Наблюдение за природой в осенний период
учебно-методический материал по окружающему миру

Ильюшихина Кристина Игоревна

Основное средство познания природы – наблюдение. Ознакомление детей с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений внешней среды позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и на практике сохранять и беречь окружающую нас природу.

Правильное педагогическое общение детей природой имеет глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, нетрудные поручения.

Цикл наблюдений – одно из регулярных мероприятий повседневной жизни детского сада. На протяжении учебного года проводятся наблюдения по сезонам: осенью, весной, зимой и летом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при проведении наблюдений в природу осенью.

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей.

Восприятие природы помогает развивать эмоциональность, чуткое отношение ко всему живому, отзывчивость. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Если ребенок научился любоваться яркими красками неба, просторами полей и лугов, красотой осенних листьев, у него разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающей мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Основное средство познания природы – наблюдение. Ознакомление детей с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений внешней среды позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и на практике сохранять и беречь окружающую нас природу.

Правильное педагогическое общение детей природой имеет глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, нетрудные поручения.

Цикл наблюдений – одно из регулярных мероприятий повседневной жизни детского сада. На протяжении учебного года проводятся наблюдения по сезонам: осенью, весной, зимой и летом.

Осень. На осенних прогулках старшие дошкольники знакомятся с большим разнообразием сезонных явлений, обобщается опыт и знания о признакам осени. Дети учатся самостоятельно подмечать изменения в окружающей природе, видеть красоту осени. На прогулках дети собирают красные, желтые листья, делают из них букеты, поделки.

Представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Закрепляются трудовые навыки и умения детей, развивается желание помочь старшим.

Астрономическим началом осеннего сезона считают 22 сентября – день осеннего равноденствия. Но фактически осень в природе может наступить позже этого срока. С приходом осени ночи становятся длиннее, а дни короче. Температура воздуха постепенно понижается. Осень можно разделить на несколько периодов: начало осени, золотая осень, поздняя или глубокая осень. И каждый период прекрасен по – своему. Ранней осенью можно понаблюдать за осенними цветами. Обратить внимание детей на красоту осенних цветов, растущих на клумбах. Помочь дошкольникам выделить основные части растений. Подвести детей к пониманию сезонных изменений в природе с приходом осени. Осенние дожди становятся холодными и идут чаще. Наиболее заметнее явление в жизни растений осенью – листопад, который начинается во второй половине октября. Рассмотреть с детьми литья разных деревьев, уточнить их форму и окраску. У разных деревьев листья падают по – разному: у клена долго качаются или кружатся, прежде чем опустится на землю; у ясеня – как будто планируют.

Во второй половине октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень.

Большое значение при наблюдениях за природой осенью имеет значение мудрых народных примет.

Осенние приметы:

  • Если осенью листопад пройдет быстро, то надо ожидать крутой зимы.
  • Созревают фрукты поздно – к долгой зиме.
  • Теплая осень – к долгой зиме.
  • Если осенью тепло, ясно, можно надеется на хороший урожай.
  • Много желудей на дубу – к длинной, суровой зиме.
  • Поздние грибы – поздний снег.
  • Щелканье и треск деревьев осенью – к сухой погоде.

  • Если рано с осени начнут линять куры – то зима будет теплая.
  • Большой урожай рябины – к большим морозам.
  • Если орехов много , а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
  • Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
  • Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
  • Появление комаров поздней осенью к мягкой зиме.
  • Раннее опадение листвы – к ранней зиме.
  • Теплая осень – к долгой зиме.
  • Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
  • Облака редкие – будет ясно и холодно.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: поиск информации, четкие вопросы педагога, ответы детей.

Цикл наблюдений развивает в детях наблюдательность, интерес к природе, формирует отчетливые представления об особенностях растений и животных, их связи со средой обитания.

Наблюдения и опыты:

Сентябрь

 Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды

(солнечная, пасмурная, дождливая).

 Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит

солнышко утром, куда садится вечером.

Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней

прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных

наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить

представления о свойствах солнечных лучей.

 Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке

кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в

песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет, б)

Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на

солнышке, потрогать одежду друг у друга.

 Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер:

качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать

против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать

легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

 Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут

медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный

и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака,

каким окажется облако, если его потрогать.

 Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий

дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний

или осенний.

 Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.

Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках

постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока

остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень

еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что

деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения

на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми,

почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян

в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

 Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать

насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В

солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на

кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке

перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется

под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,

они уничтожают мух — разносчиков болезней.

 Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети

заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как

они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:

кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего

есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В

солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,

какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет

(светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),

предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она

стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она

стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала

холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий при-

водит к изменению состояния почвы.

 

Октябрь

Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем,

ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер

холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое,

затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить

резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад,

когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно).

Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал

короче.

 Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев

деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести

длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное

наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется

окраска).

 Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных,

какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за

отлетом птиц.

 

Ноябрь

 

Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней

больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют

сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»

(продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.

 Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но

быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

 Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи,

послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед

прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в

прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и

положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие

предметы видны через лед.

 Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он

отличается от снега.

 Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они

связаны.

Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы

можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких

животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить

изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у

некоторых облетают листья.

 Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель

опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с

водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до

поливки и после нее.

 

Декабрь

  • Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточ-

нить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность

знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий,

белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от

температуры.

 Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести

снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,

почему снег стал липким.

 Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить

представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры

воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные

игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед

бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить, почему.

 На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны),

сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у

кормушки.

 В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность

падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с

детьми, почему это происходит.

 Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения

поместить: одно — в темное место, другое — в светлое.

 

Январь

Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за

повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться:

вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов,

голуби — на карнизах жилищ. Устанавливать связи между

поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят

нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.

Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на

верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.

 В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету

(бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о

потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке

отметить особенности их поведения в этот период.

 Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки

через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи,

полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В

морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую

погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз.

Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к

выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в

пасмурный день не блестит.

 Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во

время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи

свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на

сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда

появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью

ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.)

Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.

 

Февраль

 Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и

сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с

земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить

прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если

ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление

называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора

детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми,

почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная,

холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой

погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли

под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что

растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

 Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.

Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

 Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые.

Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить

проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать

детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных

растений.

 

Март

Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что

стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить

прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит.

Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает

голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми

ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется

наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и

вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон

крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,

— острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой

формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает

снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию

того, что первыми признаками весны в неживой природе являются

повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

 Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь

ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на

открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с

детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и

растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую

проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением

тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что

изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

 Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче.

Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится

слышнее: они чувствуют весну.

 Опыты.

  1. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений:

внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее

зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано).

Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще

очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не

растут.

 

Апрель

 Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,

первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где

сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).

Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,

что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на

ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они

разные.

Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать

парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки,

пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности

отметить прилет грачей, скворцов.

 

Май

 Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы

и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано.

Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует

ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый,

нежный).

 Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно

растут растения.

 Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у

одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель).

На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это

связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отме-

тить его изменения.

 Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке

(рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам).

В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом

листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть

красоту ярких красок весны.

 С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые.

Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении

насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям.

Понаблюдать за их поведением.

 По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему

эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).

Продолжить наблюдения за домашними животными: кошками, собаками,

которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них

детенышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и наблюдений на прогулке в осенний период

«Наблюдение за состоянием погоды»  Цель: учить определять время года по характерным признакам.    Ход   наблюдения Предложить детям посмотреть, есть л...

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...

Консультация для родителей «Наблюдение за природой в зимний период».

Цель - понаблюдать за природой вместе с ребенком, научить ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь  между причиной и следствие....

Консультация для родителей «Наблюдение за природой в зимний период».

Зима - прекрасное время для прогулок с детьми, игр и наблюдений. Кругом очень красиво!В выходные обязательно выделите время для прогулки с детьми. Конечно, большая часть времени уйдет на подвижные игр...

Картотека наблюдений за природой. Тема "Осень". Младший дошкольный возраст.

Маленькие исследователи не устают познавать мир везде и всегда Прогулка даёт массу ноых знаний, эмоций и впечатлений. Предлагаю Вашему вниманию картотеку наблюдений за природой на тему: "Осень&qu...