Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Юные химики»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Агеева Елена Геннадьевна

Учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования, через профессию Химик-лаборант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_himiki.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности

Тема: «Юные химики»

(подготовительная к школе группа)

Подготовила: воспитатель Агеева Е. Г.

Смоленск 2018

Цель: Учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования, через профессию Химик-лаборант.

Задачи:

- познакомить с профессией Химик-лаборант, познакомить с наукой химией

- дать элементарные представления о соде, ее свойствах, нахождении в природе, в получении и применении.

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать

- воспитывать у детей интерес к профессии Химик-лаборант

- воспитывать познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Оборудование: сода, вода, сахар, уксус, лимонная кислота, пищевые красители, жидкое моющее средство, медали, фото химиков – лаборантов, стаканы, блюдца, ложки, белые халаты.

Предварительная работа: Беседа с детьми о разнообразии профессий. Практические опыты с водой, воздухом, камнями, песком. Беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов, дидактические игры.

Обогащение словаря: Химия, химики – лаборанты, ученые, пищевая сода, вещество, пищевые красители, реакция, вулкан.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычное занятие. Наша группа превратится в настоящую лабораторию, в которой вы будете – младшими научными сотрудниками. В каждой научной лаборатории очень бережно относятся к сотрудникам. Поэтому, начнем с техники безопасности (повторить и озвучить вместе с детьми).

Все мы в детстве читали немало сказок о феях и волшебниках, но в жизни нет, ни тех, ни других. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, которые вооружены знаниями. Наука – вот волшебница. А химия – это наука о веществах и превращениях, а люди, которые работают с веществами и проводят опыты, называются химиками-лаборантами.

Так как химия – это наука о веществе, то разумно было бы предположить, что на обычной домашней кухне много разных веществ.

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию, давайте с Вами посмотрим.

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал.

Ничего химического, вы скажете, здесь нет. Обычные продукты питания

Но не тут то – было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия. СЛАЙД

Например:

Соль – хлорид натрия

Пищевая сода – гидрокарбонат натрия

Уксус – уксусная кислота

Сахар – сахароза

Крахмал – полисахарид

Молоко – лактоза

СПЛОШНАЯ ХИМИЯ!

Первичные знания детей о соде

Воспитатель: А о каком химическом веществе мы будем говорить сейчас, вы узнаете, отгадав загадку: СЛАЙД

«Купил 2 года назад, а до сих пор не кончилась»

- А что знаете вы о соде?

Подведем итог:

- это белый порошок

- без цвета и запаха, вкус – солоновато – мыльный

- хорошо растворима в воде

- при нагревании не горит и не меняет цвет.

Благодаря своим способностям хорошо растворяется в воде, а так же вступает во взаимодействие с кислотами, образуя в результате реакции углекислый газ, сода находит применение:

- при выпечке различных изделий

- в медицине для приготовления антибиотиков

- в производстве стекла

- лаков, красок

- для косметологических целей.

Экспериментальная часть

Воспитатель: Настало время провести ряд химических опытов в нашей лаборатории. Мы попробуем вам раскрыть всего лишь несколько секретов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии..

Само главное – соблюдать правила техники безопасности.

  1. Опыт с уксусом и содой «Вулкан»

Пищевая сода – это гидрокарбонат натрия.

Уксус – бесцветная жидкость с резко – кислым вкусом и ароматом. Он содержит уксусную кислоту.

При их смешивании происходит химическая реакция – выделяется углекислый газ и вода. Это видно из опыта – смесь пузырится и начинает увеличиваться в объеме. Поэтому получается так называемая лава вулкана.

Применение:

Такое свойство соды и уксуса применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку – пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называют «гашением соды».

Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто и выпечка становится воздушной и пористой.

Самое же главное при использовании соды – тесто сразу же нужно выпекать, так как химическая реакция быстро проходит.

Мои действия:

- Отрезала горлышко от пластиковой бутылки – это основа вулкана

- снизу горлышка налепила пластилин и поставила поднос

- насыпала внутрь бутылки 2 ст. л . соды и добавила красную пищевую краску для красоты вулкана

- пока вулкан спит

- налила сверху в горлышко бутылки уксус смешанный с небольшим количеством Фейри.

- началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой.

2. Опыт с содой и уксусом «Надуй шар»

Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

Мои действия:

- налила воду в бутылку и растворила 5 ст. л. Пищевой соды

- в отдельном стакане смешала сок лимона с уксусом и вылила в бутылку

- очень быстро надела шарик на горлышко. Наблюдала, как шарик надувался.

3. Опыт «Лава – лампа»

Жидкости разделяются слоями, так как имеют разную плотность – масло, как менее плотное будет сверху, краситель – снизу.

Шипучая таблетка содержит лимонную кислоту и соду. Вещества таблетки, реагируют с водой и в результате химической реакции, выделяется углекислый газ, который подхватывая частицы красителя, стремится к верху. Далее газ благополучно покидает стакан, а частицы красителя возвращаются обратно вниз. И так далее.

Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости получается интересная и очень красивая лава.

Мои действия:

- наливаю воду в сосуд, примерно на 2/3 объема

- в сосуде с водой разбавляю красный пищевой краситель

- оставшуюся часть сосуда заполняю растительным маслом. Немного жду, пока через некоторое время слои жидкостей разделятся, то есть между ними будет видна четкая граница.

- бросаю в емкость шипучую таблетку. После этого наблюдаю красивейший эффект лавы.

4. Опыт «Танцующие червячки»

Для опыта нам понадобились: мармеладные червячки, пищевая сода, уксус, разделочная доска, нож, два чистых стакана.

На червячках образуются пузырьки углекислого газа, которые тянут их к поверхности, заставляя их извиваться. У поверхности пузырьки лопаются, и червячок падает на дно, образуя новые пузырьки, которые снова выталкивают его наверх.

Так будет продолжаться до тех пор, пока из червячка не выйдет вся сода. Для лучшего эффекта использовать за раз стоит около 4 червячков, чтобы они могли свободно «танцевать» в стакане.

Мои действия:

- мы разрезали каждого червячка на 4 части (нож лучше предварительно смочить водой, что бы мармелад не так сильно прилипал)
- развели в теплой воде 3 ст. л. Пищевой соды.

- потом опустили наших мини-червячков в раствор с содой

- затем достали их вилкой по одному и переложили в стакан с уксусом. Они сразу начали обрастать «пузырьками» и, танцуя, «рваться» к поверхности.

Воспитатель: На этом наше с вами путешествие в тайны химии заканчивается. Будьте внимательнее к тому, что вас окружает, учитесь наблюдать…

У природы миллионы тайн,

Даже человек ее творенье

Чтобы все загадки разгадать

Требуются знанья и терпенье.

Ничего, что вы еще малы,

И порою тяжело учиться,

Только любознательным, друзья

Могут тайны эти приоткрыться

Рефлексия

Итак, мы приоткрыли завесу над удивительными тайнами замечательной науки – химии.

Нам хотелось бы узнать, сегодняшнее занятие было для вас интересным и полезным или скучным и ненужным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ д/с №37 г. Ельца Тема: "Путешествие по стране пожарной безопасности"

Программные задачи:·        Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,о пожароопасных предметах и ситуациях, которые могут угрожать жизни и здо...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Лёд-вода»

В данном конспекте представлен материал посвященной изучению превращения льда в воду....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие с Колоском»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе содержит следующие методы и приёмы реализации содержания занятия:Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспит...

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему:

Цель: Расширить представление детей о зимних явлениях в природе.            -Закрепить знания детей о зимних месяцах...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в рамках месячника профессионального мастерства на тему: "Мыло - фокусник"

Конспект открытого занятия  по познавательно - исследовательской деятельности в рамках месячника профессионального мастерства на тему: "Мыло - фокусник"Цель:: познакомить детей со свойс...