Познавательное развитие, старшая группа НОД тема "Путешествие в страну где живет Хорплоша"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мычкина Ирина Николаевна

Методическая разработка поможет формировать положительные моральные качества детей. Развиват способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Учит оценивать поступки свои и дугих. Будет полезна для того, чтобы поддержать стремление детей к общению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_puteshestviem_v_gosti_k_horploshe.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 им. К.Н.Чубаровой г. Свободного

 воспитатель Мычкина Ирина Николаевна

        НОД (старшая группа)

тема: «Путешествие в страну, где живет Хорплоша»

Образовательные  области: Познавательное развитие, Социально коммуникативное развитие, Художественно эстетическое развитие, Физическое развитие

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная, игровая.

Цели: Формировать положительные моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Раскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют. Расширять представления об эмоциях. Учить давать оценивать поступки свои и других; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, понтомимике.

Материалы и оборудование: автобус, руль, кепка для водителя, билеты, письмо, нарисованные  детские лица без улыбок, ножницы, клеящаяся бумага красного цвета, Кукла «Хорплоша» (олицетворяющая с одной стороны положительные качества, с другой отрицательные)

Ход

Дети под веселую музыку входят в групповую комнату, садятся на стульчики, дослушивают до конца музыкальное произведение (на усмотрение воспитателя).

Во время прослушивания детям предлагалось соответствовать эмоциональному состоянию музыки: улыбаться, подмигивать, пританцовывать, расслабиться и т.д.  

Воспитатель: Ребята вы сейчас прослушали музыкальное произведение,  определите его характер и скажите, какие эмоции вы сейчас испытывали.

Дети: Веселая, праздничная, ясная, звонкая, задорная, радостная, светлая. Настроение веселое, радостное.

Воспитатель: Ребята, можно сказать, что у музыки есть «настроение», так же как и у человека, и он бывает разным.

Давайте с вами послушаем еще одно музыкальное  произведение, противоположного характера (на усмотрение воспитателя)

Эмоциональное состояние детей меняется, они сердятся, хмурятся, сдвигают брови, смыкают губы.

Воспитатель: Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую» музыку.

Дети: Страх, ужас, становились  угрюмыми, начинали сердиться.

Воспитатель: Какое музыкальное произведение вам больше всего понравилось. И почему?

Дети: Когда веселая музыка, настроение хорошее,  хочется пуститься в пляс, делать добро, улыбаться.

Воспитатель: Сегодня в детский сад пришло письмо. Дети другого детского сад прислали свои портреты, но вот беда пока письмо к нам несли по дороге потерялись детские улыбки.

Ребята нам нужно обязательно найти и вернуть нашим друзьям улыбки.

Вы хотите помочь?

Дети: Да! Хотим!

 Воспитатель: Для этого нам нужно отправиться в путешествие, в город, где живет «Хорплоша».

Скажите вы любите путешествовать? (ответ детей).

На каком транспорте мы можем с вами отправится в путешествие.

Дети: на поезде, мотоцикле, самолете, вертолете, машине, на лошади, на корабле, автобусе и даже пешком.

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы знаете много средств,  с помощью которых можно путешествовать.

А вот на чем мы отправимся путешествовать, вам надо отгадать.

(на мольберте ленточками закрыт автобус, дети отвечают на вопрос одна ленточка убирается) .

Кто управляет транспортом?

Какие правила должен соблюдать водитель, пассажир?

Дети: водитель должен внимательно следить за дорогой, движением других машин, за сигналом светофора, громко объявлять остановку, продавать билеты.

Как называют людей, которых перевозит транспорт?

Дети: пассажиры.

Какие правила должны соблюдать пассажиры?

Дети: Оплачивать проезд, быть внимательными, отзывчивыми, уступать место пожилым людям, не шуметь, не выглядывать в открытое окно, не толкать пассажиров руками при продвижении вперед.

Воспитатель убирает последнюю ленточку. Дети сегодня мы отправимся в путешествие на (автобусе)

Выбирают водителя, покупают билеты, занимают места.

Воспитатель: Ребята усаживайтесь по удобнее мы отправляемся в путь.

Звучит тихая спокойная музыка. На экране презентация «Эмоции»

Воспитатель: в жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства «набрасываются»  на человека и держат его цепких «лапах».

Человек становится злым, сердитым, недовольным, он может даже причинить боль и неприятность другим. Нам с вами предстоит разобраться, что такое добро, что такое зло.

Звучит музыка, дети отправляются в путь.

Водитель: первая остановка «Золотой ключик»

Звучит музыка и сказки «Приключение Буратино»

Выбегает Карабас Барабас, гоняется за куклами (убегают).

Воспитатель: Ребята назовите отрицательных героев этой сказки.

Дайте ем характеристику.

Дети: Карабас Барабас: злой, сердитый, ужасный, жадный, завистливый, плохой, бьет кукол кнутом, хмурит брови, клацает зубами и т. д.

Лиса Алиса, кот Базилио: жадные, хитрые, трусливые, плохо относятся к Буратино.

Положительные герои: Папа Карло – добрый, заботливый, любит Буратино, кукол.

Куклы веселые, дарят людям хорошее настроение, радость, улыбки, добро.

Выходят Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемом и другие исполняют танец.

Воспитатель: Ребята нам пора в дорогу.

Водитель: Следующая остановка «Золушка»

Игровая ситуация: злая мачеха заставляет работать Золушку.

Воспитатель: Ребята охарактеризуйте героев  этой сказки.

Дети: Мачеха – злая, жадная, скупая, зависливая, любит только своих дочерей, заставляет Золушку работать.

Фея – добрая, любит совершать хорошие поступки, жалеет и любит Золушку.

Золушка – веселая, заботливая,  трудолюбивая, милая, добродушная, не держит  зла на мачеху.

Воспитатель: дети давайте вспомним, как заканчивается сказка

Ответы детей

(отправляются дальше)

Водитель: остановка «Цветик – семицветик»

(появляется девочка Женя в руках «Цветик – семицветик» обыгрывается сюжет из сказки)

Воспитатель с детьми делают сравнительный анализ.

Женя с начало загадывала желания связанные с ее личными потребностями. Она показала себя жадной и завистливой, ей хотелось иметь все игрушки, попробовать все сладости.

Это привело к тому, что она попусту потратила лепестки.

Потом она исправилась, и последний лепесток оторвала для доброго дела, она помогла мальчику Вите избавиться от болезни.

 Ребенок:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Лампа Аладдина

В сказку нас веди

Башмачок хрустальный

Помоги в пути

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть Добро навеки

Побеждает Зло!

Тренинг эмоций (физминутка)

Детям предлагают показать:

Веселые мышата,

Шаловливые мышата,

Сердитые мышата,

Воспитатель: итак ребята мы отправляемся дальше в страну,

 где живет «Хорплоша»

Воспитатель: (читает стихотворение)

Я расскажу вам детки, о странном существе,

Его вы не встречали, в нем половинке две.

Одна из половинок, тепла, добра, мила.

Другая половинка приносит много зла.

Оно умеет злиться и может напугать

Но вдруг угомонится, чтоб сказку рассказать.

И внешне необычно так выглядит оно,

Красивым, светлым – справа,

А слева – все темно.

Покрыто оно шерсткой, все с головы до ног.

Но справа - шерсть лосниться,

Взъерошен левый - бок

Глаз правый добродушен, веселость в не горит.

А левый глаз косит, «Я злюка» говорит»

Радушною улыбкой оно встречает справа,

А слева рот оскален, ему все не понраву.

Плохого и хорошего, нам в нем не сосчитать.

За маленькими детками Хорплоша наблюдает.

И знает всех послушных, и не послушных знает.

Водитель: остановка Хорплоша

Воспитатель: Кто же это Хорплоша? Оказывается, она давно наблюдает за детьми.

Если они совершают хорошие поступки, она становиться веселой, радужной, аккуратной, приветливой - вот такой (показывает с положительной стороны) и только добро.

Если же дети совершают плохие, ужасные поступки, она превращается в злую, безобразную - вот такую (показывает с отрицательной стороны) и сама совершает плохие поступки.

Воспитатель: Ребята давайте расскажем о хороших поступках, которые совершили сами или наши друзья.

Примеры детей.

Воспитатель: Ребята, как называют людей, которые совершают хорошие поступки?

Какие слова говорят добрые люди?

Как ведут себя воспитанные люди?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, а кого называю злыми?

Как ведут себя такие люди?

Какие слова говорят?

(Ответы детей)

Ситуация: мальчик Коля решил съездить в гости к своему другу.

Когда он вошел в автобус, пробираясь в середину стал расталкивать пассажиров локтями. Увидев свободное место, он быстренько его занял. Стал смотреть в окно. На остановке вошла бабушка, Коля сделал вид, что он ее не видит, бабушка стояла рядом и всю дорогу вздыхала.

Ребята посмотрите, что случилось с Хорплошей, она стала мрачной, злой и безобразной. И то же собирается совершить плохой поступок. Как, вы думаете, что могло на нее так повлиять.

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте расскажем о хороших поступках.

Посмотрим измениться Хороплоша.

Воспитатель: Ребята вы догадались, почему Хорплошу так зовут.

Дети: Да, она может быть и плохой и хорошей.

Воспитатель: Да ее внешний вид и поведение зависит от ваших поступков. Скажите, а какой вы бы хотели всегда видеть Хороплушу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какие поступки вы должны совершать?

Дети: только хорошие, добрые от которых на планете станет теплее, добрее, светлее, радостнее.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним поговорки и пословицы о добре, дружбе, друзьях.

Ссора до добра не доводит.

Поделитесь, да не подеритесь.

Друзья познаются в беде.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Делу время – потехе час.

Легко сломать, да трудно сделать.

Не будет скуки, если заняты руки.

Воспитатель: давайте пообещаем Хороплоше,  совершать только хорошие, добрые поступки. А чтобы мы всегда помнили о том, что наши поступки нужны людям, мы оформим в группе «Уголок хороших поступков», а дома с мамами сшейте для Хорплоше подружек, чтобы они могли ей помогать и больше совершать добрых дел. Ребята мы с вами побывали в разных сказках, выяснили, что такое зло, добра. Узнали, что добро всегда побеждает зло. Потому что на планете добрых людей живет  больше. Злых людей можно перевоспитать, растопить их сердца добрыми делами. У нас с вами хорошее настроение, мы улыбаемся, и давайте поделимся своими улыбками  с детьми  другого детского сада. Дети подходят к столу и с помощью аппликации оформляют улыбки. Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД «Путешествие в волшебную страну Геометрию» по образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа)

Конспект ООД  «Путешествие в волшебную страну Геометрию» по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе разработала воспитатель перво...

Конспект НОД На тему: «Чтобы помнили». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Старшая группа.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ; побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.Воспитывать уважение к п...

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (Старшая группа): «Домашние животные города. Кто с нами живет» (открытое занятие для студентов педагогического колледжа г. Улан-Удэ)

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе расширения представления о домашних животных.Задачи:Формировать умение выделять основные признаки домашних животных и выражать их в ре...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну математики»

Данный материал предназначен для внедрение в практическую деятельность педагога дошкольного образования.Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и прод...

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию «Страна фантазий» Образовательная область «Познавательное развитие» Старшая группа

Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию младшей группе «Путешествие в волшебную страну»

Обобщить умения детей различать и называть свойства предметов - цвет форма размер...