Главные вкладки

    Картотека наблюдений зимой для старшего возраста
    картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Свистунова Анна Николаевна

    Картотека наблюдений для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nablyudeniya_zimoy.docx62.43 КБ

    Предварительный просмотр:

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 1    

    Наблюдение за трудом дворника

    Цели: - продолжать наблюдение за работой дворника;

                 - воспитывать уважение к труду дворника.

    После наблюдения за работой дворника задать детям вопросы:

    1. Что делает дворник зимой на территории детского сада?
    2. Какие орудия труда он использует для работы?
    3. Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
    4. Нужна ли работа дворника людям и природе?

    № 2    

    Наблюдение за работой дворника

    Цель: - продолжать прививать детям любовь к труду и уважение к труду взрослых.

      Обратить внимание детей на то, как старательно дворник убирает снег, посыпает дорожки песком, чтобы детям было удобно ходить.

    Загадка:Тихо-тихо снег идет. Белый снег, мохнатый.

    Мы расчистим снег и лед Во дворе…(лопатой).

      Напомнить, для чего надо собирать снег в лунки деревьев и кустарников.

    Трудовая деятельность 

    Вместе с детьми собрать снег на участке, предложить сделать постройки: горки, снеговиков, фигурки животных.

    Приметы:

    • в январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший;
    • морозный январь – урожайный год.

    Поговорки и пословицы:

    • «Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь»;

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 4    

    Наблюдение за снегопадом

    Цели: - закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде; развивать чувство прекрасного.

    Загадать детям загадки:

    Не вымыт, а блестит,

    Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

    ***

    Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые звездочки превращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

     Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

    В тишине полюбоваться красотой этого зимнего явления.

     Определить силу ветра по кружению снежинок.

    Приметы:

    • Лег снег на морозную голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет.

    Поговорки и пословицы: (попросить детей объяснить их)

    • «Мороз не велик, да стоять не велит»;
    • «Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос»;
    • «Пришла зима – не отвертишься»;
    • «Чем крепче зима, тем скорее весна».

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 5    

    Наблюдение за деревьями (рассматривание коры)

    Цели: - конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования;

                - воспитывать интерес к жизни растений и бережное отношение к ним.

    ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ (М.Дудин)

    Деревья зимою, деревья зимою

    Пронизаны ветром и стужей самою.

    И старые сосны, и острые ели

    Встают, как солдаты, навстречу метели.

    В пургу по колени буранами гнутся,

    Вершинами машут…Сдают? Не сдаются!

    Загадка:

    Его весной и летом мы видели одетым.

    А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

              Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой.)

    Понаблюдать с детьми за деревьями. Спросить, не замерзают ли деревья. Предложить вспомнить, что происходит с ними весной, летом, осенью.

     Деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. У деревьев есть зашита от промерзания. Все лето они откладывают под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. У деревьев есть еще защита – пушистое снежное одеяло.

    Приметы: снег прилипает к деревьям – тепло будет; если зимой деревья шумят, ожидай оттепели.

    Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает».

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 3    

    Наблюдение за погодой

    Цели: - уточнить и конкретизировать представление о зиме;

                - учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

     Обратить внимание детей на погоду, попросить ее охарактеризовать (температура, облачность, осадки), употребляя как можно больше эпитетов; сравнить погоду со вчерашней, выяснить, что изменилось, по каким признакам дети делают выводы. Предложить полюбоваться красотой зимнего пейзажа.

    Приметы:

    • Вороны летают, кружатся стаями – к морозу;
    • снег идет большими хлопьями – к оттепели;
    • облака темные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится;
    • в начале зимы сильный снег – в начале лета будет сильный дождь;
    • зима холодная – лето теплое;
    • дым от трубы идет вверх – к морозу;
    • если зимой сухо и холодно, летом будет сухо и жарко.

    Поговорки и пословицы:

    • «Зима лето пугает, да все равно тает»;
    • «зима без снегу – не быть хлебу»;
    • «Зима лето строит».

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 6    

    Наблюдение за изморозью

    Цели: - обобщать представления о зимних явлениях в неживой природе;

               - развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.

    БЕРЕЗА (С.Есенин)

    Белая береза под моим окном

     Принакрылась снегом, точно серебром.

    На пушистых ветках снежною каймой

     Распустились кисти белой бахромой.

    И стоит береза в сонной тишине,

     И горят снежинки в золотом огне.

    А заря, лениво обходя кругом,

     Обсыпает ветки новым серебром.

    Обратить внимание детей на деревья, покрытые красивым, кружевным узором. Веточки деревьев обрастают белой пушистой бахромой. Это изморозь. Как она образуется? (В тихую морозную погоду избыток водяного пара из воздуха выделяется в виде переохлажденных капель тумана, а на предметах оседает в виде кристаллов люда.) Такая кристаллическая изморозь получается при непосредственном переходе пара в лед. Кристаллы, похожие на иглы или пластиночки, быстро растут.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 8    

    Наблюдение за воробьями в конце зимы

    Цели: - учить анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

                - расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания.

      Прочитать стихотворение В. Берестова «Воробушки» и попросить детей проанализировать его:

    О чем поют воробушки в последний день зимы?

    - Мы выжили, мы выжили, мы живы, живы мы!

      Обратить внимание на поведение воробьев. Они как будто чуют приближение весны, теплых дней. Весело чирикают, перелетая с ветки на ветку. Начинаются воробьиные ссоры и драки – у них в конце февраля происходит разбивка на пары. Эти озорные птахи уже начинают вить первые гнезда.

    Приметы:

    • если воробьи прячутся под крышу, будет мороз и метель;
    • воробьи сидят на деревьях втихомолку – пойдет снег без ветра.

    Дидактическая игра  «Птицы, звери, рыбы»

    Воспитатель называет птиц, зверей, рыб, а дети имитируют их передвижение («летают»,  «прыгают», «плывут» и т.д.).

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 9    

    Наблюдение за ветром

    Цели: - расширять и углублять знания о неживой природе;

                - формировать интерес к природным явлениям.

    Ветер дул всю ночь, шумели ели, морщинилась вода.

    Сосны старые скрипели, ивы гнулись у пруда,

    Выло, дуло, завывало. И когда пришел рассвет,

    Ветра будто не бывало, будто не было и нет.

    Задать детям вопросы:

    1. Какая сегодня погода?
    2. Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом – поземкой)
    3. С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили?
    4. Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

    Дидактическая игра  «Каким бывает ветер?»

    Цель: - обогащать словарный запас

    Подобрать прилагательные, каким бывает ветер: сильным, теплым, шквалистым,…

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 7    

    Наблюдение за следами птиц на снегу

    Цели: - расширять знания о зимующих птицах (вороне, воробье, синице…);

                - учить видеть особенности их поведения зимой;

                - развивать у детей желание помогать птицам в зимний период;

                - учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле.

    Зима-зимушка, чародейка,

    Наших птичек пожалей-ка,

    Ведь птичкам зимой холодно, голодно,

    Насыпьте в кормушки им крошки да зернышки.

    Пусть не голодают птицы зимой –

    Вниманьем согреем их, добротой.

    Чтоб от вредных насекомых

    Сады цветущие не погибли зря,

    Всегда, в любое время года,

    Берегите птиц, друзья!

     Обратить внимание на следы птиц на свежевыпавшем снегу. Следы различны по размеру и форме цепочек (ворона крупнее воробья, она ходит большими шагами, у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ногах; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков», следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста).

     Предложить детям понаблюдать за поведением птиц у кормушки и сравнить правильность своих заключений по поводу цепочек и крестиков птичьих следов на свежевыпавшем снегу.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 10    

    Наблюдение за снегом (защитные свойства снега)

    Цели: - продолжать знакомить со свойствами снега;

               - приучать детей заботиться о растениях.

     

    Напомнить детям о защитных свойствах снежного покрова: снег согревает землю от промерзания, причем рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не надо уплотнять.

    Исследовательская деятельность «Защитные свойства снега»

    Цель: - познакомит детей с защитными свойствами снега.

    Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба; зарыть неглубоко в снег; зарыть глубоко в снег.

     Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от промерзания.

    В ы в о д: Чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

    Приметы:

    • зимой хорошая погода будет оставаться хорошей, если ночью и утром будет тихо и ясно;
    • воздух над лесом посинел – будет тепло.

    Поговорки и пословицы:

    • «Растение – земли украшение»;

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 12    

    Наблюдение за долготой дня

    Цель: - формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.

     

    Обратить внимание детей на положение солнца, на то, что дни становятся короче, а ночь длиннее. Подвести детей к выводу о том, что чем короче день, тем меньше светит и греет солнце, тем температура воздуха ниже и тем становится холоднее.

    Приметы:

    • Зимой солнце садится в облака -  к снегопаду;
    • солнце всходит красное – на метель.

    Попросить детей объяснить пословицу: «Зимнее солнце плохо греет»

    Дидактическая игра «Природа и человек»

    Цель: - систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

    Х о д игры: Воспитатель становится в круг, в руках у него мяч. Он заранее договаривается с детьми, что будет называть предметы, дети должны распределить по темам: «Человек» или «Природа».

    Например, «машина» - «Человек». Ошибившийся выходит из круга.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 13    

    Наблюдение за огородом зимой

    Цели: - знакомить детей с сезонными изменениями в огороде в зимний период;

                - воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

    Батюшка наш огород!

    Поклонюсь тебе с любовью –

    Ты корми нас целый год

    И капустой и морковью.

    Угощай нас кабачком,

    Сельдереем и лучком.

    1. Что изменилось в огороде с приходом зимы?
    2. Чем является снег для растений?
    3. Если много снега в огороде – это плохо или хорошо?
    4. Ровно ли лежит снег в разных частях огорода?
    5. Где больше снега – у здания или в центре? (у здания)
    6. Почему? (порывы ветра сдувают снег от центра к зданию)

    Исследовательская деятельность

    Измерить глубину снега в разных частях огорода.

    Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 11    

    Рассматривание и наблюдение за  почками  на деревьях

    Цель: - способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений.

     Трудно приходится деревьям зимой. Вот как описывает поэт Дудин деревья в зимнее время в своем стихотворении “Деревья зимой”:

    Деревья зимою, деревья зимою

    Пронизаны ветром и стужей самою.

    И старые сосны, и острые ели

    Встают как солдаты навстречу метели.

    В пурге по колени, буранами гнутся,

    Вершинами машут. Сдают?  Не сдаются!

    Зимой травы, кусты и деревья замирают.

    • Но сдались ли они морозам и метелям? Погибли ли они? (Нет, они живые).

      Рассмотреть почки тополя. На них хорошо видны коричневые кожистые чешуйки, несколько рядов, покрытые смолистым веществом, плотно налегающие друг на друга. Это прекрасная защита от холода.

    Приметы:

    • в феврале много инея на деревьях – будет много меда;
    • если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 14    

    Наблюдение за воробьем

    Цели: - продолжать закрепление знаний о зимующей птице – воробье;- формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

     - учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

    Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке,

    Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.

    Прыгает он у крыльца – покормите молодца.

    1. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
    2. Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв).
    3. Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.)
    4. Чем питаются воробьи в зимнее время?
    5. Почему зимующих птиц надо подкармливать? (корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
    6. Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, так они защищаются от мороза.)
    7. Почему воробьи селятся рядом с человеком?

    - Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную погоду.

    Воробьи – смелые и дружные птицы. Если какому-нибудь воробью посчастливилось найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите, сколько собралось птиц у кормушки. Воробьи охотнее поедают зернышки, нежели хлебные крошки или даже сало.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 16    

    Наблюдение за хвойными деревьями

    Цели: - закреплять знания о деревьях;

                - развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Задать детям вопросы:

    1. Для чего нужен лес?
    2. Что он дает человеку?

    Предложить послушать зиму и спросить, что же услышали?

    1. Чем пахнет зима?
    2. Какие деревья украшают лес зимой?

    Стоят дома высокие,

    Этажи несчетные,

    Шпили колючие,

    Под тучами могучими.

    1. О каких деревьях говорится в стихотворении?
    2. Как выглядит ель?
    3. Кто ее сестра?

    А наверху, над мглою этой, перерастая лес, одна,

    В лучах заката, в бликах света горела яркая сосна.

    1. Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом!?
    2. В чем сходство и различия ели и сосны?

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 17    

    Наблюдение за небом

    Цели: - продолжать расширять знания о неживой природе;

                - формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы.

     

    Во время прогулки понаблюдать за цветом неба, как он меняется в зависимости от времени дня и от погоды. Если на небе нет облаков и туч, полюбоваться красотой голубого неба, яркостью его оттенков, скоростью движения облаков. На фоне неба очень красиво смотрятся голые деревья, покрытые пушистым снегом.

    Приметы:

    • красноватое небо к вечеру, а утром сероватое обещает добрую погоду;
    • небо кажется высоким – к ветру.

    Поговорки и пословицы:

    • «Зима резвится не только в лесу, но и у нас на носу»
    • «Новый год – к весне поворот»
    • «Растет день – растет и зима»

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 15    

    Наблюдение за красотой деревьев

    Цели: - учить высказывать свои впечатления, сравнивать, выбирать образные эпитеты;

                 - воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.

     

    Обратить внимание детей на красоту деревьев в любую погоду. В солнечный день приятно смотреть на ярко-голубое небо сквозь кружевные сплетения веток, освещенных лучами солнца. От деревьев на снегу протянулись длинные синеватые тени. После сильного снегопада изменились очертания деревьев и кустарников. Кустарники накрылись остроконечными и круглыми шапками. У некоторых деревьев ветки напоминают причудливые оленьи рога, у других – кружево. (Рассмотреть деревья, может ветки еще кого-нибудь напоминают.)

    Приметы:

    • если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая;
    • иней на деревьях – к морозу;
    • туман – к оттепели.

     Дидактическая игра «Когда это бывает?»  (приметы разных времен года)

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 18    

    Наблюдение за скрипом снега

    Цели: - обобщать представления о типичных зимних явлениях в неживой природе;

                - продолжать знакомить со свойствами снега, с русскими народными пословицами и поговорками.

    Лишь земли коснулась вата, и снежинки разлетелись

    По замерзшему асфальту закружил, понес их ветер!

    Кувыркаются снежинки, поворачивают спинки,

    Веселятся и резвятся, радуясь зиме.

    Попросить детей послушать, как скрипит снег под ногами. Сказать, что это бывает только в морозную погоду. Этот звук образуется при разрушении твердых снежинок.

     Послушать с детьми потрескивание деревьев и объяснить выражение «Мороз трескучий»

     Попросить объяснить значение пословиц: «Мороз не велик, да стоять не велит», «Береги нос в большой мороз».

     - Разделить детей на группы и предложить создать на снегу композицию на тему «Зимние чудеса»

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 20    

    Наблюдение за поведением птиц у кормушки

    Цель: - воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

    Задать вопросы:

    1. Какие птицы постоянно прилетают на кормушку?
    2. Какие редко?
    3. Какой корм больше любят?
    4. Какие птицы ведут себя на кормушке смело?
    5. Какие побаиваются?
    6. Почему птиц надо кормить два раза в день?

    Дидактические игры:

    «Посчитай»

    Предложить детям посчитать:

    • сколько разновидностей птиц прилетело на кормушку,
    • сколько голубей,
    • сколько воробьев,
    • и других птиц.

    Сравнить, кого больше.

    «Третий лишний»

    • ворона, воробей, лебедь
    • снегирь, клест, муравей
    • ласточка, журавль, дятел
    • синица, галка, страус
    • свиристель, утка, клест
    • голубь, скворец, лебедь
    • скворец, грач, воробей
    • клест, свиристель, ласточка
    • индюк, галка, дятел
    • грач, воробей, галка

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 21    

    Наблюдение за легковым транспортом

    Цель: - закреплять знания об автомобилях, умение различать их по назначению.

    Задать вопросы:

    1. Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.
    2. На какие группы можно поделить весь транспорт? (Легковой, грузовой, общественный, специальный.)
    3. Почему по-разному называют те или иные группы автомобилей?
    4. Как автомобили влияют на окружающую среду? (Загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте.)
    5. Чем полезен транспорт? (Быстро доставляет людей.)
    6. Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.)
    7. Каких автомашин больше в нашем городе? Почему?

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 19    

    Наблюдение за гололедом

    Цели: - сформировать элементарное представление о гололеде как явлении природы;

                - учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды;

                - воспитывать умение вести себя при гололеде, уважение к труду дворника.

    Стекольщик хорош – стекло не пробьешь.

    Стало тепло – стекло потекло. (Лед.)

     * Рассказать детям, что если после оттепели ударяет мороз, на улице появляется гололед. Большие участки земли, тротуары, дороги покрываются льдом, становятся опасными для передвижения (лед гладкий, скользкий, прозрачный, может быть незаметным на асфальте).

     * Напомнить детям правила поведения при гололеде:

    • Передвигаться в гололед надо осторожно, ступая на всю подошву.
    • Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны.
    • Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения.
    • Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.

      * Рассказать о последствиях гололеда:

    Гололед и гололедица на улицах и дорогах являются причиной травм пешеходов из-за падений, особенно опасно падение навзничь (на спину, вверх лицом), что может привести к сотрясению мозга.

      * Подвести к выводу о том, что  во время гололеда надо быть очень осторожными!!

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 22    

    Наблюдение за березой

    Цели: - продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России;- рассказать о том, какую пользу приносит береза людям; - воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

    Прочитать стихотворение С. Есенина «Береза»:

    Белая береза под моим окном

    Принакрылась снегом, точно серебром.

    На пушистых ветках снежною каймой

    Распустились кисти белой бахромой

    И стоит береза в сонной тишине,

    И горят снежинки в золотом огне.

    А заря, лениво обходя кругом,

    Обсыпает ветки новым серебром.

      *Назвать части дерева.

      *Обратить внимание детей на ствол березы.

      *Определить, какой он на ощупь, где самый широкий ствол. (Внизу у самой земли, самый узкий – наверху.)

      *Рассмотреть кору под лупой - дырочки, трещинки; уточнить, что она называется берестой.

      *Определить высоту дерева (почти как детский сад, выше или ниже детского сада), сравнить с другими деревьями и кустарниками, находящимися рядом с березой.

    Исследовательская деятельность

    Дети обнимают дерево, как бы пытаясь вытащить его из земли.

    Вытаскивают палку, воткнутую в землю.

    Делают вывод о том, что держит дерево в земле и почему дерево не падает и стоит вертикально.

    Приметы:

    • снег прилипает к деревьям – тепло будет

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 24    

    Наблюдение за сосульками

    Цели: - продолжать знакомить с явлениями природы;

                - развивать наблюдательность, любознательность.

      Сосульки образуются только на морозном воздухе. Слой снега на крыше дома подогревается изнутри (со стороны чердака). Он подтаивает, и образующаяся при этом вода стекает до карниза. Здесь, попадая на морозный воздух, вода замерзает и превращается в сосульки. но на южной стороне крыши снег подтаивает не снизу, а сверху, под воздействием солнечных лучей. Вода стекает вниз. Попадая в тень, на морозном воздухе водяные капельки замерзают. Постепенно воды натекает все больше, и ледяные сосульки растут.

      Предложить детям понаблюдать, какие изменения произойдут на месте, где висела сосулька (например, на качелях или металлическом заборе) в конце прогулки.

    Приметы:

    • снег идет большими хлопьями – к оттепели;
    • вороны каркают – к оттепели;
    • яркие звезды – к морозу, тусклые – к оттепели.

    Исследовательская деятельность

    «Лед – твердая вода»

    Цель: познакомить со свойствами воды.

    Принести сосульки в помещение (одну большую и две маленькие), поместив каждую в отдельную посуду, чтобы дети могли наблюдать за сосульками. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Проследить, какая сосулька растает быстрее и почему. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине сосульки растают через разные промежутки времени.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

     № 25    

                                                              

    Наблюдение за вороной и сорокой

    Цель: - закреплять представление о птичьем мире, знания о характерных особенностях птиц.

    - Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.)

    1. Что вы знаете о ней?
    2. Какая она по характеру?
    3. За что не любят ворону?
    4. Что в ней положительного?

      Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться – берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон – самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона – совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон – птица лесная. Во многих сказках ворона называют мудрым. Может, потому, что живет эта птица до 100 лет.

    1. А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.)
    2. Какая она, сорока?
    3. В чем сходство и различие между вороной и сорокой?

      Сороку - белобоку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах – насторожились, притаились звери и птицы. «Опасность, опасность!» - стрекочет сорока, и всем понятен ее язык.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 23    

    Наблюдение за метелью

    Цель: - дать представление о движении снега в ветреную погоду

      Загадать загадку и предложить ответить на вопросы.

    Гуляю в поле, летаю на воле,

    Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

    Вдоль снега пробегаю, сугробы наметаю. (Метель.)

    1. Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
    2. Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)
    3. Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
    4. Как вы думаете, от метели больше вреда или пользы? (Оголяются корни деревьев – могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)

    Кто это, воя, без крыльев летает

    И без метелки следы заметает?

    Лепит сугробы из снежного теста,

    Передвигая их с места на место. (Метель.)

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 26    

    Наблюдение «Следы птиц на снегу»

    Цель: - закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

       Загадать загадку и предложить ответить на вопросы:

    Кто прошелся по дорожке

    И оставил здесь свой след?

    Это птичка-невеличка,

    А зовут ее…(синичка).

    Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.

    1. Как вы думаете, чьи это следы?
    2. Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
    3. Почему на снегу остаются птичьи следы?
    4. Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы, как она передвигалась, в каком направлении, делала ли остановки.)

    Исследовательская деятельность

    Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 28  

    Наблюдение за долготой дня «Почему происходит смена дня и ночи?»

    Цель: - дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

    - Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи?

    Солнце дает Земле свет и днем, и ночью. Земля волчком вращается в пространстве. Один оборот происходит за 24 часа, т.е. за сутки. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, - ночь, на другой – день.

    Задать детям вопросы:

    1. Куда исчезают звезды? Может их кто-то выключает днем, как лампочки?

    (на самом деле звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд.)

    1. Почему  и куда заходит Солнце? Может, оно ложится спать? (На самом деле Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе.)

    Исследовательская деятельность

    Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.

    *Провести наблюдение – утром, в полдень, вечером.

    *Сделать замеры.

    *Подвести  к выводу о том, что в полдень солнце стоит прямо над головой, поэтому тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 29    

    Наблюдение за силой ветра

    Цели: - развивать умение устанавливать связь между направлением ветра и свойствами снега и состоянием погоды.

    Я березку качну, я тебя подтолкну,

    Налечу, засвищу, даже шапку утащу,

    А меня не видать. Кто я? Можешь угадать? (Ветер.)

      В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Спросить у ребят, откуда дует ветер, определить его силу по качающимся веткам деревьев. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная.

    Приметы:

    • Холодные северные ветры в феврале – к урожаю;
    • безоблачно, ветер северный – морозы усилятся;
    • дует ветер, а инея нет – быть бурану;
    • если ночью был иней – к ветру.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 27    

    Наблюдение за деревьями и кустарниками

    Цель: - расширять и углублять знания о растениях.

    Прочитать стихотворение М. Степанова

    ЗИМНИЙ ЛЕС

    Что за чудо – зимний лес,

    Сколько сказочных чудес!

    В сказке этой я лесной,

    Сон иль явь передо мной?

    Вот берез роскошный ряд,

    Шали белые горят

    Серебром – а вот в сторонке

    В шубах елочки – девчонки.

    Ах, какая тишина,

    Бело-белая страна!

    Задать детям вопросы:

    1. Чем деревья отличаются от кустарников?
    2. Как называются деревья, которые осенью сбрасываю листья?
    3. Какую пользу приносят деревья и кустарники?

    Исследовательская деятельность

    Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 30    

    Рассматривание узоров на окнах

    Цели: - продолжать знакомить детей с зимними явлениями природы;- расширять кругозор детей;

    - воспитывать любознательность.

    Прочитать стихотворение С.Дрожжина

    МОРОЗ

    Мороз в окно глядит и дышит и на стекле узоры пишет.

    А против мерзлого окна дыханьем Дедушки Мороза

    В парчу и жемчуг  убрана стоит кудрявая береза…

    Загадать загадку:

    Какой это мастер на стекла нанес

    И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.)

    Обратить внимание детей на узоры на стекле. Это явление бывает только в морозную зимнюю погоду. Ни в какой другой сезон его увидеть невозможно. При низких температурах наружная сторона оконных стекол расцвечивается красивыми узорами. Это ледяные кристаллы, в которые превращаются при быстром замерзании водяные пары. Снежинки, изморозь, узоры на окнах – все это водяной пар, который при сильном охлаждении переходит в твердое состояние и принимает форму кристаллов. Если солнце попадает на окна, то узор загорается всеми красками, это лучи кристаллов льда отражают солнечные лучи.

      Попросить детей пофантазировать и рассказать, что они видят на стеклах.

    Приметы:

    • зимой сухо и холодно – летом сухо и жарко;
    • если окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению мороза.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 32    

    Наблюдение за вороной и сорокой

    Цель: - учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

    Загадки:

    Птица серая парила, крылья черные раскрыла,

    Громко каркнула она, только курочка ушла:

    Под крылом хохлатка спрятала цыпляток!

    От кого, ребятки, прячутся цыплятки? (От вороны.)

    ***

    Длиннохвостая она, со спины черным-черна.

    Брюхо белое по плечи, тарахтенье вместо речи.

    Хоть кого увидит вмиг поднимает стрекот – крик! (Сорока.)

      В народе считают, если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны. Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей – значит, ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу – жди мороза.

      Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое  прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 33    

    Наблюдение за деревьями

    Цели: - формировать представление о помощи людей растениям в зимних условиях;- воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

      После вьюжной погоды обратить внимание на то, как опустились деревья под тяжестью снега.

      Полюбоваться причудливо утонувшими в сугробах деревьями, осторожно стряхнуть с веток снег.

      Объяснить, что в теплую зимнюю погоду снег, покрывающий деревья, становится тяжелым, липким. По возвращении морозов он примерзает к кроне, и от тяжести ветки могут сломаться. Людям надо заботиться о растениях, помогать им выжить в трудных зимних условиях. Ветки очень ломкие от мороза, и, проходя мимо, надо быть осторожными, чтобы не задеть и не сломать хрупкие веточки молодых деревьев.

    Загадка:

    Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)

    Дидактическая игра  «Укрась слово»

    Подобрать как можно больше определений к данному слову.

    Зима (какая?)

    Снежинка (какая?)

    Мороз (какой?)

    Снег (какой?)

    Метель (какая?)

    Снегурочка (какая?)

    Сугробы (какие?)

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 31    

    Наблюдение за солнцем

    Цель: - формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца и Луны.

      Прочитать отрывок из стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро»

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит…

    Обратить внимание детей на то, что солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; увеличивается продолжительность светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

    Сравнить продолжительность светового дня в начале января и начале февраля.

    Загадка:

    На улице рубашка, а в избе рукав. (Солнечный луч.)

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 34    

    Наблюдение за снегом

    Цель: - формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.

    Прочитать стихотворение С.Есенина:

    Поет зима – аукает,

    Мохнатый лес баюкает,

    Со звоном сосняка.

    Кругом с тоской глубокою

    Плывут в страну далекую

    Седые облака.

      Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев – быть снегопаду.

      Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным, а тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка – наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

      Задать детям вопросы:

    1. Назовите зимние месяцы.
    2. Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу?
    3. В результате чего она образовалась?

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 36    

    Наблюдение за облаками

    Цели: - расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;

                - развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

      Загадать загадку:

    Без крыльев летят,

    Без ног бегут,

    Без паруса плывут. (Облака.)

      Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются – образуются облака. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя летом и в виде снега зимой. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые – перед дождем или снегопадом.

    1. Какие бывают облака?
    2. Из чего они образуются?
    3. На что похожи?

    Исследовательская деятельность

    Найти облака, похожие на лошадки.

    Сравнить перистые облака и кучевые.

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    №37    

    Наблюдение за капелью

    Цели: - продолжать знакомить с природными явлениями;

                - развивать наблюдательность и любознательность.

      Прочитать стихотворения Ф. Тютчева и А. Плещеева:

    Зима недаром злится,

                                        Прошла ее пора –

                                       Весна в окно стучится

                                        И гонит со двора.

    ***

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною…

    Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденется листвою.

      *Понаблюдать, как с сосулек стекают капли воды и падают, образуя лужи.

      *Послушать, как звенят падающие капли.

      *Спросить, как называется это явление? (Капель.)

      *Обратить внимание, что снег становится темным, как бы наливается водой, из него уже нельзя делать фигуры (понаблюдать за снеговиком). Снеговики оплывают, делаются все меньше. Теперь новых снеговиков не сделаешь, потому что снег стал совсем другим – темным и ноздреватым. От солнечного тепла снежинки тают одна за другой и превращаются в воду. Поэтому получаются в снегу углубления.

    Поговорки и пословицы:

    • «Коли капель, в весну раннюю верь»;
    • «февраль богат снегом, апрель – водой».

                                              Картотека наблюдений (ЗИМА)

                                                               

    № 35    

    Наблюдения за деревьями на  участке детского сада

    Цели: - способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений;

                - расширять представления о частях растений;

                - накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

    Весной веселит, летом холодит,

    Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)

      Рассмотреть и сравнить ветки деревьев. Уточнить знания детей о расположении веток разных деревьев, как умеют определять названия деревьев и кустарников, которые стоят без листвы.

      В безветренную погоду опушенные снегом деревья стоят притихшие, словно к чему-то прислушиваются.

      Если после оттепели ударит мороз, они покрываются ледяной корочкой и, тихо позванивая, ударяются друг о друга. Иногда эту картину освещает солнышко, тогда деревья словно стеклянные, на них вспыхивают тысячи разноцветных огоньков, и не оторвать глаз от этого зрелища.

    Приметы:

    • Теплый февраль принесет весну с заморозками;
    • если февраль будет дождливый, то такими же можно ожидать весну и лето.

    Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

    Цель:  развивать умение обобщать по существенным признакам.

    Береза, смородина, тополь;

    Роза, гвоздика, ромашка;

    Колокольчик, василек, ромашка;

    Яблоня, осина, дуб;

                                             Наблюдения ЗИМА

                                                                (старший дошкольный возраст)

    ПЕРЕЧЕНЬ

    1. за трудом дворника
    2. за работой дворника
    3. за погодой
    4. за снегопадом
    5. за деревьями (рассматривание коры)
    6. за изморозью
    7. за следами птиц на снегу
    8. за воробьями в конце зимы
    9. за ветром
    10. за снегом (защитные свойства снега)
    11. за  почками  на деревьях
    12. за долготой дня
    13. за огородом зимой
    14. за воробьем
    15. за красотой деревьев
    16. за хвойными деревьями
    17. за небом
    18. за скрипом снега
    19. за гололедом
    20. за поведением птиц у кормушки
    21. за легковым транспортом
    22. за березой
    23. за метелью
    24. за сосульками
    25. за вороной и сорокой
    26. за следами птиц на снегу

                                               Наблюдения ЗИМА

                                                                 (старший дошкольный возраст)

    ПЕРЕЧЕНЬ

    1. за трудом дворника
    2. за работой дворника
    3. за погодой
    4. за снегопадом
    5. за деревьями (рассматривание коры)
    6. за изморозью
    7. за следами птиц на снегу
    8. за воробьями в конце зимы
    9. за ветром
    10. за снегом (защитные свойства снега)
    11. за  почками  на деревьях
    12. за долготой дня
    13. за огородом зимой
    14. за воробьем
    15. за красотой деревьев
    16. за хвойными деревьями
    17. за небом
    18. за скрипом снега
    19. за гололедом
    20. за поведением птиц у кормушки
    21. за легковым транспортом
    22. за березой
    23. за метелью
    24. за сосульками
    25. за вороной и сорокой
    26. за следами птиц на снегу

                                             Наблюдения ЗИМА

                                                                (старший дошкольный возраст)

    1. за деревьями и кустарниками
    2. смена дня и ночи
    3. за силой ветра
    4. узоров на окнах
    5. за солнцем
    6. за вороной и сорокой
    7. за деревьями
    8. за снегом
    9. за деревьями на  участке детского сада
    10. за облаками
    11. за капелью

                                               Наблюдения ЗИМА

                                                                 (старший дошкольный возраст)

    1. за деревьями и кустарниками
    2. смена дня и ночи
    3. за силой ветра
    4. узоров на окнах
    5. за солнцем
    6. за вороной и сорокой
    7. за деревьями
    8. за снегом
    9. за деревьями на  участке детского сада
    10. за облаками
    11. за капелью


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

    В картотеке изложен материал наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста за живой и неживой природой....

    Картотека наблюдений в природе (старший дошкольный возраст).

    Картотека наблюдений в природе для детей старшего возраста....

    Картотека наблюдений осенью для старшего возраста

    Картотека наблюдений для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5....

    Картотека наблюдений весной для старшего возраста

    Картотека наблюдений для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5....

    Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека наблюдений зимой в старшей группе.

    Детская любознательность порой может быть настолько глубокой и доточной, что невозможно не удивиться и не возрадоваться полученному опыты наблюдая вместе с ребенком. Дети замечают много вещей, которые...

    Картотека наблюдений на прогулке старшая группа зима

    картотека наблюдений на прогулке в старшей группе...