НОД: "Лесные ягоды Омской области"
план-конспект занятия по окружающему миру

Киселёва Диана Александровна

Цель: формирование представлений детей о лесных ягодах Омской области.

Задачи:

Коррекционно - обучающие: продолжать формировать представление детей о лесных ягодах Омской области, особенностях внешнего вида и местах их произрастания; ввести в активный словарь детей новое слово «туесок».

Коррекционно - развивающие:

-  активизировать словарь по теме;

- закреплять умение определять ягоды по описательному рассказу (загадке), соотносить ягоды с местом их произрастания;

- продолжать развивать связную речь через формирование ответа полным предложением;

- закреплять умение определять первый звук в названии слова и соотносить его с буквой;

- формировать умение составлять целое из частей;

-развивать динамическую координацию движений пальцев рук;

- развивать общие двигательные навыки.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формировать умение преодолевать трудности и добиваться поставленной цели;

-воспитывать чувство товарищества, доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам;

- воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_yagody_omskoy_oblasti.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад компенсирующего вида № 400»

Тема НОД: «Лесные ягоды Омской области»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Старшая группа

Подготовила: Власова Д.А.

воспитатель

Омск

2019 г.

           НОД в старшей группе для детей с ОНР с использование элементов здоровьесберегающих технологий.  

          Тема НОД: «Лесные ягоды Омской области».

          Вид НОД: формирование целостной картины мира.

          Тип НОД: подгрупповое.

Цель: формирование представлений детей о лесных ягодах Омской области.

Задачи:

Коррекционно - обучающие: продолжать формировать представление детей о лесных ягодах Омской области, особенностях внешнего вида и местах их произрастания; ввести в активный словарь детей новое слово «туесок».

Коррекционно - развивающие:

-  активизировать словарь по теме;

- закреплять умение определять ягоды по описательному рассказу (загадке), соотносить ягоды с местом их произрастания;

- продолжать развивать связную речь через формирование ответа полным предложением;

- закреплять умение определять первый звук в названии слова и соотносить его с буквой;

- формировать умение составлять целое из частей;

-развивать динамическую координацию движений пальцев рук;

- развивать общие двигательные навыки.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формировать умение преодолевать трудности и добиваться поставленной цели;

-воспитывать чувство товарищества, доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам;

- воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Методы и приёмы: 

-словесный (беседа, рассказ, отгадывание загадок, вопросы даны с точки зрения развития мыслительной деятельности, развитие связной речи);

-наглядно-демонстрационный (пиктограммы «Правила поведения в лесу», мультимедийная презентация на тему «Лесные ягоды Омской области», демонстрация туеска);

- игровой (д/и для развития фонематического слуха «Туески», разрезные картинки).

Словарь:

Слова – предметы: малина, ежевика, земляника, брусника, клюква, черника, туесок, корзина, поляна, болото.

Слова – признаки: лесная, вкусная, спелая, сочная, кислая, сладкая, съедобная, несъедобная, полезная, красная, чёрная, тёмно-синяя, сочная, ароматная.

Слова -  действия: растут, прятаться, собирать, варить, есть, заготавливать, висеть.

Предварительная работа: беседа о лесных ягодах, рассматривание картинок с изображением ягод Омской области, чтение сказки «Ягодная сказка» М. Михайлина, разучивание динамической и пальчиковой гимнастики по теме «Садовые ягоды».

Материалы и оборудование: ноутбук, магнитофон, 3 мольберта, ширмы, игрушка «Лесовичок», корзина, туесок, корзинки- сумочки на каждого ребёнка, декорация «Дом», полянка из ткани, болото из ткани, пень, декоративное дерево, моток ниток, картинки – ягоды, 3 комплекта разрезных картинок «Банки с вареньем», туески на магнитах по количеству детей, пиктограммы «Правила поведения в лесу».

Ход НОД:

  1. Организационный момент. Мотивация.

Помощник воспитателя заводит детей в группу. Воспитатель интересуется у детей о том, где они были. Дети отвечают воспитателю.

Воспитатель: «Ребята, а вы любите сюрпризы?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Пока вас не было в нашей группе появилось что-то необычное. Хотите посмотреть?»

  1. Сообщение темы, цели, задач НОД.

Воспитатель: (подводит детей к полянке) «Ребята, что это?»

Ребёнок: «Полянка».

Воспитатель: «Правильно, это полянка на опушке леса. А что на ней растёт?»

Ребёнок: «Это ягоды».

Воспитатель: «Как можно одним словом назвать ягоды, прорастающие в лесу?»

Ребёнок: «Лесные ягоды».

Воспитатель: «Значит о чём мы с вами будем сегодня говорить?»

Ребёнок: «Мы будем говорить о лесных ягодах».

Воспитатель: «А в каком городе мы живём?»

Ребёнок: «Мы живём в городе Омске».

Воспитатель: «Верно, поэтому тема нашего занятия: «Лесные ягоды омской области». Наша цель: познакомиться с лесными ягодами Омской областями, их особенностями. Ребята, но полянка появилась не просто так, посмотрите, может вы видите ещё что-нибудь необычное? (Воспитатель обращает внимание детей на пень. Дети находят на пеньке открытку, воспитатель предлагает детям прочитать послание на открытке).

Воспитатель читает послание детям: «Слушайте внимательно! «Дорогие ребята, приглашаю вас в гости в мой лес, хочу рассказать вам о ягодах своего лесах. Хочу, чтобы вы запомнили названия ягод моего леса, научились их узнавать и различать, а ещё я покажу вам свой туесок, и чтобы вам было весело я приготовил для вас интересные задания. Ваш друг, Старичок – Лесовичок»».

Воспитатель: «Ребята, как вам повезло, в прошлый раз мы с вами где были?

Ребёнок: «Мы были в саду».

Воспитатель: «О чём говорили?»

Ребёнок: «Мы говорили о садовых ягодах».

Воспитатель: «А в этот раз вы побываете в лесу, и о лесных ягодах Омской области узнаете от самого Лесовичка! А кто такой Старичок-Лесовичок?».

Ребёнок: «Это хранитель леса».

Воспитатель: «Ребята, а как вы поняли из приглашения Лесовичка, чем займётесь в лесу?

Ответы детей: «Узнаем название ягод, запомним их название, научимся их различать».

Воспитатель: «Правильно, а кто услышал незнакомое слово?  Что обещал он вам показать?»

Дети вспоминают новое слово.

Воспитатель: «И так, ребята, сегодня мы с вами вместе вспомним, что такое ягода, узнаем названия ягод, растущих в лесах Омской области, увидим, как они выглядят, узнаем где их можно найти в лесу. Вспомним, что из них можно приготовить. Узнаем, что такое туесок. Будем продолжать учиться отвечать на вопросы полными, правильными предложениями. В парах вы соберёте банки с любимым вареньем Лесовичка и каждый из вас будет соотносить первый звук в названии ягоды с буквой.

Ребята, оценивать себя вы будите сами, посмотрите, у меня две ягоды. Большая и маленькая. Как вы думаете, что означает большая ягода?»

Ответы детей: «Большая ягода означает, что мы правильно выполнили задание, отвечали на вопросы полными ответами, чётко проговаривали слова, следи за своей речью».

 Воспитатель: «А что означает маленькая ягодка?

           Ответы детей: «Допускали ошибки, пользовались помощью воспитателя и друзей, не следили за правильностью речи».

Воспитатель: «В конце нашей прогулки по лесу вы посчитаете свои ягоды и если у вас будет 3 большие ягоды – вы получите большую медаль – ягодку от Лесовичка и звание «Знаток лесных ягод». Если у вас будет одна маленькая ягода – для вас медаль поменьше и звание «Любитель лесных ягод». Ну а если у вас будет две, три маленьких ягоды – то и медаль для вас самая маленькая и звание «Новичок в сборе лесных ягод». Ребята, а во что мы будем собирать наши ягоды?»

Дети: «В корзинку».

Воспитатель: «Правильно, Лесовичок позаботился и подготовил для вас корзинки – сумочки».

Основной этап НОД.

Воспитатель: «Ну что, готовы отправится в лес? Но для начала вспомним правила поведения в лесу с помощью пиктограмм. Не забывайте, отвечать полным предложением!»

Воспитатель: «Ефим, что нельзя делать в лесу?» (Воспитатель указывает ребёнку на любую пиктограмму).

Ребёнок: «В лесу нельзя наступать (вытаптывать) на растения».

С помощью пиктограмм и вопросов воспитателя, каждый ребёнок рассказывает о правилах поведения в лесу. Варианты пиктограмм: не разжигайте костры, не причиняйте вред животным, не сорите в лесу, не шумите в лесу, не разоряйте гнёзда птиц.

Воспитатель: «Правила поведения в лесу мы вспомнили. Пора нам в путь! Ребята, а дорогу в лес вы знаете?»

Дети: «Нет».

Воспитатель: «И об этом наш Лесовичок позаботился. Он приготовил для вас волшебный клубочек. А вот и ниточка видна. Поедете вы на нашем любимом паровозике. Вагоны распределим с помощью жребия (воспитатель предлагает детям достать из корзинки карточку с цифрой). Вставайте друг за другом в соответствии с вашей цифрой».

Дети встают друг за другом, начинают изображать паровоз (дыхательная гимнастика «Паровозик») и двигаются по направлению нитки. Для того чтобы воспитатель успела сменить декорации в группе, дорожка – ниточка проходит через приёмную комнату, где детей сопровождает няня. Воспитатель вновь встречает детей в группе, включает магнитофон. Раздаются звуки леса.

Воспитатель: «Вот и привёл клубочек нас в лес, закройте глаза и послушайте звуки леса, что вы слышите?»

Ответы детей (шум листвы, шум ручья, пение птиц и т.п.).

Воспитатель: «А что вы видите?»

Ответы детей (болото, полянка, ручеёк, избушка(домик) и т.д.)

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, это избушка нашего Лесовичка, а вот и он нас встречает, поздоровайтесь. Лесовичок приглашает вас пройти в избушку, послушать рассказ о лесных ягодах. Слушайте внимательно, всё запоминайте, эти знания вам пригодятся для выполнения заданий!

Беседа с детьми о лесных ягодах Омской области, показ мультимедийной презентации по теме.

Слайд 1.

Воспитатель: «Ребята, что такое «ягода»?»

Ребёнок: «Это плод растения».

Воспитатель: «В лесах Омской области растёт много полезных и вкусных ягод. Посмотрите на слайд, кто узнал эту ягоду?»

Слайд 2.

Ребёнок: «Это малина?»

Воспитатель: «А где ещё, кроме леса, растёт малина?»

Ребёнок: «Малина растёт в саду, на даче, на огороде».

Воспитатель: «На чём растёт малина?»

Ребёнок: «Малина растёт на кустарнике».

Воспитатель: «Какая малина на вкус?»

Ребёнок: «Она сладкая».

Воспитатель: «Всё верно, ягоды лесной малины меньше садовых. Но лесная малина слаще, вкуснее, ароматнее, полезнее, чем садовая. Кустарники лесной малины можно встретить на открытых полянах, по берегам рек и ручьёв».

Слайд 3.

Воспитатель: «Какая это ягода?»

Ребёнок: «Ежевика»

Воспитатель: «На какую ягоду похожа ежевика?»

Ребёнок: «На малину»

Воспитатель: «Чем отличается от малины?»

Ребёнок: «Ежевика отличается цветом, она чёрная, (тёмно – синяя)»

Воспитатель: «На вкус ежевика кисло-сладкая, а растёт, как и малина, на колючих, ветвистых кустарниках. Кустарники ежевики можно встретить на открытых полянах, по берегам рек и ручьёв».

Слайд 4.

Воспитатель: «Кто знает название следующей ягоды?»

Ребёнок: «Это земляника».

Воспитатель предлагает всем вместе повторить название ягоды.

Воспитатель: «На какую ягоду похожа земляника?»

Ребёнок: «На клубнику».

Воспитатель: «Чем отличается от клубники?»

Ребёнок: «Отличается размером, земляника меньше клубники».

Воспитатель: «Почему землянику так назвали?»

Ребёнок: «Растёт на маленьких кустиках, находится близко к земле».

Воспитатель: «Какая земляника на вкус?»

Ребёнок: «Вкусная, сладкая».

Воспитатель: «Земляника очень ароматная, полезная, кустики земляники растут на открытых лесных полянках».

Слайд 5.

Воспитатель: «Кто узнал эту ягоду?»

Дети: «Черника» (воспитатель побуждает детей ещё раз вместе проговорит название ягоды).

Воспитатель: «Как выдумаете, почему её так назвали?»

Ребёнок: «Она чёрная (тёмная – синяя)».

Воспитатель: «Всё верно, ягоды черники покрыты специальным воском, который даёт ей такой цвет. Черника очень сладкая, полезная, особенно для зрения. Растёт она на небольших кустиках, которые можно встретить рядом с болотом, в густых лесах».  

Слайд 6.

Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает, как называется самая кислая лесная ягода?»

Ребёнок: «Клюква».

Воспитатель: «Какого цвета клюква?»

Ребёнок: «Клюква красная».

Воспитатель: «Кусты клюквы можно встретить на болотах. Они низкие и «стелются ковром» по болотным кочкам».

Слайд 7.

Воспитатель: «Ребята, хочу познакомить вас с ещё одной ягодой, она похожа на клюкву, но имеет некоторые отличия. Это брусника».

Дети вместе повторяют название ягоды.

Воспитатель: «Ягоды брусники похожи на ягоды клюквы, она, также, растёт на болотах, но кусты брусники выше кустов клюквы. Брусника от клюквы отличается вкусом, она менее кислая и имеет небольшую горечь».

Слайд 8.

Воспитатель: «Ребята, также обратите внимание на размер ягод. Какая ягода крупнее?»

Ребёнок: «Клюква крупнее брусники».

Слайд 9.

Воспитатель: «Ребята, но кроме полезных ягод в лесу можно встреть опасные ягоды, несъедобные. Вот одна из них – волчья ягода. Это очень ядовитое растение, яд находится не только в красивых, сочных ягодах, но и в коре кустарника, в его листья, поэтому этот кустарник стоит обходить стороной.

Ребята, как вы думаете, можно ли вам пойти в лес без взрослых? Почему нельзя?»

Ответы детей (много опасностей, можно отравится ядовитой ягодой, увязнуть в болоте, на нас могут напасть дикие животные и т.п.).

Воспитатель: «Правильно ребята, в лес ходите только с родителями. Ну что, понравилась вам беседа с Лесовичком о лесных ягодах Омской области? Всё вспомнили о них, новое запомнили? Теперь Лесовичок хочет это проверить с помощью заданий. Но для начала приглашает вас на полянку немного отдохнуть».

Динамическая пауза известна детям с прошлого НОД «Садовые ягоды», в этот раз детям предлагается заменить название садовых ягод на название лесных ягод.

Динамическая пауза.

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — ягоды иду искать.

А в лесу растёт черника,
Земляника, ежевика.

(Воспитатель показывает детям картинки с ягодами).
Чтобы ягоду сорвать,
Нужно глубже приседать.

(Приседания).
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте)

Воспитатель: «Отдохнули? Готовы выполнять задания, справитесь? Для начала Лесовичок предлагает вам отгадать загадки, но вы не просто должны отгадать название ягоды, но и вспомнить на каком участке леса она растёт, найти её там, положить в корзину Лесовичка, рассказать нам как называется ваша ягода и где она растёт. Напоминаю, загадку нужно дослушать до конца!  Для ответа поднимайте руку, не выкрикивайте!»

Воспитатель задаёт загадку каждому ребёнку. Если ребёнок ошибается, воспитатель предлагает сверстникам помочь товарищу. Также свой ответ ребёнок проверяет с помощью ноутбука. После выполнения задания ребёнок оценивает себя самостоятельно и кладёт свою ягодку в корзинку - сумочку).

Загадки.

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (земляника)

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая... (клюква) 

Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)      

           

 Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —... (черника)

 

Вкусных ягодок с горчинкой

Наберу в свою корзинку!

Словно алая гвоздика

Лес украсила ... (Брусника)

 

Эти ягоды все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной

Пейте на ночь чай с … (Малиной)

Воспитатель: «С первым заданием вы справились. Лесовичок очень доволен, что в его корзине появились ягоды. Ребята, а вы знаете в чём можно долго хранить ягоды, не боясь, что они испортятся?

Ответы детей (в холодильнике, в банке, в коробке…)

Воспитатель: «К сожалению, у Лесовичка нет холодильника, а в банке и коробке ягода быстро испортится. Зайдите в его избушку, может быть вы найдёте подходящий предмет».

Дети рассматривают все предметы в избушке Лесовичка, высказывают свои предположения. Воспитатель обращает внимание детей на туесок.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите какой необычный предмет. Помните, Лесовичок называл нам незнакомое слово и обещал рассказать, что оно обозначает, кто помнит это слово?  Всё верно, это предмет называется «туесок». В туеске можно долгое время хранить ягоды и другие продукты. Повторим всем вместе новое слово. Как вы думаете, из чего сделан туесок? Потрогайте его?

Дети: «Туесок сделан из коры дерева».

Воспитатель: «Всё верно, туесок сделан из берёзовой коры, именно она позволяет долго сохранять свежесть продуктов».

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Туески».

В кладовой Лесовичка много туесков для хранения ягод. Предлагаю вам посчитать туески Лесовичка (дети считают туески: «Один тесок, два туеска…шесть туесков»). Сколько всего туесков?

Обратите внимание, все туески Лесовичка подписаны буквой, с неё начинается название ягоды, которая в нём хранится. Помогите Лесовичку распределить ягоды по туескам.  Для этого вам необходимо вспомнить ягоду, которую вы сорвали в лесу, определить первый звук в названии вашей ягоды и прикрепить ягоду под соответствующим туеском. За это задание вас будут оценивать ваши товарищи. Поэтому внимательно смотрите за работой друг друга.

Детям, ранее испытавшим трудности при выполнении подобного задания, воспитатель предлагает послушать ответы одногуппников и выполнить задание аналогично. После выполнения задания ребёнком, его работу оценивают одногруппники.

Воспитатель: «Ну что, ребята, ягоду вы собрали, по туескам распределили, Лесовичок очень доволен! Как вы думаете, что можно приготовить из ягод?»

 Ответы детей (варенье, компот, смузи, желе, пирог…).

Дидактическая игра «Собери картинку».

Воспитатель: «Из ягод можно приготовить различные блюда, но сегодня Лесовичок будет варить варенье. Хотите узнать из какой ягоды Лесовичок приготовит варенье? В этом вам помогут разрезные картинки. Работать вы будете в парах. Чтобы получить большую ягоду, необходимо собрать картинку с банкой варенья быстро, правильно и назвать из какой ягоды варенье. Но перед выполнением задания предлагаю вам размять пальчики».

Пальчиковая игра «За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять,

(Сжимаем и разжимаем в замке.)

В лес пойдём мы погулять.

(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой,

За малиной,

За брусникой с ежевикой.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

Воспитатель: «Пальчики размяли, теперь должны быстро справится с этой задачей, на счёт три приступаем к работе».

          Детям, ранее испытавшим трудности при выполнении подобного задания, воспитатель предлагает собрать картинку из 5 частей, картинки для остальных детей разрезаны на 6 частей. Собрав картинки, каждый ребёнок выстраивает полный ответ на вопрос воспитателя «Из какой ягоды Лесовичок сварит варенье?»

 После выполнения задания каждый ребёнок оценивает себя.

Рефлексия. Итоги.

Воспитатель: «Ребята, все задания Лесовичка вы выполнили. И он готов вручит вам обещанные медали. Сейчас мы узнаем какую медаль получит каждый из вас. Посчитайте свои ягодки». (Воспитатель оценивает работу детей и вручает им соответствующую медаль).

Воспитатель: «А теперь, ребята, приглашаю вас немного отдохнуть перед отъездом на поляне. Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Ребёнок: «Мы говорили о лесных ягодах Омской области».

Воспитатель: «Для чего нам нужны знания о лесных ягодах Омской области?»

Ответы детей: «Чтобы отличать ягоды друг от другу, знать, где они растут в лесу, отличать съедобные ягоды от несъедобных, знать какие ягоды растут в наших лесах».

Воспитатель: «Чем отличаются лесные годы от садовых?»

Ответы детей: «Лесным ягодам не нужен уход человека, они вкуснее и полезнее».

           Воспитатель: «Полезная для вас была информация о ягодах? А что ещё нового вы узнали?»

           Ответы детей: «Мы узнали, что такое туесок».

Воспитатель: «Возникали у вас трудности при выполнении заданий? Что больше всего вам понравилось? Хорошо вы провели время?» (Ответы детей).

Воспитатель: «Пора нам домой возвращаться. Лесовичок очень рад, что вы пришли к нему в гости, он дарит нам один из своих туесков, говорит, что это очень полезный предмет и должен быть в каждом доме. Он предлагает вам завтра сделать для себя туесок по подобию, займёмся завтра изготовлением туесков?

А ещё Лесовичок приглашает вас с родителями посетить его лес и собрать урожай лесных ягод».

Дети прощаются с Лесовичком. Воспитатель предлагает детям вновь встать паровозиком в той же последовательности, что и в начале НОД. Дети, изображая паровозик, вместе с воспитателем уходят в приёмную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Птицы Омской области. Трясогузка"

Краткое описание проекта в старшей группе....

Конспект НОД в средней группе Образовательная область – познавательное развитие Рассматривание лесных ягод черники и брусники

Конспект НОД в средней группеОбразовательная область – познавательное развитиеРассматривание лесных ягод черники и брусники. Задачи:1.      Продолжать знакомить детей с я...

Конспект по лепке на тему "Мисочка" Опубликовано 16/03/2018г. Тайбасарова Алтынай Мейрамовна "ЦРР - детский сад № 44» Россия, Омская область, г. Омск Воспитатель

Конспект по лепке в средней группе на тему «Мисочка».Задачи:-учить детей лепить мисочку используя новые приемы вдавливания и оттягивания краев.-развить интерес детей к процессу лепке, вест...

• Логическая игра Опубликовано 26/03/2018г. Тайбасарова Алтынай Мейрамовна "ЦРР - детский сад № 44» Россия, Омская область, г. Омск Воспитатель

Умение рассматривать и находить различия между картинками.Находить лишнего на картинке,и обьяснять свое решение.Просмотривать все картинки в одном квадрате и назвать одним словом....

Задания для закрепления по теме «Садовые ягоды. Дифференциация садовых ягод с лесными ягодами» для группы с ЗПР старшего дошкольного возраста

Данные задания рекомендованы для закрепления материала вместе с родителями дома. Они используются для закрепления тем «Садовые ягоды» и «Лесные ягоды», формирования навыка...