Ознакомление с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру

Садыкова Марина Николаевна

Ознакомление с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_ood_-v_mire_arhitektury.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №2

Структура методической разработки организованной образовательной деятельности

  (конспект занятия)

ФИО педагога (педагогов)

Горошенкина С.Г.,  Садыкова М. Н.

Должность

Воспитатели

Место работы

МБДОУ «Детский сад№4»

Возрастная группа

Подготовительная

Образовательная область

Познание

Тема занятия

 «Деревянное зодчество»

Используемая

образовательная программа

Цель

Познакомить детей с деревянным зодчеством России и родного города Чистополь.

Программные задачи

Формировать  знания о возникновении и истории деревянных домов на Руси, и их особенностях. Рассмотреть знания о высочайшем мастерстве умельцев строить деревянные дома. Дать детям представление из чего состоит дом (изба) об украшениях деревянного дома, о резьбе по дереву.

Развивать у детей художественный вкус, эстетическое восприятие увиденного, интерес к народному творчеству

Воспитывать любовь к своей стране, малой родине, чувство гордости и потрясение за свою культуру.

Предварительная работа

  1. Рассматривание альбомов, подбора открыток и картинок «Деревянное зодчество»
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
  3. Подготовка фото выставки «Деревянные дома Чистополя».
  4. Целевые прогулки по улицам нашего города. Рассматривание деревянных домов и построек.
  5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о русской избе

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность, раздаточный материал)

  1. Презентация: «Деревянное зодчество»
  2. Кукла-игрушка: «Домовенок-Кузя»
  3. Холщовый мешочек с сучками, с пилами деревьев (сосна, елка, липа, кусочки мха, иголки сосны и елки)
  4. Распечатки домов с недостающими элементами (без окон, без крыши, дом без крыльца)
  5. Конверт-письмо

Структура занятия

Интеграция образовательных областей

Словарная работа

Этапы работы

Вводная часть

Дети входят в группу и видят на столе письмо.

Воспитатель: Ребятки, давайте посмотрим, для кого это письмо (Читаю)

Воспитатель: Ребята, да это же нам письмо, но что-то автора нет. Давайте его прочитаем!

Здравствуйте ребята,

В детском садике живу

С самого открытия,

Без меня здесь ни прошло

Ни одно событие.

Как живете, как поете

Что на завтрак, на обед

Все я знаю, все я слышу

Ведь живу я много лет.

Знаю все ваши секреты

Могу много рассказать,

Воспитатель: Дети, как вы думаете кто это?

Да это наш домовенок Кузя!

Дети давайте пригласим нашего Кузю на занятие и пусть нам расскажет как строились дома  на Руси, ведь издавна верили что в каждой избе живет  домовой. (слайд №2)

Появляется игрушка домовенок Кузя.

Основная часть

Здоровается с детьми

Кузя: А вот и я, узнали дети вы меня? Мне хочется рассказать вам  много нового и интересного, о том как строились дома на Руси и что такое «деревянное зодчество»

Воспитатель: Дети как вы думаете, из каких материалов можно построить дом?  

Из дерева – деревянный, из кирпича – кирпичный, из шлака - шлаковый.

Воспитатель: Кузя, а что это у тебя за мешочек интересный?

Кузя: А вы вот угадайте:«Сколько прожил молодец!

   Столько в нём внутри колец!» (Спил деревьев)

Кузя: Правильно! Это всё  деревья, посмотрите мои интересные предметы.

Дети рассматривают спилы деревьев (сосны, елки, липы, хвойные иголки, мох)

Воспитатель: Дети понюхайте эти предметы, как они приятно и вкусно пахнут, приложите спилы к щеке.

Воспитатель: Теплое дерево или нет? (Ответы детей)

Кузя: Правильно! Дерево теплое, приятное на ощупь, вкусно и ароматно пахнет, мох тоже очень мягкий.

Воспитатель: Что же ты хочешь нам сегодня рассказать, Кузя?

Кузя:  А хочу я вам рассказать и показать именно с чего начиналось строительство домов. (Слайд №3)

А вот смотрите и слушайте.

С давних времен русские люди селились по берегам рек и там, где много лесов. Леса – это хороший строительный материал для дома. Русь издавна называли «деревянной»

Воспитатель: Дети, а знаете ли вы почему Русь называли «деревянной»? (Ответы детей)

Кузя: На Руси строили деревянные крепости, храмы, колокольни, избы, дворовые постройки, ветряные мельницы, колодцы, оборонные крепости.

«Русь «деревянная», края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздорные русские песни поют.»

Кузя: Как же называли мастеров, которые занимались постройкой деревянных зданий? (Плотники) (Ответы детей)

Да, это человек, который умел укладывать бревна так,  что и щелочки не увидишь.

В народе говорили, что избу не строили,  а  «рубили» делали «сруб»

Воспитатель: Дети как вы думаете, каким же инструментом пользовался плотник.(ответы детей)

Кузя: Да, основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, обтесывали с бревен кору, им же вырубали в бревнах углубление для плотного их прилегания друг другу, из обработанных  бревен складывали стены дома – сруб. Между бревнами укладывали  мох  для утепления.  (Слайд№4)

Когда сруб был готов, в избе прорубали окна – они были небольшими, чтобы из дома не выходило тепло. Они прорубались на главную улицу и их называли «глазами дома».

Избы украшали разными наличниками. Умельцы вырезали их по шаблону или по своему вкусу с помощью сучковой пилы (лобзика), рельефной резьбой. (Слайд №5)

Мастера украшали резьбой не только наличники, но и фасад избы, карнизы и крыши домов, столбы у крыльца и само крыльцо, перила.

Умельцы свои деревянные узоры подсматривали у природы. Узоры были в виде пышных букетов (тюльпанов, ветвистые веточки, птички и геометрические фигуры). Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Если ставни — открыты-значит хозяева дома, уже проснулись.  А если закрыты, то хозяева спят или их нет дома.

Кузя: У избы строили крышу двух видов :двускатные(похожие на шалаши) и четырехскатные (как пирамиды). Крышу украшали, коньками, «петушками» отнюдь не для простоты.(Слайд №6) Это было своего рода обереги дома хозяина. Сбоку дома прорубалась дверь, а с ней крыльцо.(Слайд №7) Крыльцо называли «руками дома». Каждый хозяин хотел сделать своё крыльцо красивым, чтобы все видели какой он гостеприимный и  украшали лестницей с перилами. Крыльцо связывало людей с соседями и всем миром. Также делались красивые, массивные ворота. Каждый мастер имел свой стиль украшения ворот, т.к. их видела вся деревня.

Воспитатель: Как много интересного ты нам сегодня рассказал, Кузя! А мы знаем пословицы о плотниках.

Дети: «Каков строитель, такова и обитель»

           «Каков мастер, такова и работа»

«Плотник – первый на селе работник»

«Не взявшись за топор- избы не построишь»

Дома на Руси строились на столетия, были большие, для всей семьи, где жили старшие и младшие поколения

Воспитатель: Дети, а вы знаете детские народные сказки? Давайте проведем викторину и вспомним, в каких сказках встречаются деревянные строения. А Кузя будет проверять наши ответы.

  1. «Какая была избушка у зайца и лисы?» (лубяная, ледяная)
  2. «Что просила старуха у старика после корыта?» (избу)
  3. «Что за избушка, которая умела поворачиваться к лесу задом, а к нам передом?» (избушка на курьих ножках)
  4. «Что был за дом, в котором поселилось много зверей?» (теремок)

А сейчас я узнаю, что нового вы узнали о доме «Чего не хватает у дома?» (показ распечаток)

Распечатка 1. Дом без окон

Вопрос-как называются окна у дома? (глаза дома)

Распечатка 2. Дом без крыши. (какие бывают крыши –двухскатные)

Распечатка 3. Дом без крыльца (крыльцо - руки дома)

Физминутка «Строим дом»

«Тук да тук» раздается всюду стук

(стучим кулачком о кулёк)

Строим дом, дом большой

(показываем крышу дома-ладошки над головой)

И с крылечком, и с трубой

(складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок

(движение губ, показываем дымок)

На двери висит замок

(руки в замок)

Кто его открыто бы смог?

Потянулись, покружились

(в соответствии со словами, выполняем движения)

Постучали и открыли

Отворили ворота

Проходите все сюда»

(разводим ладошки рук в стороны)

Воспитатель: Дети, деревянные дома имеют не только положительную сторону, но и отрицательную. А Кузя нам в этом поможет.

А сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо».

Воспитатель: Почему деревянный дом-хорошо? (Ответы детей)  

Хорошо – теплый, хорошо дышится в нем, воздух чистый, здоровый не накапливается токсичными веществами, быстро возводится, дешевле чем др. стройматериалы.

А почему плохо?

Плохо- может сгореть, легко воспламеняемый, от сырости может сгнить быстро, может напасть жук – короед, низкая шумоизоляция

Кузя: Молодцы дети все правильно ответили.

«Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле

И какой прекраснее народ?

Каждый-шепчет солнышко- хорош,

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растёшь?

Там дружок, прекраснее всего»

Воспитатель: Дети, а  в каком городе мы с вами живем?(Слайд №8)

За что вы любите свой город?

А есть ли в нашем городе красивые деревянные дома?

Много с тех пор минуло лет теперь и нашем городе строят дома из разных  материалов.

Но и в наши дни - дерево является наиболее распостраненым материалом.

«Город мой, любимый город.

Бесконечно сердцу дорог.

Тишина твоих улиц и свет из окна –

Это Родина с детства моя!»

Заключительная часть

Воспитатель: Спасибо тебе!! Нам сегодня все понравилось!

Дети, а что именно нового, мы узнали на занятии? (Ответы детей)

Правильно, мы узнали много нового и интересного о возникновение деревянных  домов на Руси и об украшении деревянного дома.
Кузя: Я очень рад, что вам понравилось и  хочу подарить вам деревянный конструктор, чтобы каждый из вас построил дом.  Может, когда вырастите и выберите профессию строителя. А мне пора уходить!!! До свидания!(Слайд №9)

Используемая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....