ОПЫТ РАБОТЫ "Развитие познавательного интереса через экспериментальную и поисково - иследовательскую деятельность"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Материал полезен для воспитателей ДОУ. Он раскрывает опыт работы по экспериментальной и поисково - исследовательской деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_shesternina_irina_anatolevna.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

      ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАКАРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №  2 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. МАКАРОВА».

ОПЫТ РАБОТЫ

«Развитие познавательного интереса через  экспериментальную и поисково - исследовательскую   деятельность»

 

Выполнил: воспитатель -

 Шестернина  Ирина Анатольевна

МБДОУ «Детский сад № 2

«Аленький цветочек» г. Макарова».

       

г. Макаров, 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Актуальность…………………………………………………………………….3

Цель и задачи…………………………………………………………………….4

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА……………………………………………5

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ………………………………6

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА………………………………………………9

РЕФЛЕКСИЯ…………………………………………………………………….10

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

  Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивый познавательный интерес  [1].

Мир, в котором мы живем, сложен, многообразен и изменчив. Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний [1].

 Сейчас  дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно. И поэтому современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная и поисково – исследовательская  деятельность. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования [2]. В требованиях к выпускнику детского сада выделены целевые ориентиры, в которых отмечено, что ребенок на завершении этапа дошкольного детства: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». [2].

Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы  возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самовыдвижения, саморазвития.

Поисково-исследовательская деятельность влияет на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в проявлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Информация усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

    Поэтому  тема  «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментальную  и поисково -  исследовательскую деятельность»  была  выбрана не случайно для изучения и внедрена в наш опыт работы.

 Работу с детьми по экспериментированию  мы   начали вести с 1 младшей группы. Вначале поставили следующие цели и задачи:

Цель: Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Задачи:

  • Создать необходимые условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям;
  • Расширять представление детей о свойствах окружающего мира;
  • Знакомить с различными свойствами предметов;
  • Учить, детей делать выводы на основе опытов;
  • Воспитывать умения участвовать в посильной практической деятельности.

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, психологии и дидактики. В нашей работе мы опирались на основные принципы и методы в педагогике. Нами была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как  С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н. Поддьякова и др. Публикации  этих ученых, были чрезвычайно интересны и достаточно широко применялись педагогами-практиками [3].  

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Он выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности [3].

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили [3].

Исходя, из этого  в своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

  • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  • Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; 
  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребенка, детская и взрослая субкультура).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этом возрасте образ мира ребенка эффективен, наполнен отношениями, тесно связан с оценками взрослого и здесь педагог является главной фигурой педагогического процесса. В работе по опытно-исследовательской деятельности   детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.  

  Чтобы познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность была, более эффективна  мы в своей  группе  организовали  деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию исследовательских, практических навыков и необходимых преставлений о  мире природы и предметов постепенно переходила в самостоятельное поведение детей.   Прежде всего провели диагностику детей, с целью фиксирования  личностного роста, развития интегративных качеств  и объема полученных умений у детей в течение года.  Разработали перспективный план на учебный год, по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов: конспекты по НОД с элементами экспериментирования; наблюдения; прогулки -  экскурсии; игры-эксперименты; работа с родителями.

  Обогатили  предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей.  В нашей группе организованы — центр «Песка и воды», центр «Почемучка».   Которые включают оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов. Специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки). Природный материал (камешки, песок, семена  магнит, дерево, глина и т.п.). Утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…); прочие материалы - лупы,  щеточки, губки…

В своей работе с детьми мы  придаем  большое значение игровым технологиям, используя дидактические  игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек»,   «Что лишнее?»,   и др. развивают у детей внимание,    воображение, повышают знания об окружающем мире.     Большой интерес для экспериментирования у детей вызывают игры с водой, песком, снегом. Они не только увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей. Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют, тонут или плавают  игрушки, пускают  кораблики. Мы помогаем детям разнообразить игры с водой: подкрашиваем  ее пищевыми красителями, делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри. Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнают, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льется, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лед скользкий, холодный.      

Основной формой работы являются - опыты.   В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.  

Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатление, широко используем  в работе стихотворения, рассказы, фольклорные тексты. Слушая и запоминая содержания художественных произведений, дети узнают о природе нечто новое. Дети с большим интересом слушают произведение К. Чуковского, Сутеева, А. Барто, Е. Чарушина, К. Ушинского и другие.

         Работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы стараемся на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: организуем родительские собрания, была  оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовался раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой, детскими энциклопедиями  и    в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.  

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Проанализировав результаты своей работы по теме: «Развитие познавательных интересов детей через экспериментальную и поисково - исследовательскую деятельность», мы пришли к выводу, работа в данном направлении  эффективна. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор.  Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.  Мы считаем, что системная работа с детьми позволила нам получить следующие результаты по выполнению программы  

Диагностика показала динамику развития любознательности, интереса к исследованию и экспериментированию:

Уровень

2014 – 2015 уч. год

Конец года

2015 – 2016 уч. год

Начало года

Высокий уровень

71,3%

82,3%

Средний уровень

23,4%

17,7%

Низкий уровень

5,3%

0%

РЕФЛЕКСИЯ

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому мы считаем, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. И мы надеюсь, что  наши воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает. И как гласит   китайская  пословица «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование у детей среднего дошкольного возраста познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»

«Формирование у детей среднего дошкольного возрастапознавательных интересов, потребности в самостоятельнойпоисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Рабочая программа "Развитие познавательного интереса через экспериментально-исследовательскую деятельность"

На сегодняшний день произошли изменения в системе дошкольного образования, которые   требуют пересмотра использования методов и приемов образовательной деятельности с дошкольниками. Важной п...