для детской активности, которые определяет сам ребенок, в зависимости от своего внутреннего состояния. И создание условий взрослым, который организует деятельность ребенка.

  • Принцип информированности, обогащенности .

Этот принцип мною обеспечивается разнообразной тематикой, элементов среды. При этом образовательная  среда становится неисчерпаемой, удовлетворяет потребности ребенка в новизне. Информация предлагается в доступной, эмоционально привлекательной, наглядной, практической форме.

Выстроенные цели и задачи мне позволили определить  средства такие, как:

  • Математические игры
  • Проблемные ситуации, вопросы
  • Экспериментирование и исследовательская деятельность
  • Творческие задачи, вопросы и ситуации

Наиболее эффективным методом,  позволяющим использовать все перечисленные средства является метод проектной деятельности. Он позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми формировать практический опыт, добывать его путем поиска и эксперимента, анализировать и преображать, т.е. другими словами, добывать знания самостоятельно.  А это и заложено в основу любой исследовательской деятельности, которая является прочным фундаментом к успешному обучению в школе.

Хочу представить вашему вниманию несколько самых ярких проектов, которые были реализованы в моей группе.

Проект «Русь мастеровая»

Этот проект предполагался как стартовый  и закладывал основу экспериментирования в развитии математических представлений. Ребятам предлагалось посетить разнообразные ремесленные мастерские и в частности «Швейную мастерскую» где они должны были измерить готовые формы платья и подобрать определённой длины тесьму. Также ребята должны были подобрать определённой количество украшений.  В данном проекты у дошкольников формируются такие элементы математического развития как:

  • Мотивация на поиск решения  через игровую установку
  • Освоение математических эталонов  и навыков  (счёт и измерение)
  • Умение решать противоречия и устанавливать закономерности

В процессе работы в мастерской дети решали такие ситуации и задачи с которыми они не сталкиваются в повседневной жизни. Например:

  • сколько необходимо бусин на большое платье и маленькое;
  • как разместить красивые бусины для украшения сарафана, чтобы и белых и красных бусин было чётное количество;
  • какой покрой сарафана будет самым лучшим для того, чтобы поместилось определённое количество тесьмы, бусин, цветков)

Данный игровой проект позволил мне решить очень много задач, а главное увидеть заинтересованность и желание детей участвовать в подобного рода деятельности.

Проект «Кафе в гостях у Вини - Пуха»

Это долгосрочный игровой проект, в процессе которого дети осваивают такие умения как:

  • Измерение сыпучих и жидких материалов
  • Измерение барического веса различных сыпучих и жидких материалов
  • Умение принять и выполнить учебную задачу (приготовление теста по рецепту)

  • Закрепление пространственных представлений , геометрических фигур и их особенностей:

ситуация «Рассади гостей кафе за столы», где детям предлагалось выяснить какой стол будет самым оптимальным для размещения наибольшего количества гостей (круглый, квадратный, прямоульный или треугольный стол).

  • Закрепление навыков счета, пересчёта, отсчёта и состава числа,   как например,  в игровой ситуации «Удобный способ оплаты». Для расплаты на кассе,  детям нужно было посмотреть свой выписанный чек и  выбрать удобную комбинацию набора денег. Если  чек, выдаётся на 7 рублей, необходимо подать кассиру следующие купюры: 2 +2+2+1 или 3+4 или 5+2 и т.д.

  • Развитие навыков анализа и синтеза как в игровой ситуации «Угощение». Официантам необходимо разделить необходимое количество пирожных разного размера или большой торт или шарики мороженного   на определённое количество гостей поровну.

Проект «Почемучкины измерялки»

Данный проект был краткосрочным потому, что исходил непосредственно от самих детей. Ребятам стало интересно,  какие меры длины и массы были в старину и как ими измеряли. В процессе данного проекта дети сами пришли к выводу о необходимости установления единой системы измерения длины, веса и расстояния.

Данный проект,  помог  сформировались следующие математические представления:

  • Развитие навыков анализа и пространственных отношений
  • Освоение принципа сохранения массы

Проект «Новый год в Петербургской навигацкой школе»

Данный проект был долгосрочным. Идея  проекта возникла тогда, когда я узнала, что в группе есть дети военнослужащих моряков и они с упоением рассказывали о том, как их папы ходят в море, работают с интересными приборами и прокладывают разные маршруты в море. Ребята стали приносить  разнообразную литературу про моряков и задавать,  интересующие их вопросы. Тогда я предложила им узнать, как и где раньше в старину готовили моряков, а главное  где в России появились такие школы и как они назывались.

Данный проект,  помог  сформировались следующие математические представления:

  • Навыки счёта и решения логических задач с помощью условных буквенных обозначений (решение задач с помощью буквенной математической азбуки и старинных обозначений цифр)
  • Развитие пространственных и временных отношений

Детям предлагается проложить путь корабля и его длительность в зависимости от расстояния.

  • Освоение  комбинаторных навыков.
  • Предлагается на корабле перевезти груз и выдаётся карта маршрута.
  • Необходимо определить как можно больше маршрутов. При дальнейшем развитии,  сюжет можно усложнить, например, на пути возникает препятствие и необходимо выстроить маршрут с учётом преодоления и прохождения кораблём данного препятствия.
  • Также детям необходимо рассчитать какое количество продуктов необходимо взять морякам в плавание, если известно протяжение маршрута.

Для меня особенно важными являются следующие результаты:

  • Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности.
  • Математические знания и умения приобретаются в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.
  • Формируется навыки рассуждения: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результаты.
  • У детей развивается умение договариваться, принимать чужую точку зрения,  откликаться на идеи, выдвигаемые другим, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Достигнутые результаты доказали эффективность использования данной технологии,  радуют и вселяют надежды на новые достижения и успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей. ...

Роль дидактических игр в процессе развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

Опытно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Министерство образования Московской области____________________________________________________________Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

План самообразования: Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимани...

Отчёт об учебно-методическом проекте по развитию элементарных математических представлений детей старшего, среднего и младшего возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ В МАТЕМАТИКУ»

С 25 по 29 января 2016 года в детском садике "Родничок" проходила неделя проекта "Путешествие в математику".Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познават...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

        В условиях детского сада и дома  часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем ре...