В гостях у медвежонка Лесовичка.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Перетрухина Елена Анатольевна

Программное содержание: выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников и различия. Развивать фантазию, воображение, представление об окружающем мире, развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, организованность, чувство коллективизма. Воспитывать у детей бережное отношения к растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

ФЦКМ «В гостях у медвежонка Лесовичка»

Программное содержание: выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников и различия. Развивать фантазию, воображение, представление об окружающем мире, развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, организованность, чувство коллективизма. Воспитывать у детей бережное отношения к растениям.

Ход НОД.

I.Оргмомент.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Закрывайте глазки и повторяйте за мной волшебные слова:

« Раз, два, три, повернись, в волшебном лесу очутись!»

Воспитатель: И вот мы в волшебном лесу…(видео «Осенний лес»)

Как вы думаете, какое это время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, осень. Это,ребята, осенний лес. А по каким приметам вы догадались, что это осень?(ответы детей)

 Осенью лес наряжается в яркие одежды: красные, желтые. Когда светит солнце, то лес становится золотой. А когда дуют ветры, то листочки падают на землю, стелятся красивым ковром и покрывают землю. Это называется – листопад. В лесу очень красиво, весь лес золотой.

II.Основной этап занятия.

1. Воспитатель : Ребята, а давайте споем песенку про осень. (Песня «Осень»)

2.Воспитатель  Дети, к нам пришел в гости  медвежонок Лесовичок, давайте с ним поздороваемся. 

Дети. Здравствуй, медвежонок.

Воспитатель. Посмотрите, он почему-то  грустный. Давайте спросим, что с ним случилось?

Дети. Что с тобой случилось, медвежонок? Что произошло?

Медвежонок. Мы с мамой живем в лесу. Меня мама отправила за медом. Я знаю, что мед находится только на деревьях в дупле. В лесу много разных деревьев и кустарников. Я запутался, вот поэтому я такой грустный. 

Постановка проблемного вопроса

Воспитатель. Ребята, как помочь медвежонку?

Дети. Нужно показать медвежонку дерево и куст.

Воспитатель.  Где растут деревья и кустики?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Правильно. А вот как отличить дерево от куста? Вы знаете? Сейчас я вам расскажу. Только сначала давайте отдохнём и сделаем зарядку.

Что есть у дерева?

Какой ствол?

Что растёт на стволе? (веточки, на веточках листочки)

У берёзы белый ствол и чёрные пятнышки. Весной у берёзы на ветках

нежные зелёные листочки и длинные серёжки.

Лесовичок: «Что ещё растёт в моём лесу?»

Нет ствола, веточки одни,

Они низки и густы.

Его…(кустарником зовут)

Воспитатель выставляет картинку кустарника.

Воспитатель: Дети, давайте сравним дерево и кустарник:

Что есть у кустарника: есть ствол? (ствола нет)

Исследовательская деятельность:  «Кто где спрятался?» (макеты деревьев и

кустарников)

«Где спрятался зайчик?» - Под кустом. Почему? (зайчик маленький, кустик

низкий, у него много веточек, зайку не видно)

-Где стоит лиса? – за деревом. (дерево высокое, у него толстый ствол)

 

Физминутка:

Утром дети в лес пошли      -шаги с высоким подниманием ног

И в лесу грибы нашли          -размеренное приседание

Наклонялись, собирали       -наклоны вперёд

По дороге растеряли            -ритмичное разведение рук в стороны

Мы листочки, мы листочки  -дети стоят в свободной позе

Мы осенние листочки           -руки подняты, покачиваются

Мы на веточке сидели          

Ветер дунул – полетели        -Разбегаются в стороны

Мы летали, мы летали         -бегают, кружатся

А потом летать устали

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок.

Что есть у дерева?

Какой ствол?

Что растёт на стволе? (веточки, на веточках листочки)

У берёзы белый ствол и чёрные пятнышки. Весной у берёзы на ветках

нежные зелёные листочки и длинные серёжки.

Лесовичок: «Что ещё растёт в моём лесу?»

Нет ствола, веточки одни,

Они низки и густы.

Его…(кустарником зовут)

Воспитатель выставляет картинку кустарника.

Воспитатель: Дети, давайте сравним дерево и кустарник:

Что есть у кустарника: есть ствол? (ствола нет)

Исследовательская деятельность:  «Кто где спрятался?» (макеты деревьев и

кустарников)

«Где спрятался зайчик?» - Под кустом. Почему? (зайчик маленький, кустик

низкий, у него много веточек, зайку не видно)

-Где стоит лиса? – за деревом. (дерево высокое, у него толстый ствол)

 

Физминутка:

Утром дети в лес пошли      -шаги с высоким подниманием ног

И в лесу грибы нашли          -размеренное приседание

Наклонялись, собирали       -наклоны вперёд

По дороге растеряли            -ритмичное разведение рук в стороны

Мы листочки, мы листочки  -дети стоят в свободной позе

Мы осенние листочки           -руки подняты, покачиваются

Мы на веточке сидели          

Ветер дунул – полетели        -Разбегаются в стороны

Мы летали, мы летали         -бегают, кружатся

А потом летать устали

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок.

Что есть у дерева?

Какой ствол?

Что растёт на стволе? (веточки, на веточках листочки)

У берёзы белый ствол и чёрные пятнышки. Весной у берёзы на ветках

нежные зелёные листочки и длинные серёжки.

Лесовичок: «Что ещё растёт в моём лесу?»

Нет ствола, веточки одни,

Они низки и густы.

Его…(кустарником зовут)

Воспитатель выставляет картинку кустарника.

Воспитатель: Дети, давайте сравним дерево и кустарник:

Что есть у кустарника: есть ствол? (ствола нет)

Исследовательская деятельность:  «Кто где спрятался?» (макеты деревьев и

кустарников)

«Где спрятался зайчик?» - Под кустом. Почему? (зайчик маленький, кустик

низкий, у него много веточек, зайку не видно)

-Где стоит лиса? – за деревом. (дерево высокое, у него толстый ствол)

 

Физминутка:

Утром дети в лес пошли      -шаги с высоким подниманием ног

И в лесу грибы нашли          -размеренное приседание

Наклонялись, собирали       -наклоны вперёд

По дороге растеряли            -ритмичное разведение рук в стороны

Мы листочки, мы листочки  -дети стоят в свободной позе

Мы осенние листочки           -руки подняты, покачиваются

Мы на веточке сидели          

Ветер дунул – полетели        -Разбегаются в стороны

Мы летали, мы летали         -бегают, кружатся

А потом летать устали

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок.

3.Физминутка:

Всем в лесу на удивленье  

Разные растут деревья:

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Липа цветом зацвела,

Пчелок в гости позвала.

Ель иголки распушила

И грибочки все закрыла.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(Трут ладони друг о друга.

Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья.

Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона.

Берёзы-«фонарики» с движением сверху вниз.

Осина-Показать указательный палец, остальные в кулаке.

Дуб-Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.

Липа-Пальцы рук собраны в щепотку – бутон.

Круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят.

Ель-Руки в стороны вниз, пальцы растопырены.

Указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.

Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны – птицы.)

4.Мы отдохнули, а теперь внимательно послушайте. Основное отличие деревьев от кустарников в том, что деревья отличаются от кустарников высотой, деревья намного выше, чем кустарники. У кустарника ствол начинает ветвиться прямо у самой земли, а у дерева ствол выпрямляется и растет до определенной высоты, откуда и начинается его ветвление.(рассказ сопровождается показом картинок).

5.Пальчиковая гимнастика.

На что похожи листья?

Дубовый листок в завитушках

Немного похож на барашка.

Осиновый лист – будто шарик

Или с длинным хвостом черепашка.

Лист липовый словно сердечко.

Кленовый похож на ладошку.

Каштановый лист, словно веер,

Сейчас помашу им немножко.( Загибать или разгибать по очереди пальцы на руке, рассказывая стихотворение.

Машут рукой с разжатыми пальцами, как веером).

5.А теперь попробуйте отгадать загадки:

Угадайте, о каком дереве или кустарнике я говорю:

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены.

(Ответы детей).

 

«Платье потерялось – пуговки остались»(Ответы детей).

Воспитатель. Отгадайте следующую загадку:

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Ответы детей).

Это осина.

Воспитатель. А эту загадку вы обязательно отгадаете:

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

(Ответы детей).

Воспитатель. Да. Это ёлка.

Воспитатель. А вот ещё одна загадка.

Стоит колючка на вилах,

Одета в багрянец,

Кто подойдет,

Того кольнет.

(Ответы детей).

 К каждой загадке дети дают обоснованный ответ: дерево это или кустарник).

III.Итог занятия.

Ну что, сможем мы теперь помочь нашему  Лесовичку? Сможем объяснить разницу между кустарником и деревом? На этом наше занятие закончено. Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ЗАНЯТИЕ «Зайчик в гостях у медвежонка»

Занятие знакомит детей с различными видами посуды....

Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов в младшей группе Тема: В гостях у медвежонка.

Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов в младшей группеТема: В гостях у медвежонка.Презентация "Гости медвежонка" зрительная гимнастика....

Конспект занятия по развитию речи "Пятачок в гостях у медвежонка".

Познакомить детей со словообразованием в названиях предметов посуды....

Конспект НОД по развитию речи. Тема: «Ослик в гостях у медвежонка». (средняя группа)

Конспект НОД по развитию речи.Тема: «Ослик в гостях у медвежонка».(средняя группа)...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: «Ослик в гостях у медвежонка». (средняя группа)

Конспект НОД по развитию речи.Тема: «Ослик в гостях у медвежонка».(средняя группа)...

«В гостях у старичка Лесовичка» Хороводная «В гости к осени идем» в средней группе

laquo;В гостях у старичка Лесовичка» Хороводная «В гости к осени идем» в средней группе за ведущей в зале появляются дети,встают полукругом, лицом к гостям.Ведущ. Ветерок...