Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Василенко Алла Николаевна


Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей.                                                                                                                                             

Развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений    

 Технология социально -  игрового обучения

ЦЕЛЬ
Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей                                                                                                                                               Развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе
 

ЗАДАЧИ:

Образовательные

 1.Закрепить умение детей классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия с ориентировкой на символ

2. Продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 20, решать примеры на сложение и вычитание, правильно формулировать ответ на вопрос

 3.Развивать мыслительные процессы -  умение анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать, конструировать

4. Развивать пространственное мышление, сенсорные способности, зрительный глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

5. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно

.6. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции, координацию движений

8. Развивать творческое воображение, фантазию,

Воспитательные:

1.Развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается

2.Воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности, воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели

3.  Установление психологического комфорта в коллективе.

Коррекционные:

1.Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления

2.Развитие лексико- грамматического строя речи, речевого слуха, слухового внимания,

3.Закрепление у детей умения правильно использовать в активной речи синонимы, сложноподчиненные предложения с союзами: что, потому что; предложно – падежные окончания (родительный, творительный, предложный)

4.Закрепление знаний пословиц и поговорок

5. Учить составлять слова с помощью нетрадиционных техник – выкладывание букв из речных камней

Место проведения: - групповая комната   Возраст: 6 лет

Действующие лица: Машенька, Баба  Яга.( заранее подготовленные дети)

Материалы и оборудование:

Платочек для Машеньки, кукла (братец).  Баба Яга – кукла «бибабо», пиктограммы, наборы геометрических фигур разного цвета и величины, наборы «Блоки Дьенеша», мелкие игрушки разных насекомых, листьев для игры. «Квадрат Войскобовича» (вечное оригами), рабочие тетради в клетку, карточки (пирожки) с примерами на каждого ребенка. Конверт с заданием.

ИНТЕГРАЦИЯ:

 Познание, коммуникация, социализация, здоровье, музыка, физическая культура, труд

  ХОД:

Воспитатель обращает внимание детей на девочку, сидящую в сторонке с грустным видом:

- Ребята, посмотрите, а у нас гостья. Как вы думаете, какое у нее настроение?  Давайте покажем, какое настроение у девочки

Игра «Мое настроение»

 Дети берут пиктограмму, рассматривают, называют и показывают мимикой эмоциональное состояние девочки: грустное, виноватое, недовольное, нерадостное, печальное, с выражением страха, стыда, угрюмое.

Воспитатель – А теперь покажите мне веселые, радостные личики, а теперь спокойные, внимательные – снятие психоэмоционального напряжения

Воспитатель - Давайте узнаем, что же у нее случилось?

Девочка (заранее подготовленный ребенок) говорит, что ее зовут Машенька, что ее братца унесли гуси - лебеди, она бросилась догонять их, но злая ведьма заколдовала дорогу и ей совсем не найти пути. К тому же у нее пропала любимая собака, а без нее страшно идти в лес

Воспитатель – Как же помочь Машеньке?

Дети вместе с девочкой отправляются на поиски брата

Воспитатель   - Посмотрите, что это за конверт? Это какое-то заколдованное послание. Попробуем его выполнить.  

  Графический диктант

 В рабочих тетрадях в клетку дети выполняют графический диктант -  фигурку собаки.  Работа выполняется с проговариванием: 2 клетки вправо, 1клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз и т д.

 У детей получается изображение собачки.  Машенька благодарит детей за то, что помогли найти ее заколдованного друга и наказывает собачке караулить дом, пока она будет искать братца

Воспитатель – Ребята, давайте сделаем собачке конуру, ведь Баба-Яга заколдовала и ее

Работа с «Квадратом Войскобовича» - дети из квадратов делают собачке конуру

 Звучит (аудиозапись): песня В. Шаинского «Вместе весело шагать» - дети идут маршем.

  Игра на внимание:

 Воспитатель поднимает руку вверх – дети идут вперед; руку назад – останавливаются; вытягивает руку вперед – дети делают два шага назад. Дети подходят к лесу.

Воспитатель - В лесу стало темно, холодно, везде паутина развешена. Ребята, давайте сдуем паутину, которая мешает нам идти

 Дыхательное упражнение «Потянем паутинку» - дети на выдохе вытягивают руку вперед и затем в сторону, показывая, как тянется нить-паутинка.

 «Дыхательная дорожка» - подвешенные на уровне лица ребенка   легкие игрушки, на которые ребенок дует, последовательно проходя от одной к другой,

Психогимнастика «Солнышко и тучка»

 Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.  Напряжение и расслабление мышц туловища

Воспитатель: Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе)

Дети подходят к яблоне. Просят показать дорогу. Дерево спрашивает, не боятся ли дети идти в лес? Знают ли они, кто водится в лесу?

 Фонетическая гимнастика. Звуковые загадки  

Воспитатель называет звук, а ребенок отвечает, кто его мог издать и повторяет за воспитателем это же звук «повтори как»

«З-з –з» - поют комарики, «У-у-у» - воет волк «Ш -ш-ш» -шипит змея, «Ж-ж-ж» - жужжит жук. Какие звуки издает лиса? «тяф-тяф».  Какие звуки издает медведь? -«Ур-р-р»

 Упражнение «Кто где живет»

  У детей разлинованный на 20 клеток лист бумаги Воспитатель называет домашнее животное – дети рисуют дом, если дикое животное – дерево.

Воспитатель – посчитайте, сколько у вас получилось диких, и сколько домашних животных?  Какое животное живет у тебя в двадцатой клеточке, первой, пятой.?( ответы детей)

Дидактическая игра «Посади на место»

 Дерево обещает показать дорогу, но просит вернуть на место его волшебные листья - геометрические фигуры, которые сбросили, пролетая гуси-лебеди.  Дает задание: На этой ветке живут маленькие фигуры круглой формы желтого цвета. На этой ветке живут только большие геометрические фигуры красного цвета, а на этой ветке не живут фигуры прямоугольной формы и маленькие фигуры треугольной формы

Дети выполняют задание, и дерево показывает им дорогу.

Звучит (аудиозапись): песня В. Шаинского «Вместе весело шагать»  

Дети  подпевают. Затем подходят к речке

Дети: «Речка- речка, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?»

Воспитатель: Речка говорит, что она бы   нам помогла, но ведьма и ее заколдовала.  Она спрашивает: «Знаете ли вы, ребята, пословицы и поговорки о воде

Дети: «Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться»

«Не зная броду, не лезь в воду»,

«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»,

 «Под лежачий камень вода не течет»

Воспитатель: « Речка благодарит вас и просит выложить из этих   речных камушков поговорку о ней. Только тогда она сможет показать дорогу».

 Дети делятся на три команды, каждая команда выкладывают речными камушками одно слово «вода», «камень», «точит». Дети соединяют все три слова и читают поговорку: «Вода камень точит», объясняют ее значение.

Воспитатель -  Правильно ребята. Даже если действовать слабыми усилиями, но постоянно и упорно, то можно добиться многого, достичь любого положительного результата.  

Речка благодарит детей за помощь

Воспитатель: вода в речке стала чистая, прозрачная. Теперь все звери с радостью будут приходить на водопой.  Давайте немножко поиграем.  Воспитатель предлагает детям превратиться в разных животных по ходу текста. Дети имитируют движения животных, четко произнося слова.

 (выставляется мнемотаблица)

Как-то раз лесной тропой Звери шли на водопой

За мамой – лосихой топал лосенок

За мамой – лисицей крался лисенок

За мамой – ежихой катился ежонок

За мамой – медведицей шел медвежонок

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой – косые зайчата

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят

Речка показывает детям дорогу, но на пути   препятствие - ручей.

 Упражнение «Перейди ручеек» -  способствует развитию сплоченности группы

  На полу нарисован ручей, то узкий, извилистый, то широкий, прямой.  Пройти могут только дружные дети.  Дети выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Воспитатель напоминает, что идти нужно «нога в ногу», повторяя движения соседа в такт его движения

Работа с логическими блоками Дьенеша 

Ручей успешно перешли, но впереди болото. Перейти его можно только выложив мост из геометрических фигур.  Но мост выдержит детей только в том случае, если геометрические фигуры будут расположены определенным образом: рядом не должны стоять фигуры одинаковые по форме, цвету и величине.  Дети снова делятся на 3 команды, каждая делает свой мост. Дети проверяют работу друг друга и отправляются дальше.  Подходят к печке. Печка просит достать волшебные пирожки. На них написаны примеры, а внизу стоит буква.  Если ребята правильно решат примеры и расставят полученные ответы по порядку от 1 до 10, то узнают, куда им идти

 Дети решают примеры 2-1=1; 1+1=2; 4-1=3 и т.д. …расставляют ответы по порядку от 1 до 10, читают на пирожках: «НАПРАВО ИДИ» 

 Дети идут направо, подходят к избушке Бабы Яги (заранее подготовленный ребенок с куклой «бибабо»). Она отказывается отдать брата девочке, говорит, что ей одной скучно жить в лесу, никто не приходит к ней в гости.

Воспитатель предлагает посмотреть на избушку и сказать, одна ли Баба Яга живет? На избушке видны хвост и глаза кота, глаза филина, хвостик мышки, голова жабы, крылья, лапы и головы гусей, следы и хвост волка.

Дидактическая игра «Назови, кто спрятался"»

Дети отвечают на вопросы: Глаза чьи? – кошачьи Хвост чей? - кошачий, мышиный ит.д.

Воспитатель – Вот видишь, сколько у тебя друзей, надо только помнить об этом и ценить их: «Всякий выбирает себе друга по своему нраву».  Дети предлагают поиграть с Бабой -Ягой

Хороводная игра «Бабушка Яга»

Дети идут по кругу, Баба Яга стоит в середине круга с метлой в руках.

Дети произносят слова:

«В тёмном лесе есть избушка»      - Идут по кругу.
«Стоит задом наперёд»                   - Прыжком поворачиваются в
                                                                    другую сторону.

«В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет»                            -     Идут по кругу в другую сторону
«У неё глаза большие».                            -     Разжимают кулачки, подобно
                                                                     открывающимся глазам

«Словно огоньки горят.
Ух! (Приседают) Сердитая какая!
Дыбом волосы стоят».                                 - Резко поднимают руки вверх.

Баба – Яга пытается дотронуться до ног ребенка метлой, дети подпрыгивают. Игра проводится 2 раза. На второй раз с последними словами Машенька берет братика и вместе с детьми убегает от Бабы Яги

Воспитатель - Вот и закончилось наше путешествие. Братца мы спасли от Бабы Яги, собачку расколдовали. А получилось у нас так замечательно все только потому, что были все вместе, выполняли все задания дружно. Я рада, что вы, ребята, готовы прийти на помощь, добро ведь может творить самые настоящие чудеса. Помните, как в поговорке говорится «Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.» Машенька благодарит детей, приглашает приходить в гости. Дети прощаются, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Образовательные задачи:- показ образования числа десять;- учить детей считать в пределах д...

Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."

Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений   детей старшего дошкольного возраста....

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

В данной статье описаны особенности развития математических представлений для детей с нарушением зрения....

Проект "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста

Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процес...

«Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарныхматематических представлений детей старшего дошкольного возраста»...