Дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Зайцева Александра Владимировна

Дополнительная общеобразовательная программа

Естественнонаучной направленности

«Юные исследователи»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_issledovateli.docx72.48 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ленинского муниципального района                                                              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №42 «Родничок»

Рассмотрено на заседании                                                                                          Утверждаю:

Педагогического совета                                                                             Заведующий МБДОУ

От «___»______________20___г.                                                                д/с №42 «Родничок»

Протокол №_________________                                                   ___________________/ФИО/

 «___»______________20___г.  

Дополнительная общеобразовательная программа

Естественнонаучной направленности

«Юные исследователи»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Зайцева Александра Владимировна

Воспитатель

г. Видное, 2019

Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Образовательная программа «Юные исследователи» имеет естественно-научную направленность. В программе отражены основные направления  развивающей  педагогической работы с  дошкольниками, дана развёрнутая  характеристика содержания основных  тем («Живая  природа,  «Неживая  природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир»)  и  блоков деятельности  (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы.

Актуальность

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время.

Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.  

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности  ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.

Познавательно - исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство данного метода заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Детское экспериментирование тесно связано с развитием речи - умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

   Программа кружка «Юные исследователи» разработана на основе следующего программно - методического обеспечения:  методическое пособие О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска»; А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».        

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:

  • обучающие:

- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- Формирование у детей представления о химических свойствах вещества и физических явлениях;

- Расширение представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

- Расширение элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины;

- Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

  • развивающие:

- Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стекла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли);

- Развитие у детей умственных способностей;

- Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

  • воспитательные:

- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;

- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;

- Воспитание усидчивости и аккуратности.

Отличительные особенности программы

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Внимательно изучив  методическую литературу по познавательному развитию детей, оказалось, что  опытническая работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты  наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога).

Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Адресат программы

Возраст детейкоторым адресована данная дополнительная образовательная программа, - 6 – 7 лет (подготовительная группа). Данной возрастной категории детей присущи следующие особенности развития:

1. Социальное развитие:

• умеют общаться со сверстниками и взрослыми;

• знают основные правила общения;

• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы)

• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;

• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

2. Организация деятельности:

• способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;

• могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;

• способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;

• способны оценить качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;

• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

3. Речевое развитие:

• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов;

• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);

• грамматически правильно строят предложения;

• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;

• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;

• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

4. Интеллектуальное развитие:

• способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;

• проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;

• с удовольствием воспринимают любую новую информацию;

• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

5. Развитие внимания:

• способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

            6. Развитие памяти и объема внимания:        

• количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2);

• преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;

• дети способны к произвольному запоминанию;

• умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала;

• значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

• способны овладеть приемами логического запоминания;

• не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

7. Развитие мышления:

• наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление;

• доступна логическая форма мышления.

8. Зрительно-пространственное восприятие:

• способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п);

• способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб ит. п.);

• способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

• способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей;

9. Зрительно-моторные координации:

• способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.

10. Личностное развитие, самосознание, самооценка:

• способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками;

• стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;

• самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;

• не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Программа рассчитана на один год и предполагает проведение по два академических часа в неделю. Продолжительность образовательной деятельности составляет (с обязательной физкультминуткой):

•    подготовительная группа – 30 мин.

Общее количество учебных часов в  год обучения –  56.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – содержание программы ориентировано на добровольную одновозрастную группу детей. В целом, состав группы остается постоянным. 

Планируемые результаты:

  • обучающийся должен знать:

- о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва);

-  о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- о свойствах почвы и входящих в ее состав песок и глину;

  • обучающийся должен уметь:

- владеть средствами познавательной деятельности;

- владеть способами действий, обследование объектов;

- самостоятельно «добывать» нужную информацию;

- формулировать свой познавательный интерес в вербальной форме или с помощью условных символов;

- использовать приобретенные знания, умения и навыки в игровой деятельности;

- владеть опытом выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Формы аттестации:

  • Выставка;
  • Творческая работа;
  • Конкурс.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: 

  • журнал посещаемости;
  • фото, видеозаписи;
  • дипломы и грамоты;
  • отзывы детей и родителей;
  • аналитическая справка.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • аналитическая справка;
  • выставка;
  • конкурс;
  • демонстрация опытов;
  • открытая образовательная деятельность;
  • освещение на сайте педагога.

Материально-техническое обеспечение

Образовательная деятельность будет проходить в групповом помещении, оборудованном рабочими столами, стульями, уголком для экспериментирования, электронной и меловой досками.

Оборудование для детского экспериментирования:

микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы «Лего»), предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов (семян, минералов); оборудование для опытов: ложки, глобус, карта политическая, физическая.

        Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.

        Детские энциклопедии, атласы.

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение Зайцева Александра Владимировна – воспитатель высшей категории, Лосева Надежда Викторовна – воспитатель высшей категории.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во академических часов

Часы (мин)

Теория

Практика

1.

Блок «Растения»

8

40

200

Рассматривание плодов и семян

1

5

25

Для чего растению нужны семена

1

5

25

В маленьком семени прячется растение

1

5

25

Условия, необходимые для роста растений

1

5

25

Посадим огород

1

5

25

Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы)

1

5

25

«Живая» коллекция

1

5

25

Опыты с овощами

1

5

25

2.

Блок «Почва»

8

40

200

Как устроена «Волшебная кладовая»

1

5

25

Знакомимся с песком и глиной

1

5

25

Свойства песка и глины

1

5

25

Песок – природный материал.

Песочные чудеса

1

5

25

Глина – природный материал

1

5

25

«Где вода?»

1

5

25

Животные и песок

1

5

25

Для чего человеку песок и глина

1

5

25

3.

Блок «Камни»

8

40

200

Какими бывают камни

1

5

25

Сравнение свойств камней

1

5

25

Что такое горы

1

5

25

Почему разрушаются горы

1

5

25

Дымящиеся горы

1

5

25

«Минеральное царство»

1

5

25

Янтарь и его свойства

1

5

25

Как человек использует камни

1

5

25

4.

Блок «Воздух»

8

40

200

Воздух – первое знакомство: вдох-выдох

1

5

25

Воздух есть везде

1

5

25

Воздух всегда в движении

1

5

25

«Сильный ветер, слабый ветер»

1

5

25

«Надуваем воздушные шары»

1

5

25

Реактивный шарик

1

5

25

«Где теплее?»

1

5

25

«Не дышу»

1

5

25

5.

Блок «Вода»

8

40

200

Вода – самое удивительное вещество на Земле

1

5

25

Замершая вода

1

5

25

Что такое пар?

1

5

25

Впитывание воды

1

5

25

Вода – растворитель

1

5

25

Игры с моделями

1

5

25

«Кожа» воды

1

5

25

Неутомимая путешественница

1

5

25

6.

Блок «Магниты»

8

40

200

Магниты

1

5

25

Магнит и его свойства

1

5

25

Вокруг твоего магнита

1

5

25

Сила притяжения

1

5

25

«Компас»

1

5

25

Игры с магнитами

1

5

25

Притягивание через предметы

1

5

25

Как человек использует магниты

1

5

25

7.

Блок «Свет и зеркало»

8

40

200

Свет повсюду

1

5

25

Свет движется по прямой

1

5

25

Что такое зеркало?

1

5

25

«Электричество»

1

5

25

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

1

5

25

«Далеко-близко»

1

5

25

«Тайна стекла»

1

5

25

«Разноцветные огоньки»

1

5

25

Итого

56

4 ч    40 мин

23 ч  20 мин

Содержание учебного плана

Раздел 1. Растения

Тема 1.1. Рассматривание плодов и семян

Теория: Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении.

Практика: Рассмотреть строение плодов и семян.

Тема 1.2. Для чего растению нужны семена

Теория: Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия однолетнего растения.

Практика: Познакомить со способами распространения семян.

Тема 1.3. В маленьком семени прячется растение

Теория: Учить различать семена различных растений.

Практика: Рассмотреть строение семян. Попробовать «разбудить» их.

Тема 1.4. Условия, необходимые для роста растений

Теория: Познакомить детей с условиями, необходимыми для роста растений.

Практика: Провести опыт по проращиванию в различных условиях лука, гороха.

Тема 1.5. Посадим огород

Теория: Формулировка выводов после наблюдения за пересаженными растениями.

Практика: Произвести замеры растений условными мерками.

Тема 1.6. Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы)

Теория: Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений.

Практика: Учить подбирать емкости в зависимости от величины растений.

Тема 1.7. «Живая» коллекция

Теория: Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. вызвать желание вырастить необычное растение.

Практика: Рассмотреть семена, посадить понравившееся растение.

Тема 1.8. Опыты с овощами

Теория: Дать знания о том, что растения бывают однолетними и многолетними.

Практика: Рассмотреть строение овощей через лупу, в микроскоп – они состоят из мелких частичек. Проращивание, собранных на огороде, моркови, салата – что с ними происходит, если не собрать осенью.

Раздел 2. Почва

Тема 2.1. Как устроена «Волшебная кладовая»

Теория: Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Практика: Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).

Тема 2.2. Знакомимся с песком и глиной

Теория: Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. 

Практика: Рассмотреть песок и глину.

Тема 2.3. Свойства песка и глины

Теория: Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

Практика: Сравнить песок и глину по внешнему виду и на ощупь. 

Тема 2.4. Песок – природный материал. Песочные чудеса

Теория: Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне).

Практика: Сделать рисунок разноцветным песком.

Тема 2.5. Глина – природный материал

Теория: Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

Практика: Предложить слепить глиняную игрушку.

Тема 2.6. «Где вода?»

Теория: Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. 

Практика: Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие); налить в стаканчики с песком и глиной воды; выяснить, что произошло  в ёмкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Тема 2.7. Животные и песок

Теория: Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь.

Практика: Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

Тема 2.8. Для чего человеку песок и глина

Теория: Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки).

Практика: Самим предложить вылепить посуду из глины.

Раздел 3. Камни

Тема 3.1. Какими бывают камни

Теория: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Практика: Учить классифицировать камни по разным признакам.

Тема 3.2. Сравнение свойств камней

Теория: Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Рассказать об использовании их человеком.

Практика: Рассмотреть уголь, мрамор и мел. Сравнить их свойства.

Тема 3.3. Что такое горы

Теория: Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

Практика: Предложить детям создать модель гор из различных камней.

Тема 3.4. Почему разрушаются горы

Теория: Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе.

Практика: Экспериментальным путем показать, как разрушаются камни и горы.

Тема 3.5. Дымящиеся горы

Теория: Сформировать первоначальные представления о вулканах.

Практика: На модели показать действующий вулкан.

Тема 3.6. «Минеральное царство»

Теория: Познакомить детей с некоторыми полезными  ископаемыми, с их ролью в жизни людей.

Практика: Рассмотреть некоторые минералы. Сравнить их свойства.

Тема 3.7. Янтарь и его свойства

Теория:  Познакомить детей с янтарем.

Практика: Учить обследовать янтарь, сравнивать с другими камнями, выделять его свойства.

Тема 3.8. Как человек использует камни

Теория: Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд с древних времен.

Практика: Предложить детям построить дома из различных материалов (солома, ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.

Раздел 4. Воздух

Тема 4.1. Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Теория: Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха.

Практика: Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы.

Тема 4.2. Воздух есть везде

Теория: Дать представление о том, что воздух есть везде.

Практика: Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т.д.).

Тема 4.3. Воздух всегда в движении

Теория: Дать представление о том, что воздух всегда в движении.

Практика: Доказать, что воздух всегда в движении.

Тема 4.4. «Сильный ветер, слабый ветер»

Теория: Познакомить детей с силой ветра.

Практика: Предложить изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности её конструкции. Организовать игры с вертушкой, пронаблюдать, при каких условиях она вертится быстрее.

Тема 4.5. «Надуваем воздушные шары»

Теория: Продолжать расширять знания о воздухе.

Практика: Развивать умения выпускать воздух в одном направлении, учить надувать воздушные шары.

Тема 4.6. Реактивный шарик

Теория: Выявить, что воздух обладает упругостью. Объяснить, что воздух, вырываясь из «горлышка» шара, заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Рассказать, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Практика: Закреплять умение надувать воздушные шары. Отпустить надутый шар и обратить внимание на траекторию и длительность его полёта. Выяснить, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть.

Тема 4.7. «Где теплее?»

Теория:  Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается.

Практика: Выяснить с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу (всё, что легче, поднимается вверх, значит тёплый воздух легче холодного и сверху теплее).

Тема 4.8. «Не дышу»

Теория: Дать понятие, что живые организмы не могут прожить без воздуха.

Практика: Доказать экспериментальным путем, что без воздуха нельзя прожить.

Раздел 5. Вода

Тема 5.1. Вода – самое удивительное вещество на Земле

Теория: Дать детям знания о свойствах воды.

Практика: Проверить экспериментальным путем, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Тема 5.2. Замершая вода

Теория: Выявить свойства льда. Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Дать представления об айсбергах.

Практика: Рассмотреть кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.

Тема 5.3. Что такое пар?

Теория: Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды.  Дать представление о росе и тумане.

Практика: Продемонстрировать, как при нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывании из газообразного обратно в жидкое.

Тема 5.4. Впитывание воды

Теория: Дать понятие, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают.

Практика: Показать, как пьют растения с использованием пищевых красителей.

Тема 5.5. Вода – растворитель

Теория: Дать понятие о том, что вода не имеет цвета, вкуса и запаха, а принимает цвет, вкус и запах того вещества, которое в нее добавлено.

Практика: Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Тема 5.6. Игры с моделями

Теория: Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов.

Практика: Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде.

Тема 5.7. «Кожа» воды»

Теория:  Дать представления о поверхности воды. О том, что поверхностное натяжение оказывается вполне достаточным для удерживания легких. Познакомить с ее свойствами.

Практика: Провести эксперимент с плавающей скрепкой.

Тема 5.8. Неутомимая путешественница

Теория: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Практика: Проверить опытным путем, как вода испаряется, а затем снова проливается на землю. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Раздел 6. Магниты

Тема 6.1. Магниты

Теория: Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.

Практика: Определить опытным путем, что магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Тема 6.2. Магнит и его свойства

Теория: Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

Практика: Определить опытным путем, что вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

Тема 6.3. Вокруг твоего магнита

Теория: Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Выявить действия магнитных сил Земли.

Практика: Выяснить, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму.

Тема 6.4. Сила притяжения

Теория: Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

Практика: Определить опытным путем, что более сильный магнит получается из стальных предметов. Из жестяной консервной банки магнит получается очень слабый или не получается вообще. Размер предмета значения не имеет.

Тема 6.5. «Компас»

Теория: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Практика: Научить детей пользоваться компасом.

Тема 6.6. Игры с магнитами

Теория: Расширить преобразовательно-созидательный опыт детей в процессе конструирования игр (их рисования, раскрашивания, вырезания).

Практика: Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

Тема 6.7. Притягивание через предметы

Теория:  Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

Практика: Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.

Тема 6.8. Как человек использует магниты

Теория: Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

Практика: Рассмотреть картину, выполненную с использованием магнитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Предложить выяснить, как она создана.

Раздел 7. Свет и зеркало            

Тема 7.1. Свет повсюду

Теория: Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.

Практика: Определить опытным путем, через какие предметы может проходить свет.

Тема 7.2. Свет движется по прямой

Теория: Дать представление о движении света.

Практика: Определить опытным путем, что свет распространяется по прямой линии. Когда что- либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше.

Тема 7.3. Что такое зеркало?

Теория: Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.

Практика: Определить опытным путем, что если использовать два зеркала, то можно увидеть два, три, пять и больше отраженных в зеркале предметов.

Тема 7.4. «Электричество»

Теория: Познакомить детей с понятием «электричество».

Практика: Наэлектризовать шарик с помощью трения о свои волосы.

Тема 7.5. «Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

Теория: Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.

Практика: Определить опытным путем, как происходит смена дня и ночи, времен года.

Тема 7.6. «Далеко-близко»

Теория: Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

Практика: Определить опытным путем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

Тема 7.7. «Тайна стекла»

Теория:  Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Практика: Определить опытным путем различные свойства стекла и стеклянных предметов.

Тема 7.8. «Разноцветные огоньки»

Теория: Формировать первичные представления о том,  из каких цветов состоит солнечный свет.

Практика: Научить создавать радугу на листе бумаги при помощи воды и зеркала и яркого солнечного света.

Методическое обеспечение программы

Методы обучения

В зависимости от поставленных задач используются различные методы обучения.

Основной формой работы являются: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Непосредственная образовательная деятельность носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Методы стимуляции и мотивации:

·    вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н.Толстого «Хотела галка пить...» В какую ситуацию попала галка?);

·    вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

·    метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. В работе используются разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители», «Тонет – не тонет»,    «Хотела галка пить...»  

 и т. д.)

Практические:

·     действия с лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, опыты «Свойства воды», «Солнечные зайчики», «Мы фокусники» с магнитом и т.д.) позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого. 

Словесный  метод  обучения:

Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)    

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно — речевых умений детей.

Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.)

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  используются наблюдения разного вида:    схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит - не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)

– за изменением и преобразованием объектов ( лед – вода, вода – пар, семечко – росток и т.д.)

У старших дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Работа с детьми  должна быть построена с учётом их возрастных особенностей.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, необходимо систематизировать описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Методы воспитания:

Метод воспитания — это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. В зависимости от поставленных используются различные методы воспитания.

Метод убеждения:

Убеждение — это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий.

С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека.

Метод поощрения:

Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника.

Метод примера:

Пример как метод воспитания — это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Отношение к работе, другим людям, природе, чужим удачам и падениям, альтруизм или эгоистичность — все это ориентирует воспитанников на то или иное поведение.

Пример — самый трудный метод воспитания. Воспитанники прощают взрослому недостатки, но есть одно важное условие: воспитатель должен всегда совершенствоваться, постоянно преодолевать свои недостатки, с тем чтобы положительно влиять на личность.

Формы организации образовательного процесса осуществляется в трех основных формах:

-непосредственная образовательная деятельность;

-самостоятельная деятельность детей;

-совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

При изложении теоретического материала воспитатель должен вызывать интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности дети учатся способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?»

А затем в совместной деятельности – закрепить  полученные ранее знания  и представления.

Подробное описание форм работы

Воспитатель должен вызывать и поддерживать интерес детей к изучаемой теме,  чтобы решить все поставленные задачи.  

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После проведения опытов  у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды?

Почему  варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?        

Не следует торопиться с ответом, а необходимо способствовать   тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно необходимо тщательно продумать организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.

Формы организации образовательной деятельности: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально-исследовательская.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм непосредственной образовательной деятельности

  1. Структура проведения образовательной деятельности по экспериментированию:
  • Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);
  • Выдвижение предложений (гипотез), отбор, способы проверки;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей
  1.  Этапы проведения  образовательной деятельности по экспериментированию:
  • Организационный момент (мотивация)
  • Основная часть (подготовительная беседа, практическое (экспериментальное) задание)
  • Итог (анализ деятельности).

Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, задания, образцы.

Список литературы

1. О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

2. И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование. старший дошкольный возраст»: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003г.

3. Л.Н. Вахрушева «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». -М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

4. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средн. и ст. групп дет.сада»: Кн. для воспитателей дет.сада. - М. : Просвещение, 1999г.

5. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007 г.»

Утверждаю:

                                                                            Заведующий МБДОУ

                                                                д/с №42 «Родничок»

___________________/ФИО/

 «___»______________20___г.  

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи»

(стартовый уровень)

№ п/п

Месяц

Число

Время проведе- ния ОД

Форма ОД

Кол-во академ-их часов

Тема ОД

Место проведения

Форма контроля

Блок «Растения»

1

Октярь

01.10.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Рассматривание плодов и семян

Групповое помещение

Рефлексия

2

Октярь

03.10.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Для чего растению нужны семена

Групповое помещение

Рефлексия

3

Октярь

08.10.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

В маленьком семени прячется растение

Групповое помещение

Рефлексия

4

Октярь

10.10.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Условия, необходимые для роста растений

Групповое помещение

Рефлексия

5

Октярь

15.10.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Посадим огород

Групповое помещение

Рефлексия

6

Октярь

17.10.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы)

Групповое помещение

Рефлексия

7

Октярь

22.10.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Живая» коллекция

Групповое помещение

Рефлексия

8

Октярь

25.10.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Опыты с овощами

Групповое помещение

Рефлексия

Блок «Почва»

9

Ноябрь

05.11.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Как устроена «Волшебная кладовая»

Групповое помещение

Рефлексия

10

Ноябрь

07.11.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Знакомимся с песком и глиной

Групповое помещение

Рефлексия

11

Ноябрь

12.11.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Свойства песка и глины

Групповое помещение

Рефлексия

12

Ноябрь

14.11.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Песок – природный материал.

Песочные чудеса

Групповое помещение

Рефлексия

13

Ноябрь

19.11.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Глина – природный материал

Групповое помещение

Рефлексия

14

Ноябрь

21.11.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Где вода?»

Групповое помещение

Рефлексия

15

Ноябрь

26.11.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Животные и песок

Групповое помещение

Рефлексия

16

Ноябрь

28.11.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Для чего человеку песок и глина

Групповое помещение

Рефлексия

Блок «Камни»

17

Декабрь

03.12.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Какими бывают камни

Групповое помещение

Рефлексия

18

Декабрь

05.12.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Сравнение свойств камней

Групповое помещение

Рефлексия

19

Декабрь

10.12.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Что такое горы

Групповое помещение

Рефлексия

20

Декабрь

12.12.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Почему разрушаются горы

Групповое помещение

Рефлексия

21

Декабрь

17.12.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Дымящиеся горы

Групповое помещение

Рефлексия

22

Декабрь

19.12.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Минеральное царство»

Групповое помещение

Рефлексия

23

Декабрь

24.12.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Янтарь и его свойства

Групповое помещение

Рефлексия

24

Декабрь

26.12.19

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Как человек использует камни

Групповое помещение

Рефлексия

Блок «Воздух»

25

Январь

08.01.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Воздух – первое знакомство: вдох-выдох

Групповое помещение

Рефлексия

26

Январь

10.01.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Воздух есть везде

Групповое помещение

Рефлексия

27

Январь

14.01.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Воздух всегда в движении

Групповое помещение

Рефлексия

28

Январь

16.01.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Сильный ветер, слабый ветер»

Групповое помещение

Рефлексия

29

Январь

21.01.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Надуваем воздушные шары»

Групповое помещение

Рефлексия

30

Январь

23.01.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Реактивный шарик

Групповое помещение

Рефлексия

31

Январь

28.01.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Где теплее?»

Групповое помещение

Рефлексия

32

Январь

29.01.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Не дышу»

Групповое помещение

Рефлексия

Блок «Вода»

33

Февраль

04.02.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Вода – самое удивительное вещество на Земле

Групповое помещение

Рефлексия

34

Февраль

06.02.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Замершая вода

Групповое помещение

Рефлексия

35

Февраль

11.02.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Что такое пар?

Групповое помещение

Рефлексия

36

Февраль

13.02.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Впитывание воды

Групповое помещение

Рефлексия

37

Февраль

18.02.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Вода – растворитель

Групповое помещение

Рефлексия

38

Февраль

20.02.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Игры с моделями

Групповое помещение

Рефлексия

39

Февраль

25.02.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Кожа» воды

Групповое помещение

Рефлексия

40

Февраль

27.02.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Неутомимая путешественница

Групповое помещение

Рефлексия

Блок «Магниты»

41

Март

03.03.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Магниты

Групповое помещение

Рефлексия

42

Март

05.03.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Магнит и его свойства

Групповое помещение

Рефлексия

43

Март

10.03.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Вокруг твоего магнита

Групповое помещение

Рефлексия

44

Март

12.03.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Сила притяжения

Групповое помещение

Рефлексия

45

Март

17.03.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Компас»

Групповое помещение

Рефлексия

46

Март

19.03.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Игры с магнитами

Групповое помещение

Рефлексия

47

Март

24.03.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Притягивание через предметы

Групповое помещение

Рефлексия

48

Март

26.03.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Как человек использует магниты

Групповое помещение

Рефлексия

Блок «Свет и зеркало»

49

Апрель

07.04.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Свет повсюду

Групповое помещение

Рефлексия

50

Апрель

09.04.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Свет движется по прямой

Групповое помещение

Рефлексия

51

Апрель

14.04.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

Что такое зеркало?

Групповое помещение

Рефлексия

52

Апрель

16.04.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Электричество»

Групповое помещение

Рефлексия

53

Апрель

21.04.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

Групповое помещение

Рефлексия

54

Апрель

23.04.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Далеко -близко»

Групповое помещение

Рефлексия

55

Апрель

28.04.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Тайна стекла»

Групповое помещение

Рефлексия

56

Апрель

30.04.20

15.20-15.50

Беседа, исследование, экспериментирование

1

«Разноцветные огоньки»

Групповое помещение

Рефлексия

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"

Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Я-исследователь"

Дополнительная общеобразовательная программа "Я-ииследователь" для воспитателей дошкольного образования...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные исследователи»

1. Пояснительная записка.Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковаяактивность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – ихлюбознательность, по...

«Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи» на 2020-2021 учебный год»

Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи»на 2020-2021 учебный год...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Юный исследователь»для детей 6-7 лет  (срок освоения – 1 год)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные исследователи природы» (Ознакомительный уровень)

Модульная программа по экологии для детей 5-7 лет, расчитанная на 1 год обучения. Программа направлена на экологическое воспитание с рннего детства, социализацию подрастающего поколения через исследов...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»

Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добыва...