Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»
рабочая программа (старшая группа)

Дмитриева Елена Викторовна

Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_2020-2022uch.g._.docx345.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Росинка»

Ленинского муниципального района Московской области

                                                                                          СОГЛАСОВАНО

Заведующий МБДОУ д/с №11 «Росинка»

_____________________О.В. Калмыкова

                                                                     

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный исследователь»

Направление: познавательное  развития детей

Для детей 4 - 7 лет

Срок реализации программы – 3  года

Составила воспитатель МБДОУ д/с №11 «Росинка»

Дмитриева Елена Викторовна

п. Горки Ленинские

2019 – 2022 учебный год

Содержание программы

I. Целевой  раздел

  1.  Пояснительная записка
  2.  Актуальность
  3.  Новизна
  4.  Образовательная область, реализуемая программой
  5.  Цель исследовательской деятельности
  6.  Задачи экспериментальной деятельности
  7.  Принципы и методы в организации  познавательной деятельности.
  8.  Планируемые результаты освоения программы

 

II. Содержательный  раздел 

2.1 Календарно-тематический план средней группы

2.2  Календарно-тематический план старшей группы

2.3  Календарно-тематический план подготовительной группы

2.4  План работы воспитателя

2.5  Взаимодействие с родителями

III. Организационный раздел

  1.  Этапы организации и проведения опытов
  2.  Требования, предъявляемые к проведению опытов
  3.  Заключение
  4.  Список используемой литературы

  1. Целевой  раздел

1.1 Пояснительная записка

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.

Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на одно замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения».

1.2 Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

1.3 Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

1.4 Образовательная область, реализуемая программой

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие».

1.5. Цель программы: 

  • развитие познавательной активности  детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности.

1.6 Задачи:

  • учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;
  • учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
  • учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
  • учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
  • знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.);
  • знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления;
  • развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • формировать  интерес к поисковой деятельности;
  • развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность;
  • воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Распределение задач по возрастам:

Средняя группа:

  1. Продолжать формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  2. Формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
  3. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  4. Воспитывать самостоятельность, умение работать поэтапно, анализировать и сравнивать результаты опыта, эксперимента.

Старшая группа:              

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  2. Формировать   умение пользоваться приборами- помощниками,
  3. оборудованием для детского экспериментирования.      
  4. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  5. Воспитывать   самостоятельность.  

Подготовительная   к школе группа:

  1. Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
  2. Формировать   умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
  3. Самостоятельно пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.  
  4. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
  5. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  6. Воспитывать   самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.

Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

  • вместе
  • на равных
  • как партнеров

создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Специфика отбора содержания рабочей программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
  2. неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
  3. человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.

План разработан на основе следующих программ:

  1. «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет» Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова;
  2. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир;
  3. «Неизведанное рядом» В.В. Щетинина, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией  Прохоровой.

1.7  Принципы и методы в организации  познавательной деятельности.

Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.

В своей работе я  опираюсь на основные принципы и методы в педагогике.

  • беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски. Звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Для экспериментирования в группе создана развивающая среда – оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами.

Оборудование для исследовательской деятельности

  1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости,
  2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
  3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл), резиновые груши разного размера.
  4. Пластиковые, резиновые трубочки.
  5. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
  6. Пластиковые контейнеры.
  7. Рулетка, линейка.
  8. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
  9. Фартуки, щётки, совки.
  10.  Цветные прозрачные стёклышки.
  11.  Лупы, зеркала, магниты.
  12.  Лопатки, грабли, лейки.
  13.  Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, подлежащий исследованию:

  1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
  2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн); йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
  3. Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
  4. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

1.8  Планируемые результаты освоения программы

В начале проведения опыта работы мною  были выделены ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие  - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический    материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу. Обучение детей рассчитано на 3 года.

Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской организуется следующим образом:

  • с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15 – 20  минут;
  • с детьми старшей группы – 1 раз в неделю по 20 – 25  минут;
  • с детьми подготовительной группы – 1  раз в неделю по 25 – 30 минут.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

  1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. Проверка гипотез;
  4. Подведение итогов, вывод;
  5. Фиксация результатов (если это необходимо);
  6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

II. Содержательный  раздел

2.1 Календарно-тематический план экспериментальной деятельности в средней группе.

ОКТЯБРЬ

1- 2 неделя

«Волшебные стеклышки»

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.

2

3 неделя

«Удивительный песок. Песочные часы»

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Познакомить с песочными часами.

1

4 неделя

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла

1

Итого за месяц

4

НОЯБРЬ

1 неделя

«Волшебный квадрат»

Познакомить детей с разными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства.

1

2 неделя

«Для чего человеку

песок и глина»

Дать представление о том, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, игрушки, посуда)

1

3 неделя

«Почему все звучит»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

1

4 неделя

«Мой веселый звонкий мяч»

Познакомить детей со свойствами резины (эластичность, плавучесть предметов, водонепроницаемость). Уточнить представления об использовании резины человеком

1

Итого за месяц

4

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Каждому камешку свой домик»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Показать, какую роль в жизни человека играют камни.

1

2 неделя

«Извержение вулкана»

Познакомить детей с природным явлением – вулкан; сформировать первоначальные представления о вулканах.

1

3 неделя

«Снег и его свойства»

Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега;

1

4 неделя

«Цветной снег»

Закреплять знания детей о свойствах снега; учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.

1

Итого за месяц

4

ЯНВАРЬ

2 неделя

«Ледяная сказка»

Продолжать знакомить детей со свойствами льда (Лед холодный, скользкий, твёрдый, прозрачный, тает в тепле).

1

3 неделя

«Знакомство со свойствами воды»

Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет.

1

4 неделя

«Занимательные опыты с воздушным шариком»

Опытным путем исследовать свойства и качества резины; учить делать выводы и умозаключения по результатам проведенного опыта и обследования предмета.

1

5 неделя

«Свойства бумаги»

Познакомить детей с различными свойствами бумаги; развивать логическое мышление,  кругозор и речь детей; развивать логическое мышление,  кругозор и речь детей; воспитывать любознательность, учить детей работать в коллективе дружно.

1

Итого за месяц

4

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей со свойствами магнита в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

1

2 неделя

«Крахмал и его свойства»

Познакомить детей со свойствами крахмала; изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания.

1

3 неделя

«Волшебная соль»

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

1

4 неделя

«Опыты с тканью»

Познакомить детей с некоторыми свойствами ткани в процессе выполнения с ней различных действий, с историей ткани.

1

Итого за месяц

4

МАРТ

1 неделя

 «Сухая и влажная почва»

Познакомить  с   состоянием почвы; учить определять и сравнивать сухую  и влажную почву, фиксировать результаты исследований; развивать наблюдательность, любознательность.

1

2 неделя

«Звон стекла»

Познакомить детей со свойствами стекла, его особенностями, изделиями из стекла; формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов.

1

3 неделя

«Путешествие с капелькой»

Продолжить знакомство со свойствами воды, её взаимодействием с воздухом; воспитывать бережное отношение к воде.

1

4 неделя

«Сухой и влажный песок»

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и сырого песка; помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

1

Итого за месяц

4

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Свет повсюду»

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча)

1

2 неделя

«Свет и тень»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

1

3 неделя

«Что растворяется в воде?»

показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

1

4 неделя

«Цветной песок»

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

1

Итого за месяц

4

МАЙ

1 неделя

«Угадай-ка»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

1

2 неделя

«Волшебное сито»

 Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

1

3 неделя

«Пластмасса» 

Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы.

1

4 неделя

Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

1

Итого за месяц

4

Итого за учебный год

32

2.2 Календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе.

ОКТЯБРЬ

1- 2 неделя

«Волшебные стеклышки»

Вспомнить с детьми  приборы для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.

2

3 неделя

«Удивительный песок»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

1

4 неделя

«Свойства сухого и мокрого песка»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

1

Итого за месяц

4

НОЯБРЬ

1 неделя

«Соревнование»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

1

2 неделя

«Сухая и влажная почва»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

1

3 неделя

«Солнечные зайчики»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

1

4 неделя

«Черное и белое»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

1

Итого за месяц

4

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Имеет ли вода цвет, вкус и запах»

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

1

2 неделя

«Есть ли у воды форма»

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

1

3 неделя

«Когда льется, когда капает»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

1

4 неделя

«Играем с красками»

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

1

Итого за месяц

4

ЯНВАРЬ

2 неделя

«Почему снег мягкий»

Совершенствовать знания детей о снеге.

1

3 неделя

«Как снег превращается в воду»

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

1

4 неделя

«Ледяной дом»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

1

5 неделя

«Ледяной секретик»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

1

Итого за месяц

4

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Поможем воде стать чистой»

Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; развивать умение схематично изображать проделанные действия.

1

2 неделя

«Можно ли пить талую воду»

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

1

3 неделя

«Волшебная бумага» (1 часть)

Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги -  точное копирование рисунка; развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости.

1

4 неделя

«Волшебная бумага» (2 часть)

Способствовать расширению знании детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

1

Итого за месяц

4

МАРТ

1 неделя

 «Мой веселый, звонкий мяч»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

1

2 неделя

«Испытание магнита»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

1

3 неделя

«Ворчливый шарик»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

1

4 неделя

«Послушный ветерок»

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

1

Итого за месяц

4

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Веселая полоска»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

1

2 неделя

«Мир ткани»

Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж; развивать умение сравнивать ткани по их свойствам

1

3 неделя

«Радуга в комнате»

 Познакомить детей с природным явлением – радуга.

1

4 неделя

«Эффект радуги» 

Воспитывать бережное отношение к природе.

1

Итого за месяц

4

МАЙ

1 неделя

«Необычные кораблики»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

1

2 неделя

«Путешествие в мир стеклянных вещей. Свойства стекла»

 Помочь выявить свойства стекла; развивать память, воображение, мышление, речь; упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.

1

3 неделя

«Интересное рядом!» 

Воспитывать бережное отношение к природе.

1

4 неделя

Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

1

Итого за месяц

4

Итого за учебный год

32

2.4  План работы воспитателя

Общий объем учебной нагрузки  деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание рабочей программы

Объем учебной нагрузки по рабочей программе

(количество игр-занятий)

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Всего занятий в неделю

1

1

1

Всего занятий в месяц

4

4

4

Всего занятий в год

32

32

32

При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 30 минут. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями  составляет не менее 10 минут.

Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на осуществлении коррекции недостатков воспитанников, создающих  трудности в овладении Программой.

2.5  Взаимодействие с родителями

Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности в ДО используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

  • Оформление наглядной агитации;
  • Групповые родительские собрания;
  • Общие родительские собрания;
  • «Дни открытых дверей»;
  • Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
  • «Спрашивайте! Отвечаем!»;
  • Анкетирование;
  • Организация тематических выставок совместного с детьми творчества.

III. Организационный раздел

  1.  Этапы организации и проведения опытов

I этап – постановка проблемы

II этап – поиск пути решения проблемы

III этап – проведение наблюдения, опыта, эксперимента

IV этап – обсуждение итогов и формулировка выводов

  1.   Требования,  предъявляемые к проведению опытов
  1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать?)
  2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет.
  3. Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
  4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а так же чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
  5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

3.3  Заключение

Каждая деятельность преследует определенную цель, в том числе и детское экспериментирование в ДОУ. Результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваются воспитатели, проводя такие необычные и интересные занятия в детском саду? Итог педагогического процесса должен быть следующим:

  • У детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре.
  • Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им.
  • Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться.
  •  Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру.

Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.

3.4 Список использованной литературы:

  1. Н.М. Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г.
  2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003.
  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
  4. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. -  Программа развития Издательство: Сфера , 2008
  7. Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год
  8. Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. -  Издательство: Учитель, 2009год
  9. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -  Издательство. Аркти, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"

Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Я-исследователь"

Дополнительная общеобразовательная программа "Я-ииследователь" для воспитателей дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная программаЕстественнонаучной направленности«Юные исследователи»Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации: 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные исследователи»

1. Пояснительная записка.Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковаяактивность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – ихлюбознательность, по...

«Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи» на 2020-2021 учебный год»

Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи»на 2020-2021 учебный год...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Юный исследователь»для детей 6-7 лет  (срок освоения – 1 год)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные исследователи природы» (Ознакомительный уровень)

Модульная программа по экологии для детей 5-7 лет, расчитанная на 1 год обучения. Программа направлена на экологическое воспитание с рннего детства, социализацию подрастающего поколения через исследов...