Доклад по экологии
материал по окружающему миру (средняя группа)

Козлова Татьяна Николаевна

«Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_ekologii.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад пос. им. К. Маркса»

Доклад

 по экологическому воспитанию

Тема: «Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений»

                                                                                         Подготовила:

                             Воспитатель первой квалификационной категории

                                                           Козлова Татьяна Николаевна

г.Энгельс 2019

Одним из ведущих путей полноценной подготовки к школе является воспитание любознательности и развитие у детей активных познавательных процессов.

В данной работе рассматривается вопрос о развитии познавательных интересов у детей к окружающей их природе (к изменениям растений в процессе их жизни).

Окружающая природа познаётся детьми дошкольного возраста, прежде всего в их непосредственной деятельности. Соприкасаясь с природой, они или активно наблюдают её или трудятся в ней, или играют её предметами. Деятельность – одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Развитие познавательных интересов у детей осуществляется нами в таких видах их активной деятельности как наблюдение, труд, игра, экскурсии, рисование, рассказывание.

Активная деятельность детей, ведущая к познанию окружающей природы, понимается нами, прежде всего как деятельность, в результате которой происходит непосредственное воздействие объектов природы на органы чувств детей: с этого и начинается сложный процесс познания окружающей действительности.

Формирование познавательных интересов в дошкольном возрасте имеет важное значение, не только в плане умственного воспитания, но и в плане всестороннего развития личности ребенка. Наличие стремления познавать природу ведет к пониманию её красоты, желанию создавать её своими руками, способствует приобретению нравственных начал (трудолюбие, коллективизм, целеустремлённость, ответственность, гуманное отношение ко всему живому и др.), воспитывает желание и умение в достижении общих целей в совместной деятельности.

Предметом нашего исследования является выяснение педагогических условий возникновения и формирования познавательных интересов к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Под активными познавательными интересами к сезонным изменениям в жизни растений мы понимаем стремление детей  к познанию, не только внешних сторон предмета или явления, когда основное значение отводится сенсорным эмоциональным моментам, но и стремление к проникновению в глубину его содержания, которое внешне остается скрытым для ребенка, попытка сопоставлять, сравнивать, вычленять, обобщать начинать устанавливать связи, зависимости между явлениями, видеть их развитие  проявляя при этом творческий поиск, мобилизуя свою активность

Выражением познавательных интересов к сезонным изменениям в жизни растений у детей дошкольного возраста можно считать:

1.        Проявление интересов в активной деятельности: выделение растений среди других объектов внешнего окружения, проявление интереса во внешней сенсорно-эмоциональной форме; (радость, удивление, удовлетворение, желание видеть, трогать, нюхать, пробовать на вкус и др.), желание и деятельное участие в уходе за растениями, стремление к систематическому наблюдению и достижению результатов, нахождение и вычленение появления нового в объекте: умение сравнивать  поиск причины явления, связи, зависимости: фиксация внимания и понимание процесса развития в сезонной жизни растений; умение обобщать, делать выводы: отражение интереса  к жизни растений в рассказах и рисунках детей

2.        Проявление интереса во взаимоотношениях детей желание поделиться знаниями, впечатлениями с другими  детьми, вовлечение ребенком других детей в активную деятельность (по уходу и наблюдению за растениями, в играх с ними)

3. Постановка детьми вопросов, обнаруживающих их  познавательную направленность: вопросы, касающиеся внешних первоначальных сведений о растениях (окраска, форма, величина, вкус и др.): вопросы, направленные на выяснение внутреннего содержания предмета или явления, (его развитие, причинная зависимость и др.)

Основными методами и приёмами являлись: наблюдение за растениями, их развитием и изменением в каждом сезоне, труд по выращиванию и уходу за растениями, дидактические игры с природным материалом (листьями, цветами, плодами, ветками и др.); рассматривание картин о смене флоры по сезонам; беседы о жизни растений, использование художественной литературы; фиксация представлений детей о растениях и отражение их познавательных интересов в рисунках, дневниках, календаре природы; создание специальных ситуаций; постановка заданий перед детьми, вопросы к детям.

Работа проводилась в форме занятий, экскурсий, коллективного и индивидуального труда по уходу за растениями, в форме групповых и индивидуальных заданий, дежурств в уголке природы.

Под педагогическими условиями имеется в виду: отбор природоведческого материала, непосредственно влияющего на возникновение и развитие познавательных интересов к жизни растений (комнатные растения в уголке природы как постоянные обитатели и растения, вносимые в него дополнительно, характерные для разных сезонов: огород, цветник, древесные и кустарниковые насаждения на участке детскою сада; растительность в ближайшем окружении детского сада): оборудование педагогического процесса по данному разделу работы активные методы обучения детей активная умственная деятельность ребёнка, руководимая педагогом; последовательность систематичность в ознакомлении детей с особенностями сезонной жизни растений; активное применение детьми знаний в практической деятельности (игра, труд, наблюдение, рисование и др.)

На данном этапе исследования использовались следующие методы: изучение планов работы воспитателей по разделу «ознакомление детей с природой»; беседы с воспитателями позволяющие выявить их заинтересованность в данном разделе работы; изучение педагогических условий в детских садах, необходимых для формирования познавательных интересов к жизни растений у детей; выявление познавательных интересов у детей через наблюдение за ними в различных видах деятельности (труд и наблюдение в природе, игры с природоведческим материалом, беседы, изоборазительная деятельность); создание специальных ситуаций, способствующих проявлению познавательных интересов у детей; индивидуальные беседы с детьми по специальным вопросам, направленным на выявление знаний о сезонной жизни растений и познавательных интересов к ним; привлечение детей (индивидуально к рассматриванию комнатных растений, овощей, цветов и рассказыванию о них. Анализ рассказов детей, их познавательной направленности, изучение детских рисунков соответствии с нашим заданием с целью выявления в их содержании познавательных интересов к растениям; изучение детских рассказов о самом интересном для них; постановка заданий перед детьми, вызывающих у них вопросы. Изучение характера вопросов.

К первому уровню отнесены те дошкольники, которые не проявляют интереса к растениям. У них преобладают другие интересы или совсем нет ярко выраженного интереса к чему-либо. Эти дети равнодушны или пассивны к окружающему миру растений.

Ко второму уровню соотнесены те дети, у которых наблюдается узкий, неполный, поверхностный интерес к растениям и их жизни. Любознательность этих детей направлена на познание ограниченного количества предметов и явлении природы (узость интереса), она не распространяется па выявление отдельных качеств, свойств предметов или явлений (неполнота интереса), пытливость не удовлетворяется познанием внешних сторон объекта, не проникая вглубь его содержания (поверхностность интереса). Для этой подгруппы характерна низкая активность поиска ответов на возникающие вопросы, неустойчивость интересов, их мимолетность и быстрая сменяемостью

К третьему уровню мы отнесли детей, проявляющих широкий, полный, глубокий интерес к растительному миру. Дети этой подгруппы интересуются не только однородными и разнородными предметами и явлениями природы (широта интереса), но и отдельными свойствами, особенностями растений (полнота интереса), проявляют пытливость и стремление узнать о развитии их, устанавливают причинно-следственные связи (глубина интереса). Этим детям свойственна высокая активность поиска, сопровождающаяся определенным эмоциональным состоянием. Интересы их длительны и устойчивы.

В связи с разными уровнями познавательных интересов у детей к жизни растений были определены и разные методические приемы к каждой подгруппе.

К детям I-го уровня, не проявляющим познавательного интереса к растениям, были установлены следующие приемы: выделение ярких элементов. Вызывающих у детей эмоции; сообщение детям недостающих знаний в индивидуальной и групповой форме; привлечение к кратковременным наблюдениям и уходу за растениями через индивидуальные задания, помощь детям в самостоятельном нахождении ответа.

К детям II уровня использовались приемы постановки перед ними задач, решение которых требовало бы самостоятельного поиска ответ в деятельности (задания были рассчитаны на длительное время и направлены на фиксацию отдельных явлений в процессе развития растений в разные времена года); постановка перед детьми вопросов требующих от них понимания причинно-следственных связей, необходимых условий для жизни растений в различные сезоны.

К детям подгруппы III уровня применялись вышеперечисленные приемы с добавлением индивидуальных трудовых поручений. Задания, получаемые этими детьми, были рассчитаны на их полную самостоятельность с последующим контролем и оценкой детьми и воспитателем.

Основные принципы нашей методики заключались в следующем.

В процессе формирования у детей познавательных интересов к жизни растений мы не искали редких или диковинных растений, подачи детям  необычного из мира растений, что могло бы максимально удивить детей, как бы предопределить возникновение у них интереса. Отбирая природный материал, мы основывались на том принципе, что воспитывать стремление к познанию природы у детей необходимо на тех объектах, которые постоянно их окружают, кажутся им хорошо знакомыми, но на самом деле далеко не познанными.

Наша методика основывалась на вовлечение ребенка в активную деятельность и восприятие им природы непосредственно, максимальным количеством органов чувств, что способствовало прочности его интереса.

Построение методики обеспечивало неоднократное возвращение в деятельности к одному и тому же объекту природы в разные сезоны, что создавало прочность запоминания у детей, поддерживало и развивало их стремление к познанию данного объекта в новых условиях.

Один из основных методических приемов – постановка перед детьми проблемных задач – стимулировал в деталях наблюдательность, умение сравнивать, оценивать, обобщать, делать выводы, искать причины, т.е. активизировал их мыслительные способности.

 Ведущим методическим приемом в получении новых знаний о растениях, а значит и развитии познавательных интересов у детей являлись задания, которые требовали от детей обязательной результативности в их наблюдениях и труду. Это заставило детей доводить дело до конца и являлось в то же время побудителем новых исканий о данном предмете или явлении природы.

Разработанная нами методика была направлена на формирование детской любознательности, позволяющей детям прослеживать процессы развития растений, создавать полную картину изменения растений, их роста и развития в разные времена года. В свою очередь, это приводило к образованию правильных представлений и понятий у детей о материальности природы (все вырастает из семян, черенков, клубней и др. Из ничего ничто не возникает!), о ее многообразии (познание различных представителей растительного мира), о непрерывном развитии и изменении природы о взаимозависимости явлений в ней, о роли труда человека в ее преобразовании. Материалистическое понимание природы такой, какова она есть в самой элементарной форме доступно детям дошкольного возраста.

Направленность нашей методики на формирование у детей познавательных интересов к сезонным изменениям в жизни растений позволяла углубить их интерес от сезона к сезону, делать его более глубоким и стойким.

На каждое занятие составлялся подробный конспект с указанием программного содержания, подготовки материала и хода самого процесса занятия с использованием методических приемов. Составлялись также план, конспект наблюдений, труда и игр детей.

Отбирая соответствующее содержание в работе с детьми мы использовали различные методические приемы воздействия на них и осуществляли дифференцированный подход к различным уровням их интереса: включая детей в активную деятельность, ставящую их в условия непосредственного общения с природой, создавались такие педагогические условия, при которых у дошкольников возникали и формировались познавательные интересы к жизни растений. Наблюдение за детьми, фиксация их продвижений в результате направленного педагогического воздействия, составление характеристик в динамике их развития, - все это позволило нам определить эффективность нашей методики и обобщить полученные результаты исследования.

1. Возникновение и первичные проявления познавательных интересов к жизни растений могут быть осуществлены у детей уже в дошкольном детстве – на пятом году жизни как результат направленного воздействия педагога при помощи определенной системы методов и приемов воспитания отбора содержания, доступного пониманию детей этого возраста.

2. Наше исследование, проведенное на разных ступенях дошкольного возраста, позволяет установить особенности развития познавательных интересов к сезонным изменениям в жизни растений, характерные для каждого возраста:

У детей пятого года  жизни такими особенностями являлись узость, эпизодичность интересов, зависимость их возникновения  от наличия наиболее ярких признаков в предмете или явлении, способных вызывать радостные эмоции у детей.

Особенностями познавательных интересов детей шестого года жизни, благодаря определенному их опыту и умениям, явилось стремление к накоплению более полных, многосторонних знании о предметах и явлениях. Оно способствовало расширению познавательного интереса, который отличался значительным постоянством.

Дети седьмого года жизни в результате обучения и воспитания, накопления знаний, расширения кругозора, развития речи, навыков и умений проявляют познавательный интерес к жизни растений, характеризующийся не только своей широтой, но проникновением в глубь явлений, установлением элементарных причинных связей между ними. Интересы их отличаются длительностью и устойчивостью.

3. Полученные данные эксперимента позволяют установить некоторые этапы развития познавательных интересов к сезонным изменениям в жизни растений у детей дошкольного возраста:

а) возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии детьми яркого и внешнего и предмете или явлении.

б) расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания детей к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов из жизни растений.

в) углубление познавательных интересов в результате стремления детей к обучению и систематизацию фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей;

г) устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей,  вовлечение ими других и передача им соответствующих знаний и умений.

4. В возникновении и развитии познавательных интересов к сезонным изменениям в жизни растений у детей дошкольного возраста одно из решающих мест принадлежит созданию педагогических условий (названных нами выше). Создавая педагогические условия воспитатель стимулирует вовлечение детей в самостоятельную деятельность, их активность, появление вопросов, стремление находить ответы, побуждает детскую инициативу, пытливость, способствует углублению и расширению познавательных интересов, делает интересы одних детей достоянием других.

5. результаты, полученные в нашем исследовании, указывают на значение разносторонней деятельности в формировании познавательных интересов детей дошкольного возраста. Труд детей по уходу за растениями, экскурсии, наблюдение за развитием растений, рассказывание о них, зарисовка их … с растениями и др. обеспечивают полноценный характер формирования познавательных интересов у детей. Деятельность представляет ребенку возможность познакомиться с многообразием предметов и явлений, их особенностями, устанавливать причины и связи явлений, обогащать свои знания, находить новое, искать ответы на возникающие вопросы.

6. Возникновение познавательных интересов и дальнейшее их развитие у детей дошкольного возраста, находится в прямой зависимости от получения и освоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях растительного мира.

7. Знания о сезонных изменениях в жизни растений, поученные в форме активного поиска, решении задач, нахождении ответов на возникающие вопросы, явились основой формирующихся начал материалистического миропонимания детей, что представляло непосредственную их подготовку к обучению в школе.

8. Эмоционально-положительное отношение детей дошкольников к предметам и явлениям растительного мира в деятельности связанной с уходом и наблюдениями за растениями, оказывает действенное влияние на развитие познавательного интереса и является одним из его компонентов. Особенно эмоциональный фактор важен в возникновении эпизодических интересов у детей, когда их переживания и чувства, вызванные предметами и явлениями растительного мира в определенной деятельности, превалируют над опытом и знаниями детей.

9. Проведенное исследование показало, что познавательные интересы детей к окружающему миру растений, представляют собой явление не замкнутое в себе, а в силу своей действенности и активности, ищущее и находящее выражение в потребности общения детей друг с другом, передачи знаний, добытых в общих исканиях при совместных переживаниях, что вызывает новые споры, вопросы, задачи и нахождение ответов. Полученные результаты подтвердили наше предположение о влиянии данных взаимоотношений детей на возникновение и развитие познавательных интересов. Особенно эффективным оказалось влияние взаимоотношений детей с разными уровнями развития познавательных интересов.

10. Познавательные интересы, вплетаясь во взаимоотношения детей, способствуют формированию их нравственных качеств. Дети приучаются работать сообща, имеют общую цель и единый интерес, в них развивается коллективизм,  товарищество, дружба воспитывается заботливое отношение к растениям.

Развитие познавательных интересов к  жизни растений оказывает действенное влияние на эстетическое воспитание детей. Ознакомление с миром растений, стремление к познанию его ведет детей к непосредственному восприятию красоты в природе, ее разнообразных форм, красок, запахов. Педагогическое руководство данной работой обеспечивает воспитание в детях умения видеть прекрасное в природе и участвовать в создании его.

11. Наиболее эффективными методами развития познавательных интересов к жизни растении у детей являются методы активного их действия с предметами растений непосредственное наблюдение их. труд по уходу за ними,  игры с растительным материалом) и связь их с методами, способствующими закреплению интересов и знаний (рассказывание о растениях, рисование предметов и явлений из жизни растений, составление гербариев и коллекции).

Внутри перечисленных  методов результативными приемами являются: постановка заданий (отдельным детям и группам детей), требующих решения, нахождения результата, длительных наблюдений; создание специальных ситуаций, вызывающих у детей недоумение, вопросы, активный поиск, объединение детей с разным уровнем познавательных интересов, имеющих дружеские отношения в различных видах деятельности: учет индивидуальных наклонностей, особенностей детей и использование их в работе.

В развитии познавательных интересов детей огромная роль принадлежит личной склонности педагога к вопросам развития растительного мира, пониманию и знанию им его законов.

12. Необходимо подчеркнуть значение целенаправленного формирования познавательных интересов к сезонным изменениям в жизни растений для последующего школьного обучения. Объем представлений и понятий о сезонных особенностях в жизни растений доступных пониманию детей дошкольного возраста полученный ими во время пребывания в детском саду, благодаря своей достоверности и научности, некоторой систематичности явится основой, на которую будут наслаиваться биологические знания в школе.

13. Проведенное исследование дает основание сделать вывод о том. Что при создании педагогических условий и успешном развитии познавательных интересов у детей к жизни растений возможен отбор научных знаний о предметах и явлениях растительного мира, что внесет большую научную достоверность и систематичность в «Программу воспитания в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"

Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"...

Доклад по экологии

Разработка представляет собой доклад на педагогическом совете...

Доклад по экологии

Экологическое воспитание в ДОУ....

Доклад "Азбука экологии на прогулках"

quot;Нет ничего более изобретательного, чем природа" Цицерон...

Доклад по экологии " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста "

Доклад  по экологии " Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста "...