Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания
консультация по окружающему миру

Гурьянова Олеся Анатольевна

Консультация для воспитателей

 

«Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания»

(выступление на педагогическом совете)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_yanvar_2019.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 19»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

                                                               

Консультация для воспитателей

«Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания»

(выступление на педагогическом совете)

Составила:

Воспитатель  I кв. категории

Гурьянова О.А.

Январь 2019 г.

В соответствии с современными требованиями, мы  должны изучать новые технологии и внедрять их в свою практику.  Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Сегодня я предлагаю поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.
На сегодняшний момент существуют различные виды образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как:

1.Проектные методы. Экологические проекты предоставляют дошкольникам возможность изучить тот или иной объект разносторонне, побывать в роли исследователя, понять, как многогранно то или иное природное явление. Проекты экологического содержания можно отнести к исследовательским. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).  

2. Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования, Т.И. Бабаева, О.В. Киреева заключается в последовательном переходе от этапа к этапу.

Мотивационно-ориентировочный этап направлен на актуализацию интереса детей к опытам. Внимание уделяется радости открытия, созданию в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей (фокусы, проблемные ситуации, приемы ТРИЗ).

Содержательно-деятельностный этап направлен на развитие умения детей решать все более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющегося экспериментирования.

Инициативно-творческий этап предполагает совместный исследовательский поиск в рамках проекта («Как много интересного вокруг»).

Эксперименты, опыты и эвристические рассуждения всегда осуществляются детьми на основе имеющихся у них представлений, поэтому важна организация наблюдений с дошкольниками.

3. Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего - либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельности.                                                                                                       Обучение дошкольников моделированию должно находиться в тесной связи с обследовательскими действиями. Важно учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе.

4. Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей. Характерной чертой труда в природе является направленность на помощь живому существу или природному объекту, и поэтому повышается ответственность ребенка за состояние растения или животного в процессе ухода.

5. Использование компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

6. В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга). Следующей формой экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой. Экскурсии с детьми в природу дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков и т.д. Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Успешность использования такой формы эковоспитания зависит от приемов, выбранных педагогом для усиления активного восприятия детей. Задания должны соответствовать возрасту дошкольников и быть тщательно подготовлены и продуманы. Наиболее интересны для детей варианты элементарного поиска, оформленные в виде квестов.

7. Экологическая тропа — это тоже одна из современных форм обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

8. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра: привлечение внимания к проблемам окружающей среды; развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность. Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей.

Живой уголок - это прекрасное место для организации наблюдений. В уголке природы желательно должны находиться также разнообразные коллекции из собранного природного материала, иногда их называют зонами коллекций. Эти зоны предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Все средства, имеющиеся в уголке природы, имеют очень большое значение в экологическом и сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Дети имеют непосредственный контакт с ценными природными материалами, которые обогащают сенсорный опыт детей, который является основой для умственного воспитания детей дошкольного возраста. Специально организованная экологическая среда в группе помогает решать множество задач воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок познаёт, стремится охватить как можно больше в окружающей его действительности и задача воспитателя - помочь ему это сделать. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

     В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных педагогических технологий в работе объединения «Театра-студии «Бугорок»

В докладе изложено, как на практике я использую современные педагогические технологии в работе объединения Театра-студии "Бугорок"...

Методическая разработка на тему: «Использование современных педагогических технологий в работе с молодыми педагогами ДОУ»

Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ. Она ...

Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...

Использование современных педагогических технологии в работе с детьми экологического воспитания.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определя...

«Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево.  Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...

Опыт работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и кор...

«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС» Информационно-коммуникативные технологии.

laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....