«В гостях у Старичка - Лесовика»
план-конспект занятия по окружающему миру

Дьячкова Галина Ивановна

Конспект интегрированного занятия по развитию речи  и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи  и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе

Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»

Составила и провела:  воспитатель старшей разновозрастной группы Сабитова Г.М. детский сад « Дюймовочка»

Цель: Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы».

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представление детей о лесе;
  • Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы».

Развивающие:

  • Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать

формированию интонационной выразительности речи.

  • Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;
  • Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах

природы ближайшего окружения

Воспитательные:

  • Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе

Словарная работа:

  • активизировать и обогащать словарный запас детей по

Форма проведения: НОД.

Предварительная работа с детьми:

  • Сезонные экскурсии в природу, чтение художественной литературы, разучивание пальчиковых упражнений, игр, дидактических игр, музыкальное разучивание упражнений на релаксацию.

Оборудование и материалы:

  • Экран, проектор, макеты деревьев, аудиозапись « Голоса птиц»,  скамейка, иллюстрации с изображением деревьев, макет паровоза, фрукты-яблоки по количеству детей

Структура занятия:     

                         вводная часть               -  3 минуты

                         основная часть            -   20 минут

                         заключительная часть -  2 минуты

 

                                                           Ход занятия:

Вводная часть .                                         

Организационный момент:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята . Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними тихо поздороваемся. Давайте пожелаем нашим гостям здоровья.

 ( Здравствуйте)

- А теперь пожелаем друг другу здоровья (все встают в круг и передают мячик со славами: Здравствуй Артем, здравствуй Витя и тд.) Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!  У нас сегодня не обычное занятие.  

 (Влетает в группу Сорока.)

Основная часть .          

Сорока: Говорят, что я трещу, Ни минуты не молчу, Но нельзя мне замолчать,

Я письмо должна отдать!

Воспитатель: Что же это за письмо?

Сорока:       От кого оно узнаете,

Коль загадку отгадаете!

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома,

Всё давным-давно знакомо,

Он заботливый старик,

А зовётся … (лесовик) 

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовика.

 ( читает)Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в гости в мой волшебный лес! Мы с лесными жителями будем рады встрече с вами!

- Оказывается, старичок Лесовик приглашает нас к себе в гости!

 Сорока: А правила поведения в лесу вы знаете?  

 Но  давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? 

(Дети рассказывают правила поведения в лесу.)

слайд  (В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям,)

Воспитатель:     Если в лес пришёл гулять,

           Свежим воздухом дышать,

           Бегать прыгать и играть,

          Только чур не забывать,

          Что в лесу нельзя шуметь

         Даже очень громко петь

          Ты в лесу всего лишь гость

        Здесь хозяин дуб и лось.

         Их покой побереги

        Ведь они нам не враги!

Сорока: Молодцы, ребята, все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу, можете смело отправляться в путешествие! ( Улетает)

Воспитатель : -Ну что ребята отправимся в зимний лес в гости к Старичку – Лесовику?  А  как вы думаете, что делает в лесу Лесовик?

Дети: — Следит за порядком и охраняет лес.

Воспитатель:-  А путешествовать мы с вами будим на весёлом паровозике. Готовы?

Дети: Готовы .

Воспитатель: -Тогда поехали. (Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают паровоз. Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд. Звучит красивая музыка. Доезжают до леса),

         

Воспитатель:- Ну вот мы и приехали в наш сказочный зимний лес.  Посмотрите, как удивительно красиво вокруг… 

Воспитатель: . -Здесь нас должен встретить Лесовик. Где же он? (Начинается звучание «Пенья птиц»),

 С.Л.: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Я старичок Лесовик  живу в этом лесу:

                          Знаю лес и лес люблю.

                     В гости вас к себе зову.

                     Я люблю гулять по лесу.

                     В лесу хожу я каждый день.

                     Всё в лесу мне интересно,

                     Каждый куст и каждый пень.

                     Много дел у старичка.

                     Если кто в лесу бывал

                     За собою б убирал.

                     И зверятам, и ребятам

                     Было бы в лесу приятно.

-Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо. А вы знаете, что такое лес?

Дети: Лес это — где много деревьев, диких животных и птиц. 

С. Л.: -Ну вот не один здесь в лесу живу, со мной мои друзья: растения и животные. Самые главные растения в моём лесу – это деревья. А вы, ребята, знаете, какие деревья растут в моём лесу?

Дети: Берёза, дуб, осина, липа, рябина, ель и.т.д.

(На экране выставлены картинки деревьев: берёза, тополь, осина, сосна, ель, лиственница, рябина. Дети называют деревья.)

С. Л.:  Молодцы ребята! С деревьями мы разобрались.

 Воспитатель:  Лесовик вы наверное устали? Предлагаю отдохнуть. (дети садятся на скамейку).Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Добовлялки».

Я начинаю говорить начало , а вы договариваете конец.

Ра-ра-ра — начинается игра

Са-са-са -в лесу бегает лиса

Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь

Та-та-та — на поляне красота

Ты-ты-ты — сметану съели все коты

Ча-ча-ча- горит в комнате свеча,

Чу-чу-чу — молоточкам я стучу,

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа,

Жу-жу-жу- молока дадим ежу,

Су-су-су -было холодно в лесу.

Воспитатель: - Молодцы ребята!  Лесовичок ты наверно устал, давай вместе с детьми отдохнем.

Физминутка. Игра на релаксацию движений.

- по тропинке по лесной мчится заинька косой (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

- а вот рыжая красавица, всем ребятам нравиться (Манерная ходьба на носочках перекрестным шагом)

- а вот серый волк зубами щёлк, по лесу бежал, добычу искал. Весь лес обошёл, ничего не нашёл. (ходьба широким шагом)

- а вот мишка косолапый по лесу идёт шишки собирает песенку поёт

 ( ходьба с перекатом с ноги на ногу)

Вос-ль: Лесовик, а мы знаем с кем ещё ты живешь и дружишь в лесу, да ребята?

Дети:  С животными . !

С.Л :-  Да,у  меня ещё живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите мне их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).А теперь угадайте  и где же  зимуют эти звери, которые живут в моём лесу. Только вы ответы не выкрикивайте. Ответ надо найти среди картинок и показать нам.

( Картинки животных  и их жилье  на экране . Дети угадывают  и  показывают нужную картинку).

(белка - в дупле, медведь - в берлоге, волк -рыщет по лесу в поисках еды (логово), лиса - в норе, заяц - под кустом, в снегу……).

Лесовичок: Какие вы молодцы!

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Лесовичок: Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор, кто полетит в тёплые края.

Нужно птиц померить, и рассказать, кто полетит в тёплые края.

Воспитатель:- Посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку. Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, поползень, сова).

- Какие это птицы? (Зимующие).

-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).

Воспитатель: Правильно, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?

Дети: Перелётные.

Лесовичок: Молодцы. У меня для вас есть ещё одно задание. На этих карточках изображены птицы, живущие в моём лесу. Вы должны разделить их: зимующих мы посадим на берёзу, а перелётных на пальму.

(Дети выполняют задание. Рассаживают сначала зимующих, затем перелётных птиц под музыкальное сопровождение.)

Воспитатель:  Все наверное устали, давайте отдохнем.

Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

Лесовичок  -А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы. Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок. Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей. Спасибо ребята за помощь, и в знак благодарности примите мои гостинцы — лесные яблоки. Я думаю, что вам пора уже возвращаться домой, а вот и ваш поезд.

Воспитатель:  Ребята, давайте скажем Лесовику спасибо и попрощаемся.  

Дети: - До свидания Лесовичок! 

Воспитатель: - Насмотрелись мы чудес,  

                           Жди нас снова зимний лес

 (Дети садятся на паровоз и едут домой.  Звучит гудок паровоза. ).

 

 Заключительная часть.

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие, мы приехали в детский сад. Давайте  вспомним, что интересного мы видели в лесу?

Раздаёт яблоки и благодарит детей.

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

Составила и провела:  воспитатель старшей разновозрастной группы Сабитова Г.М. детский сад « Дюймовочка» с. Бижбуляк

 Тема: « В гостях у Старичка-Лесовика»

Интеграция образовательных областей

«Познание», «Коммуникация», «Художественное слово»

Цель  занятия : Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы».

Аннотация: Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой форме. В форме путешествия к Старичку – Лесовику. Вместе с героями дети выполняют различные задания на закрепление знаний об экосистеме « лес». Конспект НОД помогает осмыслить такие основные понятия как:

« Дерево», «Дикие животные», « Птицы». В конспекте предоставлена подборка стихов, пальчиковые упражнения, дидактические игры по данной теме.

      Занятие «В гости к Старичку — Лесовику» развивающая образовательная ситуация на игровой основе проводилось в старшей  группе, где присутствовала подгруппа детей ( ) человек.

По форме организации занятие – подгрупповое. Уровень развития  умений и навыков сформирован с учётом возрастных особенностей детей. Конспект, соответствуют особенностям учебного материала примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».  Конспект НОД для детей сташего дошкольного возраста реализуется в рамках ФГОС с учётом интеграции образовательных областей:

Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:

  • вхождение в тему
  • творческое задание детей
  • итог занятия.

Методы:

- познавательной активности в первой части образовательной ситуации — в беседе;

- самостоятельность и творчество – во второй части образовательной ситуации выразительное чтение и имитация движений диких животных, что свидетельствует об уровне развития общих учебных умений и навыков ранее изученных. Во время всей НОД организовать, и активизировать всех детей. Добиваться ответов полным предложением, задавая вопросы поискового характера (почему? как вы думаете?).

Для создания у детей интереса к занятию, к усвоению материала использовать такие типы мотивации, как: 

• Познавательная (для этого использовать такие приёмы как решение проблемных задач, вопросы). 

• Игровая (всё занятие построить в игровой форме)

    • Коммуникативная (коллективное выполнение заданий, тем самым давая ребёнку возможность действовать не одному, а вместе с другими, что повышает социальную уверенность у детей, инициативу).

         С целью реализации поставленных задач я использовала различные приёмы:  вопросно-ответная форма диалога, вопросы поискового характера, игровой момент в пальчиковой гимнастике, и словесных играх.

Обеспечить умственную активность детей и мелкую моторику рук, для более успешного усвоения материала детьми, сочетая различные виды деятельности; художественное слово, имитация движений, музыкальное сопровождение.

Формы и виды детской деятельности:

  • Развивающая ситуация проводится в игровой форме с сюрпризным моментом (герои Сорока,  Старичок — Лесовик), с использованием музыкальных композиций (гудок паровоза, голоса птиц), тем самым создавая у детей эмоциональный настрой. Использование коллективной формы работы (классификация птиц на зимующих и перелётных).
  • Предварительная работа:
  • Сезонные экскурсии в природу, чтение художественной литературы, разучивание пальчиковых упражнений, игр, дидактических игр, музыкальное разучивание упражнений на релаксацию.
  • Здоровьесберегающие технологии:
  • Осуществлять здоровье сберегающий подход к организации образовательной ситуации:
  •  Развивающую образовательную ситуацию на игровой основе начать с проветренной комнаты; 
  •  Детям не занимать статического положения, постоянно находится в движении; 

    Для снятия утомления детей провела короткую физкультурную минутку. В свое занятие я внесла: игровую мотивацию – приход Сороки, Старика-Лесовика.

Длительность занятия 25 минуты,  что соответствует нормам Сан Пина.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.

     Предполагая разные ответы детей, была готова вовремя помочь детям организовать продуктивное речевое общение, давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Речевая активность и умение слушать и понимать собеседника — эти умения дети получали в непринужденной форме. Своей интонацией, голосом старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Считаю, что занятие удалось, и поставленные цели и задачи были реализованы. Все виды заданий, запланированные на занятии, с детьми были проведены. На протяжении всей деятельности у воспитанников сохранялся интерес, внимание, активность. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов.                        

         Всё это было эстетически оформлено и соответствовало технике безопасности согласно требованиям САНпин.

По  итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

-   дети успешно справились с заданиями,  решив проблемную ситуацию , тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний праздник "В гости к дедушке Лесовику" для средних и старших групп.

Праздник включает в себя хороводы,  русские народные игры, театрализацию....

Волшебные грибы старичка Лесовика

Сценарий осеннего праздника для детей среднего возраста...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»

Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животн...

«В гостях у Старичка - Лесовика»

Конспект интегрированного занятия по речевому  и познавательному развитию в старшей группе...

«В гостях у Старичка - Лесовика»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому и  познавательному развитиюдетей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по экологическому воспитанию «В гостях у старого Лесовика»

Систематизировать знания детей о лесе, как природном сообществе....