Календарно-тематический план по познавательно - исследовательской деятельности и ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Альберт Нина Викторовна

Ознакомление с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekpivnoe_planirovanie_po_prirode.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический  план по познавательно - исследовательской деятельности и ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет

Сентябрь

Тема недели

НООД

Методическая литература (Ф.И.О. автора, название книги, номер страниц)

Здравствуйте! День знаний

1 Неделя.

Тема. «Во саду ли, в огороде»

Цель. Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразности блюд из них. Расширять представления детей о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатление.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа    с. 36

Наши игры

2 Неделя

 Тема.«Предметы, облегчающие труд человеку»

Цель. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»   стр. 20

Листопад, листопад, засыпает старый сад

3 Неделя

Тема.«Экологическая тропа осенью (на улице)»

Цель. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа    с. 38

Спорт – это здоровье

4 Неделя.

Тема. «Что предмет расскажет о себе»

Цель. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»   стр. 24

Всего часов

2 часа 20 мин

Октябрь

Путешествие

1 Неделя

Тема. «Прогулка по лесу»

Цель. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать эти знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, мешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа    с. 42

Моя семья

2 Неделя.

Тема. «Моя семья»

Цель. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»   стр. 22

Осень пришла- нам дары принесла

3 Неделя.

Тема. «Осенины»

Цель: формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 45

Куда улетают птицы

4 Неделя

Тема. «Пернатые друзья»

Цель: формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 49

Всего часов

2 часа 20 мин

Ноябрь

Моё село

1 Неделя.

Тема. «Детский сад»

Цель: поговорить с детьми о том, почему детский сад называется

именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников

детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»   стр. 28

В гостях у бабушки

2 Неделя.

Тема.  «Наряды куклы Тани»

Цель: Познакомить детей с разными видами тканей, обратить  внимание на отдельные свойства тканей, побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада» стр. 31

Транспорт

3 Неделя.

Тема.  «Игры во дворе»

Цель: Познакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую

помощь»).

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»  стр. 32

Наш семейный альбом

4 Неделя.

Тема. «Мои друзья»

Цель. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада» стр.25

Всего часов

2 часа 20 мин

Декабрь

Волшебный мир сказок

1 Неделя

Тема. «Берегите животных»

Цель. Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношения к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 41

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 53

Снег идет

2 Неделя

Тема. «Зимние явления природы»

Цель: расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закрепить знания  о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Развивать познавательную активность, творчество.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 57

Зимние

развлечения

3 Неделя

Тема «Коллекционер бумаги»

Цель: Расширять представления детей о разных видах бумаги и качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада» стр.27

Новогоднее настроение

4 Неделя.

Тема. «Песня колокольчика»

 Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах;

познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада» стр.37

Всего часов

3 часа 20 мин

Январь

Наша безопасность

1 Неделя

Тема. «Экскурсия в зоопарк»

Цель: расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек-часть природы, и он должен беречь, охранять и защитить ее. Формировать представление, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 63

Зимующие животные

2 Неделя

Тема. «Как животные помогают человеку»

Цель: Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Расширять любознательность, познавательную активность.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 55

Зимующие птицы

3 Неделя

Тема.  «Покормим птиц»

Цель: Расширяем представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 53

Одежда, обувь,

Головные уборы

4 Неделя

Тема. «Экологическая тропа в здании детского сада»

Цель расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 59

Всего часов

2 часа 20 мин

Февраль

Мои любимые игрушки

1 Неделя

 Тема. « Путешествие в прошлое лампочки»

Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»

стр.41

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 62

Профессии людей

2 Неделя

Тема. « В гостях у кастелянши»

Цель: Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное,доброжелательное отношение к ней.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»

стр.35

Мы поздравляем наших пап

3 Неделя

«Российская армия»

Тема. Цель: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др.

Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»

стр.38

Зима уходи, весна приходи

4 Неделя

Тема. «Путешествие в прошлое пылесоса»

 Цель: вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения

труда.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»

стр.45

Всего часов

2 часа 20 мин

Март

Начало весны

1  Неделя

Тема. «Мир комнатных растений»

Цель: Расширять представление о многообразии комнатных растений. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 66

Мы поздравляем наших бабушек и мам

2 Неделя

  Тема. «Цветы для мамы».

Цель: расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере  знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать позитивное отношение к труду, желание трудиться.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 62

Перелетные птицы

3 Неделя

Тема. «Природный материал- песок, глина, камни»

Цель: Закреплять представления детей о свойствах песка, глины, камня. Развивать интерес к природным материалам.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 74

Бытовые приборы

4 Неделя

Тема. «В мире металла»

Цель: познакомить детей со свойствами и качествами металла;

научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»

стр.34

Всего часов

2 часа 20 мин

Апрель

Эти удивительные насекомые

1 Неделя

 «Тема. Леса и луга нашей родины»

Цель:Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 71

Мы космонавты

2 Неделя

Тема. «Россия – огромная страна»

Цель: формировать представления о том, что наша огромная,

многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов сел. Чтобы попасть из одного конца страны в другой, например, из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой – главным городом,

столицей нашей Родины, ее достопримечательностями.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»

стр.46

Дикие животные

наших лесов

3 Неделя

Тема. «Весенняя страда»

Цель:закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 73

Животные жарких стран

4 Неделя

Тема. «В гостях у художника»

Цель:Формировать представление об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты труда художника отражают его чувства,

личностные качества, интересы.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»

стр.43

Всего часов

2 часа 20 мин

Май

Государственная символика России

1 Неделя

 Тема. «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»

Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа с. 77

Этот День Победы

2 Неделя

 Тема. «Россия – огромная страна»

Цель: формировать представления о том, что наша огромная,

многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов сел. Чтобы попасть из одного конца страны в другой, например, из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой – главным городом,

столицей нашей Родины, ее достопримечательностями.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада»

стр.46

Вода и её обитатели

3 Неделя

«Тема. «Водные ресурсы Земли»

Цель. Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

О. А. Соломенникова  «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа

Стр.69

Растения, цветы

4 Неделя

 Тема. «Путешествие в прошлое телефона»

Цель: познакомить детей с историей изобретения и

совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном; развивать логическое мышление, сообразительность.

О. В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе детского сада» стр.49

Всего часов

2 часа 20 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект занятия по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим миром для детей 1 младшей группы "Угостим зверей вкусным соком"

       Цель: Учить детей узнавать игрушки по характерным признакам. Воспитывать любовь к художественной литературе, слушая и понимания содержание небольших стихотворен...

Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»

Из обобщения опыта работыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»...

Тема: Развитие осязательного восприятия в процессе исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром у дошкольников.

Восприятие предмета на ощупь имеет важное значение в развитии познавательной деятельности. У ребёнка эта функция формируется в процессе предметно – практической и манипулятивной деятельности на основе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Муравьиная ферма"

Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений.Актуальность.  Дети часто просят своих родителей завести кошку, собаку или кролика, чтобы наблюдать, ухаживать за ними...

«Приготовление обеда» Конспект познавательно – речевой деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Задачи:Коммуникация:  закрепить в активном словаре название овощей и познакомить с названием кухонной посуды (чайник, сковорода, кастрюля).Познания:  познакомить с процессом приготовления ов...