Исследовательский проект на тему «Изучение экологического состояния земли»
проект по окружающему миру

Кириллова Светлана Николаевна

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим и духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, сделанных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Введение Федерального   Государственного Стандарта Дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.

Важно найти интересующую тему, создать условия для активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.         

Нельзя считать себя культурным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект на тему

 «Изучение экологического состояния земли»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ детский сад «Голубой вагон»

первой квалификационной категории

Кириллова С. Н.

Срок реализации: 3 месяца

Тип проекта: информационно -практико-ориентированный

Участники проекта: дети старшей группы № 2 «Теремок», родители.

Тема проекта: «Изучение экологического состояния земли»

Цель: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:
- формировать первоначальные представления о внутреннем строении Земли;
- побуждать к поисковой деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем самостоятельно;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

- обогащать словарный запас дошкольников;
- развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам;
- воспитывать бережное отношение к природ,  к земле.

       Актуальность.

 В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим и духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, сделанных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Введение Федерального   Государственного Стандарта Дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.

Важно найти интересующую тему, создать условия для активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему. 

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.         

Нельзя считать себя культурным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов.

В ходе реализации проекта:

- успешно проведены занятия;

- собран и оформлен альбом «Мир камня»;

- совместно с детьми изготовлены дидактические игры «Угадай и назови», «Что из чего?»;

- совместно с родителями оформлен в группе «Музей камня», сооружен макет «Горы и пещеры»;

- подготовлена с детьми презентация «Музей камня»

Предполагаемый результат:

 - дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в разных видах деятельности, в случае затруднения обращаются ко взрослому;

- знают что такое полезные ископаемые, а так же некоторые виды полезных ископаемых (уголь, газ, нефть, песок, глина), как их добывают и где используют;

- проявляют познавательные способности;

- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности.

Реализация проекта

1 этап. Рождение проблемы.

Играя на песочнице,  дети откопали осколочек кирпичика. Позвали  воспитателя и сказали, что нашли полезные ископаемые.

Примерные вопросы:

Воспитатель: Ребята, а что вы думаете, это полезное ископаемое? Какие полезные ископаемые вы знаете? Кирпич - это полезное  ископаемое или его делают люди? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вы знаете о полезных ископаемых земли?
(ответы детей)
Они находятся в Земле, в пещерах, в глубине, под землей. Их добывают, выкапывают. Они полезные. Их используют люди для жизни. Это нефть, уголь, соль, золото, песок, глина и другие.

Воспитатель: Что бы вы хотели еще узнать?
А в Белокурихе добывают полезные ископаемые, или в Алтайском крае? Какие еще есть камни? Как добывают из земли полезные ископаемые? Что из них делают?

Воспитатель: Где узнать ответы на ваши вопросы?
(Ответы детей)

Спросить у родителей.
Узнать на занятиях от воспитателя.
Прочитать в энциклопедии и других книгах.

2-й этап. Мероприятия и события с детьми.

  1. Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности):

«Из чего состоит Земля?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)

«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты )

«Какие горы самые высокие?» (познавательное)

  1. Опыты и практические задания:

«Какая часть земли похожа на горячую липкую тянучку?»

«Почему камушки бывают разноцветными?»

«Вулкан. Какие горы заставляют землю дрожжать »

  1. Беседы:

«От чего происходят землетрясения?» 

«Когда вулканы потухают и засыпают?»

«Из чего состоят горы?»

«Почему горы так долго растут?»

  1. Предметно – развивающая среда:

- изготовление макета «Горы и вулкан»;

- оформление выставки рисунков «Вершина мира – гора»;

- изготовление поделок из природного материала  «Что из чего?»;

- раскраски  «Украшения из камня»;

- экскурсия мини- музея  «Мир камня»;

- оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня»;

- рассматривание коллекции камней.

  1. Чтение художественной литературы:

 П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

Рассматривание большой энциклопедии для дошкольников «1000 почему»

 «Что такое вулкан?

«Что такое подземные богатства?»

«Сказка про каменный уголь»

«Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?»

«О чем шептались камешки?»

Просмотр мультфильмов:

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».

Составление картотеки игр по проекту «Кладовая земли».

3-й этап. Заключительный

Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы». Оформление в группе мини-музея «Мир камня». Презентация музея.

Проведение совместно с родителями КВН «Любители природы»

Конспекты занятий:

  1.  «Что у нас под ногами?» Цель: формирование у детей первоначального представления о внутреннем строении Земли.
  1. «Камни. Как человек использует камни» Цель: формирование представления о разнообразии камней, умении обследовать их и называть свойства.
  2. «Из чего состоит Земля». Цель: формирование у детей первоначального представления о внутреннем строении Земли.
  3. «Самые высокие горы». Цель: знакомство с редкими природными особенностями гор.
  4.  «Подарки матушки Земли» Цель: познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина).
  5. Конспект итогового интегрированного занятия «Удивительная прогулка к горам». Цель: углублять знания детей о природе. Формировать такие качества, как любознательность, наблюдательность. Развивать представление о том, какие действия вредят природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить ребят помогать друг другу, и тем, кому нужна помощь.

Опыты и практические задания:

  1. «Вода камень точит» Цель: формирование у дошкольников элементарных представлений об изменениях в неживой природе.
  2. «Почему камни бывают разноцветными?» Цель: формирование у детей первоначального представления о внутреннем строении Земли.
  3. «Сравнение песка, глины и камней» Цель: уточнить представление детей о свойствах песка, глины и камней, научить сравнивать материалы.

Беседы: «Планета Земля в опасности!», «Простые и ценные камни в природе».

Игры: «Найди нужный предмет», «Экология в картинках», «Вспомни сказку», «Что исчезло?», «Камень, ножницы, бумага», «Что лишнее?».

Чтение художественной литературы: «О чем шептались камешки?» И.Н.Рыжов

 

Литература

  1. Ашиков В.И, Ашикова С.Г. Про небо и землю. (Сказочная хрестоматия) М,1999г. Сост.
  2. Голицын  М. Сокровища Земли. Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
  3. Иванова А.И.  Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М.2004г.
  4. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно. М,2004г.
  5. Комратова Н.Г., Л.Ф.Грибова Мир, в котором я живу- М,2005г.
  6. Николаева С.Н. Юный эколог - М.: 2010 год.
  7. Павленко Л.Ф. В гармонии с природой - Ульяновск, 1999г.
  8. Плешаков А.А.  От земли до неба - М. Просвещение, 2002.
  9. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами (песок, глина, камни) М,2005г.
  10. Рыжова Н.А. Почва – живая земля (почва) - М,2005г.
  11. Соболевский В. Замечательные минералы - М.Просвещение 1983г.
  12. Большая детская энциклопедия для дошкольников – М.: Омега, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Проект на тему: «Изучение правил дорожного движения» для детей средней группы

Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста  отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание открывать чт...

КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно ...

Исследовательская работа по теме Изучение свойств песк5а с дошкольниками 4-5 лет

Открытое занятие на улице ОЭД Изучение свойств песка с дошкольника 4-5 лет .Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей путем ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменение ...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...