Конспект авторской методической разработки по ознакомлению с окружающим миром «Плоды фруктовых деревьев» для детей среднего дошкольного возраста,
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гаврилина Людмила Владимировна

конспект ООД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plody_fruktovyh_derevev.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ООД 2 Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Плоды фруктовых деревьев.

Вид ООД: комплексное.

Тип ООД: изучение нового материала с элементами пройденного.

Цель: закрепить знание о фруктах, о способах приготовления блюд из них.

Задачи:

Образовательная:

- расширение представлений детей о фруктах и способах приготовления блюд из них, развитие умения находить сходства между формой фруктов и геометрическими фигурами, умение группировать предметы по внешним отличительным признакам, безопасно двигаться в подвижных играх.

Развивающая:

-развитие  речи и активизация словаря,  памяти, мышления, глазомера,  моторики.

Воспитывающая:

- воспитание  интереса к сравнительной и экспериментальной деятельности.

Методы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический.

Приемы: сюрпризный момент, наглядный показ, активизация внимания, речи, вопросы, двигательная деятельность, сравнительная деятельность,  практическая деятельность, использование ТСО, ИКТ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Фрукты», игра «Волшебный мешочек», на различение предметов на ощупь, по форме, наблюдения за насекомыми, деревьями.

Словарная работа: фруктовые, плоды.

Оборудование и материалы: герой «Осень», корзинка, настоящие фрукты: груша, яблоко, слива, платок,  картинки изображения фруктовых деревьев: слива, груша, яблоня, видеопрезентация, комплекты счетных палочек   из расчета по 5 штук на каждого ребенка, письмо, мольберт с фланеллегафом, плоскостное изображение трех деревьев разной величины, плоскостные изображения фруктов: слив, яблок и груш общим числом по количеству детей, плоскостное изображение геометрических фигур: круг, овал, треугольник, такого же размера, как и плоскостное изображение фруктов,  поднос, использование: ТСО, ИКТ, шапочки с изображением яблок и груш, в равных частях по количеству детей, обруч желтого и красного цвета, стульчики по количеству детей,  бубен, стеклянная банка, кружка, тарелка, кувшин с водой, сахар в банке с ложкой, ваза с настоящими фруктами и овощами, три крышки разного размера, тарелка, нож, лампочка, дополнительный комплект стульев, платок, плоскостные  изображения листьев.

                                                ХОД ООД

Организационный момент:

В. Ребята, скажите, какое время года сейчас? (Дети отвечают).

В. Давайте встанем в хоровод и вспомним, что нам осень приносит.

(Воспитатель проводит хороводную игру-разминку  про осень).

Осень, осень, по тропинке

К нам пришла, к нам пришла.

И волшебную корзинку

Принесла, принесла.

Принесла нам репку,

Яблок ароматных

И грибочков крепких

В шапочках нарядных.

Осень, осень по тропинке

К нам пришла, к нам пришла

Что же ты  еще в корзинке

Принесла, принесла? (Дети идут по кругу, и выполняют движения за воспитателем).

 (Раздается стук в дверь. Воспитатель просит одного из детей открыть дверь, если ребенок пойдет открывать, воспитатель обращает внимание детей на то, можно ли открывать дверь детям, затем идет вместе с ребенком открывать дверь, спросив при этом кто пришел).

В. Кто –то стучит, кто-то к нам спешит. Может, Рома, сходит и откроет дверь?

В. Ребята, а можно ли детям открывать дверь незнакомым людям? (Ответы детей). А как нужно? (Дети отвечают). Ну, тогда, пойдем вместе.

В. Кто там? (Из-за двери раздается голос).

О. Это я, осень, принесла вам свои дары.

В. Проходи, осень дорогая. Садись, наверное, устала с дороги. (Воспитатель предлагает одному из детей предложить осени стул).

О. Спасибо, ребята.  И вы садитесь, на разноцветный ковер из листьев. (Осень бросает плоскостные изображения осенних листьев на ковер. Дети и воспитатель садятся рядом с Осенью.)  

О. Ребята, слышала я вашу осеннюю песенку, и принесла вам подарки. Но сначала, отгадайте загадки.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
 (Яблоко)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
 (Слива)

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
 (Груша)

(В случае, если дети затрудняются с ответом, воспитатель показывает лампочку).

В. По мере, отгадывания загадок, «Осень» достает их из корзинки.

В. Ребята, а какие еще дары осени вы знаете? (Дети отвечают).

В. Молодцы ребята, удивили вы меня, ну а мне уже пора. До свидания детвора!

Основная часть: 

В. Ребята, а как назвать одним словом, все, что нам осень принесла? (Дети отвечают).

В. Правильно, фрукты, фрукты – это плоды. Давайте все вместе скажем: «плоды». (Дети повторяют).

В. Ребята, а вы знаете, на чем растут фрукты? (Дети высказывают свои предположения).

В. Фрукты растут на деревьях. И такие деревья называются фруктовые. Давайте все вместе скажем: «фруктовые». (Дети повторяют). А почему их так называют, фруктовые? (Ответы детей).

В. Фруктовые деревья бывают разные: яблони, груши, сливы. (Воспитатель показывает картинки с изображением фруктовых деревьев).

В. А знаете, ли вы, где растут фруктовые деревья? (Дети высказывают свои предположения).

В. Фруктовые деревья растут в саду, и такой сад называют фруктовый сад, потому что там растут фруктовые деревья.

В. Ребята, а сейчас я хочу вам кое-что показать. (Дети вместе с воспитателем подходят к проектору и становятся полукругом).

В. Ребята, чтобы  фруктовые деревья в саду щедро одаривали нас своими плодами, о них нужно заботиться, ухаживать за ними. Нужно вскапывать землю вокруг деревьев, защищать деревья от паразитов, подрезать сухие ветви, чтобы плоды были более крупными. С приходом весны, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и появляются  листочки, а потом  на ветках появляются бутоны, которые превращаются в цветы. Они привлекают своим ароматом пчел, которые собирают  с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды, которые растут  все лето и становятся большими, сочными  и вкусными.
В. Плоды собирают с деревьев руками.

В. А вот если дерево высокое, как собрать  плоды с дерева, как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения).

В. Давайте мы с вами сядем за стол и  построим лестницы из палочек. (Дети конструируют лесенки из палочек).

В. Вот теперь, мы сможем собрать плоды даже с самого высокого дерева.

В. А вот и фруктовый сад. Да только, что же случилось, где все плоды?  Может кто-то заколдовал его. Давайте, поищем может где-нибудь есть письмо, в котором написано как его расколдовать. (Дети самостоятельно ищут письмо). А вот письмо. Интересно, от кого оно? Прочитаем, ребята,  может тогда,  мы узнаем, что случилось с фруктовыми деревьями в саду? (Ответы детей).

(Воспитатель читает письмо).

«Это я, злая волшебница, заколдовала фруктовый сад. А расколдовать его смогут только ваши ребята, если они внимательно слушали, то они смогут выполнить мои задания, и на фруктовых деревьях снова появятся плоды»

Плоды груш, висят на самом большом дереве, плоды слив на самом маленьком, а плоды яблок висят на среднем дереве. А чтобы вам было легче, посмотрите, на каждом дереве есть подсказка, геометрическая фигура, которая похожа на тот фрукт, который должен висеть на этом дереве. Фрукты я оставила  на подносе, но все перепутала, будьте внимательны, когда будете выполнять задание».

В. Ребята, чтобы выполнить задание и расколдовать фруктовые деревья, нам нужно сначала, провести эксперимент. Нам нужно выяснить, на какие геометрические фигуры похожи фрукты.

В.  На какую из этих  фигур похожа груша? (Ответы детей). (Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры,  прикрепленные к доске, прикладывая изображение фрукта к геометрическим фигурам, если дети затрудняются с ответом)

В. А яблоко, на какую фигуру похоже яблоко? (Ответы детей).

В. А вот эта фигура называется овал, вы еще с ней не знакомы, но может вы догадаетесь, какой фрукт похож на эту фигуру, как думаете? (Ответы детей).

В. Ну, а теперь можно приступать к выполнению задания. Подойдите к мольберту и встаньте  так чтобы всем ребятам, было хорошо видно. (Дети самостоятельно выбирают фрукт с подноса,  затем  по очереди подходят к мольберту и располагают фрукты на определенном дереве).(Если ребенок затрудняется, воспитатель обращает внимание на подсказки, дает возможность ребенку еще раз провести эксперимент и выбрать подходящее дерево).

В. Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Злая волшебница написала в письме, что плоды груш должны висеть на самом большом дереве. Правильно, мы сделали? (Дети отвечают). (Таким же образом воспитатель спрашивает и про другие деревья).

В. Это дерево называется - яблоня, на ней растут плоды, которые называются  … (Ответы детей).

В. Это дерево называется слива, на ней растут  плоды, которые называются … (Ответы детей)

В. А это дерево называется груша, на ней растут плоды, которые называются … (Ответы детей)

В. Мы с вами справились с заданием и расколдовали фруктовый сад.

В. А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру. Выходите на ковер. Осень, пора сбора урожая. Представьте, что вы плоды фруктовых деревьев. А я буду собирать урожай фруктов.  (На ковер выкладывается два обруча, которые выполняют функцию корзинок. И с двух сторон, ставятся кругом стульчики, по количеству игроков, в каждой команде, это деревья). (Воспитатель надевает  на детей шапочки маски с изображением фруктов).  Вот ваши деревья, это яблоня, садитесь на «веточки-стульчики» яблочки, а вот это дерево-груша, садитесь на « веточки-стульчики» груши. А вот это корзинки. В желтую корзинку я буду собирать груши, потому что они желтые,  а в красную корзинку… я буду собирать…

В. Ребята,  что мне нужно собрать в красную корзинку? А почему? (Дети отвечают) Все фрукты должны поместиться в корзинках. Пока звучит музыка вы должны двигаться по группе, как только музыка закончится вы должны сесть на веточку-стульчик, кому стульчика не хватило, того я отправлю в корзинку. (Воспитатель ,  каждый раз убирает по одному стульчику с каждой команды).

В. Вот остались плоды, которые крепко держатся на веточках, и мне придется потрудиться, чтобы их сорвать. (Воспитатель с наигранным усилием, берет детей, которые стались сидеть на последних стульчиках  за руки,  и отправляет в корзинки, заранее путая их местами).

В. Ребята, правильно ли я разложила фрукты по корзинкам, ничего не перепутала? (Дети исправляют ошибку воспитателя, меняясь местами).

В. Ну, вот, поспешишь, людей насмешишь.

В. Вот мы с вами поиграли. А теперь, я предлагаю немного потрудиться. Вы любите  мамам помогать? (Ответы детей).

В. Ну,  тогда идите скорее сюда. Садитесь на стульчики. (Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом возле тумбы).

В. А ваши мамы любят готовить? (Ответы детей).

В. А что ваши мамы готовят из фруктов? (Ответы детей).

В. А что еще можно приготовить из фруктов? (Дети высказывают свои предположения).

В. Все верно, из фруктов можно готовить: варенье, компоты, сок, печь пироги и пирожки.

В. Вот сегодня, я предлагаю вам приготовить компот из фруктов на зиму.

В. Что нам  понадобится, для того, чтобы приготовить компот, как думаете? (Дети высказывают свои предположения).

В. Начнем, пожалуй, с посуды, какую посуду мы выберем (Воспитатель предлагает детям на выбор банку, тарелку, кружку, дети выбирают, лишнее воспитатель убирает в тумбу).

В. Ну вот, мы уже решили, в чем у нас будет компот, а из чего мы будем готовить компот? (Дети высказывают свои предположения).

В. Здесь на тарелке лежат фрукты и овощи. Будьте внимательны. Для компота нам понадобятся только фрукты.

(Дети укладывают фрукты в банку, выбирая их из тарелки,  в которой также лежат и овощи).

В. Все мы сделали компот, или еще нет. Его можно уже пить? (Ответы детей)

В. А что еще нужно положить в банку? (Дети высказывают свои предположения и кто-то из них наливает воду из кувшина в банку при помощи воспитателя)

В. А чтобы компот стал сладким, что еще нужно положить? (Дети высказывают свои предположения, и кто-то из них сыпет сахар в банку).

В. А чтобы в компот не попали микробы и мусоринки, что нужно сделать? (Ответы детей).

В. А какая крышка подойдет? (Воспитатель предлагает детям на выбор разные крышки, и кто-то из детей подбирает подходящую, накрывают банку с помощью воспитателя).

В. Вот видите, как у нас хорошо получилось, теперь мы сможем помочь и нашим мамам, приготовить компот.

Итог занятия:

- Ребята, на чем растут фрукты? (Ответы детей)
- Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Ответы детей)
- Какие плоды растут на яблоне? Груше? Сливе? (Ответы детей)

- Что мы, с вами приготовили из фруктов? (Ответы детей).
В.  Мы с вами, хорошо потрудились, теперь пришла пора,  полакомиться дарами, которые принесла нам Осень. Но, что же, делать, ведь здесь только три фрукта, а нас много?
(Ответы детей)

В. Тогда идите, мойте руки и садитесь за стол, а я пока поделю фрукты на всех, чтобы всем досталось по кусочку, и никому не было бы обидно. (Дети уходят мыть руки, а воспитатель делит фрукты на всех и раскладывает их по краю тарелочек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Методическая разработка в помощь учителю-дефектологу при подготовке к занятиям по ознакомлению с окружающим миром по теме "Космос" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: «Космическое путешествие»Задачи:Образовательные: - Формировать представления детей о космосе;- формировать представления детей о космических объектах ( Земля, Луна, Солнце, кометы);-...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"...

Конспект НОД по окружающему миру на тему «Посуда» для детей среднего дошкольного возраста.

Закреплять знания детей о посуде, ее разновидности (чайная, кухонная, столовая), ее назначении. Расширять словарный запас за счёт имён существительных (чаепитие, конфетница, салатница, селедочница), и...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Всемирный день рек» для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие систематизирует знания детей о реке, ее назначении, знакомит детей с рекой родного края, формирует экологическую культуру детей....

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром по теме " Посуда" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Данный материал позволит расширить и систематизировать представления детей о видах посуды, ее назначениии, материалах из которых она изготовлена. Презентация составлена на мтериалах сети интернет, нах...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР

Занятие учителя-дефектолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР.Тема — Продукты питания. Витамины...