Картотека наблюдений (ВЕСНА)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Плотникова Марина Васильевна

Картотека наблюдений ВЕСНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_aprel.docx84.34 КБ

Предварительный просмотр:

Весна. Карточка № 13

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за сезонными изменениями

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

У темной ольхи я встала,

Смотря из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка —

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он голод и стужу,

Забыл, как поземка мела,

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собирается в шумные стайки.

Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.) Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка  небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками.)

А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.)

  • А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)

Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.

  • Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)
  • А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)

Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.

  • Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)
  • Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.)
  • Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

Формировать представление о весенних изменениях в природе; способствовать умению видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Трудовая деятельность

Расчистка снега на участке.

Формировать трудовые умения

Индивидуальная

работа

Прыжки в длину с места.

Развивать прыгучесть, сочетать силу с быстротой.

Малоподвижная игра

«Веснянка»

(идут по кругу взявшись за руки)

Солнышко, солнышко золотое донышко гори, гори  ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (бегут)

Прилетело сто грачей («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой.

Подвижная игра

«Мыши водят хоровод»

Сначала выбрать водящего — «кота». Кот садится на карточки и закрывает глаза (спит). Все участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот —

Разобьет наш хоровод!»

Кот ловит мышей, бегая за детьми.

Формировать умения детей действовать по сигналу воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра

«Семья»

Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день», «Прогулка в лес», «Семейный обед» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью игровых модулей, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей.

Спортивные игры

«Горячая картошка»

Горячей картофелиной является - мячик который перебрасывается друг другу по ходу круга. Игра останавливается если «картофелина» укатилась.

Развивать координацию движений, ловкость.

Весна. Карточка № 14

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за собакой

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку-водолаза

И на всех овчарок сразу.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?
  • Какое имя (кличка) щенку подходит?
  • Какое у щенка настроение?

♦   Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.

Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но, прежде всего нужно любить ее

Систематизировать представления о жизни животных весной;

Формировать умения отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи;  развивать доказательную речь;  воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем навести порядок на участке группы и прилегающих дорожках.

Воспитывать трудолюбие, дружескую взаимопомощь.

Индивидуальная

работа

Попади в цель

Развивать глазомер и силу броска

Малоподвижная игра

«Ручейки у озера»

 Воспитанники делятся на команды по сигналу «Ручейки» бегут друг за другом. По сигналу «Озеро» становятся в круг.

Формировать умения бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Охотник»

 Одного выбирают «охотником», все остальные «дичь». «Охотник» играет в мяч, все остальные ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь», все останавливаются, ион со своего места пятнает кого-то из воспитанников. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появляется определенное количество помощников(3-5).

Упражнять в бросании и метании мяча.

Сюжетно-ролевая игра

«Дочки матери»

Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.

Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.

Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.

Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Спортивные игры

«Кому достанется кегля»

  На табурет ставятся кегли или булава. По обе стороны табурета в 8 – 10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

Развивать координацию движений, ловкость.

Весна. Карточка № 15

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за облаками

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Посмотрите на небо, что вы видите?
  • Какие сегодня облака?
  • Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?
  • В каком направлении плывут облака?

Продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Индивидуальная

работа

Развитие движений

Обучать само страховке при выполнении движений на соблюдение равновесия.

Малоподвижная игра

«Сделай фигуру»

 По сигналу дети разбегаются по площадке, на следующий сигнал останавливаются и принимают какую либо позу. Воспитатель отмечает какие фигуры ему понравились.

Формировать умения бегать друг небольшими группами, становиться в фигуру.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Ловишки» 

Одного выбирают «охотником», все остальные «дичь». «Охотник» играет в мяч, все остальные ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь», все останавливаются, ион со своего места пятнает кого-то из воспитанников. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появляется определенное количество помощников(3-5).

Совершенствовать двигательные умения.

Сюжетно-ролевая игра

«Детский сад»

Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры... Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи… Муз. руководитель проводит муз. деятельность. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Спортивные игры

«Передача мяча по кругу»

  Две команды выстраиваются в затылок друг другу. Выбирают капитанов, которые получают волейбольные мячи. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, передает его стоящему позади и дальше, мяч переходит из рук в руки. Когда мяч возвращается к капитану, то он поднимает его над головой. Выигрывает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.

        Примечание. Вначале детей строят в общий круг и проводят игру со всеми. Когда дети усвоят все движения, их делят на команды и проводят между ними соревнования.

Развивать координацию движений, ловкость.

Весна. Карточка № 16

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за ветром

Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный, теплый? Вспомнить о ветре в разные времена года.

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.

Г.Лагздынь

Повторить понятие «ветер». Уточнить  зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой.

Трудовая деятельность

Убираем снег с дорожек.

Воспитывать желание оказывать помощь дворнику.

Индивидуальная

работа

Развитие движений

Обучать само страховке при выполнении движений на соблюдение равновесия.

Малоподвижная игра

«Веснянка»

(идут по кругу взявшись за руки)

Солнышко, солнышко золотое донышко гори, гори  ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (бегут)

Прилетело сто грачей («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Ловишки» 

Одного выбирают «охотником», все остальные «дичь». «Охотник» играет в мяч, все остальные ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь», все останавливаются, ион со своего места пятнает кого-то из воспитанников. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появляется определенное количество помощников(3-5).

Совершенствовать двигательные умения.

Сюжетно-ролевая игра

«Скорая помощь»

Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Спортивные игры

«Кому достанется кегля»

  На табурет ставятся кегли или булава. По обе стороны табурета в 8 – 10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

Развивать координацию движений, ловкость.

Весна. Карточка № 17

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за собакой

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку-водолаза

И на всех овчарок сразу.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?
  • Какое имя (кличка) щенку подходит?
  • Какое у щенка настроение?

♦ Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.

Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но, прежде всего нужно любить ее.

Систематизировать представления о жизни животных весной;

  • учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи;  развивать доказательную речь;  воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Трудовая деятельность

Коллективный труд на территории участка.

Воспитывать желание работать сообща.

Индивидуальная

работа

Прыжки в длину.

Формировать умения прыгать в длину.

Малоподвижная игра

«Котик вышел погулять»

Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу. Котик к печке подошел, Котик к печке подошел. Горшок каши он нашел, Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.) А на печке калачи, Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.) Пироги в печи пекутся (выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх), Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Веселый мяч»

Ударяем по мячу, отбивая его от земли. На каждый удар произносим новое имя, повторяя предыдущее. Например:

Я знаю одну девочку Алену.

Я знаю двух девочек – Алену и Олю.

Я знаю трех девочек – Алену, Олю и Веру.

Я знаю четырех девочек – Алену, Олю, Веру, Свету…

Главное – не сбиться со счета и правильно повторять всю последовательность, не перепутывая имена в их порядке.

Если игрок сбился – он передает мяч следующему игроку. Если смог ни разу не сбиться – то он победитель!

Аналогично можно называть деревья, города, цветы, овощи, фрукты, минералы и любые другие названия.

Способствовать развитию памяти и вниманию детей

Сюжетно-ролевая игра

«Скорая помощь»

Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Спортивные игры

«Найди флажок»

На небольшом участке ведущий прячет несколько флажков в таких местах, где их не сразу можно найти. На поиски флажков отводится 15 минут, после чего подается сигнал и каждый, кто нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает тот, кто принесет больше флажков.

Развивать координацию движений, ловкость.

Весна. Карточка № 18

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за облаками

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Посмотрите на небо, что вы видите?
  • Какие сегодня облака?
  • Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?
  • В каком направлении плывут облака?

Продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Трудовая деятельность

Коллективный труд.

Воспитывать желание работать сообща, выполнять задания общими усилиями.

Индивидуальная

работа

Игровое упражнения со скакалкой.

Закрепить умения прыгать через скакалку.

Малоподвижная игра

«Земля, вода, воздух»

Дети садятся в круг или в ряд.

Ведущий ходит между ними и, указывая по очереди на каждого, произносит слово: «Вода!». Ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу или животное, которое живет в воде.

Если водящий произнес слово «земля», ребенок называет того, кто живет на земле, если названо слово «воздух» — того, кто летает.

Формировать умения детей действовать по сигналу; развивать внимание.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Охотник»

Одного выбирают «охотником», все остальные «дичь». «Охотник» играет в мяч, все остальные ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь», все останавливаются, ион со своего места пятнает кого-то из воспитанников. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появляется определенное количество помощников(3-5).

Упражнять в бросании и метании мяча.

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин»

Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Спортивные игры

«Играем с мячом»

Ритмично произнося текст, дети имитируют игру с мячом. Мы с мячом сейчас играем –дети покачивают «мячом» из стороны в сторону.)

Вверх бросаем, вниз бросаем, (Подбрасывают «мяч» вверх и бросают его вниз.)

Мяч от пола отбиваем, (отбивают «мяч» рукой от пола.)

Вправо-влево мяч катаем. (Наклоняются и катают «мяч» вправо-влево)

Мяч бросаем мы вперед, (Бросают «мяч» из-за головы одной рукой.)

Он до цели достает. (Прикладывают руку козырьком ко лбу, смотрят, где «мяч».)

Мяч до цели долетел и обратно прилетел.

(Поднимают руки вверх, подпрыгивают, «ловят мяч».)

Развивать координацию речи с движением, обогащать глагольный словарь, развивать навык определения пространственных отношений (вправо, влево, вперед).

Весна. Карточка № 19

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение - приметы ранней весны»

 В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным - из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок - самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

Продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.

Трудовая деятельность

Очистка участка от мусора и снега.

Воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Индивидуальная

работа

Прыжки в длину.

Закрепить умения прыгать в длину.

Малоподвижная игра

«Колечко»

Дети стоят в кругу, а водящий — внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-либо из ребят. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя.

По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — ребенок с колечком выбегает в центр круга. Он становится водящим.

Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают его в круг. Игру в этом случае продолжает прежний водящий.

Формировать умения детей играть по правилам.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Ловишки» 

Одного выбирают «охотником», все остальные «дичь». «Охотник» играет в мяч, все остальные ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь», все останавливаются, ион со своего места пятнает кого-то из воспитанников. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появляется определенное количество помощников(3-5).

Совершенствовать двигательные умения.

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин»

Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Спортивные игры

Пройди по дорожке (тропинке)

Воспитатель проводит по площадке две параллельные линии (длина 2,5 – 3м) на расстоянии 25 – 30 см и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешать друг другу и не наталкиваться на впередиидущего.

Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер

Весна. Карточка № 20

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за березой и елью

Берёза - это изящное лиственное дерево с прозрачной, сквозистой кроной и с тонкими свисающими ветвями. У берёзы белая кора, с чёрными отметинами, которая у основания покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами.

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего бело!

Ель - это вечнозелёное хвойное дерево. У неё тёмно-серая кора и широко-конусовидная крона с жёсткой колючей хвоей. Шишки свисающие, продолговатые и растут на концах верхних ветвей. Ель - дерево долгожитель. Живёт она от 300 до 500 лет.

Меня всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь:

Стою колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Расширять представления детей о деревьях, развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы,  воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Трудовая деятельность

Очистка участка от мусора и снега.

Воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Индивидуальная

работа

Прыжки в длину.

Закрепить умения прыгать в длину.

Малоподвижная игра

«Человечек»

Ведущий (взрослый), а затем кто-нибудь из детей произносит текст:

 Я – веселый человечек,

Ты меня нарисовал.

Покажу я части тела,

Что сейчас ты называл.

 После произнесения текста ведущий показывает на себе какую-нибудь часть тела, называя ее неправильно. Остальные дети должны правильно и быстро показать и назвать ту часть тела, которая была показана ведущим. Ведущим становится тот. Кто сделал меньше ошибок.

Развитие слухового, зрительного внимания, памяти. Закрепление знаний частей тела.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Пожарные на учении» 

Воспитанники строятся в две колонны лицом к гимнастической стенке – это пожарные. На каждом пролете гимнастической стенке на одинаковой высоте подвешивают колокольчик. По сигналу воспитанники стоящие в колонне первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются в низ, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец.

Закреплять умение лазать по гимнастической стенке.

Сюжетно-ролевая игра

«Семья»

Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день», «Прогулка в лес», «Семейный обед» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью игровых модулей, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей.

Спортивные игры

«Кому достанется кегля»

  На табурет ставятся кегли или булава. По обе стороны табурета в 8 – 10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

Развивать координацию движений, ловкость.

\

Весна. Карточка № 21

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение как стали одеваться люди весной

Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет.

- Почему?

- Холодно или тепло.

Зайка по лесу скакал,

Зайка Ёжика искал.

Ёжика лесного

Знатного портного.

Хорошо в лесу весной!

Вот и домик под сосной.

На крылечке Ёж сидит,

Зайке шубку он кроит.

- Ну-ка, Зайка, примеряй-ка!

Примеряй обновку, Зайка,

Шубку белую сними,

Шубку серую возьми.

До морозных зимних дне

Смело, Зайка, бегай в ней.

Закрепить знания   детей о сезонной одежде, развивать наблюдательность.

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке территории.

Закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.

Индивидуальная

работа

Развитие движений.

Совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Малоподвижная игра

«Ручейки и озера»

Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях площадки – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).

На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круг.

Формировать умения детей ориентироваться в пространстве и выполнять перестроения.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Перебежки» 

Водящий в середине площадки, игроки перебегают из одного «дома» в другой. Водящий ловит игроков.

Упражнять в быстроте и ловкости.

Сюжетно-ролевая игра

«Дочки - матери»

Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.

Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.

Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Спортивные игры

«Кому достанется кегля»

 На середину площадки  ставят кегли или булава. По обе стороны площадки в 8 – 10 шагах от середины становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

Развивать координацию движений, ловкость.

Весна. Карточка № 22

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за камнями

На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.

Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара.

Но не уйду я от реки,

Наверно, до утра.

Я просто так сюда пришел,

 Как прихожу семь лет.

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один — как мамины глаза —

 Прозрачно-голубой;

Как виноградная лоза

Зелененький — другой.

А третий — солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей,

Учительнице в класс.      

 В. Кудрявцева

Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.

  • Кто из вас находил камни?
  • Где это происходило?

Какие они были?

Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?

Знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Трудовая деятельность

Уборка участка от мусора и сухих веток.

Формировать умения детей видеть результаты своего труда.

Индивидуальная

работа

Развитие движений.

Совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Малоподвижная игра

«Съедобное – несъедобное»

 Выбирают водящего любым способом. Остальные играющие становятся в линию на расстоянии 2-3 метра от водящего. Водящий кидает мяч первому из играющих и называет какое-либо слово. При слове со съедобным значением мяч надо ловить, при несъедобном - отбивать.

Можно менять задания в соответствии с темой занятия: Овощи - фрукты; дикие и домашние животные; цветы- ягоды и т.д.

Развивать у детей умение ловить и отбивать мяч, развивать умение классифицировать.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Казаки – разбойники» 

Дети делятся на две команды: «казаки» и «разбойники». «Казаки» убегают и прячутся, а «разбойники» их ищут, по следам или стрелкам

Развивать умение ориентироваться на местности.

Сюжетно-ролевая игра

 «На дорогах города»

Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Спортивные игры

  • Эстафета «Сбей кеглю»

Развивать ловкость и быстроту, меткость.

Весна. Карточка № 23

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за насекомыми

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха.)

  • Как выглядит муха?
  • Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила Сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами

Вверх ногами.

Ходит — не страшится,

Упасть не боится.

Целый день летает,

Всем надоедает,

 Ночь настанет,

Тогда перестанет.

  • Почему мух называют вредными насекомыми?
  • Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
  • Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
  • Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)
  • Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

♦        Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)

♦        Чем кушают мухи? (Хоботком.)

♦        Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

♦        Где и как муха проводит зиму?

Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

формировать реалистические представления о природе.

Трудовая деятельность

Уборка участка от мусора и сухих веток.

Формировать умения детей видеть результаты своего труда.

Индивидуальная

работа

Развитие движений.

Совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Малоподвижная игра

«Поменяйся местами»

 Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, воспитатель говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

Повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Казаки – разбойники» 

Салочка нас не догонит, салочке нас не поймать. Мы умеем быстро бегать, и друг друга выручать. (дети с последними словами убегают, того кого осалили, должен остановиться.

Развивать умение быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.

Сюжетно-ролевая игра

«Улица»

Детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те  следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Продолжать закреплять знания сигналов светофора, умение переходить улицу в установленных местах. Воспитывать правила поведения на улице и в общественном транспорте.

Спортивные игры

  • Эстафета «Сбей кеглю»

Развивать ловкость и быстроту, меткость.

Весна. Карточка № 24

Деятельность

Содержание

Цель

Наблюдение за деревьями.

Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым.

                А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.      (Дерево)

Упражнение на составление и распространение предложения.

  • На опушке выросла (какая?) … сосна.

(Какая? высокая, стройная, красивая).

  • У неё (какой?) … ствол.

(какой? длинный, прямой, голый).

  • Только вверх растут (какие?)… ветки

(какие? Густые, пушистые, иглистые).

Закреплять знания о деревьях.

Трудовая деятельность

Уборка участка от мусора и сухих веток.

Формировать умения детей видеть результаты своего труда.

Индивидуальная

работа

Развитие движений.

Совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Малоподвижная игра

«Эхо»

 Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.

Развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач.

Самостоятельная игровая деятельность

с выносным материалом

Лопатки, ведерки, формочки,  и т.д.

Развивать самостоятельность игровой деятельности; формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли между собой

Подвижная игра

«Поймай хвост» 

Дети встают колонной. «Голова» пытается поймать « хвост».

Развивать умение бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего ребенка.

Сюжетно-ролевая игра

«Улица»

Детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те  следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Продолжать закреплять знания сигналов светофора, умение переходить улицу в установленных местах. Воспитывать правила поведения на улице и в общественном транспорте.

Спортивные игры

«Серсо»        

Двое детей становятся друг против друга на небольшом расстоянии (2 – 3 м). Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот их ловит на палку или на руку. Когда все кольца брошены, производится подсчет, после чего дети меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут.

Развивать у детей глазомер, ловкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека наблюдений весной

картотека наблюдений весной для детей старшей группы...

Картотека наблюдений "Весна"

Цель: пролжать знакомить детей с природным явлением снегом....

картотека "Наблюдения весной на прогулке в средней группе"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №22 ст. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Картотека наблюдений весна

Интересные наблюдения за природой весной...

Картотека наблюдений весной для старшего возраста

Картотека наблюдений для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5....

Картотека наблюдений ВЕСНА

сбоник наблюдений на прогулке весной...