Проект "Соль: польза и вред"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Дударева Татьяна Михайловна

Проект разработан в рамказ недели Науки. Проект поволяет сформировать у детей желание самостоятельно изучать окружающий мир, рещать задачи в процесс поисковой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sol_2019g.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

«Соль: польза и вред»

Вид проекта: коллективный, познавательно – исследовательский, практико-ориентированный.

Реализация проекта: 1 месяц

Участники проекта: дети старшей - подготовительной группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: Познавательная,  социально - коммуникативная,

речевая, художественно – эстетическая, физическая культура.

Актуальность проекта:

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты

природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшая деятельность. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы найти ответы на данные вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Для этого создаются условия к поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательной активности, творчества и воображения.  Достоинство технологии проектирования  заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

  • принять и освоить цель, актуальную для них;
  • выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
  • оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками.

Все условия поисково-исследовательской деятельности были созданы в проекте «Соль: польза и вред».

Детям была предложена проблемная ситуация: мы рассказали ребятам о том, что человек, плавающий в море, легко держится на воде, а в реке или в озере может утонуть. Был задан вопрос: «Почему?»  Ребята высказывали свои мнения, спорили. Детей это очень заинтересовало. Выяснили, что всё это потому,  что в море вода солёная. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы воспитателям и родителям.

- Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Как готовят? Почему море соленое? Интересно…

Тогда мы с ребятами решили, что все желающие могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.

Прогнозируемые результаты:

  1. Дети получат первичные  представления о соли, как о полезном ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.
  2. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
  3. Обогащение опыта детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
  4. Приобретут  простейшие представления о  разных способах использования соли.

Этапы проекта:

 Этап I - Подготовительный

  • Постановка проблемы
  • Определение цели и задач проекта

Цель проекта:

  • Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.

Задачи:

  • Расширить представления о полезном ископаемом – соль, добычи  и ее применении человеком.
  • Сформировать у детей представления о вреде и пользе соли.
  • Обогатить общие представления детей о здоровье человека.
  • Приобщать к элементарному, доступному по возрасту экспериментированию.
  • Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
  • Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
  • Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

Этап II - Создание условий для организации работы

  • Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы и поговорки
  • Подбор познавательной, научной литературы
  • Создание фотоальбомов: « Эта разная соль», « Добыча соли»
  • Создание соляной шахты
  • Выбор исследований по применению соли

Этап III – Основной

  • Беседа «Что такое соль?»
  • Беседа « Добыча соли»
  • Опыт « Кристаллизация соли» (выращивание кристаллов)
  • Загадки про соль
  • Рассматривание научной литературы
  • Беседа «Как применяет соль человек?»
  • Просмотр презентации «Польза соли для животных»
  • Интегрированное занятие «В лаборатории профессора Знайкина»
  • Опыт «Волшебное яйцо»
  • Рисование по соли
  • Беседа «Вред соли для человека»
  • Опыт «Как соль влияет на рост растений»
  • Чтение сказки «Соль и золото»
  • Рисование солью «Белый медведь»
  • Выпечка каравая «Хлеб – соль»
  • Открытое занятие «Что мы знаем о соли»

Этап IY – Заключительный

  • Оформление экспериментальной лаборатории «Эта удивительная соль»
  • Фотоотчет «Мы – экспериментаторы»
  • Выставка детских рисунков, поделок из соленого теста
  • Консультация для родителей о пользе соляной пещеры

Интегрированное занятие «В лаборатории профессора Знайкина»

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в

научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А

кто работает в лабораториях?

Дети: Ученые.

Воспитатель: Самым главным учёным в нашей лаборатории является профессор Знайкин.  Мы сегодня с ним познакомимся.

Профессор Знайкин: (здоровается) Хотите ли вы быть моими помощниками? Я принимаю вас в мастера. (воспитатели одевают  детям бейджики)

Профессор Знайкин: Для начала я напомню правила поведения в лаборатории.

- разговаривать тихо

- не трогать без разрешения воспитателя

- не пробовать на вкус

- работать только на своем рабочим месте

-не толкай соседа во время работы.

- сначала подумай, потом сделай

- соблюдать порядок на своем рабочем месте, провел эксперимент и все убрал

на место

- соблюдать осторожность

Воспитатель:  А с каким материалом мы будем сегодня экспериментировать?

 Профессор Знайкин: отгадайте мою загадку

Загадка:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

На вкус - не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.

Профессор Знайкин: Соль бывает разная. Я хочу познакомить вас с её  разновидностью. (Морская, крупная, мелкая, поваренная)

Воспитатель: Какие эксперименты мы будем делать?

Профессор Знайкин: Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью

опыт №1

(доски, соль, контейнеры, ложки, увеличительные стекла, пипетки, стакан с водой)

Профессор Знайкин: Рассмотрите мелкую соль и скажите, какого она цвета? (Соль белого цвета)

Профессор Знайкин:  Как вы думаете, какая она на вкус? (Соль соленая)

Профессор Знайкин:  Насыпьте две ложки соли в кружку. Что вы сделали, насыпали или налили соль? (Соль насыпали в кружку)

Профессор Знайкин:  Значит соль какая? ( Соль сыпучая, рассыпчатая)

Профессор Знайкин: Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. Имеет ли соль запах? ( Соль не имеет запаха)

Профессор Знайкин: А теперь возьмите увеличительные стекла. Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? ( Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки)

Профессор Знайкин:  Возьмите пипетки и капните на соль воду. Что произошло? (Соль впитала воду)

Профессор Знайкин:  А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? ( Соли много, воды мало)

Профессор Знайкин: Возьмите колбу с водой и налейте немного в соль, размешайте, что произошло с солью? ( Соль растворилась)

Профессор Знайкин: Изменился ли цвет воды? (Нет)

Профессор Знайкин:  А как вы думаете, какой стал вкус у воды? ( Вкус у воды остался соленым)

А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали о соли?

Вывод: Соль сыпучая, рассыпчатая, без запаха, белого цвета, солёная,

впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.

Физминутка (воспитатель)

Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.

Соль полезна для еды  - Если правда, топай ты!

Солью промываем рот - Делай вправо поворот!

Также нос, и снова рот - Влево делай поворот!

Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!

Чтобы сильными и здоровыми стать. А затем весь мир обнять!

Профессор Знайкин:  

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и

запоминайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, а другой нес мешок с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только один?  Мы с вами узнаем из следующего нашего опыта.

опыт № 3

(мешочек с солью, поролон, тазик с водой)

Профессор Знайкин:   Возьмите мешочек с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон)

Профессор Знайкин:   Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело)

Профессор Знайкин:  Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась)

Профессор Знайкин:   А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? (Поролон)

Профессор Знайкин:   Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему?

( Соль в мешках растворилась)

Профессор Знайкин:   Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду)

Профессор Знайкин:   Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (Соленую)

Вывод: Соль тяжелее, чем поролон, в воде быстро растворяется, а поролон

впитывает воду и становится тяжелее

опыт № 4 за столами

(доски, стакан с водой, соль, ложки, картофель)

Профессор Знайкин:   А для следующего опыта нам понадобятся две ёмкости с водой, соль и два картофеля . Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду. Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду. Что произошло? (оно опустилось на дно).

Профессор Знайкин:   Во второй стакан добавим три ложки  соли, и размешаем. Опустим в этот стакан картофель. Что произошло? (она плавает на поверхности)

Вывод:  Оказывается плотность соленой воды выше, чем пресной.

Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности. Поэтому и в море нам плавать легче, чем в речке.

Воспитатель: А давайте пригласим профессора Знайкина поиграть на море.

Проводится игра  «Море волнуется… ».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри (1)

Морская фигура в виде капитана корабля замри (2)

Морская фигура в виде медузы замри (3)

Профессор Знайкин:   Ребята, а как вы думаете, что значит соль в жизни животных? Об этом вам расскажет мастер Данила.

Профессор Знайкин:   Сегодня наша встреча заканчивается. Понравилось ли вам быть мастерами в моей лаборатории?  До следующей встречи!

Открытое занятие «Что мы знаем о соли»

 Воспитатель: Ребята, сегодня продолжается работа в нашей научной лаборатории профессора Знайкина. Только где-то профессор наш задержался. (входит профессор с родителями)

Профессор Знайкин: Здравствуйте, ребята, сегодня я пришёл к вам не один. Со мной уважаемые гости в числе ваших родителей. (Представляет)

Слышал я, что вы учились не только в моей лаборатории, а ещё много работы провели дома со своими родителями. Нам очень интересно узнать результаты ваших исследований, услышать о ваших открытиях и достижениях.

Над чем же вы трудились?

Воспитатель: Уважаемые гости, уважаемый профессор, ребята с родителями много узнали о том, какова польза соли и где она  применяется. Послушайте, как это было. (дети читают стихотворение)

Как-то в группе вечерком

Мы с ребятами тайком

От родителей своих

Приготовили для них…

Наш подарок не обычный,

Каждый постарался лично.

А подарок был из теста –

Не простого, а цветного.

Хоть красивое оно,

Соли в нем полным-полно.

Тут у нас вопрос возник:

Кто у соли поставщик?

Стали дети рассуждать,

Все о соли вспоминать.

Знаний было маловато,

И решили тут ребята

Проект разработать свой,

Мам и пап позвать с собой!

Долго книги мы искали,

Свои знанья расширяли.

В этом мамы помогли,

На работу налегли:

Разные статьи прочли,

Соли в группу принесли,

Мы все стали – лаборанты.

Игры больше не нужны,

Мы с ребятами должны

Разузнать о свойствах соли,

Ее важной в жизни роли.

Опыты мы проводили,

Соль везде мы разводили:

В лимонаде и в воде,

Умудрялись в молоке.

Мы умнели с каждым днем,

Трудности нам нипочем.

Все о соли мы узнали

И «крутыми» сразу стали.

Мы умеем рассказать,

Сделать вывод, доказать.

И, хотя еще мы дети,

На любой вопрос ответим,

Но лиха беда – начало!

Нам все казалось мало

Кто-то в группе вдруг сказал,

Нам вопрос такой задал:

«Что такое солончак?»

Чтобы не попасть впросак,

Мы, конечно, поспешили

И с ребятами решили:

Что в читальный зал пойдем,

Книг побольше там прочтем.

В Интернет даже, возможно,

Мы войдем, это не сложно.

Вот вошли мы в Интернет…

И чего там только нет!

И про соль, и про добычу,

Про соленые моря

Будем знать мы на «отлично»,

Не потратим время зря.

И про свойства прочитаем:

Почему тверда, бела.

И про то, где же в России

Соль слоями залегла.

Так идет за часом час,

День за днем мелькает.

И теперь о соли всё

Каждый из нас знает.

Всех ребят мы соберем,

Им поведаем о том,

Для чего нам соль нужна,

Чем полезна, чем вредна.

И, такой проделав труд,

Дети к выводу придут:

«Соль» - это не просто звук,

Соль - нам враг и соль нам друг.

 Профессор Знайкин: Интересно – интересно. Послушать вас, проверить знания, которые вы получили за время работы нашей лаборатории, помогут  наши уважаемые гости. А вы

Знаете, почему я задержался? Двигался медленно, потому что на дороге скользкий гололёд.

Воспитатель: Наши ребята знают, как бороться с гололёдом. Сейчас  вы услышите и увидите эксперимент мастера Вани о том, как применяется соль в борьбе с гололёдом….

(результат будет только к концу занятия)

Уважаемые гости, сможет ли Ваня доказать, что соль действительно полезна в борьбе с гололёдом увидим через небольшой промежуток времени.

Профессор Знайкин: Ребята, в одном журнале я прочитал, что в Музейно – выставочном центре открывается выставка поделок из соли. Что же можно будет там увидеть?

Воспитатель: А вот мастера Милана и Алёша расскажут, как можно применить соль в творчестве?

Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали? Уважаемые гости, смогли ли ребята доказать и показать, что с помощью соли можно делать красивые художественные рисунки, поделки?

Физ. минутка

Профессор Знайкин: А ещё у меня сломался холодильник и теперь боюсь, что у меня испортятся все продукты.

Воспитатель: А сейчас мастер Данил расскажет, как можно применять соль в домашних условиях, докажет её пользу в жизни каждого человека…..

Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали? Уважаемые гости, смогли ли Данил доказать и показать, что соль полезна и нужна людям?

Профессор Знайкин: (кашляет) Кажется, я начинаю заболевать.

Воспитатель: Не переживай Знайкин, мастер Семён расскажет, как можно применить соль в медицине?

Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали?  Уважаемые гости, смогли ли Семён доказать и показать, что соль полезна в борьбе с различными болезнями?

Профессор Знайкин: Ребята, посмотрите какие красивые у вас родители. Что же помогает им быть такими молодыми?

Воспитатель: А сейчас мастер Милана  расскажет, как можно применять соль в косметологии?

Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали? Уважаемые гости, смогла ли Милана доказать и показать, что соль полезна и нужна людям, чтобы быть красивой и здоровой?

Воспитатель: Профессор Знайкин, ребята, мастер Ваня готов показать результат своего эксперимента.

Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали? Уважаемые гости, смогли ли мастер Ваня доказать, что соль борется с гололёдом?

Вижу я, ребята, что вы научились искать, находить нужную вам информацию, экспериментировать, доказывать, делать выводы. Я сделаю свой вывод: вы стали настоящими мастерами своего дела.

А подведут итог нашей работе уважаемые гости.

Мама Миланы К. расскажет о пользе соли. Мама Миланы И. расскажет о вреде соли. Бабушка Вани Д. расскажет о русском обычае угощать друзей хлебом и солью, угостит детей караваем.

Угощение ребят караваем.

Дети за столом расскажут родителям о том, что интересного  ребята узнали за время осуществления своего проекта.

Результат проекта:

В результате проделанной работы дети узнали, что без соли ни человек, ни животное обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене, в медицине, в борьбе с гололёдом, в художественном творчестве.

Дети знают разные виды соли: пищевая мелкая, поваренная, йодированная, каменная, морская.

Дети знают о вреде употребления большого количества соли.

Ребята освоили экспериментальные опыты с солью, технику рисования с помощью соли.

Литература:

- Дмитриева Е. А., Зайцева О.Ю., Клиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты- схемы для проведения опытов со старшими дошкольникам: Метод. Пособие.- М.; ТЦ Сфера, 2017.- 128 с. (библиотека воспитателя).

- Энциклопедия « Я узнаю мир», М.: АСТ « Астрем», 2009.

- Энциклопедия « Все обо всем», М.: «Пресса», 1995.

- Энциклопедия « Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.

Интернет – источники:

- https://formulazdorovya.com/1122318652124694838/sol---polza-vred-i-sovety-po-lecheniyu/Соль: вред или польза для организма?

http://www.infoniac.ru/news/Interesnye-sposoby-primeneniya-soli.html Интересные способы применения соли.

- http://www.o-soli.ru/ Соль: истории и факты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Телевизор – это польза или вред?»

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и видео продукция является частью их мира, и компетентность в вопросах...

О пользе и вреде витаминов.

Консультация для родителей...

Польза и вред компьютера для ребенка

Польза и вред компьютера для ребенкаБольшинство современных детей, начиная с самого раннего возраста, очень много времени проводят за компьютерами и телевизорами. Практически все их интересы лежат в с...

Консультация для родителей «Жвачка: польза или вред?»

Консультация для родителей «Жвачка: польза или вред?»...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Насекомые - польза и вред"

Цель:  формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них....

« Юные пожарные спешат на помощь» Программные задачи: Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним.

Предварительная работа:Чтение художественных произведений по теме «Пожар» «Пожарные собаки», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Опасная шалость», «Спичка-невеличка». Материал:Рюк...

Компьютерные игры. Польза или вред. Презентация.

Презентация к консультации для родителей....