Картотека наблюдений весной для старшего возраста
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Свистунова Анна Николаевна

Картотека наблюдений для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_vesna.docx79.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 1  

Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия).

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина  сосна, ель, лиственница и др.)
  • А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.)
  • Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
  • Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)
  • Какие условия необходимы для роста деревьев?
  • Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья  в  народном хозяйстве и медицине?

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 3  

Наблюдения за сезонными изменениями

Цели: - формировать понятия о смене времен года;

- дать представление об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения:

Улеглись в полях метели

В белоснежные постели.

Отдохнуть пришла пора!

У крыльца звенят капели,

Воробьи повеселели,

Гонят зиму со двора!

                                     П. Образцов

Март – первый весенний месяц. Но поглядите по сторонам: идет снег. Ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.

21 марта – день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.

Март – это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.

Воспитатель задает детям вопросы:

  • Перечислите признаки весны.
  • Какой сейчас месяц?

 

       

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№4                           Наблюдение за воробьем

Цели: - формировать представление о весенних изменениях в природе;

- учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;

- воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение  к ним.

Ход наблюдения.

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки.

Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи  радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.) Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь – поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

Воспитатель задает детям вопросы:

  • Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками)
  • А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.)
  • А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)

Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на нашем участке. Строительство гнезда – дело нелегкое.

  • Из чего воробьи строят гнезда?(Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)
  • А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)

Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.

  •   Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)
  • Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.)
  • Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

         

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 2

   Наблюдение за собакой

Цели:  систематизировать представления о жизни животных весной;

  • учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи;  развивать доказательную речь;  воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход наблюдения

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку-водолаза

 И на всех овчарок сразу.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?
  • Какое имя (кличка) щенку подходит?
  • Какое у щенка настроение?

♦        Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.

Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но прежде всего нужно любить ее.

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№5    

Наблюдение за весенними приметами

Цели: - учить самостоятельно определять погоду, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в живой и неживой природе;  прививать интерес к природ, жизни растений и животных.

Ход наблюдения: Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой, просит их найти приметы весны: (на небе солнце, небо голубое, по нему плывут ребдкие белые облака, усиление солнечного тепла, снег начал подтаивать, появились сосульки, которые тают на солнечной стороне крыши и т.д.) и сравнить их с погодой зимой.

Приметы: облака движутся против ветра – к снегопаду; Март.

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.В. Степанов

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№7

 Наблюдение за работой дворника

Цели: - активизировать познавательную деятельность;

- развивать умение видеть целесообразность трудовых действий;

- учить оценивать результаты труда.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы:

  • Кто обрезает деревья?
  • Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами - секатором)
  • С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)
  • Почему профессия называется – дворник?

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№8   

Наблюдение за кошкой

Цели: продолжать закреплять знания о домашних питомцах и их поведении; учить делиться впечатлениями от общения с ними, любоваться их красотой, ловкостью, гибкостью; воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на кошку, греющуюся на солнышке, какой у нее довольный вид, она совсем не боится людей. Рассказать ребятам одну из легенд приручения кошек. Вместе с детьми выслушать рассказы о домашних питомцах.

Приметы: дым из трубы стелется книзу – похолоданию; облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.

Стихотворение: 

Наш котенок

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверное, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто-часто шерстку лижет.

                                           Р. Селянин

         

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№6   

Наблюдение за ветром

Цели: уточнять и расширять знания детей об окружающем мире, о воздухе, о ветре; знакомить с причинами его возникновения.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает вопросы:

- Есть ли сегодня ветер?

- По каким признакам это можно узнать? (Качаются ветви деревьев, бегут облака)

- Какой сегодня ветер? (Ответы детей)

- Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду?

Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, куда бежать легче и почему.

Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково – возможен дождь; подул северный ветер – похолодает.

Поговорки и пословицы: «Зима весну пугает, а сама тает»; «Весною сутки мочит, а час сушит».

Стихотворение: …Ветер, ветер! Ты могуч,

                              Ты гоняешь стаи туч,

                             Ты волнуешь сине море,

                            Всюду веешь на просторе…

                        (А.С.Пушкин. Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Загадки:

Вот он дерево качает

И разбойником свистит,

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит…

                                 (Ветер)

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 9

Наблюдение за весенним небом и облаками

Цели: обратить внимание на красоту весеннего неба; расширять представления детей о многообразии неживой природы; развивать любознательность, творческое восприятие; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Найти на ясном голубом небе легкое облачко и предложить детям проследить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и меняет форму. Обратить внимание на цвет неба, определить его, сравнить с зимним серым, грязным цветом.

Приметы: в марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде; облака идут низко – возможен дождь.

Поговорки и пословицы: «Мартушка закрутит вертушку»; «На весну надейся, а дрова запасай».

 

         

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№11  

Рассматривание почек на деревьях

Цели: продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления о сезонных изменениях в природе; выявлять причины происходящих изменений; закреплять умение видеть красоту родной природы; продолжать обучать детей описывать растения.

Ход наблюдения:

Отметить у различных деревьев и кустарников наличие почек, из которых скоро появятся не только новые побеги, но и бутоны цветков. Верхушки стебля и зачатки молодых листьев в почке прикрыты чешуями, защищающими молодые почки от сухого зимнего воздуха. Чешуйки скрепляются специальной смолой, которая не позволяет им раскрываться и пропускать холодный зимний воздух и снег. При наступлении теплых дней смола растворяется и чешуйки раскрываются.

Дети сравнивают почки различных деревьев и кустарников.

Приметы: если в марте вода не течет – в апреле трава не растет; сухой март – плодородие, дождливый – неурожай.

Поговорки и пословицы: «Была бы водица, а зелень народится»; «В марте мороз на нос садится».

Стихотворение: В. Степанов «Март»

Загадки: На деревья плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки.

                                                           (Почки)

       

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№12  

Наблюдение за березой (кора дерева)

Цели: расширять знания о растительном мире; формировать эстетическое отношение к природе; воспитывать чувство любви к Родине.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на разнообразие деревьев на участке детского сада. Чем отличаются деревья друг от друга? Попросить найти березу.

Это дерево – символ России. Березу еще называют белоствольной красавицей. На севере растет карликовая береза, у нее такой же белый ствол. Белую кору называют берестой. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупны черные точки, идущие по стволу. Они называются «чечевичками», через них береза дышит. Если потрогать ствол березы, можно заметить, что на солнечной стороне ствол теплее, чем на теневой.

Приметы: иней на березах – к морозу; если листья появляются на березе раньше, чем у клена, лето будет сухое.

Поговорки и пословицы: «В марте зима сзади и спереди»

Стихотворение: Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Загадки: Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке, свесив сережки.

                                                                (Береза)

         

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№10  

Наблюдения за изменениями в одежде детей

Цели: учить устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на изменение во внешнем виде людей. Вспомнить одежду зимой, весной, летом и осенью. Дети должны сами найти отличия и сделать соответствующие выводы.

Напомнить, что относится к одежде, обуви, головным уборам. Спросить, что сейчас надето на детях.

Приметы: ранняя весна – летом много непогожих дней; синие вечерние облака – к перемене погоды.

Поговорки и пословицы: «Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал» ; «Пришел марток – надевай семеро порток».

Стихотворение: …Ветер, ветер! Ты могуч,

                              Ты гоняешь стаи туч,

                             Ты волнуешь сине море,

                            Всюду веешь на просторе…

                        (А.С.Пушкин. Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Загадки: Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в темные чуланчики,

Каждый мальчик в свой чуланчик.

                                                 (Перчатки)

       

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 13

           Наблюдение за деревьями (почками)

Цели: учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды, выявлять причины происходящих изменений; продолжать учить составлять связные интересные рассказы об увиденных изменениях в природе.

Ход наблюдения:

Рассмотреть почки на деревьях и кустарниках. При наступлении теплых дней почки начинают набухать и приоткрывают свои чешуйки.

Сравнить почки различных деревьев и кустарников. Обратить внимание на большие почки сирени: в них появятся большие листья.

Приметы: если в марте вода не течет – в апреле трава не растет; береза выделяет весной много сока – к потеплению.

Поговорки и пословицы: «Была бы водица, а зелень народится»; «В марте мороз на нос садится».

Стихотворение:

Весна

Скоро снова зашумят

Листья молодые.

Загудят, заговорят

Пчелки золотые.

                           С. Вышеславцева

Загадки: Эти маленькие бочки распечатает весна.

                 А пока в них спят листочки и растут во время сна.

                                                 (Почки)

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  15

         Наблюдение за кучевыми облаками

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; дать более полное представление, как образуются облака; напомнить дошкольникам, какие бывают облака (кучевые, перистые, слоистые).

Ход наблюдения:

Рассмотреть на прогулке кучевые облака. Они хорошо заметны на светло-синем небе весной и летом. Ярко-белого цвета, похожие на клубы пара, они двигаются довольно быстро и дают то очень светлые, то очень темные тени. Облака эти крупные, с четкими очертаниями. Обычно кучевые облака бывают только днем, а к вечеру исчезают.

Вспомнить с детьми, из чего состоят облака. (Облака состоят из частичек воды, которые кристаллизуются высоко над землей, так там очень холодно. Когда облаков накапливается много, образуются тучи, которые потом проливаются дождем.)

Подобрать прилагательные к слову облака (весенние, красивые, кучевые, слоистые).

Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде; направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.

Поговорки и пословицы: «Весна водой богата»; «В март рано затает – долго не растет».

Стихотворение «Ах какое облако».

Загадки: Без крыльев – летят,

Без ног – бегут,

Без паруса – плывут.

                                                 (Облака)

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 16

    Наблюдение за изменениями, происходящими в природе

Цели: учить наблюдать изменения в живой и неживой природе, рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, к жизни растений и животных; развивать речь детей.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на изменения, происходящие с деревьями, кустарниками, появление насекомых и птиц. Воспитатель предлагает самостоятельно найти, что изменилось на участке (появление на клумбах всходов, рост растений).

Приметы: деревья без ветра шумят – к дождю; северный ветер к ночи стихает.

Поговорки и пословицы: «Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят».

Стихотворение: Весна

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

                         И. Токмакова

Загадки: По небу ходила, солнышко закрыла.

Только солнце спряталось, и она расплакалась

                                                 (Туча)

       

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  14

         Наблюдение за птицами (вороной)

Цели: уточнить представления о знакомы птицах, их внешнем виде, условиях жизни; закрепить знания об основных признаках птиц.

Ход наблюдения:

Внимательно рассмотрите ворону, когда она сидит на заборе или на дереве. Ворона – птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост – черные. Интересно посмотреть на ее важную походку, когда она шагает, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге.

Ворона всеядна, то есть она питается тем, что найдет. Подойдя к куче с пищевыми объедками, ворона ворошит ее и извлекает клювом слежавшиеся, нередко обледеневшие картофельные очистки, селедочные головки, кости с остатками мяса, куски хлеба и другие съедобные пищевые отбросы. Найдя подходящий для себя корм, ворона взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что поддается обработке клювом с помощью лап.

Можно заметить, что вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них.

Стихотворение: Весна

Скоро снова зашумят

Листья молодые.

Загудят, заговорят

Пчелки золотые.С. Вышеславцева

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 17

      Наблюдение и рассматривание растений

Цели: продолжать расширять знания о многообразии растений; формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру; учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времен года.

Ход наблюдения:

По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая веточка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), тополь (ствол высокий, крона похожа на пирамиду, отсюда название – тополь пирамидальный).

Обратить внимание детей на разнообразие растительного мира, формы растений, отличие деревьев от кустарников, травянистых растений. Полюбоваться красотой весенней природы, растительным миром, просыпающимся после зимнего сна.

Приметы: в апреле ясные ночи кончаются заморозками.

Поговорки и пословицы: «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени»; «Где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет».     

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  19

    Наблюдения за ивой

Цель: закреплять знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.

Ход наблюдения

Еще в лесу туманно, глухо,

 Но над рекою, под обрывом

Оделась золотистым пухом

И распустила кудри ива.

Как будто облако спустилось

С небес на маленькие почки,

Зазеленело, превратилось

 В живые теплые комочки.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какие разновидности ивы вы знаете? (Верба, ракита, лоза.)

♦        Когда зацветает ива? (Ранней весной.)

  • Как выглядят ее соцветия? (Сережки ярко-желтые, похожие на цыплят.)
  • У какого дерева быстрее распускаются почки? (У вербы.)

♦        На что они похожи? (На пушистые комочки.)

♦        Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до Пасхи? (Вербное воскресенье.)

Исследовательская деятельность

Сравнить вербу и иву. По каким признакам можно их отличить?     

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 20

    Наблюдения за растениями и кустарниками на участке

Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Ход наблюдения

Тополечек не сажала,

Сам он вырос под окном.

 Но придется мне, пожалуй,

Позаботиться о нем, —

 Обзавелся он дружками.

Да какими! Сорняками!

А известно: сорняки

Все подряд — озорники.

Обступили, окружили,

Свет и солнце заслонили,        

Жмут и давят малыша,

Он стоит, едва дыша.

Тополек я пожалела,

Сорняки убрать сумела,

Поливала — сбилась с ног.

Хорошо ли, тополек?

Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток).

  • Какие еще произошли изменения?
  • Какое состояние кроны деревьев на участке?
  • Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

       

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 18

    Наблюдение за облаками

Цель: закреплять знания о явлениях неживой природы.

Ход наблюдения

Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Что такое облака? Какого они цвета?

♦        Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.)

♦ Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)

Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.

  • На что похожи перистые облака?
  • Какие облака самые большие?
  • Какие облака посылают нам дождь?

♦        Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.) Исследовательская деятельность

Определить, какие облака на небе.

Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.

     

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  21

         Наблюдение за ветром

Цель: уточнить представление о ветре.

Ход наблюдения

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Вы волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

А. Пушкин

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев, задает вопросы.

  • Каким бывает ветер?
  • Почему дует ветер?

Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

♦        Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели, бураны.)

Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.

♦        Можно ли увидеть следы ветра?

Исследовательская деятельность 

Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

 

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  23

       Наблюдение за почвой

Цель: познакомить с почвенным слоем — торфом.

Ход наблюдения

Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф — это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.

Исследовательская деятельность

Сравнить сухие и влажные комочки торфа.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

 

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  24

           Наблюдение за насекомыми

Цели:

—        продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

—        формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха.)

  • Как выглядит муха?
  • Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами Вверх ногами.

Ходит — не страшится, Упасть не боится.

Целый день летает,Всем надоедает,

 Ночь настанет, Тогда перестанет.

  • Почему мух называют вредными насекомыми?
  • Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
  • Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
  • Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)
  • Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  22

         Наблюдение за весенней грозой

Цели: продолжать учить наблюдать природные явления и устанавливать причинно-следственные связи между ними; расширять представления о многообразии неживой природы; напомнить правила поведения при грозе.

Ход наблюдения: Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния – и почему. Обсудить с детьми, чем отличается грозовой ливень от других видов дождей, что между ними общего (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы. Описать состояние природы перед грозой. Выйдя на прогулку после грозы и дождя, вдохнуть чистый воздух. Объяснить детям, что капли дождя, падая сверху, захватывают частицы пыли и копоти из воздуха, увлекая их вниз, тем самым очищая воздух. Приметы: глухой гром – к тихому дождю, резкий – к дождю; дождь без ветра будет идти долго.

Поговорки и пословицы: «Апрельские лучи будят землю»; «До первой грозы лягушки не квакают».

Стихотворение:

Весна

Скоро снова зашумят

Листья молодые.

Загудят, заговорят

Пчелки золотые.

                           С. Вышеславцева

Загадки: Эти маленькие бочки распечатает весна.

                 А пока в них спят листочки и растут во время сна. (Почки)

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  25

           Наблюдение за всходами ландыша

Цели: учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов; делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Найти на земле всходы ландышей, рассмотреть их. Отметить отличие подорожника и одуванчика, вспомнить части тела растения. Полюбоваться нежными зелеными листочками. Листики похожи на овал. Ландыш растет в притененном, влажном месте.

Приметы: журавли летят высоко – к ненастью; когда цветет черемуха – всегда живет холод.

Поговорки и пословицы: «Глубже посеешь весной – будешь с хлебом зимой»; «Апрельский цветок сломает снежок».

Стихотворение:

На зеленом шнурочке – Белые звоночки.

Знают даже малыши:То лесные ландыши.                          

ВЕСНА

Светает рано по утрам,

Проталины и  тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы в скворечники летят.

Звенит под крышами капель,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время знает?

Загадки: Белые горошкиНа зеленой ножке.  (Почки)

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  27

         Наблюдение за камнями

Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Ход наблюдения

На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.

Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара.

Но не уйду я от реки,

Наверно, до утра.

Я просто так сюда пришел,

 Как прихожу семь лет.

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один — как мамины глаза —

 Прозрачно-голубой;

Как виноградная лоза

Зелененький — другой.

А третий — солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей,

Учительнице в класс.       В. Кудрявцева

Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.

  • Кто из вас находил камни?
  • Где это происходило?
  • Какие они были?
  • Можно ли найти камни на территории нашего детского сада

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  28

           Наблюдение и рассматривание одуванчика

Цели: закрепить знания о строении одуванчика; уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать наблюдательность; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас, развивать связную речь и логическое мышление.

Ход наблюдения:

Найти всходы одуванчика, определить части растения, что появляется первым. Обратить внимание на разный вид всходов одуванчика в разных местах произрастания (в тени и на солнце, в засушливых и во влажных местах), попросить детей сделать выводы.

Найти взрослое растение, обратить внимание на его внешний вид, напомнить, что в вечернее время цветы одуванчика закрывают свои головки до утра.

Приметы: одуванчик расцвел ранней весной – к короткому лету; первый  апрельский дождь воза золота стоит.

Поговорки и пословицы: «Ни холодней марта, ни теплее мая не бывает апреля».

Стихотворение:

Одуванчики

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.И. Полянский

Загадки: Видел я такой цветок –

                 Золотистый ободок.

                 Долго он в траве сидел,

                 Стал седым и улетел.(Одуванчик)

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  26

         Наблюдение за растениями (определение погоды по растениям)

Цели: учить наблюдать за растениями как живыми барометрами природы: предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями природы.

Ход наблюдения:

Рассказать детям о тех временах, когда не было часов, метеорологов и никто не предсказывал прогноз погоды. Люди, наблюдая за растениями, птицами и явлениями природы, научились определять погоду. Они замечали, что растения, насекомые и птицы ведут себя по-особенному перед сменой погоды и в разное время суток.

Рассказать детям некоторые приметы.

Приметы: в солнечный день цветки одуванчика закрылись – быть дождю; одуванчик открывается в 5-6 часов утра, а закрывается в 16-17 часов; сирень пахнет сильней обычного – к дождю; из березы течет много сока – к дождливому лету.

Поговорки и пословицы: «В землю не положишь – и с земли не возьмешь»; «До поры до времени не сеют семени».

Стихотворение:

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака.

Загадки: Есть один такой  цветок –

                 Не вплетешь его в венок.

                 На него подуй слегка,

                 Был цветок, и нет цветка.(Одуванчик)

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 29  

Наблюдение за весенними изменениями в природе

Цели: уточнить знания о последовательности весенних изменений в природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны; формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимодействиях в природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель обращает внимание детей на красоту весенней природы, спрашивает, какие изменения произошли (увеличилась продолжительность дня, повысилась температура окружающего воздуха, появились насекомые, прилетают птицы, распускается листва и т.д.)

Рассказать детям некоторые приметы.

Поговорки и пословицы: «Апрель с  водой – май с травой»; «Весенняя пора – поел да со двора».

Стихотворение:

Возвращаются скворцы –

Наши новые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

         

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№31  

Наблюдение за многообразием насекомых

Цели: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых; формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает детям найти насекомых. Устанавливает связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подводит детей к выводу, что апрель – это месяц, когда просыпается все в живой природе. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учит различать насекомых по внешнему виду.

Опыт «След насекомых»

Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (положить после опыта их на место), насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляет на песке жук и муравей.

Поговорки и пословицы: «Весна водой богата»; «Хороший год по весне видно».

Загадка:

Два рога, а не бык, шесть ног без копыт,

Летит – воет, сядет – землю роет.

                                                       (Жук)

       

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№32  

Рассматривание цветущей березы

Цели: вызвать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением; учить замечать его изменения; уточнить представление о последовательности роста и развития растения.

Ход наблюдения:

Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Понюхать. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца. Сережки – это цветы березы.

Приметы: соловей защелкал, значит, береза лист пустила; соловей запевает, когда может росы напиться с березового листа.

Стихотворения:

Береза

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей,

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

                                Р.Рождественский

Загадка:

Стоят в поле сестрицы:

Платья белены, шапочки зелены

                                                       (Березы)

 

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 30

         Наблюдение и рассматривание сирени

Цели: продолжать расширять и уточнять знания о многообразии растительного мира; расширять кругозор, словарный запас; активизировать память и внимание.

Ход наблюдения:

Воспитатель вспоминает с детьми разнообразие растительных форм (деревья, кустарники, травянистые растения). Находит их на участке детского сада, отмечает отличия и сходство. На примере сирени рассматривает признаки кустарника (много стволов, они относительно тонкие, кустарник невысокий). Обращает внимание на большие ланцетовидные листья (вспомнить, какие были крупные почки на кустарнике). Рассматривает крупные цветочные почки, которые собраны в соцветия (напоминает детям, что называется соцветием), сравнивает с другими кустарниками (жасмин, ирга, черная смородина).

Приметы: сирень пахнет сильнее обычного – к дождю; днем жарко, а ночью прохладно – к хорошей погоде.

Стихотворения:

Набухают быстро почки,

Появляются листочки,

Всюду гомон, птичья трель –

Это в лес пришел апрель.                                

Загадка:

Летом вырастаю, а осенью опадают

                                                       (Листья)

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 33  

Наблюдение за ветром

Цели: уточнить и расширить знания о разнообразии неживой природы (о воздухе), природном явлении ветре, причинах его возникновения, влиянии на жизнь растительных организмов и  

человека.

Ход наблюдения:

Выяснить вместе с детьми, есть ли ветер. Как это можно определить? Как узнать силу ветра? Что такое ветер?

Ветер играет большую роль в жизни растений (переносит пыльцу, семена). Попросить назвать примеры (одуванчик, клен, тополь). Рассказать  дошкольникам о значении ветра в жизни человека, о приспособлениях, которые помогают человеку использовать ветер для своих целей.

Опыт «Как легче бегать – против ветра или по ветру»?

Поговорки и пословицы: «Весной оглобля за одну ночь травой обрастает»;  «На весну надейся, а дрова запасай.

Стихотворение «Ветер, ветер! Ты могуч…» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне…» А.С. Пушкина)

Загадка:

Невидимка озорной, все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит и куда-то он спешит.

                                                       (Ветер)

         

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  35

         Наблюдение за насекомыми

Цели:  уточнить содержание понятия «насекомые»;

  • научить сравнивать их по существенным общим признакам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.

Худ да тонок,Голосом звонок,

Летит — распевает,Сидит — кусает.Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

На ромашку у ворот Опустился вертолет —
Золотистые глаза. Кто же это?
(Стрекоза.)

На большой цветной ковер Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки.)

 ♦ Как одним словом называются отгадки?-Насекомые.)

♦        Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

  • Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)
  • Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и Развиваются.)
  • Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)
  • Как защищаться от насекомых?
  • Чем питаются насекомые?

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  36

           Наблюдение за радугой

Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что за чудо — красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке.

Приказало солнце — стой! — Семицветный мост крутой. Туча скрыла солнца свет — Рухнул мост, а щепок нет.

Воспитатель дает задание, задает вопросы.

Нарисовать на асфальте цветными мелками радугу.

 ♦ Когда исчезнет радуга? I

 ♦ Когда она может появиться?

Что это за явление — радуга?

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  34

         Наблюдение за погодой

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Ход наблюдения

Хорошо весной, поле чистое,

Муравой-травой ты украшено.

 Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.      С. Дрожжин

Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.

  • Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)
  • Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)
  • Что произошло со снегом? (Он растаял.)
  • Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)
  • Каким стало небо? (Ярко-синим.)
  • Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)
  • Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)
  • Какая была температура воздуха, когда шел снег?

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  37

           Наблюдение за бабочкой

Цели:  расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе;

способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку. Не птица, а с крыльями. Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.)

Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с Цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Летом самка откладывает яички в почву. Через некоторое время из них появляются личинки — гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками. Бабочки тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают шелк.

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  39

Наблюдение за грозой

Цели: - учить детей видеть и устанавливать связь одних явлений с другими;

           - продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений;

           - закрепить правила безопасного поведения во время дождя.

ДОЖДИК

Дождик, дождик, ну послушай!

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит.

Побелеешь – снегом станешь,

До апреля не растаешь.  В.Степанов

Обратить внимание детей на состояние природы перед грозой. Становится темно, замолкают птицы, поднимается ветер, животные прячутся. После грозы воздух чистый, появляются лужи и т.д.

Вспомнить правила поведения во время грозы:

*нельзя прятаться под деревья;

*разговаривать по мобильному телефону,

*заходить в лифт, так как во время грозы может отключиться электричество,…

Приметы:

  • Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья;
  • глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню.

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  40

          Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

Ход наблюдения

Сам в кабину не могу я залезть пока.

До чего же велико колесо грузовика.

В кузов даже заглянуть не удастся мне,

Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть-чуть — у него обед,

Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.   В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.)
  • К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
  • Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)

♦  На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеленый.)

  • Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
  • Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)

 

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  38

         Наблюдение за пешеходом

Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.        

  • Ход наблюдения

Должен помнить пешеход: Есть сигналы светофора — Подчиняйся им без спора! Желтый свет — предупреждение: Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут! Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти!

  • Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.
  • ♦        Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.)
  • Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.
  • Воспитатель подводит детей к переходу.
  • ♦        Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?
  • Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  41

           Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии  на  жизнь растений, животных и человека.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся. (Солнце.)

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла  тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же еще происходит в природе? (Установить и закрепить представления об экологических связях.) Где восходит, где заходит солнце?

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  43

         Наблюдение за подорожником

Цель: продолжать развивать познавательную активность  в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.

  • Как называют май в народе? (Цветень.)
  • Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много там и трава.)
  • Где тень и сыро, трава не взошла, почему?
  • Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)
  • Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)
  • Почему его так назвали?
  • Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)
  • Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)

♦        Кто знает, чем может помочь подорожник?

Исследовательская деятельность

Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.

Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  44

           Наблюдение за цветником

Цели:

  • расширять представления о цветнике весной;
  • закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Назовите садовые цветы.
  • Назовите полевые цветы.
  • Где они растут?
  • Какие цветы вам нравятся? Почему?
  • Есть ли у вас дома цветы? Какие?
  • Как вы за ними ухаживаете?
  • Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
  • Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?
  • Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
  • Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  42

         Наблюдение за велосипедом

Цель: закреплять знания о назначении велосипеда.

Ход наблюдения

Уточнить, что велосипеды бывают детские и взрослые. Чем они отличаются? (Размером и количеством колес.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть велосипед, задает вопросы.

  • Из каких частей состоит велосипед?
  • Каких размеров бывают велосипеды?
  • Для кого они предназначены?
  • Тяжело ли ездить на велосипеде?

♦        Нужно ли знать правила дорожного движения, чтобы управлять велосипедом?

♦        Чем отличается велосипед от машины?

♦        Сколько человек может одновременно ехать на велосипеде?

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  45

           Наблюдение за муравейником

Цели:

  • закреплять знания о муравьях;
  • воспитывать интерес к исследовательской работе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом        ,

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

  • Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)
  • Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)

Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравейный терем муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости. Муравьи — хищники, уничтожают множество насекомых.

♦        А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом.)

Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

Перечень

  1. Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями
  2. Наблюдение за собакой
  3. Наблюдения за сезонными изменениями
  4. Наблюдение за воробьем
  5. Наблюдение за весенними приметами
  6. Наблюдение за ветром
  7. Наблюдение за работой дворника
  8. Наблюдение за кошкой
  9. Наблюдение за весенним небом и облаками
  10. Наблюдения за изменениями в одежде детей
  11. Рассматривание почек на деревьях
  12. Наблюдение за березой (кора дерева)
  13. Наблюдение за деревьями (почками)
  14. Наблюдение за птицами (вороной)
  15. Наблюдение за кучевыми облаками
  16. Наблюдение за изменениями, происходящими в природе
  17. Наблюдение и рассматривание растений
  18. Наблюдение за облаками
  19. Наблюдения за ивой
  20. Наблюдения за растениями и кустарниками на участке
  21. Наблюдение за ветром
  22. Наблюдение за весенней грозой
  23. Наблюдение за почвой

                                               Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

Перечень

  1. Наблюдение за насекомыми
  2. Наблюдение за всходами ландыша
  3. Наблюдение за растениями (определение погоды по растениям)
  4. Наблюдение за камнями
  5. Наблюдение и рассматривание одуванчика        
  6. Наблюдение за весенними изменениями в природе
  7. Наблюдение и рассматривание сирени
  8. Наблюдение за многообразием насекомых
  9. Рассматривание цветущей березы
  10. Наблюдение за ветром
  11. Наблюдение за погодой
  12. Наблюдение за насекомыми
  13. Наблюдение за радугой
  14. Наблюдение за бабочкой
  15. Наблюдение за пешеходом
  16. Наблюдение за грозой
  17. Наблюдение за грузовым транспортом
  18. Наблюдение за высотой стояния Солнца
  19. Наблюдение за велосипедом
  20. Наблюдение за подорожником
  21. Наблюдение за цветником
  22. Наблюдение за муравейником
  23. Наблюдение за грузовым транспортом

                                          Картотека наблюдений (ВЕСНА)

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 46  

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

Ход наблюдения

Сам в кабину не могу я залезть пока.

До чего же велико колесо грузовика.

В кузов даже заглянуть не удастся мне,

Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть-чуть — у него обед,

Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.   В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.)
  • К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
  • Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)

♦  На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеленый.)

  • Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
  • Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке изложен материал наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста за живой и неживой природой....

Картотека наблюдений в природе (старший дошкольный возраст).

Картотека наблюдений в природе для детей старшего возраста....

Картотека наблюдений осенью для старшего возраста

Картотека наблюдений для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5....

Картотека наблюдений зимой для старшего возраста

Картотека наблюдений для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5....

Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека наблюдений на прогулке старшая группа весна

картотека наблдений в старшей группе...