Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему:
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гайирбекова Вазипат Магомаевна

Цель: Расширить представление детей о зимних явлениях в природе.

            -Закрепить знания детей о зимних месяцах;

             -Активизировать словарный запас (метель, иней, изморось, наст,      гололед, оттепель)  (пуй бахъин, саг1у, март1, хъухъ, нухазда ц1ер ч1вай, ц1унц1улик1)

       -Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_poznavatelno.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности  в старшей группе на тему:

                           «Зимние явления в природе»

Цель: Расширить представление детей о зимних явлениях в природе.

            -Закрепить знания детей о зимних месяцах;

             -Активизировать словарный запас (метель, иней, изморось, наст,      гололед, оттепель)  (пуй бахъин, саг1у, март1, хъухъ, нухазда ц1ер ч1вай, ц1унц1улик1)

       -Учить получать знания о свойствах снега в процессе                     экспериментирования.

Материал для ООД:

-запись метели, тарелочки со снегом. Формочки. Голубая бумага, белая гуашь, кисточки тонкие, баночки с водой, маленькие льдинки в форме кубиков, ёмкости с тёплой и холодной водой, соль, ложечки ,поднос, картинки с изображением зимнего пейзажа, снегопада, инея, измороси, метели, оттепели ,сосулек, снега.

Интеграция ОО:

-Развитие речи;

-Художественно – эстетическое развитие;

-Социально – коммуникативное развитие;

-Физическое развитие.

Ход  ООД:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Какое сегодня у вас настроение?

Дети: Хорошее!

В: Посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам. Давайте, поделимся хорошим настроением со всеми. Улыбнёмся друг – другу и нашим гостям и скажем: «Здравствуйте, дорогие гости!» (Дети здороваются с гостьями)

В: Ребята, мы знаем, что у нас 4 времени года. Они, сменяя друг- друга, каждый приходит к нам в гости. Кто знает, какое время года сейчас у нас в гостьях?

Дети: Зима.

-Правильно, сейчас у нас зима. А сколько месяцев у зимы?  Кто мне их назовет? (Ответы детей)

-Молодцы, ребята, у зимы, как и у других времен года 3 месяца: Декабрь. Январь, Февраль. А какие стихотворения  про зиму вы знаете?

(Дети читают стихотворение  И.Сурикова  «Зима»

-Молодцы. Ребята! А теперь посмотрите на эти картинки и скажите, какие зимние явления вы здесь видите:

Дети: снегопад, метель, гололед, снег, иней и т.д.

В: Как называется зимнее явление, когда идет сильный снег, дует и завывает ветер?

Дети: Метель.

В: Правильно. Дети, это метель. Но зимой бывает и так. Что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка - наст. На крышах появляются сосульки. Такое состояние погоды называется оттепель.

Иногда идет мелкий дождь, это явление называется изморосью. Когда заканчивается изморось и ночью немного подмараживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней. (по ходу показа картинок и обсуждения звучит спокойная музыка)

В: (Включает запись метели) Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? На что это похоже?

ети: Метель.

В: Молодцы, это метель. А что такое метель, кто запомнил?

(Ответы детей)  Молодцы, это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно. А теперь, ребята, садитесь за столы. Это наша «лаборатория», где мы будем экспериментировать со снегом. Хотите?

Дети: Да!

В: Так, как зимой главное снег, мы будем изучать снег. (воспитатель приносит тарелочки со снегом и пустые формочки) – Ребята, давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в теплом помещении. Каким становится снег. Давайте потрогаем  его.  Какой он? (холодный)

-Возьмите снег в ладошки, подержите немножко. Каким стал снег? (мокрым, снег стал таять). Что можно сделать с таким снегом?

Дети: Можно скатать комочек.

В: Что происходит со снегом. Когда мы катаем в руках?

Дети: Снег тает, превратилась в  воду.

В: У нас в группе тепло, ваши ладошки тоже тёплые – поэтому снег тает. В тепле снег тает.

В: А теперь мы проведем опыт. Посмотрите, у вас на столах по две кружки с водой. Потрогайте их и скажите: какая вода в первой кружке? (холодная). А во второй? (теплая). А если опустить в обе баночки одинаковые комочки снега, что произойдет? (Снег будет таять)

-А давайте проверим… Опустите в обе баночки по комочку. Что произошло?
Дети: Снег растаял.

- В какой баночке снег растаял быстрее? Почему?  (Ответы детей)

Правильно, ребята. В теплой воде снег растаял быстрее, чем в холодной.

А как вы думаете.  Снег прозрачный  или нет? (Ответы детей) Давайте проверим: .перед вами лежат геометрические фигуры. Какого  они цвета? (Ответы детей) Если положить одну геометрическую фигуру на пустую тарелку и сверху  положить снег, видно ли фигуру под снегом? Давайте проверим. Положите на тарелку фигуру и положите сверху снег. (Дети выполняют задание)  -Видна фигура под снегом?

Дети: Нет!

-А если другую фигуру опустить в воду, то видно ли будет её? Давайте проверим. Опустите другую фигуру  опустить в воду, видна ли будет фигура?

(Дети выполняют)

Дети: Да, видна!

В: вот мы и узнали, что снег не прозрачный. Ребята, когда тает снег, то превращается в воду. А когда замерзает вода, во что она превращается?

Дети: Она превращается в лед.

В: Ах, какие вы у меня молодцы, все знаете! Правильно сказали. Но мы и это проверим. Мы нальем воду в формочки и поставим на улицу, на мороз. А потом, после занятия, проверим, замерзла ли вода и во что она превратилась.(наливает воду в формочки для льда и ставят на поднос, а мл. воспитатель выносит поднос на улицу)  

 Ребята, еще до начала занятия, я принесла  в группу снег в тарелочке и оставила, чтобы он растаял. Как вы думаете, снег чистый? (Ответы детей)

А теперь, посмотрите на воду от таяния снега. Можно ли назвать её чистой?

Дети: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.

-Во время снегопада, снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нем содержится много грязи и микробов.

В: Ребята, вы устали? Давайте встанем и немножко поиграем. Вот я принесла «снежки», поиграем? (Играют  в игру) Молодцы, садитесь на свои места.

В: . Как вы думаете, из чего состоит снег? (Ответы детей)

- Снег состоит из снежинок. А какая она – снежинка? (легкая, прозрачная, ажурная, красивая, белая, легкая) По форме снежинки похожи на шестигранные звездочки, но похожих друг на друга не бывает. А сейчас мы нарисуем снежинку, у каждого из вас будет своя снежинка.(Дети рисуют снежинку, а по окончании работы размещают на доске)

В: Ребята, посмотрите. Какие красивые, не похожие друг на друга снежинки у вас получились.

Ребята, понравилось, то чем мы сегодня занимались?

-Что нового узнали о снеге? О каких зимних явлениях вы узнали?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Кто был самым активным из вас. Кто больше всех отвечал на вопросы воспитателя?

Какие новые слова вы сегодня узнали?

Мне вы все понравились, молодцы!

 

 

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме:

                                   «ЗИМА»

Цель: Активизировать словарь по теме «Зима»;

-Учить подбирать слова – антонимы и синонимы;

-Закрепить навыки согласования прилагательных с существительными;

-Развивать память. мышление, обогатить словарный запас детей.

Материал:

-Кукла «Снеговик», волшебная коробочка, картинки с изображением предметов, картинки – пазлы, снежинки бумажные, аудиозапись («Три белых коня», «Зима»), картинки по теме «Зима», альбомные листы. Гуашь коричневая, кисточки. Баночки с водой, салфетки тряпочные. Фланелеграф.

Ход ООЛ:

(Под музыку «три белых коня» дети вбегают в группу)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.

Все мы за руки возьмёмся

И друг – другу улыбнёмся,

Слева друг и справа друг

Улыбнёмся все вокруг.

От ваших улыбок в группе стало тепло, уютно и светло.

-Ребята. Давайте посмотрим в окно, что мы видим?

-Какая погода на улице?

-Какое время года сейчас?

-Сколько месяцев у зимы? Кто скажет?  

     

                            (ответы детей)

В: А теперь садимся на стульчики. Сегодня к нам пришёл «Снеговик» и принес волшебную коробочку. Он говорит, что там много интересных заданий для вас. Он хочет выяснить, кто из вас больше всех знает о зиме. За каждый правильный ответ он будет давать волшебную снежинку, а в конце занятия самый умный и находчивый получит от него подарок.

-Сейчас мы посмотрим, какие задания есть в волшебной коробочке.

(Воспитатель предлагает одному ребенку взять карточку с заданием)

Первое задание: «ВОПРОСИКИ»

-Что такое зима? (время года)

-Когда наступает зима?  (в декабре, после осени)

-Какие деревья зимой?  (без листьев)

-Что происходит с реками?  (замерзают)

-Как зимой одеты люди? (в теплые вещи)

-Как ведут себя животные и птицы зимой?  (медведь и ёжик спят, другие ищут корм, птицы стараются быть поближе к людям)

В: Молодцы! Вот вам снежинки от Снеговика, за каждый правильный ответ.

-А теперь достаем второе задание. (предлагает ребенку достать задание)

 Второе задание: «ЗАГАДКИ»

1.Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает?  (Зимой)

2.Бел, да не сахар, ног нет, да идет  (снег)

3.Без досок. Без топоров, через реку мост готов  (лед)

4.Мы его слепили ловко,

Глазки есть, и нос морковка.

Чуть тепло – заплачет вмиг

И растает -  (снеговик)

5.Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло – оно все сошло.  (снег)

В: И с этим заданием Снеговика вы справились, и он дарит вам снежинки, всем кто дал ответ.

-Следующее задание достает …(ребенок достает задание) и это задание…

Дидактическая игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

В: Из предлагаемых 4 картинок   нужно убрать лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя. Справимся с заданием?

Дети: Да!

 -шарф, шапочка, куртка, футболка  (Футболка, одевается летом)

-сапожки, ботики, босоножки, теплые ботинки.(Босоножки)

-снег, снежинки, сосульки, цветок. (Цветок)

-пальто, куртка, шуба, плащ.  (Плащ)

-рубашка, футболка, плащ, пальто.  (Пальто)

(К фланелегрфу  подходят по  одному ребенку и выполняют задание.  За каждое правильно выполненное задание,  получает снежинку)

В: Молодцы, у каждого из вас увеличивается количество снежинок.

А теперь следующее задание (достает ребенок).

Следующее задание  игра  «КТО БОЛЬШЕ»

В: В этом задании нужно придумать и назвать больше прилагательных к словам.

-Снег  (какой?)  -белый, холодный, пушистый

Лёд   (какой)  скользкий, гладкий, прозрачный

Зима  (какая?)  снежная, морозная, холодная, красивая, теплая.

В: Какие вы умницы! Получите снежинки от Снеговика.

В: Ребята, а теперь мы немножко поиграем. Встаньте в круг, делаем движения в соответствии с текстом

                         Зайка беленький сидит

                           И ушами шевелит

                           Вот  так, вот, так

                           Он ушами шевелит
         

                            Зайке холодно сидеть

                             Надо лапочки погреть

                             Вот так, вот так

                             Надо лапочки погреть

                              Зайке холодно стоять

                            Надо зайке поскакать

                               Вот так, вот так.

                               Надо зайке поскакать

                               Зайку Мишка напугал

                              Зайка прыг и ускакал.

В: А теперь посмотрим, какое следующее задание приготовил нам снеговик.

Кто достанет задание?  (Ребенок достает задание)

Пятое задание «ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

В: Мне принесли сочинение о зиме. Послушайте и скажите, все ли правильно здесь написано:

-Наступила холодная зима. Выпал снег. Я с горки катаюсь на велосипеде. Ребята катались на санках. Мы ходили в лес и видели там медведя.

 Потом мы взяли клюшки  и пошли играть в футбол. Как мне нравится зима!

В: Ребята, все ли тут правильно написано, какие ошибки тут допущены. Кто скажет?

(Ответы детей)

- Правильно.  В сочинении допущены ошибки:

-Медведи зимой спят; Зимой на велосипеде не катаются; Клюшками зимой в футбол не играют. (за правильный ответ получают снежинки)

-Следующее задание достает…( ребенок достает задание)

Задание№6: «СКАЖИ  НАОБОРОТ»

В: ребята, в этом задании нужно подбирать антонимы – слова с противоположным значением.

-Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

-Летом день длинный, а зимой …(короткий)

-Весной на реке лед тонкий, а зимой …(толстый)

-Снег мягкий. А лед …(твердый)

-Одни сосульки длинные, другие…(короткие)

(Дети отвечают, воспитатель за каждый правильный ответ дает снежинку)

В: (Заглядывает  в коробку)  В коробке остались еще задания. Кто достанет следующее  задание? (Ребенок достает задание)

-Задание№7 «СОСТАВЬ КАРТИНКУ»

В: Для выполнения этого задания, нужно сесть за столы. (Дети садятся за столы) Перед каждым из вас лежат картинки с зимним пейзажем, они разрезаны. Вы должны составить из частей целую картинку. Сможете?

-Дети: Да!

-Приступайте к работе, кто первый соберет картинку, тот получит снежинку.

(дети выполняют задание, каждый , кто собрал картинку, рассказывает что там изображено.)

В: Молодцы, справились с заданием! А у нас осталось еще одно задание.  Это задание «НАРИСУЙ ЗИМНЕЕ ДЕРЕВО»

Для этого задания  перед вами лежат тонированные листы бумаги, гуашь, кисточки. Вы же знаете, какое бывает дерево зимой? Рисовать будем необычным способом – монотипией. (воспитатель объясняет и показывает как рисовать)  Начинайте рисовать. Первый, кто закончит, получит снежинку, а все работы мы поместим на выставке. (Дети рисуют дерево. Звучит тихая, спокойная музыка. Дети, по окончании работы, размещают свои рисунки на доске)

В: Молодцы все! Вижу, как много снежинок вы заработали!

-Ребята, скажите, о каком времени года мы говорили сегодня?

-Какие задания выполняли? Какое задание больше всего понравилось вам?

-Кто из своих товарищей вам больше всех понравился вам сегодня?

А мне вы все понравились, вот Снеговик, за то, что вы так хорошо поработали и много знаете о зиме, принес нам в подарок сладости. Угощайтесь.

Спасибо вам всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки

Конспект  открытого занятия  по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие с Колоском»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе содержит следующие методы и приёмы реализации содержания занятия:Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспит...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста по теме: "На воде и под водой"

Цель:Расширить знания детей об окружающем мире через познавательно – исследовательскую деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о воде.Задачи:-Учить детей понят...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ»

laquo;Все профессии важны, все профессии нужны»Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.Задачи. Образовательные: продолжать знакомить с новыми профессиями, обобщать и...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда берется вода? Конденсация воды»

Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду  при охлаждении пара....