конспект занятия в старшей группе "пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе "Пернатые друзья" (О.А. Соломенникова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_otkr_uroku_ispr.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1

Департамент образования                                                                                      администрации города Нижнего Новгорода                                                           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 59» (МБДОУ «Детский сад № 59»)                                                                      

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Пернатые друзья»

(О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду старшая группа)

        

        Обработал: воспитатель

                                                                                                          Ильина Н.И.

2018г.

Программное содержание. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.

Материал и оборудование. Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); нагрудные знаки «Знатоки птиц (на каждого ребенка); посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки). Компьютерная презентация  Слайды с изображением птиц.

Ход занятия: (Слайд 1)

- Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде викторины. И для того что бы нам его начать, нам нужно разделиться на две команды.            (Разделение на команды)

- Молодцы ребята. Но для того чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.

Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда набравшая больше всего фишек.

-У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.

-Ребята, все понятно?   (Ответы детей)

- Тогда мы начинаем нашу викторину.

Задание 1:

- Ребята, первое задание. Отгадайте загадку.

Загадка :  Ночь, как смола, черным - черна

                 Серой птице не до сна.

                 Меж кустов, как тень, скользит

                 Караулит, кто не спит.

                 Ловит каждый шорох чутко

                 А как крикнет, станет жутко.

                 Вздрогнет спящая трава

                 Это ухает …..       (Ответы детей).  (Поднять карточку)

- Правильно, молодцы. Это сова  (слайд 2).  (Получают фишку)

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.

-Расскажите какой внешний вид у совы?       (ответы детей)

- Какой окрас?          (ответы детей)

- Ребята, а скажите сова зимующая или перелетная птица?    (ответы детей)

- Молодцы. Давайте подведем итог.

- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает  у-ху  – поэтому       говорят: сова «ухает» . Сова у нас зимующая птица.

Птицы отряда совиных охотятся, по большей части, лишь по звукам и шорохам, которые исходят из темноты. Поскольку слух у них отменный, они великолепно определяют направление движения животных  и расстояние до нее. А еще совы приносят большую пользу для сельского хозяйства, поскольку основной пищей для них являются мыши, которые вредят фермерам.

Задание 2:

- Ребята, следующее задание (слайд 3)

- Загадка: Спинкою зеленовата,

животиком желтовата

                  Черненькая шапочка,

                   и полоска шарфика.    

-Ответы детей.     (Получают фишку)

- Молодцы правильно, это синица  (слайд 4)

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.  

- Расскажите, какой окрас у синицы?           (ответы детей)

-Правильно, молодцы.

- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.

- А вы знаете как отличить самку (девочку) синицы и самца (мальчика)?   (ответы детей)

- Полоса на брюшке у самцов (мальчиков)  к низу расширяется, а у самок 9девочек), наоборот, –сужается.  (слайд 4)

- А чем синица питается?   (ответы детей)

-Молодцы, синица питается различными семенами.

- Ребята, а скажите синица зимующая птица?   (ответы детей)

-Правильно, молодцы.

Задание 3:

- Следующее задание: (слайд 5)

Загадка:  Собирает он проворно, горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом, наш любимый….. (Ответ детей, карточка)

- Правильно. Это Голубь   (слайд 6).

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку

- Расскажите какой окрас у голубя?   (ответ детей).

- Молодцы, правильно.

- Ребята, а голубь больше или меньше воробья?  (ответ детей)

- Молодцы, правильно.            (слайд 7)

- Ребята, расскажите чем питаются голуби?  (ответы детей)   (слайд 8)

- А могут ли голуби передавать письма?  (ответы детей)

- А как называют таких голубей?   (ответы детей)

- Правильно, почтовые голуби.  (Слайд 9)

- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.

- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.  

- Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам.

- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.     (слайд 10)

- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы?   (ответы детей)

Задание 4:

- Следующая загадка:

Загадка: Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери.

И вдруг, вспорхнули яблоки,

Ведь это….      (ответы детей)   (Слайд 11)

- Правильно. Это снегирь. (слайд 12).

- Рассмотрите внимательно картинку.

- Скажите, какой окрас у снегиря

- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег?   (Ответы детей)

- Правильно, можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.

- Ребята, посмотрите на картинку (слайд 13)

- Расскажите чем отличаются два снегиря друг от друга?    (ответы детей)

- Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.

- Один снегирь самец (мальчик), а другая самка (девочка)

- Как Вы думаете, где  самец, а где самка?   (ответы детей)  

- Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая.

- Следующий вопрос, чем питаются снегири?   (ответы детей)

- Правильно,  питаются семенами, ягодами, и т.д.  (слайд 14)

Музыкальная пауза.

- Ребята, давайте с вами немножко отдохнем и сыграем с вами в игру            «Перелет птиц».  

- Мы с вами немножко отдохнули, отвлеклись. Давайте продолжим дальше.

Задание 5.

- Следующее задание. Отгадайте загадку.

Загадка:   Все время стучит, деревья долбит

Но их не калечит, а только лечит

             (Ответы детей)   (слад 15)

- Правильно, это дятел    (слад 16)

- Рассмотрите внимательно картинку.

- Чем отличаются дятлы друг о друга?      (ответы детей)

- Правильно, у одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик), а у другого дятла ее нет это самка (девочка).

- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву?    ( ответы детей)

- Да, правильно.

-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.

- Следующий вопрос

- Чем питается дятел?         (ответы детей)

- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.  

- Скажите дятел зимующая птица или перелетная?     (Ответы детей)

- Правильно, зимующая.

Задание 6.

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне потом скажите про кого это стихотворение.  

Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!

Гнездышки в особом месте строят эти птички.

Кто под крышей выбирает спальню для детишек,

Кто под берегом копает норки для малышек.

Ласточки – друзья, как люблю вас я!

- Ребята, про кого это стихотворение ?     (ответы детей)

- Да, правильно про ласточку.  (слайд 17)

- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки?    (Ответы детей)

- Правильно, ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.

- Чем питаются ласточки?     (ответы детей)

- Ласточки ловят мошек и насекомых.

- А где стоят свои гнезда?       (Ответы детей)

- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.

- Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица?   (ответы детей)

- Молодцы ребята.

- Следующее задание.

Задание 7.

- Я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.

Что за радость! Наконец, прилетел к нам в сад скворец.

Наш певец блестяще – черный, по траве снует проворно,

Домик свой отвоевал, воробьев всех разогнал!

С видом деловым поспешно он влетает в свой скворечник.

На ступеньку без забот он садиться и поет

Так, что за душу берет!

- Про какую птицу говорится в этом стихотворении?      (ответы детей)

- Да, правильно про скворца.  (слайд 18)

- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца?     (ответы детей)

- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.

- Ребята, скажите где живут скворцы?                  (ответы детей)

- Да, правильно в скворечнике.

- А кто для них строит домики?                  (ответы детей)

- Ребята, скажите чем питаются скворцы?     (ответы детей)    

- Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.

- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы?     (ответы детей).

- Правильно.

- Продолжим дальше нашу викторину.

Задание 8.  

- В этом задании вам нужно ответить на вопросы.  Первый вопрос:

-  Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?    (ответы детей)      (Перелетные)  (слайд 19)

- Назовите перелетных птиц?      (ответы детей)        (Ласточки, скворцы, журавли, гуси…)

-  Как называются птицы, которые остаются зимовать?    (ответы детей)    (Зимующие).

- Назовите их.       (ответы детей)     (Ворона, синица, воробей, голубь…)

- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать.(ответы детей)

- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся насекомыми.

- Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в теплые края где тепло и есть пища. У птиц есть хвост – он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать. Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие селятся поближе к людям. Перья и пух помогают им пережить холод.  А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. (Слайд 20)

- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму?   (ответы детей)

- Зимой нужно покармливать птиц.

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать какая команда у нас выиграла.

- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек. Победила дружба.   (вручение нагрудных знаков «Знатоки птиц»)

Стук в дверь.

- Ребята, к нам кто то стучится.

- Нам с вами принесли посылку. Давайте откроем ее.

-Здесь письмо «Здравствуйте! Я Дед Природовед! Ребята, наступает зима и птицам очень нужна наша помощь. Я уже сделал много кормушек и развесил их в парке. Но птиц много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед.»    (Слайд 21)

- Ребята,  поможем Деду природоведу повесить кормушку?  (ответ детей)

- Но, ребята одной кормушки на наш детский сад будет мало, что же нам сделать?   (ответы детей)

- Да, правильно попросим пап нам сделать кормушки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...

Птицы - наши друзья Конспект занятия для старшей группы

Занятие поможет продолжить знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц; активизирует познавательные способности детей.  Повысится интерес детей к  природе....

«Знакомство с Язычком и его друзьями" Конспект занятия в старшей группе»

laquo;Язычок и его друзья. Конспект занятия в старшей группе»Учитель- логопед : Трафимова Е.АКонспект занятия в подготовительной группе «Язычок и его друзья.»Тема: «Язычок и е...

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Доктор Айболит и его друзья».

Учить детей, передавать в лепке образы литературных произведений. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Развивать образные представления, воображение. Учить детей слушать ли...

Конспект занятия в старшей группе " Наши пернатые друзья".

Я предлагаю свой конспект занятия по экологическому воспитанию. Очень буду рада, если Вам понравится мой конспект и вы используете его  в работе с детьми....

Конспект занятия в старшей группе на тему: " Пернатые друзья"

Конспект занятия в старшей группе по позновательному развитию в доступной форме для проведения. В конспекте содержится материал о перелётных и  зимующих птицах....

Конспект открытого занятия в старшей группе "Друзья спешат на помощь"

Конеспект открытого занятия в старшей группе...