Исследовательско – творческий проект с детьми подготовительной группы на тему: «Чудесница вода»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Чернова Екатерина Леонтьевна

Проект разработан в силу особой актуальности, проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

     Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

      Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

      Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

       Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Очень важно научить людей и особенно детей, наше будущее поколение бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом для выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesnitsa_voda.docx49.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Колосок»
дер. Часовенная Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Экологические чтения

Номинация: «Обобщение и распространение опыта работы по экологическому образованию в учебной, воспитательной и внеурочной деятельности  в условиях реализации ФГОС»

Тема: Исследовательско – творческий проект

с детьми подготовительной группы на тему: «Чудесница вода»

Выполнил:

воспитатель I квалификационной категории

Чернова Екатерина Леонтьевна

д.Часовенная,2019

Содержание:

1.Паспорт проекта     ……………………………………………………….

2.Введение……………………………………………………………………  

3.Основная часть…………………………………………………………….

4.Заключение…………………………………………………………………

5.Список используемой литературы……………………………………….

6.Приложение………………………………………………………………...                    

 

Вид проекта: исследовательско-творческий.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель проекта: обогащение у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле, вода-источник жизни.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Задачи:

1.Обогатить представление детей о воде, её свойствах, назначении, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

2.Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность

3.Уточнить значения воды для всего живого.

4.Воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Предполагаемый результат

  • Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию.
  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Развивается речь, память, логическое мышление детей так, как ему необходимо анализировать, сравнивать и делать выводы.

Актуальность.

Проект разработан в силу особой актуальности, проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

     Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

      Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

      Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

       Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Очень важно научить людей и особенно детей, наше будущее поколение бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом для выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.

Основные направления работы:

  • эксперименты с водой,
  • НОД
  • организация развивающей среды для деятельности детей,
  • взаимодействие и сотрудничество с родителями,(социальными партнерами).

Формы работы:

  • беседы;
  • эксперименты,
  • наблюдение на прогулках,
  • подвижные и дидактические игры,
  • чтение художественной литературы,
  • выпуск стенгазет,
  • открытый просмотр НОД.

Этапы реализации проекта:

1этап-организационный:

  • информация для родителей о предстоящей деятельности.
  • подбор и изучение методической литературы по теме проекта;
  • подбор художественной литературы по теме;
  • разработка плана реализации проекта;
  • подготовка оборудования для опытов с водой.

2этап-основной

1 просмотр и обсуждение презентации «Мир воды».

2 беседы с детьми:

  • «Для чего нужна вода?»
  • «Водоемы нашей планеты»
  • «Чем отличается вода в морях и океанах от речной озерной?»
  • «Откуда в наш дом приходит вода?»
  • «Берегите воду!»
  • Отгадывание загадок

3 опытно-экспериментальная деятельность

Опыт №1 «Вода-это жидкость, не имеющая формы

Вывод: вода-это жидкость, её можно наливать, переливать.

Опыт№2 «Вода бесцветная».

На столе стоят стакан с молоком, стакан с водой.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Опыт№3 «Вода не имеет вкуса».

Предлагаю детям попробовать на вкус воду.

Вывод: вода не имеет вкуса, она  безвкусная.

Опыт№4 «Вода не имеет запаха».

Предлагаю детям понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (нет)

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Опыт№5 «В воде не все растворяется».

Предлагаю детям положить в воду соль, речной песок. Что с ними случилось?

Вывод: в воде не все вещества растворяются.

Опыт№6 «Силы воды».

В стакан пресной водой и в стакан соленой водой кладу по сырому яйцу. Что случилось с яйцами?

Вывод: соленая вода обладает большой плотностью, чем пресная и поэтому выталкивает яйцо.

Опыт№7 «Испарение воды».

На горячий чайник кладу холодную  пластмассовую крышку, через несколько секунд дети рассматривают эту крышку. Что там появилось?

Опыт№8 «Снег и лед-вода».

Рассматривание и сравнение с детьми снега, льда и воды.

4 Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Вода, не вода», «Кому нужна вода?», «Отвечай быстро», «Кто быстрее соберет?»

Подвижные игры: «Ручеек», «Море волнуется», «Караси и щука», «Водяной», «Ходят капельки по кругу».

3этап-заключительный

  • Создание альбома «Вода. Для чего нужна вода?»
  • Открытый просмотр НОД «Вода-волшебница»
  • Выпуск экологической газеты вместе с родителями «Берегите природу».

Вывод.

В процессе реализации проекта у детей расширились знания и представления о воде, ее свойствах, значимости для всего живого. Большинство детей были активны в познавательной, опытно-экспериментальной, продуктивной деятельности. Ребята научились анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. В экспериментальном центре обновлены оборудования  для проведения опытов, приобретены  плакат «круговорот воды в природе», большой новый глобус. Развивающая предметно-пространственная среда пополнилась детской энциклопедической литературой, настольно-печатными играми. Родители стали активными участниками в образовательном процессе дошкольного учреждения. Цели и задачи проекта успешно решены.

Список используемой литературы.

1.Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой..Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва 2014.

2.Т.М.Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5- 6 лет. Воронеж 2004.

3.А.И. Иванова. Организация детской исследовательской деятельности. Издательство «ТЦ Сфера».

4. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова.

.Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва 2007.

 5.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Москва 2015.

6.Н.М. Зубкова. Пять тысяч - где, семь тысяч- как, сто тысяч- почему. Санкт-Петербург 2010.

7.О.А. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Москва 2005.

Приложение к проекту

Стихотворения о воде

          Волшебница вода

Вы, слыхали о воде? 

Говорят, она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Н.Рыжова

        Хлюп – хлюп.

        Хлюп-хлюп ручками,

        Полон мыла таз.

        Ты не трогай, Машенька,

        Мыльной ручкой глаз.

        А водичка булькает,

        А водичка пенится.

        Машенька умоется,

        Причешется, оденется.
                      С. Капутикян.

        Я под краном руки мыла,

        А лицо помыть забыла.

        Увидал меня Трезор,

        Зарычал: «Какой позор!».

                       Г. Ладонщиков.

        Не мешайте мне трудиться.

        Не мешайте мне трудиться!

        Я водицы принесу.

        И колодезной водицей

         Всех, конечно, угощу.

         Пейте, пейте,

         Не жалейте!

         А хотите,

         В лейку лейте –

         Поливайте огород,

         Он ведь тоже воду пьет!

                          Е.Благинина.

        Давайте же мыться, плескаться,

        Купаться, нырять, кувыркаться.

        В ушате, в корыте, в лохани,

        В реке, в ручейке, в океане.

        И в ванне, и в бане,

        Всегда и везде –

        Вечная слава воде!

                           К.Чуковский.

        Мышка плохо лапки мыла:

        Лишь водичкою смочила,      

        Мылом мылить не старалась –

        И на лапках грязь осталась.

        Полотенце – в черных пятнах!

        Как же это неприятно!

        Попадут микробы в рот –

        Может заболеть живот.

        Так, что дети, постарайтесь,

        Чаще с мылом умывайтесь!

                        Л.Грижибовская.

        «Это можно или нет?»

        Я сосульку полижу

        И снежочком закушу.

        Дайте дети мне ответ

        Это можно или нет?

              ***

        Я по тоненькому льду

        На реку гулять пойду

        Дайте дети мне ответ

        Это можно или нет?

              ***

        А когда наступит лето

        Я один пойду купаться

        Дайте дети мне ответ

        Это можно или нет?

       Вы узнали воду?

       И сугроб и снегопад –

       Белоснежный снегопад,

       Капля в чашечке цветка, кучевые облака,

       То туман в осенней мгле,

       То узоры на стекле,

       То сосульки, то капели,

       Что весною зазвенели,

       Иней хрупкий ледяной,

       Что укрыл леса зимой,

        В лужице осколки льда –

        Это все вода, вода!

Загадки о различных агрегатных состояниях воды.

        Очень добродушная,

        Я мягкая, послушная.

        Но когда я захочу,

        Даже камень источу. (Вода)

         Бегу я, как по лесенке,

         По камушкам звеня.

         Издалека по песенке

         Узнаете меня. (Река)

        Бел, как мел,

        С неба прилетел.

        Зиму пролежал,

        В землю убежал. (Снег)

        К маме – речке бегу,

        И молчать не могу.

        Я ее сын родной,

        А родился весной. (Ручей)

         Утром падаю всегда,

        Не дождинка, не звезда.

        И сверкаю в лопухах

        На опушках и лугах. (Роса).

        В морях и реках обитает,

        Но часто по небу летает.

        А как наскучит ей летать,

        На землю падает опять. (Вода).

       В огне не горит,

       И в воде не тонет. (Лед).

       Растет она вниз головою,

       Не летом растет, а зимою.

       Но солнце ее припечет,

       Заплачет она и утечет. (Сосулька).

       Покружилась звездочка

       В воздухе немножко,

       Села и растаяла

       На моей ладошке.  (Снежинка)

                             

       Если пить мы захотим,                                    

      То ее мы вскипятим.  (Вода)

                        (Вода)                                                                                (Вода.)

      Мы с ней очень крепко дружим,

      Утром моемся под душем.  (Вода)

                           

      Я косматая, большая,                                        

      По небу медленно ползу.                                  

      И веду с собой грозу.  (Туча)                                          

                                                         

      На земле осталась я

      После летнего дождя.

     Разлеглась среди дороги,

     Кто пройдет, промочит ноги.  (Лужа)

                                 

     Над рекой и над долиной

     Повисла белая холстина.   (Туман)

                       

Конспект НОД «Вода волшебница».

Цель: обобщить и расширить знания и представления детей о воде.

Задачи:

  1. познакомить детей с некоторыми свойствами воды, не все вещества растворяются в воде;
  2. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  3. обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Закрепить первые элементарные знания о круговороте воды в природе;
  4. воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:  предметные картинки, глобус, прозрачные пластиковые стаканы, емкости с солью, сахаром, маслом, прозрачные баночки, краски, кисточки, картинки-сюрпризы. Пособия (тучка, капельки) для подвижной игры.

Предварительная работа: эксперименты с водой. наблюдения на прогулке за снегом, льдом, сосульками. лужами весной. Беседы о значении воды, рассматривание плакатов: «Реки, моря, океаны на Земле», «Круговорот воды в природе», рассматривание альбома «Марийский край», дидактические игры: «Вода- не вода», «Кому нужна вода?», подвижные игры: «Море волнуется», «Ручеек», «Ходят капельки по кругу», чтение художественной литературы, разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Игра на создание положительного эмоционального настроя «Улыбка».

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.

2.Основная часть.

Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит.

Что это?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.

Я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". А прочитает нам Ульяна.  Давайте его послушаем. 

Вы, слыхали о воде? 

Говорят, она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи?

Дети: Месяц.

Воспитатель: А без воды?

Дети: Неделю.

Воспитатель: Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Глобус - это модель Земли. Слово глобус обозначает шар. Какого цвета на глобусе больше?

Дети: Синего.

Воспитатель: Что означает на глобусе синий цвет?

Дети: Синий цвет-вода, реки, моря и океаны.

Воспитатель: Чего больше на земле суши или воды?

Дети: Воды.

Воспитатель: Правильно. Но её большую часть составляют моря и океаны. Это соленая вода. Если представить, что вся вода планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода занимает всего полстакана. А воды живым существам нужно много, а на планете её явно недостаточно. Ребята. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Дети: Можно. Утром, когда чистим зубы, не открывать кран, а набрать теплой воды в стакан.  Когда моем руки, нужно открыть воду в кране тихо и стараться  мыть руки быстро.  Не оставлять без надобности открытые краны.

Воспитатель: Все правильно. Нужно всегда следить, чтобы вода зря не лилась с крана.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?»

Воспитатель на мольберте закрепляет картинку «озеро».

Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Дети: Озеро.

Воспитатель :Давайте подберем картинки кому нужна вода и почему вы так думаете?

Дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют, объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.

Воспитатель: Да, без воды все живое на земле погибнет.

Воспитатель обращает внимание детей на монитор ноутбука, на который проецируется видео «Журчание ручья».

Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы сейчас с вами наблюдали?

Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель: Значит она какая?

Дети: Жидкая.

Воспитатель: А в каком ещё состоянии может быть вода?

Дети: В твёрдом - лёд, снег, газообразном - пар.

Физкультурная  минутка, подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель: А сейчас ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что в них находится, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

  1. Белый камень в воде тает. (Сахар) 

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Теперь вторая загадка.

В воде родиться,

Воды боится. (Соль)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.

Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде - пенится,

Брызгается и шипит. (Масло)

Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти к столам и принять участие в экспериментах.

Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в баночках.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стаканчика с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? 

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Затем, в другой стакан положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваш стаканчик с водой несколько капель масла.

Идет самостоятельная работа детей. 
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать, как это происходит?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Тогда я сейчас покажу вам фокус! Дети закройте глаза, и хлопая ладошками скажите все вместе раз, два, три, в фокусника превратись.

Воспитатель быстро надевает на голову колпак.

Воспитатель: Я для вас приготовила волшебные бутылочки, и, если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?

Воспитатель: Повторяйте за мной:

Ты вода-водица,

Друг ты мой студёный.

Стань вода-водица,

Не светлой, а разноцветной!

Воспитатель: Подуйте теперь на бутылочку. 

Дети говорят слова, дуют.

Воспитатель: А теперь потрясите сильнее бутылочку. Что вы заметили?

Дети: Вода окрасилась.

Воспитатель: Правильно. Значит, вода может окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница!

Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими волшебниками, и вам предстоит разгадать еще одну тайну. У вас на столах стоят баночки обычной прозрачной водой и лежат волшебные картинки. Чтобы расколдовать картинку, мы должны взять волшебную кисточку и произнести заклинание: «Вода. Водица помоги!»

Дети сырой кисточкой проводят по картинке.

Воспитатель: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Да они стали цветными. Вот ребята вода-волшебница помогла вам расколдовать картинки.

  1. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? С какими свойствами воды мы познакомились? Вам понравилось наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по плаванию с детьми подготовительной группы на тему: «День Воды»

Конспект  открытого занятия по плаваниюс детьми подготовительной группы на тему: «День Воды» Программное содержаниеЦель: Формировать интерес к систематическим занятиям плаванием; ...

Творческий проект для детей подготовительной группы на тему: «Где быстрее вырастит лук?»

Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Сельские дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, живот...

Познатательно - исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему " Огород на окне"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТС ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ОКНЕ»  Составила: воспитатель Быкова Л.А.  Проект : долгосрочный. Вид пр...

Исследовательско – творческий проект, с детьми средней группы « Снежок дружок»

Вид проекта: исследовательский, творческий, познавательныйПродолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель....

Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему: "Откуда появляется радуга"

Конспект СОД по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности и мнемотехники.Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного ...