Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Воздух-невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию

в старшей группе

на тему «Воздух-невидимка»

Воспитатель: Козлова О.М.

Цель: продолжать знакомить детей с неживой природой - воздухом; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. Обобщить, уточнить ранее полученные знания детей о свойствах воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления.
  2. Развивать навыки детей проведения элементарных опытов. Расширять и активизировать словарь детей; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  3. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Предварительная работа: беседы про воздух, свойства воздуха, загадывание и разгадывание загадок о воздухе, чтение сказок в которых присутствуют герои, умеющие летать, эксперименты с водой.

Оборудование и материалы:

у воспитателя - полиэтиленовый пакет, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, воздушные шарики по количеству детей, эмоциональный герой «Летунчик», веер.

у детей - стакан с водой, трубочки для коктейля, салфетки, полиэтиленовый пакет, веер.

Ход занятия

Организационный момент

В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли учёных и заняться исследованиями в нашей научной лаборатории.

А чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

В-ль: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и будем делать опыты как настоящие учёные, узнаем «Зачем нам нужен воздух?», «Каким он бывает?»

Основная часть занятия

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

-Ребята, что вы слышите? (Ответы детей.)

-А я слышу шелест и представляю, как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите?

-Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

-Кто это к нам прилетел? (воздушный шар)

-А почему он называется воздушным? (ответы детей)

В-ль: Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное, какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети: Винни-Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлсон, Змей-Горыныч.

В-ль: А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети: Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

В-ль: Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы с вами станем учеными и проведем опыты.

Практическая часть занятия

1 опыт. «Обнаружение воздуха»

-Скажите, мы воздух видим?

-Как вы думаете, поймать мы его можем?

-Я вам сейчас покажу. Давайте пройдет в лабораторию.

-Что в пакете?

-Теперь сложим пакет несколько раз. Посмотрите, какой он? (тоненький)

-Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и скрутим открытый конец. Посмотрите, пакет стал упругим и плотным.

-А теперь что вы видите? (в пакете воздух)

-А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом? (плоский и тоненький)

-Вокруг нас находится воздух, только мы его невидим. Чтобы его увидеть, нам надо его поймать.

ВЫВОД: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

 

2 опыт. «Как увидеть воздух?»

В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

Дети: Пузырьки.

В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух.

ВЫВОД: Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.

-Ребята, а ведь воздух нужен не только для дыхания.

В-ль: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте встанем и немного отдохнем.


Физкультминутка:

Воздух-невидимка,

(руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять!                      

(«зовут»)

Воздух-невидимка,                

(руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать?              

(Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу,      

(бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду!   

(потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, 

(шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду!          

(руки накрест к плечам) 

Если вместе с папой в горы я пойду, 

(тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду!    

(«фонарики»).

3. Игра «Угадай по запаху».

В-ль: А как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Вы чувствуете запах воздуха?

Сейчас проведём такой эксперимент: Закройте глаза, Я мимо вас пронесу предмет, а вы по запаху определите, что это?

(Воспитатель подносит чеснок).

ВЫВОД: Значит, по воздуху распространился запах, и мы его чувствуем.


Воспитатель: Все люди дышат через нос, давайте покажем, как мы дышим. (показывают)

Затем проходят и садятся за столы.

4 опыт с бумажной салфеткой

5.опыт «Как почувствовать воздух»

В-ль: Запах чеснока неприятен, так и хочется перестать его чувствовать, давайте попробуем не дышать, зажать нос пальчиками. Дети зажимают нос и стараются не дышать.

- Вот видите, мы не можем жить без воздуха ни минутки. Какой вывод мы можем сделать? Всему живому на земле нужен воздух: и людям и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут.

Но всё же хочется, чтобы запах чеснока исчез. Как же нам это сделать? Может быть, ветер нам поможет. А что такое ветер? Где нам его взять?

Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера.

-Возьмите веер и помашите на себя. Потом друг на друга.

-Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.)

ВЫВОД: Значит, когда воздух движется, получается ветер; воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение. И воздух разносит запахи.

А теперь давайте вернемся из лаборатории в наш детский сад.

Заключительная часть занятия

- Ребята, что вы сегодня узнали?

-Какие свойства воздуха мы узнали?

-Что понравилось вам больше всего?

А сейчас я попробую надуть шарик.

Воспитатель берет «Летунчик» и дарит каждому ребёнку по воздушному шарику на память.

В-ль: На этом, ребята, наша сегодняшняя работа в научной лаборатории заканчивается, и мы сейчас с вами отправимся на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки

Конспект  открытого занятия  по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Овощи

Конспект открытого занятия на начала учебного года по познавательному развитию в старшей группе. ТЕМА: ОВОЩИ.Программное сожержание:1)Закрепить знания детей об овощах.2)Учить находить сходства и отлич...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ»

laquo;Все профессии важны, все профессии нужны»Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.Задачи. Образовательные: продолжать знакомить с новыми профессиями, обобщать и...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда берется вода? Конденсация воды»

Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду  при охлаждении пара....