Главные вкладки

    Образовательный проект "Я б в ученые пошел..."
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Ярошевич Татьяна Григорьевна

    Данный проект расскрывает систему работы с детьми старшей группы по экспериментально-исследовательской деятельности. Способствует развитию  познавательной активности, любознательности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon op_ya_b_v_uchennye_poshel._s_prilozheniem.doc283.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательный проект

    «Я б в ученые пошел, пусть меня научат»

    «Развитие познавательных действий у детей старшей группы»

    Разработчик: Ярошевич Т.Г.- воспитатель

    Вид проекта -  практико-экспериментальный.

    Участники – педагоги Ярошевич Т.Г. , Киселёва Е.С.; воспитанники старшей группы №5, Родители

    Продолжительность – долгосрочный  с октября 2018 г. по апрель 2019 г.
    Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.

       
    1.Актуальность:

    В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов.
    В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности.

     Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

    Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить элементарные основы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок, познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивает мировидения ребенка». 

    Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».  У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

     На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  
       
    2. Цель: 
      Способствовать  развитию у детей  познавательной  активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
     
    Задачи: 

    Образовательные:
    -  поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
    - расширять и уточнять представление о предметах: их свойствах и качествах.

    - формировать способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями;

    - учить  детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов и умению делать выводы, открытия.

    Развивающие:

    -  развивать  у детей  познавательные способности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение;
    -  развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;

    - способствовать развитию визуального, слухового, сенсорного восприятия, внимания и памяти.

       

     Воспитательные:

    - создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию;
    - воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

    - способствовать созданию дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;

    - формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

    - Привлечение родителей к совместной деятельности.

     

    3. Ожидаемый результат:

    У дошкольников  развиваются умения:

    - активно познавать окружающий мир;

    - действовать согласно  алгоритма познания;

    - применять разные способы детского экспериментирования;

    - ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;

    - доказательно объяснять полученный результат;

    - формируются предпосылки учебной деятельности

    У родителей  повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

    Формы работы:

    1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

    2.Фронтальная работа.

    3.Индивидуальная работа.

    4. Аннотация

    5. Этапы реализации проекта.

    Содержание  деятельности

    Формы работы

    срок

    I этап.  Организационный

    1.  Анализ научной методической  литературы. Определение актуальности проблемы  цели. Подбор содержания   и форм работы с детьми 5-6 лет

    Сентябрь

    2.  Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

         Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов

    3.  Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности детей.  Подборка рассказов, картин,  иллюстраций по теме

    в течение проекта

    II этап. Основной

    1. Реализация перспективного плана работы с детьми

    и

    взаимодействия с родителями

    -  Организация предметной среды и мини-лаборатории.

    -  Работа с детьми: НОД, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми,  самостоятельная экспериментальная деятельность.

    Дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в Центре природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видео презентаций, мультфильмов,  исследовательский проект

    октябрь – апрель

    - Привлечение родителей к совместной проектной деятельности.

    -Оформление информационно- просветительского материала в виде,  консультаций, папок–передвижек.

    - Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

    III этап. Заключительный

     1.  Родительское собрание: Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников  в   детском саду и дома».

             -  Игротека-практикум «Поэкспериментируем!»

             -  Показ презентации  «Я б в ученые пошел, пусть меня научат». 

    2.   Пополнение  картотеки схемами-алгоритмами для  самостоятельной деятельности.

    3.   Создание картотеки видео роликов и презентаций на  тему «Охрана окружающей среды»

     

    апрель

         Данный образовательный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детьми старшего дошкольного возраста; для повышения профессиональной компетенции педагогов группы в области экспериментально – исследовательской деятельности и приобщения родителей совместной деятельности с детьми.

         Он  включает в себя  систему  методической  работы по поисково-познавательной  деятельности  с детьми  старшей группы: перспективное планирование работы с детьми и родителями по месяцам, описание проводимых

    Опытов.

    6.  Перспективный план работы  с детьми по экспериментальной деятельности.

    Групповая образовательная  деятельность

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Самостоятельная деятельность детей

    октябрь

      Путешествие в «мини-лабораторию»

    Цель: Познакомить с мини- лабораторией группы, рассказать о предназначении и правилах пользования  оборудованием. Продолжать знакомить с понятием «наука», о способе познания мира–эксперимента.

     Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро-вание для детей старшего дошкольного возраста

    - Беседа: «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

    - Дид./игра «Чудесный мешочек», «Природа или человек»

    - Создание коллекции камней (природных и рукотворных); коллекции ракушек.

    - Рассказ воспитателя «Что такое фильтр?»

    - Рассматривание веществ растворяемых и не растворяемых в воде

    - Опыты: 

    «Рассматривание песка под лупой».

    «Тонет - не тонет.

     «Уличные тени».

     «Исследование взаимодействия песка и глины с водой».

    - Труд: Сбор камешков для коллекции.

    - Игры с песком

    - Д/игра: «Что горит – что не горит» (по картинкам)

    - Опыты:

    «Отпечатки наших рук» (свойства мокрого песка). «Песчаный конус».

    « Летающие семена»

    - Рисование палочкой по сухому и мокрому песку

    Выкладывание узоров на песке из природного материала.

    Прогулка «Движение воздуха»

    Опыт «Вода – растворитель. Очищение воды»

    Цель: Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; познакомить с  правилами поведения при работе с различными веществами.

     Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро-вание для детей старшего дошкольного возраста

    Опыт «Почему дует ветер».

    Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить пред-ставления детей о свойствах воздуха: горячий подни-мается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

    Опыт «Волшебные стеклышки»

     Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, подзорной трубой, телес-копом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

     Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро-вание для детей старшего дошкольного возраста

    ноябрь

    НОД.   Тема: Коллекционер бумаги

    Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах. Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.      

         Дыбина О.В.  стр.27

    - Беседы: «Берегите бумагу»

    «Что делают из бумаги»

    - Рассказ воспитателя 

    «Где изобрели бумагу»

    - Создание коллекций бумаги, фантиков

    - Проблемная ситуация:

    В каких камнях можно обнаружить воздух?

    -Конструирование из бумаги.

     - Чтение экологических сказок «Вода и воздух», «Великий спор»

    С.Маршака «Чистый лист»

    - Рассматривание: макета строения человека; тонометра  

    - Сит./общения  «Зачем человеку сердце?» Для чего нам нужны руки?

    - Опыты:

    «Есть ли воздух в почве».

    «Легкий - тяжелый»,

    «Рисующие камни».

    -Опыты: Определение направления ветра с помощью (флажков, ленточек, султанчиков).

    «Веер»

    - Вырезывание картинок из старых журналов.

    - Игры: «Узнай на ощупь». «Кто быс-трее скатает ленту»

    -Физ. упр.: «Кто дольше простоит на 1 ноге».

    «Перетягивание каната»

    «Пронеси не урони» ходьба с мешочком на голове.

    Запуск бумажных самолетиков.

     Опыт: «Исследование звука, который издаёт бумага при сминании».  «Как сгибается бумага»

    Цель: выяснить, какой  вид бумаги из предложенных образцов  издает самый громкий звук и какой вид можно сложить большее количество раз. Учить спосо-бам исследования окружающего мира  на примере проведения опытов с бумагой

        М. Султанова  Простые опыты с бумагой.

     Опыт «Как обнаружить воздух?»

     Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс

     М. Султанова  Простые опыты с воздухом.

    «Познаю себя»

    Цель: Расширять знания детей о своём теле. Продолжать знакомить с работой  опорно-двигательного аппарата человека,  и его назначением. Дать практическое подтверждение важности функций выполняемых этими органами

    «Сердце» «Определение частоты ударов сердца» (в покое, в движении).

    Цель: Продолжать знакомить детей с назначением сердца, показать его положение. Познакомить детей с понятием пульс, что это такое, как его определять. рассказывать детям о мероприятиях для укрепления сердца.  Прививать навыки ЗОЖ.

    декабрь

     «Как работает градусник, термометр»

     Цель: Показать детям различные виды термометров, градусник. Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. О чём могут рассказать термометр и градусник. Вместе с детьми сделать термометр из бумаги. Замерять температуру воды (тёплой и холодной), температуру воздуха, температуру тела.

    - Рассматривание: предметов  и илл. «Одежда». Коллекции «Виды тканей».

    - Чтение: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», В. Осеева «Волшебная иголочка»,

    «Сказка про то, как одежда обиделась

    - Опыты: «Исследование жидкостей на прозрачность».

     «Можно ли бумагой удержать сыпучие предметы»

    «Защитные свойства снега»

    - Беседы о назначении приборов для измерения температуры.

    О применении электри-чества в современном мире.

    - Ручной труд: Изготовление градусника из картона

    -Моделирование

    одежда для кукол из лоскутов ткани

    -Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды»,

    «В мастерской модельера»

    - Рисование: «Расписные ткани», «Рисуем одежду для куклы».

    Игры: «Чудесный мешочек». «Холодный – теплый»

    Игры «Узнай по запаху, «Узнай на вкус»

    Опыт «На свету и в темноте»

    Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

     Знакомство с весами. Взвешивание предметов (из металла, дерева, пенопласта, бумаги, пластмассы).

    Цель: Познакомить детей с разновидностями весов: механические, электронные, безмен, аптечные, напольные. Сформировать представление о том, что все предметы имеют вес. Знакомить детей с понятием «грамм»

    Электричество. Опыт Волшебники.

    Цель: Установить причину возникновения статического электричества. 

     О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»

    январь

    «Природный мир Севера». Опыт «Почему не тонут айсберги?

    Цель: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

      Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро-вание для детей старшего дошкольного возраста

    - Опыт «Почему металлическая коробочка плавает, а ложка утонула?».

    «Защитные свойства снега»  «Таяние снега».

     «Как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой».

    - Проблемные ситуации: «Почему кухонную посуду делают из металла?».

    «Почему плавают корабли?».

    - Чтение: «Почему у глобуса шапка белая?» /ДЭ «Почемучка»

    - Презентация «Кто живет в Арктике»

    Вечер  «Занимательных  

    экспериментов»

    Цель: развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мысли-тельные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации экспериментов

    - Опыты: 

    «Тонет - не тонет».

    Приготовление мыльных пузырей с опорой на схему-алгоритм

    «Следы на  снегу»        

    - Практическая деятельность

     Определи на глаз какой из металлических предметов тяжелый, а какой легкий.

    - Рассматривание под лупой снежинок.

    - Рисование Снежинок.

    - Игры с макетом «Животный мир Арктики»

    -П./игры со снегом

    - Рассматривание моделей  животных леса и тундры;

     Опыты  «Воздух повсюду»

    Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направ-лениях, не имеет собственного запаха. Развивать позна-вательный интерес детей в процессе экспериментиро-вания, устанавливать причинно-следственную зависи-мость, делать выводы. Познакомить с символическим изображением газообразного состояния воздуха (ТРИЗ).

    Исследование свойств  природных материалов.

    Цель: познакомить со свойствами природных материалов на примере проведения опытов с ними; приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследователь-ской деятельности.

          М. Султанова  Простые опыты с природным материалом.

    февраль

     «Чем можно измерить длину?»

    Цель: расширить представления детей о мерах длины условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой, развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

     Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро-вание для детей старшего дошкольного возраста

    -Опыты: «Свойства солёной воды».

    «Можно ли менять форму камня и глины?»

    «Прочный камешек»

    «Может ли камень издавать звуки»

    «Мы – фокусники» с магнитами.

    - Рассказ и показ как измеряли предметы в древности.

     - Сит./общ. Из каких камней нельзя построить дом

    - Проблем./ ситуации: 

    «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

    «Как перенести воду в решете

     «Как измерить доску для лавочки если нет линейки?)

    -Дид./игры «Покажи твердое и жидкое»

    Рисование:  «Радуги».

    «Что бывает фиолетовым?»

     -Наблюдение за срезанными веточка-ми деревьев.

    -Лепка из  глины, пластилина, теста

    -Опыты: «Смешение цветов» по схеме-алгоритму.

     Нахождение в окружающем  материалов имеющих природное происхождение»

    - Назови материалы, из которых сделаны эти предметы,

    - Раскрась радугу

    -Рассматривание илл. «Цвета»

    Детской энциклопедии «Моря и океаны»

    Опыт Испытание магнита

    Цель: познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.     

       Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро-вание для детей старшего дошкольного возраста

    Опыт Разноцветные шарики

    Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

       Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро-вание для детей старшего дошкольного возраста

    Теплота.  Опыт «Твердые - жидкие»

    Цель: Понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла.

        О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»

    март

      Эксперимент: «Посадка лука в почву, глину и песок».

    Цель: познакомить детей с глинистой и песчаной почвой; закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая. Выявить в какой почве растения растут лучше.     

         М. Султанова Простые опыты с природным материалом.

    - Опыты

    «Показать, из чего состоит почва». «Как образуется тень».

    «Все увидим, все узнаем». измерение размеров изображения с помощью различных линз.

    - Рассказы воспитателя  Мифа «О Вулкане».

    «Чем рисовали люди в древности

    - Практические упр. Рисование палочками по земле, песку; мелками по доске, на асфальте; углем, сангиной на бумаге.

    - Наблюдение: «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

    - П./игры «Солнечный зайчик»   «Кто выше?»

     - Показ презентации. «Реки и озера России»

    - Просмотр видео ролика «Вулканы»

    - Опыты:

    Нахождение предметов, взаимодействующих с магнитом;

    «Разные отражения»

    - Лепка из глины.

    - Игры: «Какой предмет оставил след» -  оттиск на глине пластилине.

    Игры с кинетическим песком.

    -Рисование «Извержение вулкана»

    Рисование свечой, углем, мелом

    Выкладывание рисунков из камней

    Рассматривание коллекций  камней. ДЭ «География». «Космос»

    Притяжение. «Почему всё падает на землю»
    Цель: Понять, что Земля обладает силой притяжения.

        О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное  рядом»

    Опыт: Секретные записки

    Цель: Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать самостоятельность детей .

        Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-эксперементиро-вание для детей старшего дошкольного возраста

    Опыт: Как происходит извержение вулкана?

    Цель: познакомить детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения.

     Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро-вание для детей старшего дошкольного возраста

    апрель

    «Угадай-ка»        

    Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который  зависит от материала.        

     Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро

    вание для детей старшего дошкольного возраста

    - Опыты: «Солнечный зайчик»

    «Соль выпаривается и кристаллизуется».

    Употребление растениями воды  

    - Рассматривание образцов соли (пищевая каменная,  морская)

    - Рассказ воспитателя о ценности соли в древние времена.

    - Просмотр м/фильмов «Приключения Капитошки».

    «Возвращение Капитошки»

    - Беседы:  «Чем можно рисовать (писать)»

    «С голубого ручейка начинается река»

    Вечер экспериментов «Всё обо всём».

    Цель: развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе;     Источник: Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста

    Опыты: Изготовле-нии мыльных пузырей по схеме.

    Инд. работа по карточкам

    - Как ты думаешь какой из 2 парусников плывет быстрее?

    - Природные и искусственные  материалы

    Источник: «Школа открытий. Опыты» О.Б. Шапина

    - Рассматривание: фотоиллюстрации бурных горных и спокойных равнинных рек; гор.

    «Таинственные картинки»

    Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.          

    Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро

    вание для детей старшего дошкольного возраста

    «Путешествие Капельки»

    Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать  умение работать в группе, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

     Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментиро

    вание для детей старшего дошкольного возраста

    Перспективный план взаимодействия  с родителями

    Месяц

    Формы работы

    Октябрь

    Консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

    Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

    Привлечь родителей к пополнению коллекции (камней, ракушек, плодов)

    Ноябрь

    Беседа:  «Как организовать игры с водой».

    Привлечение родителей к пополнению мини лаборатории емкостями для экспериментов с водой (стаканчики, емкости разной формы,  емкости 0,5 л) . Мерные ложки. Образцами ткани.

    Декабрь

    Папка-передвижка «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

    Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования (Весы, шприцы без игл, пинцеты)

    Январь

    Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

    Февраль

    Консультации  «Роль совместного творчества в семье»

    Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования  лупами, маленькими зеркалами,  магнитами  по количеству детей

    Март

    Предложить родителям провести эксперимент написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).

    Апрель

    Родительское собрание:  Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома».  Презентация «Я б в ученые пошел, пусть меня научат». 

     

    7. Вывод. Результаты реализации проекта

    октябрь-ноябрь

           ППРС.   Для создания условий по  реализации проекта приобрели 2 одинаковые емкостей с крышками для хранения оборудования, пластмассовые бутылки, одноразовые стаканчики, ванилин, сахар, соль, муку, полиэтиленовые пакеты камни, иллюстрации, салфетки, фартучки.

            Дети узнали о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая). Научились обнаружить воздух в пространстве. Умеют называть  свойства  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). Познакомились с агрегатными свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Дети научились различать и называть водных животных и птиц. Научились анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Познакомились с работой микроскопа, градусника.

    Родители:

      Провела консультацию для родителей  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

       Собрали материал: песочные часы, лупы, мерные ложки, фартучки  Пополнели коллекции (камней, ракушек, плодов)

    Педагоги

         Сделали картотеки: опытов,     схем - алгоритмов опытов;   образцов бумаги, ткани.

    декабрь - февраль

           РППС:   Для реализации проекта (для опытов) приобрели емкости для опытов с водой  2-х видов по количеству детей; механические и электронные весы;

         Дети научились определять предметы легкие и тяжелые, узнавать предметы сделанные из бумаги, определять ее качество и свойство. Узнали, что необходи-

    мо для роста и развития растений (свет, вода). Имеют представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. Познакомились со способность разных материалов очищать воду.

    Научились выделять свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.  Научились самостоятельно готовить раствор для мыльных пузырей.  Познакомились с работой электронных и механических весов

    Родители:

         Предложила родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

    Оформила папку-передвижку «Экспериментируем дома».

    Педагоги

          Изготовили: коробочки с разными запахами; картотеку экологических игр.

    март- апрель

    ППРС.   Для создания условий по  реализации проекта приобрели: лупы, пинцеты, мерные стаканчики (по количеству детей); макет солнечной системы, игры-балансиры.

         Дети научились использованию различных веществ вместо чернил, и  способам  их проявления. Познакомились с природным явлением — извержение вулкана. Выявили, в какой почве растения растут лучше. Дети приобрели  умение работать в группе, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.     

    Родители:

     Предложила родителям провести эксперимент написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).

     Провела родительское собрание:  Тема: «Развитие познавательно - исследова-тельской деятельности у дошкольников в детском саду и дома».  Подготовила Презентацию по результатам  образовательного проекта: «Я б в ученые пошел, пусть меня научат». 

    Педагоги

     Изготовили: коробочки на восприятие звуков. Оформила и представила проект на конкурс в ДОУ

    8. Ресурсы.

    Для разработки проекта изучала опыт работы, методическую литературу по данной теме на следующих сайтах:

    - referad.ru – Схемы проведения опытов и экспериментов.

    - pedportal.net; vospitateljam.ru

    - docplayer.ru – Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

     

    9. Литература.

    1.  Соломенникова О.А – Ознакомление с природой в детском саду.  Конспекты занятий.  Старшая группа  М. Мозаика-Синтез.  2015 г.

    2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2005.

    3.  Иванова И.А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

    4. Николаева С.Н.  Юный эколог Программа экологического воспитания в детском  саду.

     «Мозаика Синтез» 2010 г.

    5. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом»

    6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста

    7.    Шапина О.Б. Школа открытий. Опыты «Издательство Оникс» 2007 г.

    8.   Султанова М. Простые опыты с водой. Серия для дошкольников. Книга с заданиями.

    «Хатбер - пресс», 2014 г.

    9.   Султанова М. Простые опыты с воздухом. Серия для дошкольников. Книга с заданиями  

    «Хатбер - пресс», 2014 г.

    10.  Султанова М. Простые опыты с бумагой. Серия для дошкольников. Книга с

    заданиями. «Хатбер - пресс», 2014 г.

    11.  Султанова М. Простые опыты с природным материалом. Серия для дошкольников. Книга с заданиями. «Хатбер - пресс», 2014 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

    Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

    Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "

    Основная цель проекта  - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....

    ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

    ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

    Конспект НОД «Я бы в ученые пошел, пусть меня научат» старший дошкольный возраст

    Цель: обогащать познавательный опыт.Программное содержание.Образовательные задачи.1.Познакомить детей с Днем науки.2.Дать понятие определения: наука, ученый.Развивающие.1.Развивать интерес к познанию....

    Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

    Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...