Методическая разработка «Знакомство с миром насекомых»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Розенблюм Алла Ильинична
Познавательно-исследовательский проект 
«Мир насекомых»
«Познавательное  развитие»
Вид проекта:   познавательно - исследовательский
Продолжительность:  краткосрочный  (3июня- 23 июня)
Участники проекта: дети подготовительной  группы.
Основные разработчики воспитатели: 
                        Розенблюм Алла Ильинична.
Актуальность проекта
    Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте. В современном мире ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего его мира. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ. Мир насекомых столь разнообразный, красочный, увлекательный привлекает внимание детей, вызывает интерес к его познанию, получению знаний о насекомых. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Познавательное развитие:
Развивать наблюдательность и стремление к поисково-познавательной деятельности в различных ситуациях;
Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
Уточнить особенности внешнего вида насекомых;
Закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, краске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;
Развивать мыслительную активность, анализировать, делать выводы;
Расширить и обобщить знания детей о мотыльках (бабочках).
Речевое развитие:
Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
Коммуникативное развитие:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.
Физическое развитие:
Воспитывать и поддерживать интерес детей к прогулкам на свежем воздухе.
Художественно – эстетическое развитие:
Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, аппликация, художественный труд) .
Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Технологии обучения: 
Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)
Технология  развивающего обучения (практические методы)
Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)
 
Методы обеспечения:
Поисково – исследовательские наблюдения.
Игровая деятельность.
Беседы (конструктивные).
Ожидаемые результаты:
Дети  владеют обобщающим понятием «Насекомые».
Знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, оса, стрекоза, кузнечик, мотылёк).
Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида : (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
Знают о пользе, которую приносят людям и растениям.
 
Формы работы по реализации проекта: 
• Художественное слово;
• Просмотр мультфильмов;
• Беседа;
• Рассматривание иллюстраций;
• Дидактическая игра;
• Наблюдение в природе.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – познавательно – исследовательский
3 этап – заключительный
Перспективный план:
Этапы работы: Содержание:
1 этап - подготовительный подбор наглядного иллюстративного материала; знакомство родителей с целью и задачами проекта; подбор художественной литературы; составление плана работы.
2 этап – познавательно – исследовательский Рассматривание альбома «Насекомые», иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением насекомых;
Беседы: «Для чего нужны насекомые», «Польза и вред насекомых»,
 
Дидактические  игры :
 
      Игра "Жуки"
Цель: выработка длительного речевого выдоха.     Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж  в связном тексте.  
 
 Игра“ГУСЕНИЦА”
 Цель: Координация речи с движением, развитие творческого воображения.
 
      Игра “БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ”
      Цель: Развитие слухового внимания, и     элементарных математических представлений
 
      Игра "Забавная шкатулка"
      Цель: Уточнить и расширить словарь по теме:   «насекомые»
 
      
      Упражнение «Что изменилось»
        (кто улетел, прилетел, спрятался?)
       Цель: развитие зрительного внимания, связной речи.
Подвижные игры:
Игра «Поймай комара»; Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений ловкость.
Игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»; Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.
Игра «День и ночь» («Дневные и ночные бабочки»)  Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей»,  «Муха - Цокотуха», «Под грибом», «Как муравей домой спешил», «Пчёлка Майя»
Наблюдение за насекомыми на прогулке;
Чтение художественной литературы: 
К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», 
В. Степанова «Стрекоза», 
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», 
А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  
К. Ушинский «Пчёлки на разведках», 
«Дом для муравьёв» Т. Собакин, 
«Жук-дровосек» Г. Сапгир, 
«Жук-олень» В. Ланцетти, 
«Любопытная бабочка» Г. Глушнев,
 «Светлячки» И. Мордовина,
 «Стрекоза» Е. Жданова
Загадывание загадок по теме «Насекомые»;
 
Рисование: «Бабочки»; «Божья коровка», «Пчелка»;
Лепка: «Гусеница на листке», «Муха», «Стрекоза»;
Конструирование: «Паучок на паутине»; «Бабочка на лугу»
Наблюдение в природе за насекомыми вместе с родителями.
Подвижные игры «Мед и пчелы», «Паук и мухи»
Пальчиковая гимнастика:
Игра: “Пчела”;  Цель: развитие мелкой моторики и координации движений и речи
 
Игра «Осы»;  Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев с речью.
Игра «Жук»;  Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев с речью.
3 этап – заключительный Выставка детских работ.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Знакомство с государственной символикой"

 Цель данного материала дать представления  детям подготовительной группы о флаге, гербе, как о государственных символах, об истории их происхождения, о значении флага, герба, в современной жизни; вос...

Методическая разработка:Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем.

Методическая разработка: Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем...

Методическая разработка знакомство детей раннего возраста с домашними и дикими животными.

Знакомство  детей раннего возраста с домашними и дикими животными....

Методическая разработка «Знакомство с коллекцией изобразительного искусства Русского музея».

Знакомство детей с жанрами изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт), с коллекцией произведений Русского музея (основными). Детям дается возможность самостоятельно создать произведе...

Методическая разработка "Знакомство детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с музыкальным инструментом - органом"

В методической разработке описано для чего и как знакомить старших дошкольников с музыкальным инструментом - органом....

методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно – смычковой группой инструментов симфонического оркестра"

методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно - смычковой группой симфонического оркестра"...