Главные вкладки

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте
    консультация по окружающему миру (младшая группа)

    Загудаева Анастасия Николаевна

    imageЭксперименты с детьми в домашних условиях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование познавательной активности детей

    через исследовательскую деятельность

    в младшем дошкольном возрасте

    Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

    Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку       через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

    «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», − писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

    Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

    Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

    Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

    Эксперименты с детьми в домашних условиях

    Мыльные пузыри:
    Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
    Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
    Процесс:
    Наполовину наполните чашку жидким мылом.
    Доверху налейте чашку водой и размешайте.
    Окуните соломинку в мыльный раствор.
    Осторожно подуйте в соломинку
    Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
    Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.


    Что плавает, а что тонет?
    Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
    Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
    Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
    Вывод: Предметы из дерева не тонут.


    Куда деваются сахар и соль?
    Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
    Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
    Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
    Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
    Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
    Какого цвета вода?
    Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
    Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
    Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
    Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.
    Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
    Так же можно смешивать и сами краски.
    Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.


     Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность

    для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

    Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

    Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в групповой комнате при активном участии родителей необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

    В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.

    Эксперименты дома и продукты творческой деятельности детей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность и познавательную активность.

    Таким образом, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

         Предлагаемая статья посвящена рассмотрению экспериментально-познавательной деятельности детей, адресованная педагогам ДОУ, родителям, студентам и всем интересующимся данной ...

    Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность"

    Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у младших дошкольников.Эксперименты дома...

    Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность"

    Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у младших дошкольников.Эксперименты дома...

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельностьв младшем дошкольном возрасте.Подготовила воспитатель Кузьмина Оксана Викторовна        ...

    Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте

    Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска зна...

    Консультация для педагогов "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте"

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»

    laquo;Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»...